влияние табачного дыма на живые организмы
творческая работа учащихся по экологии (10 класс) по теме

МКОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов Нефтекумского муниципального района СК.

 

 

 

Исследовательская работа на тему:

«Влияние табачного дыма на живые организмы»

                                      Работу выполнила

ученица 10 «В» класса

Тулеева Карина

Руководитель:

учитель химии

высшей категории

Булыщенко Е. В.

 

 

Нефтекумск 2013 год

 

 

 

Оглавление

  •  

Проблема исследования ,место и сроки проведения исследования

  •  

Задачи

Актуальность исследования

  1. Обзор литературы                                                                      

             

  1. Исследование  отношения к курению учащихся школы

Методы исследования

Исследовательская работаРезультаты исследования

  1. Исследование влияния табачного дыма на растения

Методы исследования

Исследовательская работаРезультаты исследования

  1. Выводы                                                                                                            

     Литература 

    Приложение                                                                                              

Введение

Проблема исследования

Моя исследовательская работа полностью посвящена вреду курения, я считаю, что наше поколение мало знает об этом. Моя исследовательская работа полностью посвящена вреду курения, я считаю, что наше поколение мало знает об этом. Именно поэтому я выбрала эту тему для исследовательской работы. И если хоть один человек, изучив мою работу, бросит курить или никогда не начнет этого делать, я буду считать свою цель достигнутой. Считаю, что проблема курения должна интересовать не только людей курящих.

Место и сроки проведения исследования:

Все исследования  были проведены  в МКОУ СОШ №3 города Нефтекумска в период январь -март  2013 года .

Гипотеза:

 

Широко известными являются факты, подтверждающие негативное влияние табачного дыма на организм человека. Причем опасным является не только активное, но и пассивное курение. Возможно, результат такого вредного воздействия можно обнаружить и на других живых организмах – растениях.

Методы  исследования: экспериментальный, статистический

Цель:

доказать обучающимся вред курения, попытаться изменить их отношение к курению.

Задачи:

  • изучить теоретический материал по проблеме курения;
  • установить причины курения  в раннем возрасте с помощью анкетирования;
  • провести опыт, доказывающий отрицательное влияние табачного дыма на рост и развитие живого организма (растения);

Актуальность

  • Проблема курения в наше время становится всё более актуальной. Количество курящих людей с каждым годом увеличивается.
  • Среди курильщиков мы можем увидеть не только взрослых мужчин, но и женщин, девушек, детей. Эта привычка становится всё более притягательной для людей.

 

1.Литературный обзор:

Состав табачного дыма

В настоящее время известно около 2500 химических веществ входящих в состав табачного листа, и более 4700 веществ, входящих в состав табачного дыма(Химия в школе №2 2006 г). Основные классы веществ, входящих в состав табачного дыма с указанием количества индивидуальных веществ в каждом классе представлены в таблице(см.приложение 1)

 

Компоненты табачного дыма возникают путем возгонки летучих и полулетучих веществ из табачных листьев и расщепления их составных частей под действием высокой температуры. Кроме того, имеются нелетучие вещества, которые превращаются в дым без распада( Ягодинский. В.Н., «Школьнику о вреде курения», М..П.1986 год).

 

Какова физико-химическая природа табачного дыма?

При горении табачных продуктов образуются основной и побочный потоки дыма. Основной поток дыма образуется в горящем конусе и в горячих зонах сигарет и сигар во время глубокого вдоха (затяжки); он проходит через весь табачный стержень и выходит из мундштучного конца сигареты или сигары. Побочный поток дыма образуется в моменты между затяжками и выделяется из противоположного обугленного торца сигареты в окружающий воздух.
Около 30% от общего количества высвобождающихся из сигареты вместе с основным потоком дыма веществ образуются из табака, а остальные — из окружающего воздуха, протягиваемого при курении через сигарету.

Кроме азота, кислорода, двуокиси углерода и окиси углерода (угарный газ), в парообразной фазе содержатся водород, метан и другие углеводороды, летучие альдегиды и кетоны, окиси азота, цианистый водород, летучие нитраты и еще, по меньшей мере, 400-450 различных веществ в небольших концентрациях.
В твердой фазе содержится большинство из известных опухолегенных и канцерогенныхвеществ табачного дыма. Содержащиеся в нем частицы «смолы» вызывают реакцию, выражающуюся в возникновении доброкачественных и злокачественных опухолей.
Среди них: хлорированные углеводороды (инсектициды), фторантены, бензофторантены, бензофторены, дибензопирены, бензопиреиы, бензоперилены, бензантрацены, бензофенантрены и хризены.
В таблице   (см.приложение 2) приведены основные токсические и опухолеродные вещества, содержащиеся в твердой фазе табачного дыма от сигареты без фильтра.

