Значение воды для человека. Мир од водой.
методическая разработка по экологии (8 класс) на тему
Завершающее мероприятие по экологии в Перемской школе. Приводится рассказ о значении воды для человека, животных и растений. Виды загрязнения воды.
Рассказывается об организмах - очистителях воды, водорослях, которые обогащают ее кислородом. Круговорот воды в природе, его глобальное значение. В конце дается небольшая викторина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_pod_vodoy._konspekt_meropriyatiya.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Общешкольное мероприятие
«Значение воды для человека. Мир под водой» во время Экологической недели.
ЦЕЛЬ: показать уникальность и необходимость воды для жизни человека, животных, растений.
Задачи:
- Рассказ о потреблении водных ресурсов, о их загрязнении
- Практическая работа с естественными, природными очистителями воды, обитающими в наших реках
- Знакомство с водными ресурсами нашей местности, их экологическом состоянии
На интерактивной доске демонстрируется фильм о морских обитателях в сопровождении спокойной музыки.
Впереди стоит стол, на котором лежат раковины различных моллюсков: морская рапана, гребешки, пресноводные беззубки. Размещены несколько световых микроскопов, где приготовлены к просмотру нитчатая водоросль спирогира, эвглена зеленая, вольвокс, улотрикс.
В 4 –х стеклянных колбах с чистой водой, плавают водоросли - рдест, пузырчатка, элодея, ряска.
Рассказ учителя:
Вода – эликсир жизни.
«Вода, у тебя нет вкуса, ни цвета, ни запаха.
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаться, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь»
Антуан де Сент – Экзюпери.
Что такое вода?
Вода – самая счастливая, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. «Все есть вода» -утверждал греческий философ Фалес, «Вода – самый ценный минерал на Земле» - так писал о ней академик А. Ферсман. «Сок жизни»- называл воду Леонардо да Винчи. «Классический растворитель»- так говорили о воде французские химики. Так что – же такое вода?Удивительное вещество вода!Она не только дает жизнь. Это еще и источник красоты на Земле. Нас радует лесное озеро, успокаивает журчание ручья, удивляют облака, плывущие в небе, радуга. Все это благодаря воде.
Много чудес создала волшебница природа. И, пожалуй, самое удивительное из них – вода. Вода необходима для существования растений, животных и человека.Органическая жизнь на планете Земля зародилась в воде и развивается благодаря ей, она хороший растворитель, разрушая высокомолекулярные связи, и тем в свою очередь легко вступает в разнообразные химические реакции. Именно этим объясняется высокая химическая активность воды.
Древний человек, живший в жаркой климатической зоне, сделал воду предметом религиозного поклонения. Сколько источников, рек, озер, стали считаться в народе святыми! Вспомним хотя бы слова «Славное море священный Байкал.» Или Индийскую речку Ганг, которую до сих пор почитают священной.
Водную оболочку нашей планеты называют гидросферой. Больше всего воды в океанах. Это огромный резервуар влаги. Много воды занимают воды суши – реки, озера, подземные воды. В природе происходит круговорот воды. Главный энергетический двигатель – СОЛНЦЕ.
Вода – единственное вещество, которое в земных условиях существует в трех агрегатных состояниях. Круговорот воды – один из главных процессов биосферы. Невзрачная жидкость , а какие грандиозные превращения осуществляет!
Спросил на днях малыш – сосед
У струйки, льющейся из крана
- Откуда ты? Вода в ответ:
-Издалека. Из океана.
Потом малыш гулял в лесу
Росой искрилася поляна:
-Откуда ты? Спросил росу.
-Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, и я, дружок из океана!
Сколько воды на земле?
Считают, что 71% поверхности земного шара покрыто водой. Поэтому Земля – это планета воды, планета океанов, он занимает 360 млн. кв. километров. В основном эта вода соленая .Для жизни человека нужна пресная вода. Она находится в реках и в недрах земли. Пресная вода составляет незначительную часть по сравнению с ее общим объемом.
Сколько рек на земле, никто не знает. На территории России имеется более 130 тыс. рек длиной от 10 км. И более, общая протяженность их 7 -8 млн. км.
