Инновационный проект «Наш зелёный островок»»
проект по экологии (5 класс) по теме
В настоящее время образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но и разносторонним развитием личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации, толерантному поведению и самосовершенствованию.
Добиться высокого уровня общеобразовательных знаний у учащихся с речевыми нарушениями можно лишь при соблюдении единства процессов обучения, воспитания, развития и коррекции. Без специально организованной коррекционно-развивающей работы у учащихся возникает речевой и поведенческий негативизм, трудности вербальной коммуникации. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.
Глобальная проблема загрязнения окружающей среды влияет на здоровье всех людей. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для молодежи. Охрана и защита природы позволит подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, видеть реальные результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Школа –наш общий дом, который мы любим и хотим его видеть его уютным и цветущим не только изнутри, но и снаружи. Наш город является исторической ценностью и он тоже должен быть красивым, но некоторые «уголки» города остались без заботливых хозяев, например, детская площадка №2 микрорайона Фурманова, тротуар у остановки «Судоверфь». И мы хотим, чтобы школа и город преобразились, стали уютными..
Школой накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, на базе школы сложилась система дополнительного образования.
В 2011-2012 учебном году наша школа-интернат заняла III место в конкурсе среди образовательных учреждений Городецкого муниципального района на лучшую презентацию своей практической деятельности по экологическому просвещению молодежи, поэтому было решено привести накопленный положительный опыт в единую систему, которая позволит сделать процесс экологического воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. На основании этого решено разработать проект «Наш зеленый островок» и реализовать его в 2012-2013 учебном году.
Предложенный проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в своих собственных силах, благоустроить школу и город. При этом принять участие в проекте смогут все участники воспитательно-образовательного пространства школы, так как насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь является одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_nash_zelenyy_ostrovok.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа-интернат V вида г.Городца»
Инновационный проект
«Наш зелёный островок»»
Сроки реализации: 1 год
Автор инновационного проекта:
социальный педагог М.В.Таланова
г.Городец
2012 год
1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
- Обоснование актуальности инновационного проекта
В настоящее время образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но и разносторонним развитием личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации, толерантному поведению и самосовершенствованию.
В МКСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат V вида г.Городца» обучаются дети с речевыми нарушениями, имеющие ряд специфических особенностей: низкую работоспособность, низкий уровень познавательного интереса, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности, эмоциональную нестабильность, аффективные вспышки, нарушение общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Образовательный процесс МКСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат V вида г.Городца» направлен не только на передачу предметных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей, индивидуальности в целом, и, учитывая специфику учреждения, на интенсивную целенаправленную коррекционно–развивающую и лечебно – восстановительную работу.
Добиться высокого уровня общеобразовательных знаний у учащихся с речевыми нарушениями можно лишь при соблюдении единства процессов обучения, воспитания, развития и коррекции. Без специально организованной коррекционно-развивающей работы у учащихся возникает речевой и поведенческий негативизм, трудности вербальной коммуникации. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.
Глобальная проблема загрязнения окружающей среды влияет на здоровье всех людей. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для молодежи. Охрана и защита природы позволит подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, видеть реальные результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Школа –наш общий дом, который мы любим и хотим его видеть его уютным и цветущим не только изнутри, но и снаружи. Наш город является исторической ценностью и он тоже должен быть красивым, но некоторые «уголки» города остались без заботливых хозяев, например, детская площадка №2 микрорайона Фурманова, тротуар у остановки «Судоверфь». И мы хотим, чтобы школа и город преобразились, стали уютными..
Школой накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, на базе школы сложилась система дополнительного образования.
В 2011-2012 учебном году наша школа-интернат заняла III место в конкурсе среди образовательных учреждений Городецкого муниципального района на лучшую презентацию своей практической деятельности по экологическому просвещению молодежи, поэтому было решено привести накопленный положительный опыт в единую систему, которая позволит сделать процесс экологического воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. На основании этого решено разработать проект «Наш зеленый островок» и реализовать его в 2012-2013 учебном году.
Предложенный проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в своих собственных силах, благоустроить школу и город. При этом принять участие в проекте смогут все участники воспитательно-образовательного пространства школы, так как насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь является одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья учащихся.
