Рабочая программа по экологии 6 кл
рабочая программа по экологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы средняя общеобразовательная школа № 932
Согласовано на заседании Утверждено
Директор МилюковаЕ.Н.
методического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2013г. 02 сентября 2013г.
Рабочая программа
по экологии
6 «Б» класс
Разработчик программы
учитель географии
Мансурова Е.А.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Учебник В.А.Самкова, С.И.Шурхал «Экология – Природа. Человек. Культура.- 6», «Новый учебник», 2008
№ п/п | Основные характе-ристики программ | Экология: Природа. Человек. Культура
| |
1. | Адресат (класс) | 6 класс | |
2. | Цели преподавания | на основе культурно-исторического подхода показать эволюцию отношения человека к природе; способствовать осознанному усвоению нравственных императивов по отношению к природе | |
3. | Основное содержание | этно-экологические аспекты взаимодействия человека и природы; основные методологические понятия: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и т.д., их применение в учебных исследованиях | |
4. | Доминирующие виды деятельности учащихся | ценностно-ориентировочная; эстетическая; познавательная | |
5. | Продолжительность | 22 ч | |
6. | Где осуществляется преподавание (среда) | класс, объекты, представляющие культурно-истрическую ценность; ближайшие природные экосистемы | |
7. | Критерии эффективности | умение обосновывать универсальную ценность природы; выражать свое отношение к природе различными средствами |
Цель курса «Экология»:
- усвоение систематизированных экологических знаний и умений,
- формирование научных основ общей экологической культуры.
Воспитательная цель представляет собой выражение потребностей общества в личности, органично сочетающей в себе экологически развитые сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности
Выдвигаемые цели достигаются в процессе решения следующих образовательных задач:
- помогать учащимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с другой стороны — как лично значимую;
- способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
- формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;
- развивать личную ответственность за состояние окружающей среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях выбора и действовать в соответствии с ними;
- вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную деятельность, строящуюся на основе принципа расширения индивидуального экологического пространства.
Изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование.
Авторский курс рассчитан на годовой курс 34 часа – 1 час в неделю.
Данная рабочая программа является рабочей программой учебного модуля рассчитанного на 22 часа. Количество часов компенсировано более эффективной работой в малой группе.
Особенности преподавания курса «Экология в системе культуры
6 класс
Экология: Природа. Человек. Культура
(24 часа, 2 часа в неделю)
№ | № по теме | Дата | Тема | Д.З. | К-во часов |
Введение | 1 | ||||
1 | 1 | 05.09 | Человек – часть природы | Введение | |
1.Наши древние корни | 2 | ||||
2 | 1 | 05.09 | Наша планета до появления человека. Происхождение человека | §1-2 | |
3 | 2 | 12.09 | Наши древние предки – «дети природы». Огонь, очаг, жилище | §3-4 | |
2.Природа и человек: у истоков культуры | 2 | ||||
4 | 1 | 12.09 | Почему человек заговорил | §5-6 | |
5 | 2 | 19.09 | Как человек познаёт окружающее и себя | §7-8 | |
3.Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов | 2 | ||||
6 | 1 | 19.09 | Единство человека и природы в представлениях древних людей | §9-10 | |
7 | 2 | 2609 | Человек и его отношение к природе в различных религиях народов России | §11-12 | |
4.Научные методы в экологии | 3 | ||||
8 | 1 | 26.09 | Философия об отношении человека к природе | §13 | |
9 | 2 | 03.10 | Методы экологических исследований | §14 | |
10 | 3 | 03.10 | Моделирование в экологии | §15 | |
5.Человек изменяет природу | 3 | ||||
11 | 1 | 10..10 | Человек и природа: противоречия нарастают | §16 | |
12 | 2 | 10.10 | Бездонна ли «кладовая природы»? | §17 | |
13 | 3 | 17.10 | Человек охраняет природу | §18 | |
6.Отношение человека к природе в искусстве | 2 | ||||
14 | 1 | 17.10 | Человек и природа в художественном творчестве | §19 | |
15 | 2 | 24.10 | Архитекторы учатся у природы | §21 | |
7. Экология, человек, культура – Московский регион | 7 ( 3+3 +1) | ||||
16 | 1 | 24.10 | Древние люди на территории Москвы и Московской области | §22 | |
17 | 2 | 31.10 | Охраняемые территории и памятники природы | §23 | |
18 | 3 | 31.10 | «Русь деревянная» | §24 | |
19 | 4 | 14.11 | Способы определения запылённости воздуха. Практическая работа | тетрадь | |
20 | 5 | 14.11 | Способы определения состояния питьевой воды. Практическая работа | тетрадь | |
21 | 6 | 21.11 | Растения – индикаторы и помощники. Практическая работа | тетрадь | |
22 | 7 | 21.11 | Заключение – Азбука экологической культуры. Практическая работа | Заключение стр.234 | |
23 | 8 | 28.11 | Резервный час | ||
24 | 9 | 28.11 | Резервный час | ||
Всего | 24 |
Требования к усвоению содержания курса «Экология»
Ступени системы требований | Уровни познания | Процедурные уровни (в науке) | Уровни деятельности | Познавательные категории |
5 Прогнозировать изменения в окружающей среде, происходящие под влиянием деятельности человека | Восхождение от абстрактного к конкретному | Прогноз | Применение и формирование творческого образа | Отношения |
