Экологический лагерь "Пангея"
учебно-методический материал по экологии по теме

Программа летнего пришкольного лагеря

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_letnego_ekologicheskogo_lagerya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Программа летнего экологического лагеря "Пангея"

1. Постановка проблемы

     Экологический лагерь дневного пребывания “Пангея” организуется на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Акрамовская ООШ». Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

      Наличие у гимназии пришкольного участка, школьного парка и близкое расположение пруда привели к возможности создания профильного лагеря. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо  для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

2. Концептуальные основы программы

Цель:

формирование личности, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать адекватное решение и активно участвовать в охране природы.

Задачи:

  • расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
  • формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде, приобщение к природоохранной деятельности;
  • максимальное использование возможностей природного окружения;
  • выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, ;
  • организация активного отдыха и оздоровление детей.

3. Ведущие принципы

В основе деятельности экологического лагеря лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии:

  • личностно-ориентированный подход;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;
  • обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;
  • воспитание способности и потребности общения с миром через освоение
  • гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.

4. Участники программы

    Лагерь комплектуется из числа учащихся 6-8 классов, продолжительность пребывания в лагере 10 дней, количество детей 20 человек.

5. Время и место проведения

Экологический лагерь организуется в течение 10 дней  на базе МБОУ «Акрамовская ООШ»  Моргаушского района Чувашской республики.

6. Содержание программы

Экологический лагерь предполагает подготовительный этап (теоретический) и основной период (образовательно-оздоровительный).

Подготовительный этап включает:

  • организаторы создают программу работы экологического лагеря;
  • программа предусматривает включение всех участников в активную работу, учитываются способности каждого ученика, принимаются во внимание возрастные особенности учащихся;
  • обеспечивается полноценное питание и режим работы;
  • привлечение медицинского работника для обследования детей (необходимые прививки);
  • обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом.

Основной период лагеря

Модель экологического лагеря –сюжетно-ролевая игра “Пангея”.

Для создания в лагере экологической атмосферы гармоничного существования с природой и друг с другом предлагается проведение имитационной игры “Пангея”.

В основе сюжета смены - организация жизнедеятельности страны со своей историей, традициями и законами.

Цель:

создание условий для социального становления личности ребенка, осознания себя как часть природы и общества.

Результат: способность детей принимать ответственные самостоятельные решения, формирование активной жизненной позиции к своему здоровью.

I этап – организационный (включение в игру) начинается с общелагерной акции “Создадим Пангею!”.

Задачи этапа:

  • знакомство детей друг с другом, быстрое прохождение адаптационного периода;
  • выявление интересов, склонностей и способностей детей;
  • мотивация на игровое взаимодействие;
  • образование городов, обсуждение законов и правил жизни в Пангее.

На этом этапе школьники придумывают название, эмблему и девиз своих экспедиционных  групп, которые формируются из детей по 5 человек. Город действует на основании программы и плана лагеря. Этап завершается открытием смены, утверждением Законов Пангеи.

Правила игры “Пангеи”.

Действие игры происходит в стране. Все принимающие участие в игре (в том числе и взрослые) являются жителями страны. Они имеют ряд прав и обязанностей, отраженных в Законах “Пангеи”. Проект закона обсуждается и принимается на общем собрании открытым голосованием.

Каждая группа изображает схему-план своей территории, выбирает мэра (мэр может выбираться ежедневно, чтобы все могли побывать в этой должности – должности руководителя).

Программа лагеря подразделяется на:

– общие программы и мероприятия;

– занятия мероприятия в составе группы;

– индивидуальные занятия.

В лагере действует система поощрения:

1) Система коллективного поощрения участников лагеря:

а) каждый день город зарабатывает за активность и творчество баллы: максимальное количество – 3балла – “плод”, 2 балла – “цветок”, 1 балл – “лист”, которые формируют кроны дерева жизни двух групп, остаются как плод их творческой и просветительской деятельности, необходимой  для формирования личности, способной жить в гармонии с природой;

б) на карте каждой группы есть дерево достижений его жителей, на котором вначале смены нет ни плодов, ни листьев, ни цветов. Ими дети будут награждаться за различные успехи во время игры. Чем больше успехов, тем дерево зеленее, красивее и вкуснее.

2) Система индивидуального оценивания деятельности участников лагеря:

а) успешное участие в жизни “Пангеи”поощряется медалью “Лидер Страны Здоровья”;

б) особые спортивные достижения подтверждаются грамотой “В здоровом теле - здоровый дух!”;

в) хорошие показатели в трудовой терапии отмечаются Дипломом академии наук Страны Пангеи.

II этап – основной период проходит под девизом “Понимание друг друга и природы!”

