Экологическое воспитание
статья по экологии (9 класс) по теме
Воспитание у школьников с детских лет любви к природе - большая и благородная задача. В ее решении важная роль принадлежит учителю. Значение п рироды в развитии личности выражается в воспитании доброты, предостерегающей от зла и хищнического отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Жить счастливо и жить согласно
с природой – одно и то же.
Сенека, римский философ, I v.
Человечество теснейшим образом связано и взаимодействует со всеми формами жизни на планете, включая многообразие конкретных организмов, их популяции и сообщества вплоть до глобальной – биосферы в целом. Человек – часть природы, но это одухотворённая её часть.
Потребность общения с природой остаётся одной из острейших у человека современной эпохи. Уроки доброты по отношению к природе воспитываются с детства и имеют затем огромное значение для воспитания гармонически развитой личности.
Экологическое образования и воспитание нельзя отрывать от других аспектов формирования личности, прежде всего общественно-политических, так как вопрос взаимодействия общества и природы является мировоззренческой проблемой. В процессе формирования научного мировоззрения определяется место деятельности человека в системе общество-природа.
Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней. Ее облагораживающее влияние будет сказываться потом на характере человека всю жизнь.
Духовные потребности человека тесно связаны с осознанием вечной и неиссякаемой красоты природы. Наедине с природой очень любил бывать Л.Н.Толстой. В любую погоду, каждый день ходил он по лесу, выбирая самые глухие места, малозаметные тропинки. До самой старости Толстого совершал прогулки верхом по окрестностям Ясной Поляны. Его сын писал в своих воспоминаниях, что эти уединённые прогулки, быть может, были наиболее плодотворными для творчества великого писателя. Да и дневники Льва Николаевича свидетельствует о том, что замыслы многих его произведений, в частности «Хаджи Мурата», возникли из наблюдений природы и рождённых в связи с ней ассоциаций.
Творчество многих русских писателей, среди которых М. Пришвин, К.Паустовский, В. Бианки и др., отличает большая поэтическая проникновенность описания природы и любовь к ней М. М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений во все времена существования человечества. В лучших произведениях литературы и живописи отражены картины природы. Красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства. В народном творчестве живут поэтические образы, заимствованные из природы: ивушка плакучая, берёзонька белая, дуб могучий, ласточка – касаточка, лебедушки и т. п.
Эти символы служат мерой красоты и добра, скромности и непритязательности, смелости и благородства, силы и удали.
Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.
Личность, которая в своей практической деятельности разрушает гармоническое единство с природой, сама не может быть гармоничной. В понятие «гармоничный человек» естественно входит представление о гармонии данной личности и его родной природы. Эта гармония, несмотря на всю естественность, не является врождённой, она приобретается в процессе воспитания.
Познание законов гармонии и красоты природы помогает человеку создавать прекрасные города, новую, более эффективную технику, не уничтожая при этом красоту природы, а обогащая её.
Воспитание у людей с детских лет любви к природе - большая и благородная задача. В её решении важная роль принадлежит школьному учителю. Важно прививать эстетические навыки и вкусы детям, помня о глубоком воспитательном воздействии природы на формирующуюся личность. Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что прекрасный ландшафт оказывает такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать даже влиянию педагога. У преподавателя большое поле деятельности для развития эстетических чувств детей. При обучении биологии важно научить ребят понимать язык природы, видеть красоту окружающего мира.
Экологическое воспитание должно опираться не только на чувства людей, но и на их знания. Любовь к природе не избавляет от необходимости познать ее закономерности и правильно использовать эти знания в процессе преобразования.
В результате научно-технического прогресса изменились условия жизни человека, жизнь его стала более комфортабельной, но вместе с тем произошел разрыв единения человека с окружающей его природой, доминирующем стало утилитарное, потребительское отношение к ней. Лишь
рациональное использование природы в сочетании с любовью к каждому ее проявлению, к ее красоте даст возможность обеспечить будущее нашей прекрасной Земли.