1.2. Цель и задачи проекта:
Цель: Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к социализации на основе экологического воспитания.
Задачи:
Образовательные
- Расширить знания детей о растениях;
- Сформировать представление об их значимости;
- Развить практические навыки ухода за растениями;
- Развить инициативу и творчество учащихся через организацию социально-значимой деятельности;
- Привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем экологии через разработку и реализацию социально-значимых проектов.
Воспитательные
- Воспитывать любовь к природе родного края;
- Воспитать экологически грамотную личность.
1.3.Методы реализации проекта:
- словесный;
- проектирование;
- исследовательский;
- стимулирование и мотивация интереса к проекту;
- анализ литературы по теме проекта;
- социологические опросы, анкетирование, тестирование.
- индивидуальные и групповые консультации;
- обобщение и анализ опыта работы.
1.4.Виды деятельности
- учебно-игровая;
- исследовательская, коммуникативно-диалоговая;
- практико-ориентированная;
- урочная ;
- проектная.
1.5.Сроки реализации проекта: 2012-2013 учебный год.
1 этап – подготовительный – сентябрь 2012 г.;
- Ознакомление участников проекта с планом работы.
- Распределение обязанностей.
2 этап – практический – октябрь – май 2012-2013 учебного года
1.Реализация проекта
3 этап – аналитический – май 2013г
1.Анализ результатов и учет ошибок проекта
2.Обобщение опыта работы.
Участники проекта: администрация школы, учащиеся 1-10 классов, учителя биологии, химии, ОБЖ, классные руководители, воспитатели, родители, педагог дополнительного образования кружка «Цветоводство», МУП «Тепловые сети» г.Городца .
1.6.Содержание деятельности
Этапы реализации инновационного проекта | Содержание деятельности (дата реализации) | Ответственные | Сроки | Конечный результат |
1 этап Подготовительный сентябрь 2012 года | Совещание членов творческой группы. Постановка проблемы, распределение обязанностей. | Администрация, руководитель проекта. | Сентябрь | Протокол совещания. |
2 этап Практический октябрь –май 2012-2013 учебного года | Разработка проектов по экологическому воспитанию детей: «Комнатные растения», «Витамины на подоконнике», «Овощи на грядке – здоровье в порядке», «Цветочная фантазия» | Классные руководители, воспитатели, ученики 1,2,3,4 классов. | Октябрь | Отчет по проектной деятельности. |
Разработка проектов по экологическому воспитанию молодежи: «Благоустройство детской площадки», «Разбивка цветника у остановки «Судоверфь» (м-н ул. Чернышевского)», | Учащиеся 5,6,7,8,9, воспитатели. | Октябрь | Отчет по проектной деятельности. | |
Занятие в творческом объединении «Цветоводство» «Моё зеленое чудо» теоретическое + практическое по выращиванию комнатных растений. | Руководитель творческого объединения «Цветоводство» | Октябрь-февраль | Оформление «Зимнего сада». | |
Изготовление макета «Зимнего сада»в творческих объединениях «Цветоводство», «Юный художник»,»Бисер и бусинка» | Руководитель творческого объединения «Цветоводство», «Юный художник»,»Бисер и бусинка» | Октябрь-март | Макет «Зимнего сада» | |
Изготовление цветов в творческом объединении «Юный художник»,»Бисер и бусинка» | Руководитель творческого объединения «Юный художник»,»Бисер и бусинка» | Октябрь-март | Принятие участия в районной выставке-конкурсе «Человек и природа» | |
Исследовательская работа. | Учитель биологии, учащиеся. | Октябрь- апрель | Проект и отчет о проделанной работе. | |
Классный час с обсуждением экологического состояния нашего города «И станет мачехой Земля» и исследовательская деятельность учащихся. | Учащиеся, социальный педагог | Ноябрь | Формирование позитивного отношения к окружающему миру, бережного отношения к природе и животному миру. | |
Конкурс – выставка творческих работ по оформлению «Зимнего сада» в фойе школы. | Учитель изобразительного искусства | Декабрь | Победитель | |
Сбор информации о комнатных, садовых цветах и деревьях. | Учитель биологии, учащиеся 6-9 классов | Январь | Написание рефератов: «Цветы сада», «Плодовые деревья», «Домашние цветы» | |
Конкурс – выставка творческих работ по оформлению школьного двора. | Учитель изобразительного искусства | Март | Победитель | |
Занятие в творческом объединении «Цветоводство» «Моё зеленое чудо» теоретическое + практическое по выращиванию однолетних и много летних цветов. | Руководитель кружка «Цветоводство» | Март-май | Оформление клумб. | |
Экскурсия в краеведческий музей по теме: «Растения Нижегородского края». | Социальный педагог | Апрель | Получение знаний | |
Общешкольное мероприятие «Зеленая планета» 1-9 классы | Социальный педагог | Апрель | Отчеты по проектной деятельности | |
Итоговое занятие : игра-путешествие: «Экологическая тропа». | Социальный педагог | Май | Проверка качества знаний, полученных в процессе реализации проекта. | |
3 этап – аналитический – май 2013г Цель: Обобщение и распространение опыта работы | Отчет по проекту «Наш зелёный островок», презентация. | Социальный педагог | Май | Выступление на родительском собрании. |
1.6.Методы:
- Словесные.
