Урок по теме «Экология внутренних вод на примере Ижевского пруда»
учебно-методический материал по экологии (10 класс) по теме

Миниахметова Галия Дамировна

Урок экологии для учащихся 10-11 классов. Цель урока: систематизировать знания учащихся об экологических проблемах гидросферы на примере экологических проблем Ижевского пруда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Экология внутренних вод на примере Ижевского пруда»

для учащихся 9-10 класса

Автор разработки: Миниахметова Галия Дамировна,

 учитель биологии и экологии

МБОУ «Гимназия №83» г. Ижевска

Тема «Экология внутренних вод на примере Ижевского пруда»

Цель урока: систематизировать знания учащихся об экологических проблемах гидросферы на примере экологических проблем Ижевского пруда.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания об антропогенном воздействии на гидросферу и видах загрязнения гидросферы;
  • рассмотреть способы решения проблемы;

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений;
  • формировать информационную культуру.

Воспитательные:

  • формировать  бережное отношение к окружающей среде;
  • воспитание патриотического сознания.

Оборудование: раздаточный материал (кейсы, кластеры), мультимедийный проектор, компьютер или интерактивная доска с выходом в интернет.

Ход урока:

Этап и название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оборудование

Подготовительный

В соответствии с целями урока готовит кейс, необходимый раздаточный материал и литературу.

Организацион-ный момент.

Ознакомитель-ный этап (введение в ситуацию)

Здравствуйте! наше Телевидение, Интернет, печатная пресса систематически озвучивает проблемы экологии нашего города, страны, мира. В последние годы особенно остро поставлен вопрос о состоянии  Ижевского пруда. Местные жители считают, что вукузё (хозяин воды) рассердился на людей, но за что? Посмотрим видеоролик, в котором обозначена тема, над  которой  мы должны сегодня поработать. И начнем заполнять таблицу «Знаю-хочу узнать – узнал».

(Если возможность просмотра отсутствует, то предлагается поработать над кейсом «Проблемы большого города»)

Слушают учителя.

Просматривают видеоролика (или работают с кейсом «Проблемы большого города»), работают с таблицей «Знаю-хочу узнать – узнал».

Видеофрагмент

 «Загрязняя воду мы убиваем себя!»

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=L3JE3Ck_wQ8 

(или кейс «Проблемы большого города»)

Определяется тема ««Экология внутренних вод на примере Ижевского пруда» и задачи урока.

Идет постановка задач на урок.

Ознакомительный этап (знакомство с проблемой)

Одним из вопросов, в колонке таблицы Вы поставили: какие виды загрязнения вод бывают? Чтобы ответить на данный вопрос проаботаем с кейсом «Основные виды загрязнения вод» и составим кластер «Виды загрязнения вод».

Читают текст кейса «Основные виды загрязнения вод» и составляют кластер «Виды загрязнения вод».

Афиширование кластера одним из учеников.

Кейс «Основные виды загрязнения вод» и основа кластера «Виды загрязнения вод».

Зная основные виды загрязнения, давайте познакомимся со статьей Александра Егорова «Ижевский пруд: история болезни», напечатанной в газете «Комсомольская правда». 

Знакомяться с текстом

кейса  ««Ижевский пруд: история болезни».

Кейс ««Ижевский пруд: история болезни».

Какие проблемы озвучил автор статьи? Какие виды загрязнения характерны для пруда г. Ижевска? Отметьте их на кластере.

Отвечают на поставленный вопрос. Работают с кластером.

Как же решить экологические проблемы Ижевского пруда, которые характерны для многих водоемов нашей страны?  Перед проведением мозгового штурма необходимо напомнить правила проведения мозгового штурма.

Обучающиеся, проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений.

Работа проводится при помощи метода мозгового штурма (по Андрееву).

Слайд «Правила мозгового штурма» (таблица на доске).

Мозговой штурм

Координирует работу учащихся.

За 5 минут обучающиеся выдвигают идеи решения проблемы. Один-два ученика записывают все озвученные идеи на центральной части доски.

Следующие 5 минут на левой части доски записываются критические замечания по каждой предложенной идеи.

Следующие 5 минут на правой части доски записываются достоинство каждй идеи.

Проводится анализ всех идей и отбираются наиболее практичные для решения проблемы.

Классная доска

Итоги и оценка знаний и умений

Подводится итог занятия

Дополняется таблица «Знаю-хочу узнать – узнал».

При оценивании применяется метод самооценки.

Оценивают проделанную работу на уроке.

Домашнее задание

Выбрать любое, наиболее приемлемое для себя.

