влияние табачного дыма на живые организмы
творческая работа учащихся по экологии (10 класс) по теме
МКОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов Нефтекумского муниципального района СК.
Исследовательская работа на тему:
«Влияние табачного дыма на живые организмы»
Работу выполнила
ученица 10 «В» класса
Тулеева Карина
Руководитель:
учитель химии
высшей категории
Булыщенко Е. В.
Нефтекумск 2013 год
Оглавление
Проблема исследования ,место и сроки проведения исследования
Задачи
Актуальность исследования
- Обзор литературы
- Исследование отношения к курению учащихся школы
Методы исследования
Исследовательская работаРезультаты исследования
- Исследование влияния табачного дыма на растения
Методы исследования
Исследовательская работаРезультаты исследования
- Выводы
Литература
Приложение
Введение
Проблема исследования
Моя исследовательская работа полностью посвящена вреду курения, я считаю, что наше поколение мало знает об этом. Моя исследовательская работа полностью посвящена вреду курения, я считаю, что наше поколение мало знает об этом. Именно поэтому я выбрала эту тему для исследовательской работы. И если хоть один человек, изучив мою работу, бросит курить или никогда не начнет этого делать, я буду считать свою цель достигнутой. Считаю, что проблема курения должна интересовать не только людей курящих.
Место и сроки проведения исследования:
Все исследования были проведены в МКОУ СОШ №3 города Нефтекумска в период январь -март 2013 года .
Гипотеза:
Широко известными являются факты, подтверждающие негативное влияние табачного дыма на организм человека. Причем опасным является не только активное, но и пассивное курение. Возможно, результат такого вредного воздействия можно обнаружить и на других живых организмах – растениях.
Методы исследования: экспериментальный, статистический
Цель:
доказать обучающимся вред курения, попытаться изменить их отношение к курению.
Задачи:
- изучить теоретический материал по проблеме курения;
- установить причины курения в раннем возрасте с помощью анкетирования;
- провести опыт, доказывающий отрицательное влияние табачного дыма на рост и развитие живого организма (растения);
Актуальность
- Проблема курения в наше время становится всё более актуальной. Количество курящих людей с каждым годом увеличивается.
- Среди курильщиков мы можем увидеть не только взрослых мужчин, но и женщин, девушек, детей. Эта привычка становится всё более притягательной для людей.
1.Литературный обзор:
Состав табачного дыма
В настоящее время известно около 2500 химических веществ входящих в состав табачного листа, и более 4700 веществ, входящих в состав табачного дыма(Химия в школе №2 2006 г). Основные классы веществ, входящих в состав табачного дыма с указанием количества индивидуальных веществ в каждом классе представлены в таблице(см.приложение 1)
Компоненты табачного дыма возникают путем возгонки летучих и полулетучих веществ из табачных листьев и расщепления их составных частей под действием высокой температуры. Кроме того, имеются нелетучие вещества, которые превращаются в дым без распада( Ягодинский. В.Н., «Школьнику о вреде курения», М..П.1986 год).
Какова физико-химическая природа табачного дыма?
При горении табачных продуктов образуются основной и побочный потоки дыма. Основной поток дыма образуется в горящем конусе и в горячих зонах сигарет и сигар во время глубокого вдоха (затяжки); он проходит через весь табачный стержень и выходит из мундштучного конца сигареты или сигары. Побочный поток дыма образуется в моменты между затяжками и выделяется из противоположного обугленного торца сигареты в окружающий воздух.
Около 30% от общего количества высвобождающихся из сигареты вместе с основным потоком дыма веществ образуются из табака, а остальные — из окружающего воздуха, протягиваемого при курении через сигарету.
Кроме азота, кислорода, двуокиси углерода и окиси углерода (угарный газ), в парообразной фазе содержатся водород, метан и другие углеводороды, летучие альдегиды и кетоны, окиси азота, цианистый водород, летучие нитраты и еще, по меньшей мере, 400-450 различных веществ в небольших концентрациях.
В твердой фазе содержится большинство из известных опухолегенных и канцерогенныхвеществ табачного дыма. Содержащиеся в нем частицы «смолы» вызывают реакцию, выражающуюся в возникновении доброкачественных и злокачественных опухолей.
Среди них: хлорированные углеводороды (инсектициды), фторантены, бензофторантены, бензофторены, дибензопирены, бензопиреиы, бензоперилены, бензантрацены, бензофенантрены и хризены.
В таблице (см.приложение 2) приведены основные токсические и опухолеродные вещества, содержащиеся в твердой фазе табачного дыма от сигареты без фильтра.
