Статья "Путешествие в сказку"
статья по экологии по теме
Статья "Путешествие в сказку" была написана мной в рамках реализации проекта озеленения и благоустройства территории учреждения "По тропинкам сказок", руководителем которого я являлась с 2009 по 2011 гг. Опубликована в Белогорском еженедельнике «Просто газета», №41 (66) от 13 октября 2010 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_skazku.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в сказку
Сучкова Т.Н., руководитель проекта озеленения
территории ГОУ Детского дома № 7 г. Белогорска
«По тропинкам сказок».
Наличие в городах зелёных насаждений является одним из наиболее благоприятных экологических факторов. Зелёные насаждения активно очищают атмосферу, кондиционируют воздух, снижают уровень шумов, препятствуют возникновению неблагоприятных ветровых режимов, кроме того, зелень в городах благотворно действует на эмоциональное состояние человека. При этом зелёные насаждения должны быть максимально приближены к месту жительства человека, только тогда они могут оказывать максимальный положительный экологический эффект. Пока самым эффективным и доступным средством оптимизации городской среды служит озеленение.
В большинстве городов России, в том числе и в Белогорске, необходимо значительно увеличить площади зеленых насаждений. В современном обществе из года в год растёт интерес к ландшафтному искусству. И это понятно, так как для восстановления экологической обстановки в природной и искусственной среде люди вынуждены эффективнее использовать растения. Существует старая истина: «Если хочешь жить в городе-саде, выйди и посади сад сам. За тебя это не сделает никто другой». И действительно, никому другому ведь не надо, чтобы ты жил в городе- саде.
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом № 7 находится на территории микрорайона «База-57». Наш микрорайон достаточно удалён от центра. И это, конечно, хорошо. Меньше транспорта – чище воздух; меньшее скопление людей – ниже заболеваемость. Положение на окраине города даёт нам возможность находиться ближе к природе. Но если в начале застройки и заселения микрорайон был экологически чистым, то теперь в результате интенсивной хозяйственной деятельности человека, увеличения количества транспорта, низкого уровня культуры, он загрязняется и экологические проблемы обостряются. На данный момент в нашем микрорайоне существуют местные экологические проблемы, в том числе: нехватка зеленых насаждений, отрицательное влияние транспорта на окружающую среду, увеличение количества мусора. Самое перспективное направление в озеленение – создание клумб и газонов, посадка деревьев. Мы решили силами воспитанников и педагогов помочь улучшить экологическое состояние в микрорайоне.
Видеть с детства красоту и беречь её должен каждый ребёнок. Двор детского дома — это территория детства. Для ребёнка, для его формирования очень важно, в каком окружении пройдут самые важные периоды его жизни. Задача взрослых, как понимаем её мы — сделать эту территорию безопасной, уютной и красивой. Именно поэтому инициативной группой воспитателей ГОУ Детского дома №7, в состав которой вошли Андреева Светлана Николаевна, Василенко Татьяна Николаевна, Воробьёва Лидия Алексеевна, Котоян Наталья Борисовна, Попова Татьяна Михайловна, под руководством Сучковой Татьяны Николаевны и был создан и реализуется проект озеленения «По тропинкам сказок».
В настоящее время вопрос оптимизации окружающей среды как среды обитания человека крайне актуален. Санитарно-гигиеническая комфортность - главный критерий её оценки. Одним из эффективных средств улучшения окружающей среды является озеленение. Роль зелёных насаждений в снижении негативного воздействия окружающей среды на человека заключается в их способности нивелировать неблагоприятные для человека факторы природного и техногенного происхождения. Умело подобранные деревья, кустарники, газоны и цветники украшают территорию учреждения, придают ей уют. Красота зелени вызывает положительные эмоции, благотворно воздействует на здоровье и психику человека. Установлено, что результативность умственной деятельности в значительной степени зависит от красоты ландшафтов, окружающих человека, от его близости к природе.
Почему же было решено вплотную заняться озеленением территории учреждения?
Во-первых, красивых клумб на территории детского дома никогда не было.
Во-вторых, территория детского учреждения должна быть красивой, гармонично устроенной и ухоженной, чтобы ребята могли здесь с интересом и удовольствием учиться, играть, гулять и заниматься спортом.
В-третьих, проект благоустройства и озеленения территории поможет превратить участок в эстетически привлекательную зону отдыха воспитанников.
В-четвёртых, любая практическая деятельность в природе формирует определённую гражданскую позицию, находит положительный отклик в любой социальной среде, благодаря чему может служить хорошей основой для развития ребёнка, привития ему любовь к своей малой Родине, развивая у него чувства патриотизма.