  1. Придумать идею буклета, который привлекает население к решению проблемы загрязнения Ижевского пруда.
  2. Придумать идею буклета «Правила поведения на природе для посетителей пляжа Ижевского пруда».

Работы будут оцениваться по следующим критериям:

- соответствие теме;

- достоверность и полнота информации;

- структура буклета, логическое единство его содержания и оформления;

- эмоциональное воздействие.

  1. Создать презентацию или видеофильм по проблеме «Экология внутренних вод. Проблемы и пути решения».

Записывают домашнее задание.

Использованные материалы:

http://eco18.ru/zagr_pov_vod

http://gendocs.ru/v35980/

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-55391/

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=L3JE3Ck_wQ8 

Приложение 1

Кейс  «Проблемы большого города»


     
Шанхай (Китай)
Около 3,4 млн.
http://base.safework.ru/iloenc?SetPict.gif&nd=857100180&nh=0&pictid=030000000F000D000000&abs=&crc=промышленных и бытовых отходов выбрасывается главным образом в залив Сужоу и реку Хуангпу, которая протекает через центр города. Они стали главными открытыми водостоками города. Большинство отходов - промышленные, так как промывные туалеты есть лишь в небольшом количестве домов. Река Хуангпу стала мертвой рекой с 1980. В целом, менее 5% сточных вод города обрабатывается. Обычно высокий уровень воды также означает, что целый ряд токсинов с промышленных предприятий и местных рек проникают в грунтовые воды и загрязняют колодцы, которые также вносят вклад в водоснабжение города.
     
Сан-Паулу (Бразилия)
Река Тиете, протекая через Большой Сан-Паулу, один из крупнейших агломератов урбанизации, собирает 300 тонн стоков ежедневно от 1200 промышленных производств, расположенных в этом районе. Среди основных загрязнителей - свинец, кадмий и другие тяжелые металлы. Река также ежедневно получает 900 тонн сточных вод каждый день, лишь 12.5% которых обрабатывается пятью станциями переработки сточных вод, расположенных в этом районе.

Ижевск (Россия)

В результате сброса неочищенных сточных вод наблюдается неудовлетворительное состояние источников питьевого водоснабжения. Например, Ижевское водохранилище используется для сброса сточных вод, и на основании разрешительных документов объемы разрешенного сброса составляют более 6 800 тыс. м3 в год. Около 34 тыс. м3 сточных вод сбрасывается в водные объекты неочищенными. Наиболее высокая загрязненность характерна для реки Иж ниже г. Ижевска и всех малых рек на территории города. Река Иж загрязняется сточными водами Ижевского промышленного узла, среди которых преобладают сбросы машиностроительной, оборонной, электротехнической промышленности. В реку Позимь поступают сточные воды машиностроительных, сельскохозяйственных предприятий и аэропорта. Здесь наблюдается устойчивое превышение нормативов по нефтепродуктам и металлам.  В Ижевском, Воткинском и Камбарском водохранилищах наряду с указанными загрязняющими веществами дополнительное негативное влияние на качество воды оказывает «цветение» сине-зелёных водорослей.

Вопросы:

  1. Какая проблема обозначена в предложенном тексте?

Возможные варианты ответов обучающихся: загрязнение вод, проблема питьевой воды и т.д.

  1. Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Какие задачи мы поставим на урок?

Приложение 3

Задание к кейсу «Основные виды загрязнения вод»:

  1. Прочитать текст  и составить кластер по теме «Основные виды загрязнения вод»

Прнложение 2

Кейс «Основные виды загрязнения вод»

 Загрязнение поверхностных и подземных вод можно распределить на такие типы:

  • химическое - наличие в воде органических и неорганических веществ токсического и нетоксического действия;
  • бактериальное и биологическое - наличие в воде разнообразных патогенных микроорганизмов, грибов и мелких водорослей;
  • физическое- радиоактивное (присутствие радиоактивных веществ в поверхностных или подземных водах) и механическое, тепловое (выпуск в водоемы подогретых вод тепловых и атомных электростанций).

Химическое загрязнение - это увеличение количества химических компонентов в водной среде, а так же проникновение в нее химических веществ, которые ей не присущи, или в концентрациях, превышающих обычную норму. Химическое загрязнение - самое стойкое. К наиболее распространенным химическим загрязнителям относят нефть и нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), пестициды, тяжелые металлы, диоксины и др.

 Биологическое загрязнение - это случайное или связанное с деятельностью человека проникновение в природные экосистемы чуждых им растений, животных и микроорганизмов (патогенных бактерий, вирусов, простейших, грибов и др. ). Оно опасно, но носит временный характер. Особенно загрязняют среду предприятия микробиологической промышленности, которые изготавливают антибиотики, ферменты, вакцины, сыворотки, кормовой белок, биоконцентраты и т. п.