Кроме контактных канцерогенов и коканцерогенов, в табачном дыме содержатся различные органспецифичные канцерогены. Это подкрепляют отмеченные в эпидемиологических исследованиях наблюдения, что курение сигарет — важный фактор в этиологии рака пищевода, поджелудочной железы, почечных лоханок и мочевого пузыря. Таким образом, большинство генотоксических и канцерогенных веществ находятся в твердой фазе, т. е. в виде частиц. Вещества же, содержащиеся в газообразной фазе, ответственны за раздражение дыхательных путей, приводящее к хроническим неспецифическим воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей и легких(Сайт Википедия http://ru.wikipedia.org )
Кроме того, целый ряд компонентов газообразной фазы обладает общетоксическим действием. Один из наиболее токсичных агентов газообразной фазы табачного дыма — окись углерода (угарный газ). Окись углерода интенсивно связывается с гемоглобином, снижая кислородную емкость крови и приводя, таким образом, к гипоксии тканей организма. (Биология в школе №2 2004 г)..
2. Исследования отношения к курению учащихся школы
Методы исследования
Для исследования отношения к курению учащихся школы можно провести анкетирование среди учащихся среднего и старшего звена и обработать полученные данные статистическим методом.
Исследовательская работа
Для исследования отношения к курению учащихся МКОУ СОШ № 3 я провела анкетирование среди учащихся 7-11 классов(см.приложение 3), т.к по данным классных руководителей некоторые учащиеся уже курят.
Результаты исследования
Анализ результатов анкетирования «Мое отношение к проблеме курения» показал, что из 51 опрошенных обучающихся (19,6%) пробовали курить. В настоящее время продолжают курить 4, что составляет 7,8%. Причин у этой вредной привычки несколько- курят за компанию с товарищем, хотят казаться взрослыми, снимают стресс ,плохое настроение(см.приложение4,5,6)
3.Исследование влияния табачного дыма на растения
Методы исследования
Для исследования влияния табачного дыма на растения можно провести эксперимент и обработать полученные данные статистическим методом.
Исследовательская работа
Для проведения эксперимента было выбрано растение огурец, так как оно имеет хорошую всхожесть, высокую скорость роста, способность расти и развиваться при умеренном уровне освещённости в зимне-весенний период. Проростки огурца я посадила в грунт в два горшка(см.приложение7).Проростки в первом горшке – контрольные. Во втором окуривала табачным дымом 3 раза . Для окуривания поджигала табак в чашках, которые располагали рядом с проросшими семенами под стеклянным колпаком. Данные заносила в таблицу(см.приложение8).
Результаты исследования
Из проведенного опыта «Влияние табачного дыма на рост проростков огурца» следует, что табачный дым губительно влияет на проростки . В первом горшке все проростки хорошо росли и развивались. Во втором горшке из 3 проростков остались только 2, они были слабые и желтые, один из них погиб. (см.приложение7.8.9.10)
4. Выводы:
- Изучив литературу о влиянии курения на живой организм, я пришла к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества;
- Проанализировав методики исследования можно с уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы с обучающимися;
- Анализ результатов анкетирования «Мое отношение к проблеме курения» показал, что из 51 опрошенных обучающихся 10 (19,6%) пробовали курить. В настоящее время продолжают курить 4, что составляет 7,8%.
- Причины этой вредной привычки: курят за компанию с товарищем, проявление интереса, казаться взрослее, снимает стресс, плохое настроение;
- Из проведенного опыта «Влияние табачного дыма на рост проростков огурца» следует, что табачный дым губительно влияет на проростки растений: в опытных чашках они пожелтели и погибли;
- Разработали в объединении план внутришкольных мероприятий по профилактике вредных привычек и провели конкурс агитбригад «Здорово жить здорово»
Литература
- Биология 6 класс, учебник ,под ред Серебряковой Т.Н.,, Просвещение, М. 1999.
- Биология в школе №2 2004 г
- Образ жизни и здоровье 8-10 классы. Учебное пособие Москва 2003.г
- Сайт Википедия http://ru.wikipedia.org
- Химия в школе №2 2006 г.
- Ягодинский. В.Н., «Школьнику о вреде курения», М..П.1986 год
Приложение
1.Основные классы веществ, входящих в состав табачного дыма с указанием количества индивидуальных веществ в каждом классе .
Основные классы веществ | Количество индивидуальных веществ в классе |
Амиды, имиды, лактоны | 240 |
Карбоновые кислоты, ангидриды | 240 |
Лактоны | 150 |
Сложные эфиры | 475 |
Альдегиды | 110 |
Кетоны | 520 |
Спирты | 380 |
Фенолы | 285 |
Амины | 200 |
N-нитрозамины | 22 |
N-гетероциклические соединения | 920 |
Углеводороды | 755 |
Нитрилы | 105 |
Углеводы | 45 |
Простые эфиры | 310 |
Суммарно | 4757 |
2.Основные токсические и опухолеродные вещества, содержащиеся в твердой фазе табачного дыма от сигареты без фильтра.