Задачи этапа:

  • постепенное включение жителей Пангеи в совместную жизнь;
  • создание условий самореализации и саморазвития детей.

Начинает действовать система стимулов и поощрений, жители Пангеи включаются в Вахту Добрых дел – природоохранная и созидательная деятельность в лагере. Законы, принятые в лагере, соблюдаются сознательно.

Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности учащихся.

Учащиеся учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики. При планировании жизнедеятельности лагеря учитываются даты международного календаря.

III этап – заключительный посвящен подведению итогов.

Задачи этапа:

  • рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
  • исследовательская работа обобщается и демонстрируется на научно-практической конференции;
  • оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребенка или группы учащихся);
  • проводятся все заключительные диагностики.

Структура лагерной смены

(отражена в плане работы)

  • трудовой десант
  • экологический ликбез
  • практические занятия
  • оздоровительные мероприятия
  • интеллектуальные игры
  • развлекательные мероприятия

6. Режим работы

9.00 – 9.15

- утренняя зарядка

9.15 – 9.30

- линейка

9.30 – 10.00

- завтрак

10.00 – 12.00

- трудовой десант

12.00 – 13.00

- подготовка к мероприятию

- экологический ликбез

- практическое занятие

13.00 – 13.30

- обед

13.30

- отчет по практическому занятию

- оздоровительные мероприятия

- интеллектуальные игры

- развлекательные мероприятия

7. Основные направления деятельности

Направления деятельности

Формы работы

Ожидаемый результат

Учебно-исследовательская (познавательная)

Экологический ликбез: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой.

Интеллектуально-познавательные игры.

Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися.

Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.

Развитие и расширение кругозора учащихся.

Общественно-полезная и трудовая

Трудотерапия (трудовой десант) на прилегающих к школе территориях (пришкольный участок, парк).

Самообслуживание – дежурство по столовой и уборка лагерных помещений.

Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.

Спортивно-оздоровительная

Утренняя зарядка.

Воздушные и солнечные ванны.

Подвижные игры.

Экскурсии.

Походы с играми на местности.

Пропаганда и формирование здорового образа жизни.

Улучшение физического состояния учащихся.

Увеличение двигательной активности.

Укрепление физического здоровья детей.

Природоохранная (художественно-эстетическая)

Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д.

Выпуск бюллетеней о жизни в лагере.

Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья.

Выставки работ учащихся.

Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях.

Сотрудничество с местной газетой.

Диагностико-аналитическая

Диагностические психологические тесты.

Получение информации о самооценке учащихся и картины эмоционального состояния детей.

Карта-схема Пангеи отражает ежедневный маршрут следования ее жителей. Название остановок соответствует основному виду деятельности учащихся в этот день. Смысл игры заключается в том, что дети начинают путешествие с Родника Дружбы и заканчивают Океаном Здоровья (проходят этапы от реки, которая, соединяясь с другими, впадает в моря, которые образуют океан).

Лагерь укомплектован профессиональным преподавательским составом: учителями биологии, географии, русского языка и литературы, медицинским работником, прошедшими инструктаж о работе в профильном экологическом лагере.

8. План работы

День 1

Начало пути

Родник Дружбы

- Экологический ликбез “Экология как наука”

- Открытие лагеря

День 2

Остановка

Река Знаний

- Экологический ликбез “Организм- среда.

Среды жизни”

- Просмотр и обсуждение кинофильма по экологической тематике

День 3

Остановка

Остров Помощи

- Экологический ликбез “Сообщество.

Особенности лесного сообщества”

- Экологическая эстафета

День 4

Остановка

Лес Радости

- Знакомство с малыми формами ландшафтной архитектуры

- Поход в лес

- Защита экологических плакатов

День 5

Остановка

Равнина Сказок.  Парк Фантазий

- Экологический ликбез “Рациональное использование природных ресурсов”

- Ток – шоу “Рациональное использование природных ресурсов”

- Конкурс экологических сказок

День 6

Остановка

Мост Согласия. Залив Благородства

- Экологический ликбез “Водная среда обитания”

- Экскурсия на пруд “Изучение разнообразия растительного и животного мира местного пруда”

- Конкурс рисунков на асфальте

День 7

Остановка

Озеро Надежды

- Экологический ликбез “Природные факторы”

- Посещение бассейна

День 8

Остановка

Горы Загадок

- Экологический ликбез “Чудо вокруг нас.

Живые приборы”

- Загадочная викторина по органическому миру

День 9

Остановка

Водопад Творчества

- Экологический ликбез “Отношения между организмами в природе”

- Конкурс поделок из природного материала

День 10

Остановка

 Океан Здоровья

- Экологический ликбез “Все в природе взаимосвязано!”

- Определение жителей подводного мира

-Торжественное закрытие лагеря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...