Широкое распространение экологической культуры дало бы возможность предотвратить непосредственное отрицательное влияние производственной деятельности человека на природный мир. Целью экологического воспитания является осознание людьми идеи гармоничного взаимодействия общества и окружающей среды, ответственности за ее состояние, которая проявляется в разумном научно обоснованном воздействии на природу.
Ученые, писатели, публицисты справедливо полагают, что основная опасность для природы кроется не в урбанизации, не в техническом прогрессе, а именно в тупосердии, потребительском отношении к окружающему, равнодушии и невежестве. Экологическое воспитание – часть общечеловеческой культуры. Пока экологическая культура отсутствует, невозможно объяснить, почему вообще нельзя смотреть на все, что летает и бегает, через прорезь ружейного прицела.
Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически
целостной ориентацией, т.е. помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять что человек – это часть природы, его назначение – познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии.
Реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но также форм и методов обучения. Необходимо отдавать предпочтение методам и формам и методическим приемам обучения, которые будут:
1. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде ( уроки – деловые или сюжетно – ролевые игры, уроки конференции, семинары, беседы, доклады учащихся, диспуты, викторины.)
2. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений; анализ; синтез; сравнение).
3. Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологические целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания (использование проблемного подхода в процессе обучения).
4. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки).
Экологическое воспитание невозможно без развития у учащихся биологического мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, без умения строить научные гипотезы.
В связи с этим необходимо шире планировать и осуществлять проблемный подход при обучении. Сущность этого подхода хорошо раскрывает высказывание педагога А.Дистервега:
« Плохой учитель «преподносит истину, хороший учит ее находить». Проблемный подход предполагает организацию активного познания учащихся, тогда, как роль учителя сводится к управлению познавательной деятельности детей.
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Приведем примеры:
1. Выдвижение проблемного вопроса
2. Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.
3. Демонстрация опыта или сообщение о нем могут стать основой для проблемной ситуации.
Развитию интеллектуальных умений способствует решение на уроке биологических задач познавательного характера. Приведем примеры.
- Жители больших городов часто испытывают недостаток витамина Д, что сказывается на состояние скелета, особенно в процессе его формирования. Предложите объяснение этому факту?
- Почему, занимаясь поиском особых химических веществ растительного происхождения , чаще всего отправляются в пустыни или джунгли?
- В 1846г.на картофельных полях Ирландии размножился грибок-фитофтора. В стране разразился голод, т. к.эта культура была основной пищей ирландцев. Почему такая катастрофа невозможна на родине картофеля – в Южной Америке?
Помимо создания проблемных ситуаций учитель может использовать и другие методические приемы управления познавательной деятельности учащихся. Их можно разделить на 3 группы:
1. Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
-процесс новизны -новые интересные факты, исторические данные;
-процесс динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике;
-процесс значимости, при котором создается установка
на необходимость изучения материала в связи с его биологической народнохозяйственной или эстетической ценностью.
2. Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе осмысления изучаемого материала:
- эвристический прием.
Его сущность состоит в том, что учитель задает трудный вопрос и наводящими вопросами подводит к ответу на него.
- сократический прием – это построение учителем беседы на основе обсуждения спорных вопросов. Ход беседы направляется так, чтобы она приобрела характер дискуссии. По такому принципу строил свои беседы древнегреческий философ Сократ. Сократический прием развивает у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
- исследовательский прием. Учащимся предоставляется возможность на основе проведенных ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решать познавательную задачу, сформулировать вывод.
3. Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:
- прием натурализации предполагает планирование заданий с использованием натуральных объектов: гербарных образцов, коллекций, влажных препаратов.
- процесс моделирования.
- процесс схематизации.
- процесс символизации.
Общение с природой необходимо для физического и нравственного здоровья человека, для снятия стрессов городской жизни. От того и усиливается тяга людей к живым обитателям лесов, полей, рек. К сожалению, мы не всегда находим время, чтобы выехать за город. Да и не тронутых уголков природы становится все меньше. Однако есть другая возможность для установления контактов с природой – создание живых уголков как в домашних условиях, так и в школе. Ребята становятся добрее, ответственнее.