4 Объяснять характер экологических связей, отношений, взаимодействий и т.д. | Формализация. Систематизация | Теоретическое обобщение | Объяснение и формирование познавательного образа | Отношения |
3.Описывать компоненты экосистемы, структуру экосистемы и т.п. | Систематизация. Описание | Эмпирическое обобщение. Описание | Объяснение и формирование познавательного образа | Свойства |
2.Определять—измерять качественные и количественные показатели, характеризующие состояние окружающей среды и/или отдельных ее компонентов | Описание | Описание | Восприятие и формирование чувственного образа | Объекты |
1.Называть— показывать, распознавать объекты и явления окружающей среды | Распознавание | Сбор фактов | Восприятие и формирование чувственного образа | Объекты |
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:
ОПИСЫВАТЬ:
- грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
- определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
- уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
- экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
- изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
- необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
- зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
- анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
- сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
- прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
- планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
- оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
6 класс
Природа. Человек. Культура
(24 ч; 2 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде. Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека.Тема 1. Наши древние корни
Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана.
Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель). Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и ближайших к нему человекообразных обезьян: шимпанзе и горилл. Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные заболевания и процессы старения и др.). Отличительные особенности человека как биологического вида: S-образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, противопоставленный большой палец кисти, крупный головной мозг, долгое детство).
Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Все мы – «наследники по прямой»: биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при расселении человека по земному шару.
Человек овладевает огнем. Способы добывания огня (высекание и трение). Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем. Появление пирогенных ландшафтов.
Тема 2. Природа и человек: у истоков культуры (2 ч)
Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.
Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия.
Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Сколько существует языков на планете. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения. Возникновение письменности. От пиктографического письма к буквенному.
Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. «Метод пристального взгляда».
Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя.
Тема 3. Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов (2 ч)
Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы и покровительницы.
Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.
Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род - древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика.
Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.
Тема 4. Научные методы в экологии (3 ч)
Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы
Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы, используемые в экологических исследованиях.
Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Станция «Биосфера-2» - модель биосферы Земли. Математическое моделирование.
Тема 5. Человек изменяет природу (3 ч)
Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами.
Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем.
Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты.
Тема 6. Отношение человека к природе в искусстве (2 ч)
Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс). «Человек рисующий»: от наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово и др.
Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа – источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира.
Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство..
Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран. Что могут рассказать о природе гербы городов России.
Тема 7. Экология, человек, культура – Московский регион (9 ч)
Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Москвы и Московской области.
Памятники древней славянской культуры на территории Москвы и Московской области.
Охраняемые территории и памятники природы Москвы и Московской области. «Русь деревянная». Памятники деревянного зодчества на территории Москвы и Московской области.
Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология растений.Экология животных.
Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....
«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.
. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам предлагается проследить, как раскрывается эт...
Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"
Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...
Соревнование по экологии "Юный эколог"
Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...