Кроме контактных канцерогенов и коканцерогенов, в табачном дыме содержатся различные органспецифичные канцерогены. Это подкрепляют отмеченные в эпидемиологических исследованиях наблюдения, что курение сигарет — важный фактор в этиологии рака пищевода, поджелудочной железы, почечных лоханок и мочевого пузыря. Таким образом, большинство генотоксических и канцерогенных веществ находятся в твердой фазе, т. е. в виде частиц. Вещества же, содержащиеся в газообразной фазе, ответственны за раздражение дыхательных путей, приводящее к хроническим неспецифическим воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей и легких(Сайт Википедия http://ru.wikipedia.org )

 Кроме того, целый ряд компонентов газообразной фазы обладает общетоксическим действием. Один из наиболее токсичных агентов газообразной фазы табачного дыма — окись углерода (угарный газ). Окись углерода интенсивно связывается с гемоглобином, снижая кислородную емкость крови и приводя, таким образом, к гипоксии тканей организма. (Биология в школе №2 2004 г)..

 

2. Исследования  отношения к курению учащихся школы

Методы исследования

Для  исследования  отношения к курению учащихся школы  можно провести анкетирование среди учащихся  среднего и старшего звена и обработать полученные данные статистическим методом.

     

Исследовательская работа                                                                         

 

Для  исследования  отношения к курению учащихся МКОУ СОШ № 3 я провела анкетирование среди учащихся 7-11 классов(см.приложение 3), т.к по данным  классных руководителей  некоторые учащиеся уже курят.

 

Результаты исследования                                                         

 

Анализ результатов анкетирования «Мое отношение к проблеме   курения» показал, что из 51 опрошенных обучающихся  (19,6%) пробовали курить. В настоящее время продолжают курить 4, что составляет 7,8%.  Причин у  этой вредной привычки несколько- курят за компанию с товарищем, хотят казаться взрослыми, снимают стресс ,плохое настроение(см.приложение4,5,6)

3.Исследование влияния табачного дыма на растения

 Методы исследования

Для  исследования  влияния табачного дыма на растения можно провести эксперимент  и обработать полученные данные статистическим методом.

 

Исследовательская работа                                                                         

 

Для проведения эксперимента было выбрано растение огурец, так как оно имеет хорошую всхожесть, высокую скорость роста, способность расти и развиваться при умеренном уровне освещённости в зимне-весенний период. Проростки  огурца  я посадила  в грунт в два горшка(см.приложение7).Проростки в первом горшке – контрольные. Во втором окуривала табачным дымом 3 раза . Для окуривания поджигала  табак в чашках, которые располагали рядом с проросшими семенами под стеклянным колпаком.  Данные заносила в таблицу(см.приложение8).

 

Результаты исследования                                                         

 

Из проведенного опыта «Влияние табачного дыма на рост проростков огурца» следует, что табачный дым губительно влияет на проростки . В первом горшке все проростки хорошо росли и развивались. Во втором горшке из 3 проростков остались только 2, они были слабые и желтые, один из них погиб. (см.приложение7.8.9.10)

   

4. Выводы:

 

  • Изучив литературу о влиянии курения на живой организм, я пришла к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества;
  • Проанализировав методики исследования можно с уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы  с обучающимися;
  • Анализ результатов анкетирования «Мое отношение к проблеме   курения» показал, что из 51 опрошенных обучающихся 10 (19,6%) пробовали курить. В настоящее время продолжают курить 4, что составляет 7,8%. 
  • Причины этой вредной привычки: курят за компанию с товарищем,  проявление интереса, казаться взрослее, снимает стресс, плохое настроение;
  • Из проведенного опыта «Влияние табачного дыма на рост проростков огурца» следует, что табачный дым губительно влияет на проростки растений: в опытных чашках они пожелтели и погибли;
  • Разработали в объединении план внутришкольных мероприятий по профилактике вредных привычек  и провели  конкурс агитбригад «Здорово жить здорово»

 

 

 

 

Литература

  • Биология 6 класс, учебник ,под ред Серебряковой Т.Н.,, Просвещение, М. 1999.
  • Биология в школе №2 2004 г
  • Образ жизни и здоровье 8-10 классы. Учебное пособие Москва 2003.г   

 

  • Сайт Википедия http://ru.wikipedia.org
  • Химия в школе №2 2006 г.
  • Ягодинский. В.Н., «Школьнику о вреде курения», М..П.1986 год

 

Приложение

1.Основные классы веществ, входящих в состав табачного дыма с указанием количества индивидуальных веществ в каждом классе .

Основные классы веществ

Количество индивидуальных веществ в классе

Амиды, имиды, лактоны

240

Карбоновые кислоты, ангидриды

240

Лактоны

150

Сложные эфиры

475

Альдегиды

110

Кетоны

520

Спирты

380

Фенолы

285

Амины

200

N-нитрозамины

22

N-гетероциклические соединения

920

Углеводороды

755

Нитрилы

105

Углеводы

45

Простые эфиры

310

Суммарно

4757

 

 

2.Основные токсические и опухолеродные вещества, содержащиеся в твердой фазе табачного дыма от сигареты без фильтра.