В-пятых, красивая и ухоженная территория учреждения воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к родному краю. Это место, где наши воспитанники проводят большую часть своего свободного времени.
В-шестых, идея благоустройства и озеленения территории учреждения, если будет претворена в жизнь, позволит и педагогам, и воспитанникам увидеть результат своего труда.
Из вышесказанного была определена цель проекта: создание комфортных условий для организации экологического и эстетического воспитания детей и их отдыха.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи: комплексное благоустройство территории Детского дома; знакомство с искусством ландшафтного дизайна и разработка рекомендаций и предложений по озеленению территории детского дома; подборка растений для оформления территории и ознакомление с агротехническими приёмами их выращивания; создание на территории учреждения условий для всестороннего развития воспитанников и их отдыха; способствование формированию активной жизненной позиции воспитанников в процессе практической деятельности по организации содержательного досуга, летнего отдыха; способствование экологическому просвещению воспитанников детского дома и развитию их творческих и коммуникативных способностей; эстетическое оформление территории, внедрение современных технологий создания клумб, цветников, вертикального озеленения; активное включение воспитанников всех возрастов в социальную практику, в общественно-значимую посильную обслуживающую деятельность через проведение различных акций по благоустройству территорий.
Работа над реализацией проекта ведётся под девизом: «Чтобы дом наш стал лучше, чтобы дом наш стал краше, мы должны приложить все усилия наши».
Основная гипотеза проекта: модернизация прилегающей к Детскому дому территории позитивно отразится на развитии эстетического восприятия окружающей среды и культуре поведения воспитанников, позволит улучшить условия отдыха наших ребят и приучит их бережно относиться к природе.
Разрабатывая рекомендации и предложения по оформлению территории Детского дома мы руководствовались идеей: «Детский дом – наш дом, нам заботиться о нём» и учитывали, как внешний вид двора повлияет на развитие эстетического вкуса воспитанников и культуру их поведения.
Участок будет гармоничным и неповторимым, если он будет иметь своё лицо, т. е. будет иметь стиль. В сущности, стиль – это художественный образ. Создавая участок в том или ином стиле, мы создаём атмосферу определённой местности, страны или какого-то определённого времени, исторической эпохи.
Стили устойчивы, они складывались на протяжении времени, все их элементы выверены, и чтобы достичь успеха, совсем не обязательно использовать все их приёмы и каноны, достаточно выделить только базовые элементы. А дальше - импровизировать.
Изучив особенности территории, мы выбрали для её оформления альпийский стиль. Именно этот стиль близок нам по духу. Натуральный камень чрезвычайно гармонизирует энергетику окружающей среды, это «подпитывающий» материал. Альпийский стиль очень пейзажен, живописен. Главный «герой» этого стиля – природный камень.
Камни с давних времен используют в декоративном садоводстве, особенно в странах Восточной Азии. Они служат материалом для создания дорожек, мостиков, садовой скульптуры. Часто необработанные камни-валуны устанавливают в честь знаменательных событий. Камни — обязательный, часто основной элемент японских садов, символ вечности, прочности, силы и мужества. Форма, расположение камня несут здесь определенный смысл, поэтому японские сады камней часто называют философскими. Растения в японских садах, в отличие от европейских, отходят на второй план.
Сочетание двух противоположностей — неподвижных, всегда неизменных камней и постоянно меняющих свой облик растений — обусловливает оригинальность цветника и его красоту. Он приближает нас к природе. Кому-то наши цветники напомнят милый и знакомый с детства уголок луга или холма с множеством разнообразных трав и цветов, растущих среди камней-валунов, кому-то - горы с их незабываемыми прекрасными пейзажами, каменистыми склонами, покрытыми подушками цветущих растений.
В целом территория детского дома достаточно большая и составляет около 1,5 га, именно поэтому она поделена на отдельные небольшие участки, которые закреплены за определёнными группами воспитанников. Воспитанниками каждой группы под руководством педагогов были созданы подпроекты озеленения и благоустройства своих участков, которые были объединены общей идеей – путешествие в сказку. Так появились сказочные уголки – «Спор красок», «Весёлые смешарики», «Островок Мечты», «По сказкам Пушкина», «В гостях у Лунтика», «За околицей», «У медведя во бору», которые и объединились в один большой общий проект озеленения территории учреждения – «По тропинкам сказок».
