«Проблема сохранения биологического разнообразия»
план-конспект урока (экология, 11 класс) по теме
Разработка открытого урока по экологии. Тема: «Проблема сохранения биологического разнообразия». Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioraznoobrazie.doc | 43.5 КБ |
bioraznoobrazie.ppt | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по экологии
Е.В. Селезнева
учитель биологии и экологии,
МОУ лицей № 9 г. Волгограда
Глава 11. Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия
Урок № 15 Тема: «Проблема сохранения биологического разнообразия»
Цель: расширить знания о биологическом разнообразии организмов.
Задачи:
-раскрыть сущность проблемы рационального использования биологического разнообразия;
- продолжить развивать навыки самостоятельной работы;
- формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать на основе работы с учебником;
- применять умения работы с компьютером,
-продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.
Оборудование: компьютер, диапроектор, ноутбуки, карточки, таблицы.
Педагогическая технология: технология творческих мастерских.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.
Средства обучения:
- Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.
- Презентация.
- Распечатки материала.
Содержание урока
I Организационный момент.
II Актуализация знаний.
Цель: уточнить понятие « биологическое разнообразие».
Учитель: прошу посмотреть на фотографии, таблицы и определить о чем пойдет разговор в следующей главе и на данном уроке. ( экосистемах, популяциях, видах и их многообразии, биоразнообразии и т. д.) Верно. Мы сегодня поведем разговор о биоразнообразии и его сохранении. Тема главы 11 «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия». Тема урока: «Проблема сохранения биологического разнообразия» . Прошу открыть тетради и записать число и тему урока. Как вы думаете какова цель урока и задачи? ( слайд презентации)
Вспомните из биологии, что такое биоразнообразие? (совокупность видов всех живых организмов)
Назовите факторы, определяющие биоразнообразие. (абиотические, биотические называют с примерами)
Сколько видов на планете? (слайд)
III Изучение нового материала
Учитель: биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. А так как оно является ресурсом (каким? Исчерпаемым) оно имеет стоимость, т.е. ценность. Предлагаю на данном этапе урока узнать о формах ценности биоразнообразия, в этом нам поможет п. 45 учебника (запишите домашнее задание). Но знакомится мы будем поэтапно. Работаем по алгоритму: индивидуальная работа с текстом учебника на с. 250-253 и законспектируйте в тетради. Используйте разные формы (краткие тезисы, таблицу, схему и т.д.) 10 мин.
Обсудите в паре. 3 мин
Обсудите в группе, оформите схему конспект и подготовьтесь к защите. 5 мин.
Учитель: мы узнали о ценностях биоразнообразия и конечно перед нами, стоит задача сберечь и сохранить то, что имеем и используем. Эта задача решается на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Используется два подхода. Первый – охрана в узком смысле. Второй подразумевает, что виды и сообщества используются в режиме неистощимого рационального природопользования. Слайды презентации. Что такое экологический туризм, каковы его особенности? Далее разговор о развитии экологического туризма и проблемах ( картины, слайды о национальных парках Волгоградской области и их использовании), об организации сельского хозяйства в экологически безопасном режиме.
IV Закрепление учебного материала::
- защита презентаций обучающихся;
- тесты (самопроверка). Оцените (по желанию) всю свою деятельность на уроке (поставьте оценку в лист «контроля усвоения материала» и сдайте с тестом учителю).
- глоссарий в конспекте /прямая коммерческая ценность биоразнообразия, непрямая коммерческая ценность биоразнообрази и др./
Тест
- Биологическое разнообразие является ресурсом
а) исчерпаемым
б)неисчерпаемым
в)возобновимым
2 Совокупность видов, сообществ и экосистем – это
а) животный мир
б) растительный мир
в) биологическое разнообразие
г)объекты, занесенные в Красную книгу
3. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это
а) полезное времяпрепровождение
б) грамотный отдых
в) экологический туризм
г) рациональное природопользование
4. В настоящее время биоразнообразие
а) быстро увеличивается
б) постепенно возрастает
в) не изменяется
г) снижается
5. Охота на диких животных – это примеры использования
а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия
б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия
в) рекреационной ценности биоразнообразия
г) непознанной ценности биоразнообразия
6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах - это
а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия
б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия
в) рекреационной ценности биоразнообразия
г) непознанной ценности биоразнообразия
/ ответ: 1а; 2в; 3в; 4г;5а; 6а/
V Рефлексия. Выскажите собственное суждение о достижении цели занятия. Вывод:
биологическое разнообразие - исчерпаемый ресурс, имеющий ценность, которую нужно сохранить и рационально использовать, обеспечить самовосстановление. От сохранения биоразнообразия зависит будущее человечества.
VI Домашнее задание: п. 45, конспект, презентация.
Учитель: самостоятельная работа с учебником и совместная деятельность в группах дала нам возможность усвоить учебный материал, а также мы отработали приемы эффективного взаимодействия друг с другом. Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Расширить знания о биологическом разнообразии и проблемах сохранения и рационального использования.
Биологическое разнообразие, его сохранение и рациональное использование. Биоразнообразие включает в себя разновидности растений, животных, микроорганизмов, а также те экосистемы и экологические процессы, частью которых они являются.
Форма охраны Охрана видов и популяций Охрана природных сообществ Охрана (в узком смысле) Составление красных книг Организация охраняемых природных территорий Запрет на использование охраняемых видов Слежение за состоянием биоразнообразия в пределах охраняемых природных территорий Интродукция и реинтродукция редких видов Рациональное использование («Охраняй используя и используй охраняя») Разработка и соблюдение экологических норм для рационального использования популяций Разработка и соблюдение экологических норм для рационального использования естественных экосистем Подбор оптимальной структуры и порядка использования сельскохозяйственных экосистем Восстановление нарушенных экосистем (после горных разработок и т.п.)
Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия быстрый рост населения и экономического развития; рост международной торговли и туризма; усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха; недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды; невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь.
Ценность биоразнообразия Прямая коммерческая ценность (потребительская) Непрямая коммерческая ценность (экосистемные «услуги») Опционная (непознанная) ценность биоразнообразия Ценность существования биоразнообразия
Вывод: Биологическое разнообразие является важнейшим исчерпаемым ресурсом; Оно имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы а так же высокую стоимость, которая оценивается по 4 основным экономическим параметрам, удовлетворяющим потребность человека в общении с природой; Сохранение биоразнообразия является одной из глобальных экологических проблем и с каждым годом все больше обостряется по мере исчезновения новых видов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статистика биологического разнообразия Земли.
Школьная конференция проектно-исследовательских работ «Мир Земли». Изучение биологического разнообразия Земли с использованием математических понятий....
приложение к презентации: "Статистика биологического разнообразия Земли"
Приложение. Новые виды....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ КО ДНЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ «ЭКОЭРУДИТ» (9-11 классы)
Интеллектуально - познавательная игра "Экоэрудит", посвящённое Дню биоразнообразия. Цели мероприятия: - привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира,...
Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия
презентация сопровождение урока общей биологии 10 класса по программе Пономаревой И.Н....
Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия
презентация по общей биологии для учащихся 10 класса...
Конвенция о биологическом разнообразии
В настоящее время 191 страна ратифицировала КБР, что делает ее глобальной и самой авторитетной конвенцией в области охраны окружающей среды. Россия ратифицировала КБР в 1995 г....
Пути сохранения биологического разнообразия
Презентация может быть использована для уроков биологии и экологии в 7 , 11 классах....