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения педагог, воспитатель посредством слова излагает, объясняет материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
- Наглядно-демонстрационные.
Метод подачи материала в яркой форме, вызывающей у слушателя наглядные образы с применением наглядных пособий рисунок, таблица, муляж, использование вещей и предметов, находящихся вокруг нас в природе и в быту, в целях обучения. Среди наглядно-демонстративных методов большое значение приобретает экскурсия.
- Практические.
Учащиеся применяют на практике те знания, которыми они уже владеют. Практический метод способствует углублению знаний и умений, улучшает качество решения задач коррекции и контроля, стимулирует познавательную деятельность.
- ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И МЕХАНИЗМЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
Наименование риска | Анализ причин его возникновения | Механизмы минимизации |
1. Отсутствие мотивации у учащихся в исследовательско – поисковой работе. | Отсутствие системы в работе по данному направлению в учебном заведении. | -Активизация деятельности объединения, пропаганда экологической культуры у детей и молодежи, исследовательско – поисковые работы, создание ситуации успеха. |
2. Отсутствие мотивации у педагогов к разработке проектов. | Отсутствие системы в работе по данному направлению в учебном заведении. | Материальное стимулирование. Обучение педагогов по данной проблеме. |
3. Взаимодействие с социумом. | Нарушение связей по субъективным и объективным причинам | Укрепление связей за счёт взаимовыгодного сотрудничества |
3.УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ И ПЕРСПЕКТИВА ЕГО РАЗВИТИЯ
Школа уже имеет определенный опыт управления по экологическому воспитанию детей и молодежи.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются педагогический коллектив и учащиеся школы, родители, и представители социума.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Для реализации проекта в школе есть главное: положительная мотивация педагогического коллектива, богатый опыт по экологическому воспитанию детей и молодежи.
4.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В результате реализации проекта:
- Формирование знаний, умений, навыков, обеспечивающих эффективность взаимодействия с окружающей средой ;
- улучшение состояния речевой активности и психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снижение уровня тревожности и позитивное влияние на эмоциональное самочувствие детей;
- повышение интереса учащихся к изучению экологических проблем своего района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в экологической деятельности, направленной на благоустройство и озеленение школы, школьного двора и прилегающего к ней микрорайона;
- видение учащимися личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания в дальнейшем во всех сферах будущей профессиональной деятельности и жизни;
- освоение учащимися навыков создания и защиты проектов;
- презентация итоговых материалов проекта в интернет-ресурсах и СМИ.
5.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
- Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
- Рост интереса учащихся к изучению экологических проблем района, города, проявление чувства патриотизма к своей стране.
- Рост числа детей, посещающих библиотеки, использующих ее для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.
- Достижение учащимися своего личностного успеха в исследовательской деятельности окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка итогового урока по проекту"По зелёной тропе -в глубины истории" в 8 классе
Данный урок является итоговым уроком проекта "По зелёной тропе - в глубины истории" в 8 классе. Целью данного урока является показать результаты работы учащихся над поректом - это экскурсии -пре...
Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"
Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....
Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...
Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"
Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...
Приложение 2 к приказу о реализации инновационного проекта. План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»
План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»...