Урок по теме «Экология внутренних вод на примере Ижевского пруда»
учебно-методический материал по экологии (10 класс) по теме
Урок экологии для учащихся 10-11 классов. Цель урока: систематизировать знания учащихся об экологических проблемах гидросферы на примере экологических проблем Ижевского пруда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologiya_vnutrennikh_vod_na_primere_izhevskogo_pruda.docx | 70.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Экология внутренних вод на примере Ижевского пруда»
для учащихся 9-10 класса
Автор разработки: Миниахметова Галия Дамировна,
учитель биологии и экологии
МБОУ «Гимназия №83» г. Ижевска
Тема «Экология внутренних вод на примере Ижевского пруда»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об экологических проблемах гидросферы на примере экологических проблем Ижевского пруда.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания об антропогенном воздействии на гидросферу и видах загрязнения гидросферы;
- рассмотреть способы решения проблемы;
Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений;
- формировать информационную культуру.
Воспитательные:
- формировать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотического сознания.
Оборудование: раздаточный материал (кейсы, кластеры), мультимедийный проектор, компьютер или интерактивная доска с выходом в интернет.
Ход урока:
Этап и название этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оборудование |
Подготовительный | В соответствии с целями урока готовит кейс, необходимый раздаточный материал и литературу. | ||
Организацион-ный момент. Ознакомитель-ный этап (введение в ситуацию) | Здравствуйте! наше Телевидение, Интернет, печатная пресса систематически озвучивает проблемы экологии нашего города, страны, мира. В последние годы особенно остро поставлен вопрос о состоянии Ижевского пруда. Местные жители считают, что вукузё (хозяин воды) рассердился на людей, но за что? Посмотрим видеоролик, в котором обозначена тема, над которой мы должны сегодня поработать. И начнем заполнять таблицу «Знаю-хочу узнать – узнал». (Если возможность просмотра отсутствует, то предлагается поработать над кейсом «Проблемы большого города») | Слушают учителя. Просматривают видеоролика (или работают с кейсом «Проблемы большого города»), работают с таблицей «Знаю-хочу узнать – узнал». | Видеофрагмент «Загрязняя воду мы убиваем себя!» http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=L3JE3Ck_wQ8 (или кейс «Проблемы большого города») |
Определяется тема ««Экология внутренних вод на примере Ижевского пруда» и задачи урока. | Идет постановка задач на урок. | ||
Ознакомительный этап (знакомство с проблемой) | Одним из вопросов, в колонке таблицы Вы поставили: какие виды загрязнения вод бывают? Чтобы ответить на данный вопрос проаботаем с кейсом «Основные виды загрязнения вод» и составим кластер «Виды загрязнения вод». | Читают текст кейса «Основные виды загрязнения вод» и составляют кластер «Виды загрязнения вод». Афиширование кластера одним из учеников. | Кейс «Основные виды загрязнения вод» и основа кластера «Виды загрязнения вод». |
Зная основные виды загрязнения, давайте познакомимся со статьей Александра Егорова «Ижевский пруд: история болезни», напечатанной в газете «Комсомольская правда». | Знакомяться с текстом кейса ««Ижевский пруд: история болезни». | Кейс ««Ижевский пруд: история болезни». | |
Какие проблемы озвучил автор статьи? Какие виды загрязнения характерны для пруда г. Ижевска? Отметьте их на кластере. | Отвечают на поставленный вопрос. Работают с кластером. | ||
Как же решить экологические проблемы Ижевского пруда, которые характерны для многих водоемов нашей страны? Перед проведением мозгового штурма необходимо напомнить правила проведения мозгового штурма. | Обучающиеся, проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений. Работа проводится при помощи метода мозгового штурма (по Андрееву). | Слайд «Правила мозгового штурма» (таблица на доске). | |
Мозговой штурм | Координирует работу учащихся. | За 5 минут обучающиеся выдвигают идеи решения проблемы. Один-два ученика записывают все озвученные идеи на центральной части доски. Следующие 5 минут на левой части доски записываются критические замечания по каждой предложенной идеи. Следующие 5 минут на правой части доски записываются достоинство каждй идеи. Проводится анализ всех идей и отбираются наиболее практичные для решения проблемы. | Классная доска |
Итоги и оценка знаний и умений | Подводится итог занятия | Дополняется таблица «Знаю-хочу узнать – узнал». | |
При оценивании применяется метод самооценки. | Оценивают проделанную работу на уроке. | ||
Домашнее задание | Выбрать любое, наиболее приемлемое для себя.
