Экологическое воспитание на уроках и во внеклассной работе
статья по экологии по теме

 

Формирование у учащихся ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение  определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание на уроках и во внеклассной работе

Л.С. Зайцева

МАОУ Константиновская СОШ

городского округа Домодедово

Формирование у учащихся ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение  определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Поэтому эту работу я начинаю проводить с 1 класса, стараюсь  пробудить в детях, прежде всего интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Так, на экскурсиях  учу  обращать  внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы,  выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма  и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов.

Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях, прогулках служат  также дидактические игры, например «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того, что было. Таким же образом знакомлю учащихся и с живым миром, с пернатым населением нашего района, учу детей  отличать одних птиц от других, сравнивать их оперение и повадки.

Знания отличительных особенностей, повадок, условий обитания объектов природы становятся основой действенного отношения к ним. Так, постоянно довожу  до сознания ребят, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время — зимние холодные дни. Поэтому  с учащимися делаем кормушки для птиц и подкармливаем их.

 В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что недостаточно только восхищаться природой, надо беречь ее. Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для человека снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются естественно в процессе ее изучения.  Начиная с 1 класса,  я стремлюсь воспитывать своих учеников как друзей природы. Дети учатся вести наблюдения, делают записи в календаре природы.

Во 2 – 4 классах  дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека и природы, что человек – совершенное творение природы, и он не может существовать вне её.

На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. Узнали ребята о значении Красной книги в охране природы.

Знания являются основой формирования убеждения учащихся в необходимости заботливого отношения к богатствам природы. Например, на уроке по теме «Части растений» знакомлю не только с частями растений, но и объясняю  о значении каждой части: цветка, плода, корня. Говорю, что люди, собирающие охапками цветы, наносят природе вред. Растение с оборванными цветками не дает плодов и семян, значит, не оставляет потомства. Большое внимание уделяю практическим заданиям, всегда стараюсь подкрепить теорию практикой.

 В своей работе выделяю  три линии взаимодействия классных и внеклассных занятий: познавательную, ценностную и  деятельностную.

 Познавательные взаимосвязи обусловлены единством содержания экологического образования. Сущность этих взаимосвязей состоит в развитии, углублении, конкретизации знаний, полученных на уроке, из литературных источников и других источников. В процессе развития знаний формируется их оценка учащимися, отношение к ним либо как к лично значимому «капиталу», либо как к безразличному балласту.

Какие знания могут получить развитие и конкретизацию во внеклассной работе? В соответствии с программой по экологии  учащиеся 5 - 10 классов на уроках и факультативах овладевают первоначальными сведениями об уровнях организации живого.

Значение этих знаний определяется тем, что они раскрывают многоступенчатый характер организации живого; каждая ступень — система, имеющая свои особенные свойства, не сводимые к свойствам составляющих ее элементов.  Так, свойства популяции — устойчивое воспроизводство и эволюция — не сводятся к свойствам особей, для которых характерным является онтогенез, а свойства биогеоценозов — преобразование веществ и энергии в процессе пищевых взаимодействий - закономерная смена сообществ. Это нельзя свести к свойствам популяций. Принцип  несводимости  свойств системы к свойствам ее элементов имеет особое значение при определении тех путей, которые человек выбирает для охраны биологических систем.

В процессе изучения природы родного края я знакомлю школьников  с популяциями местных растений. На уроках называю  и показываю рисунки или фотографии растений, занесённых в Красную книгу СССР.

При подготовке рефератов и докладов у старшеклассников  расширяются и углубляются знания о видовом многообразии биосферы, о влиянии человека на жизнь растений, усваивают понятия «редкий вид», «исчезающий вид», «охрана растений».

 В курсе биологии начиная с 6 – 11 класса естественнонаучные знания нужно тесно связывать с социальными аспектами экологии. При этом реализуется задача ценностной ориентации школьников. Специфической особенностью ценностного подхода является то, что проблемы охраны окружающей среды рассматриваются в связи и по отношению к человеку. Широкое понимание ценности природы дает возможность более полно рассматривать в учебном процессе цели ее использования, не только хозяйственные, практические, но и рекреативные, то есть  использование природы с целью отдыха, восстановления физических сил, обогащения духовного мира человека.

