ПРИРОДА - НАЧАЛО ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!
методическая разработка по экологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Коми
Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Школа – интернат № 2 для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» г. Ухта
ПРИРОДА - НАЧАЛО ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!
( Экологическая игра для учащихся 5 класса)
Авторы:
Лубова О.,Фадеева С., учащиеся 5 класса;
Руководитель : Артеева Людмила Александровна,
учитель русского языка и литературы,
Помощь в подборе материала :Горелова Наталия Александровна,
учитель коми языка
Помощь в составлении презентации:
Тимушева Ирина Станиславовна, учитель информатики.
УХТА
2013
ПРИРОДА- НАЧАЛО ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!
( Экологическое мероприятие для учащихся 5 классов)
«Лес для умного, внимательного человека – это целый мир,
для ученого – огромная книга,
для поэта – полная переливов радуга»
( Л.Леонов)
Цель: - привить учащимся чуткое и бережное отношение к природе,
- воспитание у ребят экологической культуры и активной жизненной позиции.
Домашнее задание:
- заранее провести конкурс поделок из природного материала;
- презентация об известных людям Республики Коми, занимающимися вопросами экологии.
Используемая музыка: П.И. Чайковского «Времена года».
Оформление: рисунки учащихся, поделки из природного материала
Вступительное слово.( слайд №1)
Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Ты человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши,
Она — твой давний добрый лекарь, Она — союзница души.
Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую: Нас много, а она одна.( слайд №2)
Земля́ (лат. Terra) — третья от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы. Чаще всего упоминается как Мир, Голубая планета, или Терра (от лат. Terra). Единственное известное человеку на данный момент тело Солнечной системы в частности и Вселенной вообще, населённое живыми существами.
Мы часто слышим по радио и телевидению слово экология. Что означает это слово?( дать возможность высказаться учащимся) Обратимся к толковому словарю.
ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин ''экология'' предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. С середины 20 в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов.
1 ведущий
Человек обитает на нашей Земле 2 миллиона лет. В те далекие времена реки и озера были полны рыбы, на суше водилось огромное количество животных . Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. Оно и понятно, ведь и население Земли постоянно росло. Человек научился побеждать сорняки, использовать минеральные удобрения, придумал всякие технические новшества. С этого все и началось. ( слайды №3). Называлось это научно-технической революцией. Но беда вовсе не в научно-техническом прогрессе — изобретай и исследуй на здоровье, только дружи с природой, учись у нее и помогай ей. Загрязнения — одним из последствий человеческой деятельности. Автомобильные выхлопы, фабричный дым и горящие леса отравляют воздух. В реки и озёра сливают химикаты с заводов и ферм. Землю загрязняют свалки, ядерные отходы и прочий мусор нашей цивилизации.
В развитых странах мира давно поняли ,что нужно беречь и любить природу, а вот России еще предстоит, с вашей, ребята, помощью, поладить с природой . Сегодня, играя , мы будем учиться беречь и понимать наш общий дом.
2 ведущий ( слайд № 4)
В республике Коми в силу исторических причин природа еще мало нарушена.
Вместе с тем исследования показывают, что в течение ближайших 15—20 лет следует ожидать роста вмешательства человека в природу и изменения территорий примерно в 2 раза. Это может привести к непредсказуемым изменениям окружающей среды. В этих условиях важно не только усилить внимание к проблемам рационального природопользования, но и сохранить наш край для будущих поколений . Коми земля уникальна, она имеет большую научную ценность. Нам необходимо охранять и заботиться о ней. На территории нашей республики много редких животных и растений. Сохранить их можно только при сохранении в неизменном виде мест их обитания. Этим целям служат заповедники, заказники, памятники природы, природные национальные парки.
3 ведущий
1 конкурс «Знаете ли вы заповедники, национальные парки, заказники Республики Коми? ?»
1 Он расположен в западных предгорьях Северного Урала, в междуречье Печоры и Илыча. Заповедник основан в 1930 году, его площадь 721 тысяч га, 624,6 тысяч га занимают леса, 1567 га - водоемы. Для него характерны боры, темнохвойные леса, горные тундры, пещеры. ( Печоро-Илычский заповедник в Республике Коми)
(Слайд №5)
2.Общая площадь парка 1.891.701 га; в том числе площадь акватории 21.421 га. По данным на 2006 является самым большим национальным парком России. Территория парка входит в пределы объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО "Девственные леса Коми". На юге национальный парк граничит с Печоро-Илычским заповедником.
(Югыд Ва)
3. На территории Коми республики находится множество заказников и памятников природы. Сколько их?
( 180 – заказников; 89 – памятников природы) (слайд №6)
4 ведущий ( слайд № 7)
Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов — этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов.
Цветы, как люди, на добро щедры, И, нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.
На территории нашей республики много растений. Самые редкие виды строго охраняются ( кувшинка, пион, радиола розовая и другие). В республике ежегодно высаживают на клумбы огромное количество цветов. Они радуют северян, создают праздничное настроение. А в магазинах можно увидеть самые экзотические растения.