Работы будут оцениваться по следующим критериям: - соответствие теме; - достоверность и полнота информации; - структура буклета, логическое единство его содержания и оформления; - эмоциональное воздействие.
| Записывают домашнее задание. |
Использованные материалы:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-55391/
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=L3JE3Ck_wQ8
Приложение 1
Кейс «Проблемы большого города»
Шанхай (Китай)
Около 3,4 млн.промышленных и бытовых отходов выбрасывается главным образом в залив Сужоу и реку Хуангпу, которая протекает через центр города. Они стали главными открытыми водостоками города. Большинство отходов - промышленные, так как промывные туалеты есть лишь в небольшом количестве домов. Река Хуангпу стала мертвой рекой с 1980. В целом, менее 5% сточных вод города обрабатывается. Обычно высокий уровень воды также означает, что целый ряд токсинов с промышленных предприятий и местных рек проникают в грунтовые воды и загрязняют колодцы, которые также вносят вклад в водоснабжение города.
Сан-Паулу (Бразилия)
Река Тиете, протекая через Большой Сан-Паулу, один из крупнейших агломератов урбанизации, собирает 300 тонн стоков ежедневно от 1200 промышленных производств, расположенных в этом районе. Среди основных загрязнителей - свинец, кадмий и другие тяжелые металлы. Река также ежедневно получает 900 тонн сточных вод каждый день, лишь 12.5% которых обрабатывается пятью станциями переработки сточных вод, расположенных в этом районе.
Ижевск (Россия)
В результате сброса неочищенных сточных вод наблюдается неудовлетворительное состояние источников питьевого водоснабжения. Например, Ижевское водохранилище используется для сброса сточных вод, и на основании разрешительных документов объемы разрешенного сброса составляют более 6 800 тыс. м3 в год. Около 34 тыс. м3 сточных вод сбрасывается в водные объекты неочищенными. Наиболее высокая загрязненность характерна для реки Иж ниже г. Ижевска и всех малых рек на территории города. Река Иж загрязняется сточными водами Ижевского промышленного узла, среди которых преобладают сбросы машиностроительной, оборонной, электротехнической промышленности. В реку Позимь поступают сточные воды машиностроительных, сельскохозяйственных предприятий и аэропорта. Здесь наблюдается устойчивое превышение нормативов по нефтепродуктам и металлам. В Ижевском, Воткинском и Камбарском водохранилищах наряду с указанными загрязняющими веществами дополнительное негативное влияние на качество воды оказывает «цветение» сине-зелёных водорослей.
Вопросы:
- Какая проблема обозначена в предложенном тексте?
Возможные варианты ответов обучающихся: загрязнение вод, проблема питьевой воды и т.д.
- Заполнение таблицы:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Какие задачи мы поставим на урок?
Приложение 3
Задание к кейсу «Основные виды загрязнения вод»:
- Прочитать текст и составить кластер по теме «Основные виды загрязнения вод»
Прнложение 2
Кейс «Основные виды загрязнения вод»
Загрязнение поверхностных и подземных вод можно распределить на такие типы:
- химическое - наличие в воде органических и неорганических веществ токсического и нетоксического действия;
- бактериальное и биологическое - наличие в воде разнообразных патогенных микроорганизмов, грибов и мелких водорослей;
- физическое- радиоактивное (присутствие радиоактивных веществ в поверхностных или подземных водах) и механическое, тепловое (выпуск в водоемы подогретых вод тепловых и атомных электростанций).
Химическое загрязнение - это увеличение количества химических компонентов в водной среде, а так же проникновение в нее химических веществ, которые ей не присущи, или в концентрациях, превышающих обычную норму. Химическое загрязнение - самое стойкое. К наиболее распространенным химическим загрязнителям относят нефть и нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), пестициды, тяжелые металлы, диоксины и др.
Биологическое загрязнение - это случайное или связанное с деятельностью человека проникновение в природные экосистемы чуждых им растений, животных и микроорганизмов (патогенных бактерий, вирусов, простейших, грибов и др. ). Оно опасно, но носит временный характер. Особенно загрязняют среду предприятия микробиологической промышленности, которые изготавливают антибиотики, ферменты, вакцины, сыворотки, кормовой белок, биоконцентраты и т. п.