В последнее время появился термин «экология души» или очищение души через общение с живой природой. Мы знаем о фитотерапии и неоднократно пользовались ее плодами, но есть и зоотерапия – лечение с помощью братьев наших меньших. Общение с попугайчиками, например, улучшает сердечную деятельность, кормление рыбок, наблюдение за ними стабилизирует кровяное давление, общение с хомячками, морскими свинками аналогично общению с домашней кошкой – снимает отрицательную энергию. А еще уход за рыбками, птицами и зверьками прививает детям трудолюбие, аккуратность, творческие навыки, терпение, самодисциплину, а главное экологическую культуру.
Школа и экологическая культура – понятия которые теснейшим образом связаны между собой. Наше учительство, и прежде всего преподаватели биологии, признано дать учащимся экологические знания, привить экологическое мышление, мировоззрение, научить экологической культуре. Задача эта не простая в одночасье ее не решить. Нужна системность, нужны эффективные методические приемы, нужен убедительный фактический материал.
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна большая внеклассная работа, в которую будут вовлекаться работники биостанции, зеленхозов, экологи, административные работники и др.
Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. Но красота не всегда бывает приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом»- вот наша задача. Эстетическое отношение к природе помогает решать задачи экологического воспитания, способствует нравственному отношению к ней. Дети должны осознать, что научно – технический прогресс заключается не в завоевании природы, а в сохранении ее сложного и хрупкого равновесия.
Необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы и даже Вселенной… И тогда, по словам В. Сухомлинского : «Красота окружающего мира станет могучем источником веры в доброту».
Образ планеты Земля – единой, единственной на все времена для населяющих ее народов, но уязвимой и хрупкой - взывает к совести. И она, совесть, должна всколыхнуть разум человеческий, чтобы деяния всех землян были мудрыми и взвешенными. Очень важно и то, чтобы свою причастность к защите планеты Земля понял и осознал каждый – от ребенка до седого старца.
Последнее время все чаще звучит словосочетание «экологическая акция».Термин «экология» был впервые использован немецким ученым Э.Геккелем (1866г.)Экология определялась им как наука, изучающая отношение организма с окружающей средой, наука о доме. Слово «акция» по толковому словарю означает следующее «Акция – это коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения вполне конкретной цели, с привлечением внимания широких слов общественности.
Ежедневно проводятся множество экологических акций. Если посмотреть календарь Международных экологических акций и поразмыслить, то нетрудно убедиться, что эти дни не окрашены праздничными тонами. Скорее наоборот. Набат предупреждения звучит над планетой. Ныне таких дат больше, чем было несколько лет назад. Есть и дублирующие, что вовсе не является небрежностью, а скорее подчеркивает тревожность ситуации.
Вот этот календарь.
Международные экологические акции .
29 января | День мобилизации против угрозы ядерной войны |
2 февраля | День водно – болотных угодий |
1 марта | День борьбы с наркоманией |
22 марта | День воды.(День охраны водных ресурсов) |
1 апреля | День птиц |
7 апреля | День здоровья |
22 апреля | День Земли |
31 мая | День без курения |
1 июня | День защиты детей |
5 июня | День окружающей среды |
16 июня | День защиты от опустынивания |
26 июня | День борьбы с наркоманией и распространением наркотиков |
Неделя в сентябре | «Мы чистим мир» (очистим планету от мусора) |
6 августа | День действий за запрещение ядерного оружия. |
15 сентября | День мира |
16 сентября | День борьбы за защиту озонового слоя. |
26 сентября | День моря |
27 сентября | День туризма |
4 октября | День защиты животных |
14 октября | День по уменьшению опасности стихийных бедствий |
20 ноября | День отказа от курения |
1 декабря | День борьбы со СПИДом |
29 декабря | День биологического разнообразия. |
Россия не стоит в стороне от общепланетарных мероприятий, тем более что экологическая ситуация в стране весьма тревожна.
С 15 апреля по 5 июня проводится Общероссийские дни защиты от экологической опасности.
5 июня 1998 г в Москве впервые проведен День окружающей среды.
Необходимо подумать над тем, как привлечь внимание учащихся к проблеме века, повысить их ответственность за себя и других.
Как проводится экологическое воспитание за рубежом ?