Россия – страна рек, основная часть которых несут свои воды в Северный ледовитый океан.
Большинство рек сейчас загрязнено. Это ведет к качественному истощениюводных ресурсов. Вода становится огромной ценностью , за обладание которой иногда ведутся военные действия, т. к. вода – самый ценный и самый потребляемый в мире ресурс.
Человек и вода.
Для удовлетворения нужд человека необходима вода. Охотник каменного века потреблял 10 литров воды в день, современный человек – 220 - 230 литров в день. Из этого 5 % воды идет для питья и приготовления пищи, 43 % используется в смывном бачке туалета, 34 % для принятия ванны, душа. Остальная вода используется для мытья посуды, стирки, уборки помещения, полив растений.
Интересные данные.
Взрослый человек весом 70 кг. В течение жизни потребляет 64 тонны воды ( в 1000 раз больше собственной массы).
Выяснено, что в наши дни70 % населения испытывают недостаток в воде.
Вода составляет 90 % массы всех живых организмов на Земле.
Эмбрион человека, на 97 % состоит из воды, а новорожденный 77% от веса тела составляет вода.
Вода в промышленности.
Промышленность не может существовать без воды. При производстве 1 тонны целлюлозы необходимо400- 500 кубических метров воды, 1 тонну химического волокна -1-2 тыс. кубических метров, 1 тонны резины – 1500 куб. метров воды. Выплавить 1 тонну чугуна – 50 кубических метров воды, 1 тонну цветного металла – до 1000 кубических метров воды.
Океан – источник жизни.
В океане обитает 10 тыс. видов водных растений, более 160 тыс. видов животных.
Из них 80 тыс. видов моллюсков, 20 тыс. видов ракообразных, 16 тыс. видов рыб, 15 тыс. видов простейших.В океане проживает самое крупное млекопитающее – синий кит. Длина его тела достигает 30 метров, вес 130 тонн. Такого гиганта может прокормить только океан.
Океан кормит людей. Человечество получает от океана 12 – 15 % белковой пищи. Мировой улов составляет 200- 250 млн. тонн рыбы, водорослей, ракообразных в год.
Загрязнение воды.
В последнее время вода сильно загрязнена отходами производства. Рассмотрим основные типы загрязнения воды:
1.Механическое загрязнение
В основном бытовым мусором: обрывками рыболовных сетей, пакетами, бутылками и др. Вот еще пример: За 7 дней рейс одного судна с командой в 50 человек за борт в среднем выбрасывает 70 пивных бутылок, 320 бумажных пакетов, 165 полиэтиленовых пакетов, 19 пластиковых мешков, 245 стеклянных бутылок, 520 консервных банок и др. мусора.
2.Тепловое загрязнение
Повышение температуры воды путем сброса нагретых теплых вод с заводов, фабрик, электростанций.
3. Электрическое загрязнение
При строительстве электростанций происходит поражение рыб электрическим током.
4. Химическое загрязнение
Выпадение в океан большого количества углеводородных соединений, примерно 2, 6 на 1 кв. метр, смыв в реки минеральных удобрений, нефти и ее производных.
День воды.
Признавая особое значение воды для природы и для человека, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный день воды. В России он отмечается с 1995 года весной, а вернее 22марта.
Безбрежная синь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана –
И все это только вода.
Высокие гребни вздымая
Бушует морская вода
И топит, как будто играя
Большие морские суда.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода…
Экологическое состояние местных рек.
На территории нашего села протекает 3 речки: Косьва, Пожва, Волим.
Речка Косьва имеет коми – пермяцкое название, с их языка переводится как «порожистая вода, вода с перекатами». Длина реки 283 километра. Она несет свои воды в речку Каму. В 17, 18- х годах по ней сплавляли чугун в Полазненский и Хохловский заводы, древесный уголь на Добрянский металлургический завод. В годы Великой Отечественной войны сплавляли лес и древесину. В речке водилось много рыбы, она была очень чистой. Сейчас качество воды значительно ухудшилось.Эта речка самая загрязненная в Пермском крае.