 Физическое загрязнение - это влияние различных механических примесей, тепла, радиоактивных элементов. 

Механическое загрязнение характеризуется попаданием в воду твердых отходов (мусора), песка, шламов, ила и т. п., которые ухудшают качество вод, отрицательно влияют на состояние экосистем. Серьезный вклад в засорение вносит лесосплав. Потери при молевом сплаве нередко достигают 30% от первоначального количества древесины, что является серьезным фактором ухудшения качества воды, в частности, для рыбного хозяйства.
Тепловое
 загрязнение вызывается сбросом в водоемы нагретой воды теплоэлектростанциями и промышленными водами. Это приводит к изменению химического состава воды и выделению ядовитых газов - сероводорода и метана, что стимулирует рост водорослей, вызывающих "цветение" водоемов. С повышением температуры в водоеме начинают быстро размножаться болезнетворные микроорганизмы и вирусы. Попав в питьевую воду, они могут вызвать вспышки различных заболеваний. 
Радиоактивное
 загрязнение образуется в результате сбрасывания или захоронения на дне радиоактивных отходов и весьма опасно даже при очень малых концентрациях. Радиоактивные вещества концентрируются мельчайшими планктонными микроорганизмами и рыбой, затем по цепи питания передаются другим животным. Установлено, что радиоактивность планктонных обитателей в тысячи раз выше, чем воды, в которой они живут. Сточные воды, имеющие повышенную радиоактивность (100 кюри на 1л и более), подлежат захоронению в подземные бессточные бассейны и специальные резервуары.

Наиболее часто встречаются химическое и бактериальное загрязнения. Значительно реже наблюдаются радиоактивное и тепловое загрязнения.

Приложение 4

Правила проведения мозгового штурма

Правило 1: Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма

Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством. Высказываемые участниками идеи, пусть даже самые сумасшедшие, могут служить отправной точкой для развития мыслительного процесса других участников. В этом и заключается преимущество коллективного мышления над индивидуальным. Любая, даже самая малая, оценка высказанной идеи может повлиять на весь процесс проведения мозгового штурма. Он будет успешным, если каждый участник направит свои усилия в конструктивное русло.

Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей

Целью мозгового штурма, как коллективного творческого процесса, является поиск нестандартных, нетрадиционных идей. В противном случае этот процесс может превратиться в обычное совещание, на которых чаще всего предлагаются и обсуждаются именно стандартные идеи и решения, которые не всегда являются результативными и эффективными.

Высказывая свои идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они на практике или нет, так или иначе, многие из них, возможно, помогут найти эффективное решение.

Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей

Как уже упоминалось, для проведения мозгового штурма наиболее важно количество высказанных идей, чем их качество. Та как генерировать идеи участники должны (и могут) в течение небольшого ограниченного времени, то они должны научиться использовать уже высказанные другими участниками идеи для быстрого обдумывания и предложения новых.

Правило 4: Обязательная фиксация всех идей

При проведении мозгового штурма должна быть зафиксирована каждая идея, даже если она повторяется.

Правило 5: Инкубация идей

После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:" Температура. Внутренняя энергия".

Аннотация.Урок для восьмого класса в календарно-тематическом планировании  является первым уроком в первой теме: "Тепловые явления".  Урок  с использованием интернет - ресурсов...

Задания для контрольно-обобщающего урока по теме: « Железы внутренней секреции»

Данный материал можно использовать на уроке биологии в 8 классе.Цель: систематизировать учебный материал, развивать склонность к анализу, биологическому мышлению, активизировать процесс познания....

Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"

Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...

Открытый урок на тему: «Железы внутренней секреции»

Открытый урок на тему: «Железы внутренней секреции»...

Материалы к уроку на тему:"Температура. Внутренняя энергия. Виды теплопередачи." (8 класс).

Данный учебный материал оформлен ввиде опорного конспекта по теме:"Температура. Внутренняя энергия. Виды теплопередачи." И предназначен для работы с учащимися 8 класса сопорой на УМК: А.В.Перышкин, Фи...

Материалы к уроку на тему:"Температура. Внутренняя энергия. Виды теплопередачи." (8 класс).

Данный учебный материал оформлен ввиде опорного конспекта по теме:"Температура. Внутренняя энергия. Виды теплопередачи." И предназначен для работы с учащимися 8 класса сопорой на УМК: А.В.Перышкин, Фи...