Физическое загрязнение - это влияние различных механических примесей, тепла, радиоактивных элементов.
Механическое загрязнение характеризуется попаданием в воду твердых отходов (мусора), песка, шламов, ила и т. п., которые ухудшают качество вод, отрицательно влияют на состояние экосистем. Серьезный вклад в засорение вносит лесосплав. Потери при молевом сплаве нередко достигают 30% от первоначального количества древесины, что является серьезным фактором ухудшения качества воды, в частности, для рыбного хозяйства.
Тепловое загрязнение вызывается сбросом в водоемы нагретой воды теплоэлектростанциями и промышленными водами. Это приводит к изменению химического состава воды и выделению ядовитых газов - сероводорода и метана, что стимулирует рост водорослей, вызывающих "цветение" водоемов. С повышением температуры в водоеме начинают быстро размножаться болезнетворные микроорганизмы и вирусы. Попав в питьевую воду, они могут вызвать вспышки различных заболеваний.
Радиоактивное загрязнение образуется в результате сбрасывания или захоронения на дне радиоактивных отходов и весьма опасно даже при очень малых концентрациях. Радиоактивные вещества концентрируются мельчайшими планктонными микроорганизмами и рыбой, затем по цепи питания передаются другим животным. Установлено, что радиоактивность планктонных обитателей в тысячи раз выше, чем воды, в которой они живут. Сточные воды, имеющие повышенную радиоактивность (100 кюри на 1л и более), подлежат захоронению в подземные бессточные бассейны и специальные резервуары.
Наиболее часто встречаются химическое и бактериальное загрязнения. Значительно реже наблюдаются радиоактивное и тепловое загрязнения.
Приложение 4
Правила проведения мозгового штурма
Правило 1: Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма
Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством. Высказываемые участниками идеи, пусть даже самые сумасшедшие, могут служить отправной точкой для развития мыслительного процесса других участников. В этом и заключается преимущество коллективного мышления над индивидуальным. Любая, даже самая малая, оценка высказанной идеи может повлиять на весь процесс проведения мозгового штурма. Он будет успешным, если каждый участник направит свои усилия в конструктивное русло.
Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей
Целью мозгового штурма, как коллективного творческого процесса, является поиск нестандартных, нетрадиционных идей. В противном случае этот процесс может превратиться в обычное совещание, на которых чаще всего предлагаются и обсуждаются именно стандартные идеи и решения, которые не всегда являются результативными и эффективными.
Высказывая свои идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они на практике или нет, так или иначе, многие из них, возможно, помогут найти эффективное решение.
Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей
Как уже упоминалось, для проведения мозгового штурма наиболее важно количество высказанных идей, чем их качество. Та как генерировать идеи участники должны (и могут) в течение небольшого ограниченного времени, то они должны научиться использовать уже высказанные другими участниками идеи для быстрого обдумывания и предложения новых.
Правило 4: Обязательная фиксация всех идей
При проведении мозгового штурма должна быть зафиксирована каждая идея, даже если она повторяется.
Правило 5: Инкубация идей
После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме:" Температура. Внутренняя энергия".
Аннотация.Урок для восьмого класса в календарно-тематическом планировании является первым уроком в первой теме: "Тепловые явления". Урок с использованием интернет - ресурсов...
Задания для контрольно-обобщающего урока по теме: « Железы внутренней секреции»
Данный материал можно использовать на уроке биологии в 8 классе.Цель: систематизировать учебный материал, развивать склонность к анализу, биологическому мышлению, активизировать процесс познания....
Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"
Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...
Открытый урок на тему: «Железы внутренней секреции»
Открытый урок на тему: «Железы внутренней секреции»...
Материалы к уроку на тему:"Температура. Внутренняя энергия. Виды теплопередачи." (8 класс).
Данный учебный материал оформлен ввиде опорного конспекта по теме:"Температура. Внутренняя энергия. Виды теплопередачи." И предназначен для работы с учащимися 8 класса сопорой на УМК: А.В.Перышкин, Фи...
Материалы к уроку на тему:"Температура. Внутренняя энергия. Виды теплопередачи." (8 класс).
Данный учебный материал оформлен ввиде опорного конспекта по теме:"Температура. Внутренняя энергия. Виды теплопередачи." И предназначен для работы с учащимися 8 класса сопорой на УМК: А.В.Перышкин, Фи...