Вещество

Концентрация в одной сигарете

Биологические

 эффекты

Фенол

60-140 мкг

ИВО

Карбазол

1 мкг

К

Бензо [b] фторантен

30 нг

К

Бензо [j] фторантен

60 нг

К

Дибенз [а,h] антрацен

40 нг

К

2-толуидин

30-160 нг

к

5-метилхризен

0,6 нг

к

Бенз [а] антрацен

40-60 нг

к

Бензо [а] пирен

10-50 нг

к

Бензо [е] пирен

5-40 нг

к

Дибенз [а, j] акридин

3-10 нг

к

Дибенз [а,h] акридин

0,1 нг

к

Дибензо [с,g] карбазол

0,7 нг

к

Дибензо [а,i] пирен

присутствует

к

Индено [1,2,3-сd] пирен

4 нг

к

Никель

20-3000 нг

к

Хризен

40-60 нг

к

Полоний-210

0,03-1 пКи

к

3-метил катехин

11-20 мкг

к

4-метил катехин

15-21 мкг

к

4-этил катехин

10-24 мкг

к

Катехин

140-500 мкг

к

4,4'-дихлоростильбен

1500 нг

к

Фторантен

100-260 нг

к

Бензо [ghi] перилен

60 нг

К

2-нафтиламин

4,3-27 нг

ЧК

4-аминобифенил

2,4-4,6 нг

ЧК

Муравьиная кислота

80-600 мкг

ЦТ

Примечания: 
Т — токсическое вещество;
ЦТ — цилиатоксическое вещество; 
ЧК — человеческий канцероген; 
К — канцероген животных;
ИВО — инициирующее возникновение опухолей вещество;

 

3.Анкетирование «Мое отношение
 к проблеме курения»
.

1.Курят ли дома родители?

2.Пробовал ли курить сам – понравилось,  не понравилось.

3.Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым?

4.Как ты думаешь, почему люди начинают курить?

5.Что ты знаешь о вреде курения?

6.Я курю только тогда, когда …

7.Сигарета в руке – это показатель …

8.Не курить – это значит …

9.В моей семье курит лишь …

10.Курение в нашей семье – это …

 

 

4.Анализ результатов анкетирования

Ответ

Количество человек

1.

Родители курят-

22 (43,1%)

2.

Пробовали курить-

Понравилось-

10 (19,6%)

4 (40%)

3.

Буду курить после 18 лет-

Не знаю-

1 (1,9%)

6 (11,8%)

4.

Причины курения:

Проявление интереса, казаться взрослее, за компанию, снимает стресс, плохое настроение-

Не знаю-

 

45 (88,2%)

 

 

6 (11,8%)

5.

О вреде курения знают-

Не знают-

36 (70,6%)

15 (29,4%)

6.

Курю, когда мне плохо-

Всегда-

2 (4%)

2 (4%)

   

5.Анализ результатов анкетирования

 

Ответ

Количество человек

1.

Родители курят-

22 (43,1%)

2.

Пробовали курить-

Понравилось-

10 (19,6%)

4 (40%)

3.

Буду курить после 18 лет-

Не знаю-

1 (1,9%)

6 (11,8%)

4.

Причины курения:

Проявление интереса, казаться взрослее, за компанию, снимает стресс, плохое настроение-

Не знаю-

45 (88,2%)

6 (11,8%)

5.

О вреде курения знают-

Не знают-

36 (70,6%)

15 (29,4%)

6.

Курю, когда мне плохо-

Всегда-

2 (4%)

2 (4%)

7.

Сигарета в руке –это показатель:

вредной привычки, слабости, болезни, невоспитанности, тупости-

Не знаю-

32 (62,7%)

19 (37,3%)

 

 

 

6.Анализ результатов анкетирования.

Класс

Количество

учеников, участвующих в анкетировании

Не курят

Курят

 
 

7

9

9

  

8

9

8

1

 

9

7

7

  

10

16

15

1

 

11

10

8

2

 

всего

51

47

4 (7,8%)

 

7.Опыт «Влияние табачного дыма на рост проростков огурца»(закладка)

 

8.Опыт «Влияние табачного дыма на рост проростков огурца» Результаты исследования.

контрольный образец 1

горшок №2 после первого окуривания 1

горшок № 2после второго окуривания

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_tabachnogo_dyma_na_rost_i_razvitie_rasteniy.docx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»

Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...

Исследовательская работа по химии на тему: "Вредное воздействие табачной продукции на живые организмы"

Данная работа является исследовательской. В ней представлен обзор вопросов, связанных с проблемами негативного воздействия табачной продукции на живые организмы, на физическое развитие подростков. Рас...

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы: урок-конференция, 9 класс

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. 9 классТип урока: изучение нового материала, урок-конференцияВид урока: интегрированны...

Презентация по теме: "Изучение влияния табачного дыма на живые организмы".

Презентация к исследовательской работе по теме: "Курение - опасная привычка подростка"...

Влияние табачного дыма на организм человека

Целью данного проекта является изучение вредного воздествия табачной продукции на организм человека в целом....

Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы

Проблема здорового образа жизни была актуальна во все времена. В современном обществе нам все чаще приходится слышать об общем нездоровье человечества. Одним из факторов, пагубно влияющих на физическо...