Ученик 7 класса Фомин Максим делает о р. Косьве такие зарисовки: «Речку Косьву очень загрязнили различными отходами. У берегов колышется разноцветная масса пены непонятного происхождения. За несколько метров от берега чувствуется зловонный запах. Страдают от этой экологической катастрофы не только рыбы, нои люди – те, кто отважится искупаться, получают загар рыжего цвета, а на купальниках, после нескольких водных процедур появляются небольшие дырочки. А ведь какие красивые места здесь!Несколько лет назад здесь создан Пожвинский заказник, в котором охраняется природа и животные нашего замечательного края» По последним даннымэкологического мониторинга в р. Косьве около г. Губахи и Кизеласодержание железа и фенола превышает предельно – допустимую норму в 44 раза, марганца – а 22 раза.
Речка Пожва.Тоже имеет коми – пермяцкое название и переводится с их языка как «мутная вода». Она берет свое начало в густом лесу от урочища Ивашковы ямы. Она поила своей водой многие деревни косьвинского края: Ефтята, Бердниковщина, Монастырь, Гари, Коростели, Косята, Дурнята. (Всего 14 деревень).
В деревне Усть –Пожва на речке была построена небольшая водяная мельница, где крестьяне мололи муку.
В 1995-96 –х годах в верховьях реки Пожвы нефтяники обнаружили нефть, началась добыча. По неосторожности произошла утечка нефти ,она попала в речку Пожву. С тех пор количество рыбы резко уменьшилось.
Протекая около села Перемское в р. Пожву стекают стоки от нашей школы. Школа была построена в 1980 году, а очистные сооружения, которые были построены более 20 – ти лет назад, уже устарели.
Река Пожва является правым притоком реки Косьвы.
Речка Волим.
Это самая маленькая речка на территории с. Перемское. Она берет свое начало на Серебряной горе , в глухом лесу, примерно 15 км. от села. Речку питают исключительно лесные родники. Она несет свои воды в самую большую реку Косьву. Читая летопись Никольской церкви за 1867 год, отмечалось, что в устье реки Волим были найдены кости мамонта, а на Марфуткином мосте был найден зуб мамонта. Это говорит о том, что 10 тыс. лет назад эти места обживали представители ледниковой эпохи.
В 80 –х годах совхозом «Косьвинский» были построены животноводческие помещения, и стоки от них сбегали в маленькую р. Волим.
В 2011 году речку Волим перегородили в устье, и образовался пруд - пожарный водоем.
Воду из открытых источников в с. Перемское пить нельзя, она загрязнена.
Естественные очистители водоемов.
Сегодня мы должны познакомиться с естественными очистителями воды, которые живут в воде наших рек. Они прямо или косвенно очищают воду от органических остатков, поглощают углекислый газ, а выделяют в воду кислород. Для этого ребята из 8 класса сходили на речку Пожву и с помощью обыкновенного сачка достали водные растения рдест плавающий. В стоячем водоеме, который находится за государственным лесничеством, выловили пузырчатку, элодею, а в речке Волим зачерпнули в стеклянную банку ряску. С этими растениями каждый ученик сделал небольшое сообщение перед ребятами.
Пузырчатка
Полностью погружена в воду. Это насекомоядное растение, не имеет корней, а на стебле, кроме листьев, находятся ловчие пузырьки. Каждый пузырёк снабжен отверстием, открывающимся внутрь клапаном. Мелкие водные животные дафнии, циклопы могут свободно проникать внутрь пузырька, но обратно выйти не могут. Погибая, они служат пищей для растения. На стенках пузырьков находятся железки, они всасывают соки, образующиеся из трупов, разлагающихся животных. Так пузырчатка восполняет запас азота, которого ей недостаточно в водной среде. Листья у пузырчатки сильно рассечены на линейные или нитевидные доли.
Плод -коробочка. Семена мелкие.
Размножение: волнениями воды и водными животными стебель пузырчатки легко разрывается на части, и каждая часть дает начало новому растению. Осенью листья на концах веточек собираются в комочки – это зимующие почки, они опадают на дно и зимуют.
Поедая в водоеме дафний и циклопов, она сокращает их численность, тем самым очищает водоем.