2 конкурс «Знаете ли вы названия цветов?»
- Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» — молоко и «актус» — цветок, т.е. молочно-белый цветок.
Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок - символ надежды.
Как этот цветок называется? (Подснежник.)
- Ее Родина — Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная... (Сирень.)
- В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток-фей и нежных эльфов. Его Родина — Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX в. попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме за три луковицы цветка были куплены два каменных дома.
Этот цветок — ... (Тюльпан.)
- Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. А из ее прекрасных глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви.
Как называется этот цветок? (Ландыш.)
Ведущий.
Любите природу! Настоящий любитель природы, возвращаясь с прогулки , не будет гордиться огромной охапкой сорванных им растений, а ограничится небольшим, со вкусом подобранным букетом.
«Знаете ли вы о богатствах нашей тайги?
Леса занимают большую часть территории Коми республики. А чем богат наш лес?( дать возможность высказаться учащимся)
Грибы. (слайд №8)
1.Он царь грибов. Растет в сухих местах. Крепкий , толстый , с темно-коричневой шляпкой.
( белый гриб)
2.Грибы с белой мохнатой, немножко слизистой шапкой
( груздь)
3.Они растут среди берез на влажных местах.
( подберезовики, подосиновики)
Почему нельзя вырывать грибы с корнем?
( Гриб, который вы срываете, это только часть – его плодовое тело находится в почве. Вырывая гриб вы разрушает грибницу, вызывая гибель всего растения. Плодовое тело гриба следует аккуратно срезать ножом. Шляпки старых и червивых грибов следует наколоть на сучок дерева или кустарника, чтобы созревшие в них споры мог рассеять ветер; можно положить их на мох- все это залог будущего урожая грибов.)
Ягоды. ( слайд №9)
1.Она созревает первой в лесу( земляника) , а на болотах – ( морошка).
2.Эти ягоды созревают в августе
( малина, черная и красная смородина)
3.Эти ягоды собирают осенью
( брусника, клюква) ( слайд №10)
Животный мир леса.
1.Название свое получил за свою пеструю окраску. Питается ягодами, почками деревьев, рябиной.
( рябчик)
2.Питается полевыми мышами , рябчиками, глухарями, тетеревами. Легко одолеваем белку и зайца. Мех очень красив.
( куница)
3.Крупный хищник, весит 20-30 килограмм. Свирепый зверь, крупные зубы, длинные когти.
( росомаха)
4. Что является главным богатством водоемов? ( рыба)
В водоемах республики обитают более 36 видов рыб ( семга, хариус, язь, омуль, стерлядь и т.д.)
Ведущий. Не загрязняйте реки ! Участвуйте в различных природоохранительных акциях, мероприятиях !
Домашнее задание. Презентация об известных людях - экологах Республики Коми.
Ведущий.
Разнообразны и красивы наши леса! Велика наша республика! Щедро природа делится с человеком своими богатствами, требуя взамен от нас бережного к себе отношения. Многое зависит и от нас с вами. А как мы можем помочь взрослым в охране природы нашего края? ( дать возможность высказаться учащимся)
Творческое задание.
Учащиеся делятся на три группы.
1 группа ( составить правила для туриста)
2 группа ( представьте плакат на тему: Берегите лес, нашего зеленого друга!
3 группа ( запрещающие знаки жителям города по охране городских насаждений)
Заключительное слово учителя.
Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.
Список литературы:
1.Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. М.г 1988. Вартаньян Э. Эти мудрые слова. Рассказы. М., 1980. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. М., 1991.
2.Нерестов Я.Н. Я познаю мир. Детская энциклопедия: История моды. М., 1998. Энциклопедия этикета / Сост. Л.Н. Рукувчук. СПб., 1996. Я познаю мир. Детская энциклопедия: История. М., 1998.
3.Лянцевич В.М.Природа нашего края.Книга для чтения по рироде и истории родного края( для учащихся 5 классов школ)Сыктывкар 1988.
4. МасалимоваВ.Г. Что нужно знать о Республике Коми. Статистический справочник. Комистат.Сыктывкар 2010.
5. Герасимова В.А.Классный час играючи .Выпуск 2.М.ТЦ Сфера.2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал "Современные представления о возникновении жизни на Земле. Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры"
тесты для 9-11кл...
Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»
В данном материале рассматриваются вопросы:1. Сущность живого, жизни.2. Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...
Природа-начало нашей жизни
Конспект занятия в форме игры. бережное отношение к природе...
Урок географии в 6 классе "Начало географического познания Земли"
Урок составлен на основе учебника "География. Начальный курс: 6 класс", автор А.А. Летягин, издательство "Вентана-Граф". Учащиеся узнают об античном периоде развития географии, трёх направлениях...
Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.
Среда обитания (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...
Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле
Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологич...
Творческая работа посвященная Году экологии в России «Сохраним природу- сохраним жизнь на Земле.»
Человек сам создаёт неблагоприятные для своей жизни условия, именно он сам должен позаботиться о своей экологической безопасности.Какие шаги НУЖНО предпринять каждому из нас и человеческому обще...