ПРИРОДА - НАЧАЛО ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!
методическая разработка по экологии (5 класс) по теме

Экологическая игра для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Коми

Государственное образовательное учреждение для детей – сирот  и детей, оставшихся без  попечения родителей

 «Школа – интернат  № 2  для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения  родителей» г. Ухта

ПРИРОДА - НАЧАЛО ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!

( Экологическая игра для учащихся 5 класса)

Авторы:

Лубова О.,Фадеева С., учащиеся 5 класса;

Руководитель : Артеева Людмила Александровна,

учитель русского языка и  литературы,

Помощь в подборе материала :Горелова Наталия Александровна,

 учитель коми языка

Помощь в составлении презентации:

 Тимушева Ирина Станиславовна, учитель информатики.

УХТА

2013

ПРИРОДА- НАЧАЛО ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!

( Экологическое мероприятие для учащихся 5 классов)

«Лес для умного, внимательного человека – это целый мир,

для ученого – огромная книга,

для поэта – полная переливов радуга»

 ( Л.Леонов)

Цель: - привить  учащимся чуткое и бережное отношение к природе,

           - воспитание  у ребят экологической культуры и активной жизненной позиции.

Домашнее задание:

 - заранее провести конкурс поделок из природного материала;

-  презентация  об известных  людям Республики Коми, занимающимися вопросами экологии.

Используемая  музыка: П.И. Чайковского «Времена года».

Оформление: рисунки учащихся, поделки из природного материала

Вступительное слово.( слайд №1)

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Ты человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши,

Она — твой давний добрый лекарь, Она — союзница души.

Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна,

 И помни истину простую: Нас много, а она одна.( слайд №2)

Земля́ (лат. Terra) — третья от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы. Чаще всего упоминается как Мир, Голубая планета, или Терра (от лат. Terra). Единственное известное человеку на данный момент тело Солнечной системы в частности и Вселенной вообще, населённое живыми существами.

       Мы часто слышим  по радио и телевидению слово экология.  Что означает это слово?( дать возможность высказаться учащимся) Обратимся к толковому словарю.

ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин ''экология'' предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. С середины 20 в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов.

1 ведущий

Человек обитает на нашей Земле  2 миллиона лет.  В те далекие времена  реки и озера  были полны  рыбы, на суше водилось огромное количество  животных .  Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. Оно и понятно, ведь и население Земли постоянно росло. Человек научился побеждать сорняки, использовать минеральные удобрения, придумал всякие технические новшества. С этого все и началось. ( слайды №3). Называлось это научно-технической революцией. Но беда вовсе не в научно-техническом прогрессе — изобретай и исследуй на здоровье, только дружи с природой, учись у нее и помогай ей. Загрязнения — одним из последствий человеческой деятельности. Автомобильные выхлопы, фабричный дым и горящие леса отравляют воздух. В реки и озёра сливают химикаты с заводов и ферм. Землю загрязняют свалки, ядерные отходы и прочий мусор нашей цивилизации.

В развитых странах  мира давно  поняли ,что нужно беречь и любить природу, а вот  России еще предстоит, с вашей, ребята, помощью,  поладить с природой .  Сегодня, играя , мы будем учиться беречь и понимать наш общий дом.

2 ведущий ( слайд № 4)

В республике Коми в силу исторических причин природа  еще мало нарушена.

Вместе с тем исследования показывают, что в течение ближайших 15—20 лет следует ожидать роста  вмешательства человека  в  природу и изменения территорий примерно в 2 раза. Это может привести к непредсказуемым изменениям окружающей среды. В этих условиях важно не только усилить внимание к проблемам рационального природопользования, но и сохранить  наш край  для будущих поколений . Коми земля  уникальна,  она имеет большую научную ценность. Нам необходимо  охранять и заботиться о ней. На территории нашей республики  много редких животных и растений.   Сохранить их можно только при сохранении  в неизменном виде мест их обитания. Этим целям служат заповедники, заказники, памятники природы, природные национальные парки.
3 ведущий

1 конкурс «Знаете ли вы  заповедники, национальные парки, заказники  Республики Коми? ?»

1 Он расположен в западных предгорьях Северного Урала, в междуречье Печоры и Илыча. Заповедник основан в 1930 году, его площадь 721 тысяч га, 624,6 тысяч га занимают леса, 1567 га - водоемы.  Для него  характерны боры, темнохвойные леса, горные тундры, пещеры.                                                                    ( Печоро-Илычский заповедник в Республике Коми)

(Слайд №5)

2.Общая площадь парка 1.891.701 га; в том числе площадь акватории 21.421 га. По данным на 2006 является самым большим национальным парком России. Территория парка входит в пределы объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО "Девственные леса Коми". На юге национальный парк граничит с Печоро-Илычским заповедником.

(Югыд Ва)

3. На территории Коми республики находится множество заказников и памятников природы.  Сколько их?

( 180 – заказников; 89 – памятников природы)                                                        (слайд №6)

4 ведущий  ( слайд № 7)

Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов — этого хрупкого и драгоценного дара природы.  Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов.

Цветы, как люди, на добро щедры, И, нежность людям отдавая,                                Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.