Ряска
Ряска – водное растение, плавающее по поверхности воды. Состоит из мелких листьев и отходящего от них тонкого корешка. Часто в природных водоемах можно наблюдать расплодившуюся на поверхности ряску. Цветок этого растения очень маленький, декоративной ценности не представляет.
Трава ряска предпочитает солнечное местоположение. Растение холодостойко. Водоем, где растет ряска, должен быть со стоячей или медленно текущей водой.
Применение
Растение ряска может смотреться достаточно декоративно на поверхности водоема. Она обогащает воду кислородом. Можетслужить кормом для рыб. Однако большинство специалистов не рекомендуют заводить ряску в садовом пруду специально. Дело в том, что активно размножающаяся ряска способна очень быстро целиком захватить всю поверхность водоема, и избавиться от нее впоследствии будет предельно сложно.
Иногда выращивается ряска в аквариуме.
Кроме того, ряска – лекарственное растение, применяется в народной медицине. Также используется ряска как биоиндикатор экологического состояния водных систем.
Уход: Ряска не требует никакого ухода. Однако периодически необходимо удалять с помощью сачка чрезмерно разросшиеся заросли ряски. Извлеченная зеленая масса может служить кормом для птиц или зеленым удобрением.
Размножение: Ряска активно размножается самостоятельно вегетативным способом. От каждого растеньица постоянно отделяются ‘детки’.
Элодея Канадская (водяная чума)
Обитает в стоячих водоемах и медленно текущих водах. Листья мелкие, линейной формы. Стебель ветвистый. Все растение погружено в воду. Рост 30 – 60 см. Цветет летом. Впервые в Европе известна с 1842 года, может быстро размножаться. Попав в водоем, быстро глушит другую водную растительность, заполняя весь водоем (отсюда и название – чума.) Размножается обыкновенно – отводками. Зимуют особые боковые почки, которые отрываются от материнского растения в конце осени и опускаются на дно. Эти почки покрыты слизью и могут прилипать к конечностям водоплавающих птиц, и переносится из одного водоема в другой. Это способствует их расселению. Хорошо живет в аквариумах, обогащая воду кислородом. Служит домом для рыб.
Рдест плавающий.
Длина растения до 150 см.
Обитает в медленно текущих реках и канавах.
Размножается вегетативно, кусочками побегов.
Продолжительность жизни – многолетнее цветковое растение . Цветет в июне – июле. Цветы собраны в соцветие колос. Они приподняты над водой, опыляются ветром. Семена плавают над поверхностью воды. Листья расположены очередно. На них живут разные водные животные. А этими мелкими животными питаются рыбы.
В зарослях рдестов мечут икру различные виды рыб, а когда из них отражаются личинки рыб, то рдест является укрытием от хищных рыб.
Рдест – любимый корм водяной крысы.
В листьях этого растения протекает фотосинтез, а выделяющийся при этом кислород, обогащает воду.
В конце урока проводится небольшая викторина на экологическую тему и дается задание нарисовать плакат на тему «Охрана воды».
Текст викторины.
- Почему пузырчатку называют растение – хищник?
- Когда в нашей стране отмечается праздник «День воды»?
- Какие живые организмы – индикаторы чистой воды тебе известны?
- Назовите самую загрязненную речку, протекающую в Пермском крае?
- Как размножается водоросль элодея?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем человеку нужно беречь воду?
Зачем человеку нужно беречь воду?Экологическая беседа.Цели:Коррекционно обучающая Познако...
"Вода.Вода в природе, способы очистки воды"
Урок природоведения в 5 классе (можно использовать как внеклассное мероприятие", в котором раскрывается роль воды в природе и жизни человека, способах очитки воды....
Значение минеральной воды для человека
Минеральная вода содержит биологически активные минеральные и органические компоненты,которрые оказывают лечебное воздействие на человека...
Учебное занятие "Может ли человек гулять по воде?"
Рассчитан на учащихся 6–8 классов и предполагает работу с использованием кейс-метода. Занятие носит характер «открытия»....
География 8 класс "Воды и человек"
Материал содержит информацию о значении воды и ее использовании...
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Вода и человек».
Урок по теме "Вода и человек" является шестым и предпоследним уроком в теме "Внутренние воды и моря". Основными задачами урока являются рассмотрение значения воды в жизни чело...