Вещество | Концентрация в одной сигарете | Биологические эффекты |
Фенол | 60-140 мкг | ИВО |
Карбазол | 1 мкг | К |
Бензо [b] фторантен | 30 нг | К |
Бензо [j] фторантен | 60 нг | К |
Дибенз [а,h] антрацен | 40 нг | К |
2-толуидин | 30-160 нг | к |
5-метилхризен | 0,6 нг | к |
Бенз [а] антрацен | 40-60 нг | к |
Бензо [а] пирен | 10-50 нг | к |
Бензо [е] пирен | 5-40 нг | к |
Дибенз [а, j] акридин | 3-10 нг | к |
Дибенз [а,h] акридин | 0,1 нг | к |
Дибензо [с,g] карбазол | 0,7 нг | к |
Дибензо [а,i] пирен | присутствует | к |
Индено [1,2,3-сd] пирен | 4 нг | к |
Никель | 20-3000 нг | к |
Хризен | 40-60 нг | к |
Полоний-210 | 0,03-1 пКи | к |
3-метил катехин | 11-20 мкг | к |
4-метил катехин | 15-21 мкг | к |
4-этил катехин | 10-24 мкг | к |
Катехин | 140-500 мкг | к |
4,4'-дихлоростильбен | 1500 нг | к |
Фторантен | 100-260 нг | к |
Бензо [ghi] перилен | 60 нг | К |
2-нафтиламин | 4,3-27 нг | ЧК |
4-аминобифенил | 2,4-4,6 нг | ЧК |
Муравьиная кислота | 80-600 мкг | ЦТ |
Примечания:
Т — токсическое вещество;
ЦТ — цилиатоксическое вещество;
ЧК — человеческий канцероген;
К — канцероген животных;
ИВО — инициирующее возникновение опухолей вещество;
3.Анкетирование «Мое отношение
к проблеме курения» .
1.Курят ли дома родители?
2.Пробовал ли курить сам – понравилось, не понравилось.
3.Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым?
4.Как ты думаешь, почему люди начинают курить?
5.Что ты знаешь о вреде курения?
6.Я курю только тогда, когда …
7.Сигарета в руке – это показатель …
8.Не курить – это значит …
9.В моей семье курит лишь …
10.Курение в нашей семье – это …
4.Анализ результатов анкетирования
№ | Ответ | Количество человек |
1. | Родители курят- | 22 (43,1%) |
2. | Пробовали курить- Понравилось- | 10 (19,6%) 4 (40%) |
3. | Буду курить после 18 лет- Не знаю- | 1 (1,9%) 6 (11,8%) |
4. | Причины курения: Проявление интереса, казаться взрослее, за компанию, снимает стресс, плохое настроение- Не знаю- |
45 (88,2%)
6 (11,8%) |
5. | О вреде курения знают- Не знают- | 36 (70,6%) 15 (29,4%) |
6. | Курю, когда мне плохо- Всегда- | 2 (4%) 2 (4%) |
5.Анализ результатов анкетирования
№ | Ответ | Количество человек |
1. | Родители курят- | 22 (43,1%) |
2. | Пробовали курить- Понравилось- | 10 (19,6%) 4 (40%) |
3. | Буду курить после 18 лет- Не знаю- | 1 (1,9%) 6 (11,8%) |
4. | Причины курения: Проявление интереса, казаться взрослее, за компанию, снимает стресс, плохое настроение- Не знаю- | 45 (88,2%) 6 (11,8%) |
5. | О вреде курения знают- Не знают- | 36 (70,6%) 15 (29,4%) |
6. | Курю, когда мне плохо- Всегда- | 2 (4%) 2 (4%) |
7. | Сигарета в руке –это показатель: вредной привычки, слабости, болезни, невоспитанности, тупости- Не знаю- | 32 (62,7%) 19 (37,3%) |
6.Анализ результатов анкетирования.
Класс | Количество учеников, участвующих в анкетировании | Не курят | Курят | |
7 | 9 | 9 | ||
8 | 9 | 8 | 1 | |
9 | 7 | 7 | ||
10 | 16 | 15 | 1 | |
11 | 10 | 8 | 2 | |
всего | 51 | 47 | 4 (7,8%) |
7.Опыт «Влияние табачного дыма на рост проростков огурца»(закладка)
8.Опыт «Влияние табачного дыма на рост проростков огурца» Результаты исследования.
контрольный образец 1
горшок №2 после первого окуривания 1
горшок № 2после второго окуривания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_tabachnogo_dyma_na_rost_i_razvitie_rasteniy.docx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»
Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...
Исследовательская работа по химии на тему: "Вредное воздействие табачной продукции на живые организмы"
Данная работа является исследовательской. В ней представлен обзор вопросов, связанных с проблемами негативного воздействия табачной продукции на живые организмы, на физическое развитие подростков. Рас...
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Защита от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений.
Уро к изучения нового ма териала в 9 классе. Содержит конспект и презентацию к уроку....
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы: урок-конференция, 9 класс
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. 9 классТип урока: изучение нового материала, урок-конференцияВид урока: интегрированны...
Презентация по теме: "Изучение влияния табачного дыма на живые организмы".
Презентация к исследовательской работе по теме: "Курение - опасная привычка подростка"...
Влияние табачного дыма на организм человека
Целью данного проекта является изучение вредного воздествия табачной продукции на организм человека в целом....
Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы
Проблема здорового образа жизни была актуальна во все времена. В современном обществе нам все чаще приходится слышать об общем нездоровье человечества. Одним из факторов, пагубно влияющих на физическо...