 На территории нашей республики  много  растений. Самые редкие виды строго охраняются ( кувшинка, пион, радиола розовая и другие). В республике ежегодно высаживают на клумбы огромное количество цветов. Они радуют северян, создают праздничное настроение. А в  магазинах можно увидеть самые экзотические растения.

                2  конкурс «Знаете ли вы названия цветов?»

 - Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» — молоко и «актус» — цветок, т.е. молочно-белый цветок.

Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок - символ надежды.

 Как этот цветок называется? (Подснежник.)

   -  Ее Родина — Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная... (Сирень.)

 - В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток-фей и нежных эльфов. Его Родина — Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX в. попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме за три луковицы цветка были куплены два каменных дома.

Этот цветок — ... (Тюльпан.)

 -  Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. А из ее прекрасных глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви.

Как называется этот цветок? (Ландыш.)

Ведущий. 

Любите природу! Настоящий любитель природы, возвращаясь с прогулки , не  будет гордиться огромной охапкой сорванных им растений, а ограничится  небольшим, со вкусом  подобранным букетом.

«Знаете  ли вы  о богатствах нашей тайги?

Леса занимают большую часть территории Коми республики. А чем  богат наш  лес?( дать возможность высказаться учащимся)

Грибы.                                                            (слайд №8)

1.Он царь грибов. Растет в сухих местах. Крепкий , толстый , с темно-коричневой шляпкой.

( белый гриб)

2.Грибы с белой  мохнатой, немножко слизистой шапкой

( груздь)

3.Они растут среди берез на влажных местах.

( подберезовики, подосиновики)

Почему нельзя вырывать грибы с корнем?

( Гриб, который вы срываете, это только часть – его плодовое тело находится в почве. Вырывая гриб вы   разрушает грибницу, вызывая  гибель всего растения. Плодовое тело гриба следует аккуратно срезать  ножом. Шляпки старых и червивых грибов следует наколоть на сучок дерева или кустарника, чтобы созревшие в них споры мог рассеять ветер; можно положить их на мох- все это залог будущего урожая грибов.)

                                               Ягоды.                                        ( слайд №9)

1.Она созревает первой в лесу( земляника) , а на болотах – ( морошка).

2.Эти ягоды созревают в августе

( малина, черная и красная смородина)

3.Эти ягоды собирают осенью

( брусника, клюква)                                                                                   ( слайд №10)

Животный мир леса.

1.Название свое получил за свою пеструю окраску. Питается ягодами, почками деревьев, рябиной.

( рябчик)

2.Питается полевыми мышами , рябчиками, глухарями, тетеревами. Легко одолеваем белку и зайца. Мех очень красив.

( куница)

3.Крупный хищник, весит 20-30 килограмм. Свирепый зверь, крупные зубы, длинные когти.

( росомаха)

4. Что является главным богатством водоемов? ( рыба)

 В водоемах республики обитают более 36 видов рыб ( семга, хариус, язь, омуль, стерлядь и т.д.)

 Ведущий. Не загрязняйте реки ! Участвуйте в различных  природоохранительных  акциях, мероприятиях !

Домашнее задание. Презентация об  известных людях - экологах Республики Коми.

Ведущий.

Разнообразны и красивы наши леса! Велика наша республика! Щедро  природа  делится с человеком своими богатствами, требуя  взамен от нас бережного к себе отношения. Многое зависит и от нас с вами.  А как мы   можем  помочь взрослым в охране природы нашего края? ( дать возможность высказаться учащимся)

Творческое задание.

 Учащиеся делятся на три группы.

1 группа ( составить правила для туриста)

2 группа ( представьте плакат  на тему: Берегите  лес, нашего зеленого друга!

3 группа ( запрещающие знаки жителям города по охране городских насаждений)

Заключительное слово учителя.

Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.

Список литературы:

1.Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. М.г 1988. Вартаньян Э. Эти мудрые слова. Рассказы. М., 1980. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. М., 1991.

2.Нерестов Я.Н. Я познаю мир. Детская энциклопедия: История моды. М., 1998. Энциклопедия этикета / Сост. Л.Н. Рукувчук. СПб., 1996. Я познаю мир. Детская энциклопедия: История. М., 1998.

3.Лянцевич В.М.Природа нашего края.Книга для чтения по рироде и истории родного края( для учащихся 5 классов школ)Сыктывкар 1988.

4. МасалимоваВ.Г. Что нужно знать о Республике Коми. Статистический справочник. Комистат.Сыктывкар 2010.

5. Герасимова В.А.Классный час играючи .Выпуск 2.М.ТЦ Сфера.2004



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»

В данном материале рассматриваются вопросы:1.  Сущность живого, жизни.2.  Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...

Природа-начало нашей жизни

Конспект занятия в форме игры. бережное отношение к природе...

Урок географии в 6 классе "Начало географического познания Земли"

Урок составлен на основе учебника "География. Начальный курс: 6 класс", автор А.А. Летягин, издательство "Вентана-Граф".  Учащиеся узнают об античном периоде развития географии, трёх направлениях...

Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.

Среда обитания  (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...

Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле

Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологич...

Творческая работа посвященная Году экологии в России «Сохраним природу- сохраним жизнь на Земле.»

Человек сам создаёт неблагоприятные для своей жизни условия, именно он сам  должен позаботиться о своей экологической безопасности.Какие шаги НУЖНО предпринять каждому из нас и человеческому обще...