Например, в Германии экологическое образование развивалось в рамках естественно – научного и политического образования. Оно было признано неотъемлемой частью воспитания гражданина страны.
А в Японии – одной из национальных традицией, которая воспитывается у них с детского возраста, является бережное отношение к окружающей природе: к деревьям, цветам, животным. У них очень популярны сезонные прогулки в природу: весной – сакуры (любование цветением дикой вишни), осенью – багрянцем кленовых лесов.
Как можно организовать экологическое воспитание в образовательном учреждении?
Ориентируясь на местных природные условия педагоги ежегодно проводят выбор видов экологической деятельности учащихся, имеющих как правило, общественную значимость и практическую направленность. Это экспедиции, инвентаризация местных видов животных и растений, памятников природы, благоустройство ближайшего природного окружения (парков, скверов, прудов). На первых порах преобладала экскурсионно – краеведческая работа, которая носила спортивный характер. Но постепенно, благодаря руководителям и благотворному влиянию природы, у ребят возникло естественное стремление познать, беречь и благоустраивать окружающую природу. Это стало возможным в экологическо – краеведческих походах и экскурсиях по родному краю. Такие формы работы привлекают подростков романтикой, а также поисково – исследовательской деятельностью.
В походах учителя стремятся обогатить и закрепить полученные школьниками в классе знания, усилить их эстетическую восприимчивость детей, укрепить их нравственную позицию. Здесь ребята узнают правила, которые должны соблюдать люди при общении с природным окружением, его отдельными объектами. В походах принимают активное участие учителя самых различных учебных предметов, педагоги дополнительного образования.
Итак, педагоги, используя эколого – краеведческие походы, стремятся воспитать юных граждан нашей страны знающими, любящими, оказывающими помощь природе.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что такая работа педагогов не пройдет даром. Зерна доброты и ответственности за судьбу родной природы, посеянные в годы духовного развития юного человека, обязательно взойдут хозяйским и разумным отношением к природе и к ее обитателям, когда он станет агрономом, инженером, химиком, врачом, геологом просто гражданином своей страны и планеты Земля – нашего общего земного дома.
Существуют несколько форм экологической работы в школе. Это- КВН, диспуты, вечера, конкурсы и другие мероприятия. Например у нас в школе недавно была проведена неделя биологии.
Неделя биологии включала следующие мероприятия:
понедельник | Анкетирование «Твое отношение к природе» |
вторник | Дидактическая игра «Самые, самые…» |
среда | Выставка рисунков о природе и окружающей среде: «Я вижу мир» Выставка открыток «В мире цветов». Узоры белой тропы - Следы на снегу. |
четверг | Классный час «Берегите природу!» |
пятница | Праздник поэзии «Природа и мы» |
Неделя биологии в школе способствует экологическому воспитанию школьников, расширяет кругозор детей, подчеркивая необходимость единения человека и природы; охраны многообразия живых организмов.
Бесспорно, любое внеклассное мероприятие по предмету должно прежде всего способствовать углублению и расширению знаний, но и такой праздник запомнится надолго.
Воспитать экологическую культуру - задача нелегкая, поскольку, как писал Л.Н.Гумилев, «обыватель предпочитает ощущать себя царем природы, а не ее составной частью».
Главное – люди должны любить и уважать природу, ведь она фундамент человеческой жизни. При этом следует помнить, что не природе нужна защита (природа всегда будет сильнее человечества, которое лишь миг в ее жизни), а людям нужно ее покровительство и ее чистый воздух, чтобы дышать, ее кристальная вода, чтобы пить, ее ласковый (а не кислотный) дождь и запах травы… Людям нужна вообще вся природа, чтобы жить.
Литература .
- Ю.В. Новиков «Природа и человек», Москва, Просвещение, 1991 г.
- А.Н. Захлебный «Книга для чтения по охране природы», Москва, Просвещение, 1986 г.
- Журнал Химия в школе № 8, 2004 г.
- Л.В. Сорокина «Край родной», Москва, Сфера, 2001 г.
- Журнал Биология в школе №1, 1998 г., №2, 1998г, №3, 1998 г., №5, 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии
Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...
Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.
Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...