За период 2008-2010 гг. воспитанниками и педагогами частично благоустроен стадион, высажены деревья и кустарники, разбиты новые клумбы, создан отдел лекарственных растений «В гостях у Айболита». В целом, оформление двора детского дома сейчас включает в себя различные приёмы озеленения и садово-паркового дизайна, в нём используется как горизонтальный, так и вертикальный вид озеленения. На территории двора разбиты 20 цветочных клумб, 2 рабатки, рокарий, 2 каменистые горки, сухой ручей. Кроме того, для выращивания цветочных и лекарственных растений используются переносные контейнеры. В этом году было высажено 13 видов цветочных растений. На территории учреждения в данный момент произрастает 18 видов древесно-кустарниковых растений (3 из них были высажены в этом году). Отдел лекарственных растений «В гостях у Айболита» насчитывает 17 видов растений.
В ходе работы над реализацией проекта «По тропинкам сказок» силами педагогов и воспитанников детского дома изготовлены 46 садовых скульптур, в том числе, из фанеры – 40 фигур сказочных героев, гусеница из спилариев, колодец из брёвен, крокодил и черепахи из камня, улей, лесовик, домик для лесовика; разработаны рекомендации по оформлению территории детского дома; составлены каталоги древесно-кустарниковых, цветочных и лекарственных растений, растущих на территории детского дома; в течение 2009/2010 учебного года велась работа экологического клуба «ЭКОС», которую мы планируем продолжать дальше; на протяжении двух лет организуются походы воспитанников в село Широкий Лог с целью изучения редких растений Амурской области, таких как рододендрон, венерин башмачок, касатик, ландыш майский, таволга.
Проект реализуется при поддержке администрации учреждения в лице директора Кононенко И.В., и заместителя директора по АХЧ Сосонной Т.Н.. Значительную финансовую помощь для приобретения цветочной рассады нам оказала компания «Ростелеком», а в изготовлении садовых скульптур помогли наши незаменимые помощники – мужья самих педагогов-инициаторов проекта – Литвинцев А. и Попов Ю.. Всем, кто поддерживал и продолжает поддерживать наш проект, а также всем педагогам, сотрудникам и воспитанникам нашего детского дома мы выражаем огромную благодарность и признательность за их помощь и поддержку и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
В этом году мы приняли участие в областном смотре-конкурсе на лучший школьный двор и заняли I место в номинации «Лучший школьный двор учреждения интернатного типа». В сентябре текущего года для учащихся младших классов МОУ СОШ №5 было проведено три экскурсии по территории учреждения. Хочется отметить, что экскурсии для малышей проводила наша воспитанница, учащаяся 4-го класса Аверьянова Алина. Воспитанники детского дома, посещающие занятия клуба «ЭКОС», побывали на экскурсии на Белогорской станции юных натуралистов, которую провела для нас педагог Сафронова Дарья Ивановна. В ходе этой экскурсии наши ребята смогли увидеть много интересного и полезного для себя.
Проект находится в стадии активной реализации и устойчиво функционирует, имеет достаточно проработанную и чёткую структуру, постоянно развивается. В рамках проекта появляются новые инициативы, способствующие его развитию и углублению. Работа по благоустройству территории имеет большое значение для формирования трудовых и коммуникативных качеств учащихся. Забота о воссоздании и сохранении природы помогает в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Экологическая деятельность объединяет педагогов и ребят для совместного решения проблемы создания комфортных условий жизненного пространства. Уже сейчас можно говорить о том, что в процессе работы над проектом мы достигли ожидаемых результатов: оригинально организована предметно-пространственная среда учреждения; сохранены и приумножены рекреационные ресурсы, необходимые для работников и воспитанников детского дома, жителей микрорайона; произошло повышение художественной привлекательности детского дома, как образовательного учреждения; в ходе реализации проекта совершенствуются художественные, конструкторские и трудовые умения и навыки, как воспитанников, так и педагогов.
Кроме того, проект озеленения «По тропинкам сказок» имеет определённую социальную значимость - территория Детского дома, расположенная в микрорайоне «База-57», по соседству с жилыми домами, становится образцом культуры ландшафтного озеленения и декоративно-художественного оформления территории, доставляет эстетическое удовольствие педагогам и работникам учреждения, воспитанникам, жителям микрорайона.
Наши отцы и деды построили на топких болотах прекрасный город, который этим летом отметил свой 150-летний юбилей, значит, их внуки и правнуки должны сделать этот родной город – городом-садом. Мы очень надеемся, что создавая яркие красочные клумбы, украшая и озеленяя территорию нашего детского дома, мы привлечём внимание жителей, изменим облик нашего микрорайона, сделаем его удобным и красивым, чтобы люди стали ближе к природе. Участвуя в озеленении каждый человек должен помнить слова Р. Эдберга – «Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого целого. Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле».
Страница из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...
Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка "Спящая царевна", даются характеристики героев....
Консультация "Сказки. Сказки? Сказки!"
Наглядный материал "Сказки. Сказки? Сказки!"- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка - дошкольника....
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...