Однако удовлетворение потребностей человека и его деятельность часто вносят в природу непредвиденные изменения, которые оказывают обратное воздействие. В школьную программу введены сведения о влиянии деятельности человека на биосферу. Понятие «антропогенные факторы» в наибольшей мере раскрывает взаимопонимание социального и естественнонаучного знания. Знания об антропогенных факторах включают в себя знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, об изменениях в природе, наступающих в результате воздействия человека, о последствиях, которые возникают в результате таких изменений и влияют на здоровье человека и его хозяйственную деятельность.

Важнейшим обобщением в курсе экологии является понятие «охрана природы». В современном понимании охрана природы представляет систему мер по сохранению и воспроизводству качества окружающей среды, поддержанию продуктивности и свойств  природных ресурсов на нормативном уровне, а также сохранению генофонда и уникальных природных объектов. Словосочетания с термином «охрана» имеют различное значение в зависимости от последующих, поясняющих слов, которые, как правило, раскрывают цели деятельности. Способы их достижения зависят от того объекта, который необходимо сохранить, например говорят об охране от загрязнения воды (водоемов), воздуха, почвы. Понятие «охрана генофонда» предполагает рассмотрение тех мер, которые нужно предпринять, чтобы сохранить видовое многообразие биосферы.

Понятие генофонда и его охраны составляет основу знаний об охране природы в курсе экологии. Содержание знаний об охране генофонда включает ряд обобщенных понятий: генофонд; его ценность (практическая, средообразующая, в том числе эстетическая, познавательная, экологическая), антропогенный фактор существования генофонда, состояние генофонда биосферы, региона, локальной территории и его оценка, вид — редкий, исчезающий, охраняемый; система кадастров — Красных книг; охрана на месте обитания — заповедник, заказник, природный (национальный) парк; охрана вне места обитания —  ботанический  сад,  банк  генов,  коллекции  охраняемых  видов,  зоопарк.

Связь внеклассной работы с классными занятиями состоит в объединении усилий по формированию ценностных ориентаций учащихся, развитию нравственно - эстетических чувств школьника, его приобщение к опыту принятия решений в области природопользования. В классе с учащимися обсуждаю, как правило, ситуации морального выбора, описанные в разнообразных источниках — книгах, журналах, газетах, или ситуации, рассказанные самими учащимися. Во внеклассной работе школьники попадают в условия, где приходится принимать решения в реальных условиях — на экскурсии, на полевой практике, во время туристических походов и т. д. Такие ситуации возникают постоянно, и моя задача  состоит в том, чтобы обратить внимание школьников на событие, помочь оценить поведение участников и, если можно, исправить допущенные ошибки или поощрить усилия, направленные на разрешение конфликта.

Внеклассная работа в стенах школы – реферирование литературы, кружковые занятия, массовые экологические мероприятия должны готовить учащихся к плодотворной работе по изучению и охране реальной природы и обобщать знания, приобретённые как в стенах школы, так и в природной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческая работа "Экологическое воспитание на уроках физики"

В  проекте  описывается  экологическое  воспитание  на  уроках  физики, где речь  идет  о  значении  экологии в  разделах  физики...

Экологическое воспитание на уроках и во внеклассной работе по химии средствами исследовательской деятельности.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Одним из главных методов экологического  воспитания  школьников является приобщение их к исследователь...

Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе (из опыта работы)

Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках географии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью. На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей н...

Экологическое образование и воспитание на уроках и во внеклассной деятельности

География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическа...

Авторская работа "Экологическое воспитание на уроках географии"

Данная работа посвящена формированию экологического сознания  и мышления, а также ответственного отношения к природе на основе содержания всего школьного курса географии....

Организация работы по экологическому воспитанию на уроках математики

В работе описываются актуальность, цели, задачи экологического воспитания на уроках математики при помощи применения  текстовых задач с экологическим содержанием в 7-9 классах....

Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе по географии.

Сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.На уроках географии уч – ся получают знания о родном крае, а  во внеурочное время углубляют и расширяют полученные знан...