Исследование кратковременной памяти
план-конспект урока по экологии (10 класс) по теме
Тема входит в план элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда." в 10 классе. . В начале урока учитель знакомин учащихся с видами памяти и процессами запоминания . Затем проводится тест -исследование памяти. В конце урока в виде лекции даются рекомендации для улучшения запоминания и работы головного мозга .Раздаются памятки по улучшению работоспособности мозга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_pamyat_urok.docx | 137.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Куровская средняя общеобразовательная школа №6»
Элективный курс « Здоровье человека и окружающая среда»
Тема занятия:
«Исследование кратковременной памяти»
Учитель биологии Башурова Т.И,
2013г
Тема урока : Исследование кратковременной памяти.
Цель: Исследование кратковременной памяти.
Задачи:
1.Дать понятие кратковременной памяти.
2. Провести практические упражнения по определению кратковременной памяти.
3. Рассказать о методах развития и тренировки кратковременной памяти.
Оборудование:
План занятия.
1. Лекция. Кратковременная память
Память – это сложный психофизиологический процесс, является одним из свойств нервной системы, в результате происходит запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Она помогает человеку воспроизводить и использовать прошлый опыт и приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. Существуют различные виды памяти.
Словесно-логическая. Она оперирует знаками, понятиями, словами.
Образная память. Она имеет дело с образами явлений и объектов. Образная память – это зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная.
Двигательная память. Она помогает человеку запомнить и воспроизводить движения. Примеры: ходьба, танец, письмо, профессиональные навыки.
Эмоциональная память. Это память о пережитых человеком чувствах. Эти чувства не исчезают, они остаются в памяти , оказывая большое влияние на формирование личности человека. Именно эта память эффективно формирует и поддерживает мотивы поступков или отказ от них.
Запоминание
1. Непроизвольное – без специальных волевых усилий, когда включен
Собственный интерес. «Хочу запомнить».
2. Произвольное – такое, которое является результатом волевых усилий.
«Надо запомнить».
3. Осмысленное запоминание, Осуществляется при осмыслении материала,
при осмыслении связей между его частями, осознании всех терминов и
понятий.
4. Механическое запоминание. Заучивание без осмысления, многократное
повторение.
Кратковременная память человека похожа на оперативную память компьютера – используется в текущей работе, и при выключении компьютера полностью стирается. Для компьютера вопрос увеличения оперативной памяти решается довольно просто. Мы добавляем новый чип. Для человека такой способ не подходит, однако есть приемы, приводящие к улучшению ее работоспособности. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через достаточно короткий промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Емкость такой памяти достаточно ограничена. Опыты показывают, что она составляет, как правило, от 4 до 9 объектов, в среднем 5-7.
Это позволяет, например, сравнить цены в магазине или набрать номер телефона, один раз на него взглянув или услышав. Такой вид памяти довольно неустойчив.
Основным упражнением для развития кратковременной памяти считается запоминание и повторение последовательности чисел. Это же упражнение используется чаще всего для тестирования возможностей кратковременной памяти.
Методы исследования кратковременной памяти
При исследовании кратковременной памяти возникает ряд задач.
1. Измерение объема кратковременной памяти.
2. Определение длительности сохранения в кратковременной памяти материала, различного по характеру и модальности.
3. Выяснение механизмов забывания в кратковременной памяти: является ли оно результатом слабости следов или результатом тормозящего влияния на удержание следов какой-либо побочной деятельности(ретроактивное торможение).
4. Изучение возможных преобразований информации в кратковременной памяти.
Измерение объема кратковременной памяти.
Для измерения объема кратковременной памяти могут использоваться различные методы. К их числу относится классический метод, предложенный Джекобсом, метод частичного воспроизведения Дж. Сперлинга, метод определения отсутствующего элемента Бушке и некоторые другие.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Для исследования применяем задания на запоминания и воспроизведение слов и чисел.
В исследовании применяются задания на запоминание и непосредственное воспроизведение слов и чисел. Для этого дважды предъявляется по 10 слов и 10 чисел, которые зачитываются в течение 20 секунд. 40 секунд дается на запись в любом порядке. Слова подбираются односложные, не связанные между собой, из 4-6 букв, числа двузначные.
Примеры слов: книга, окно, рука, туча, вилка, дело, гора, чашка, свеча, якорь.
Перед вторым десятком слов и чисел проводится эмоциональное инструктирование: «Повторим задание с другим набором слов и чисел, но попытаемся запомнить их как можно больше. Если у вас достаточно воли, вы сумеете мобилизоваться». Оценка в условных баллах проводится по таблице.
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Правильно записанные слова | 19 | 17-18 | 15-16 | 13-14 | 11-12 | 9-10 | 7-8 | 4-6 | 3 |
Правильно записанные числа | 18 | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 | 8-9 | 6-7 | 4-5 | 3 |
3. Лекция. Как улучшить кратковременную память.
Приемы, которые можно использовать в повседневной жизни для поддержания хорошего уровня работоспособности памяти.
А)Группировка объектов
Основным способом улучшения памяти является группировка объектов или еще это называют английским словом «чанкинг» (англ. chunking).
Использование этого правила, например, для номер телефона из 10 цифр 9258674567, означает, что проще запомнить, разбив его на несколько частей, например: 925 867 45 67.
При таком разбиении человек сможет запомнить гораздо больше символов, поскольку он способен группировать информацию о смысловых группах букв. Считается, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы.
Как правило, люди именно таки делают, убедившись из собственного опыта, что так они лучше запоминают. Когда кто-нибудь запоминает или произносит телефонный номер, он наверняка разобьет его на последовательности из 2-3 символов.
Б)Приемы мнемоники
Под мнемоникой понимается замена абстрактных объектов на понятия, имеющие визуальное, аудиальное или другое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти для упрощения запоминания.
Приемы мнемоники доказали свою эффективность особенно при проблемах в обучении. Лучше всего их использовать тем, у кого есть проблемы с краткосрочной памятью.
Чтобы улучшить краткосрочную память, важно знать, что память использует мнемонику, чтобы выделить определенную реакцию. Мнемоника включает изображения, звуки, цвета, вкусы, запахи, контакт, язык и эмоции. Большинство из них связано с органами чувств. Связь приятного цвета или звука с определенной информацией помогает людям вспоминать быстрее.
Мнемонические образы должны быть позитивными и приятными для вас. В противном случае вы будете их отвергать.
Можно привести такой пример мнемоники. Если вам нравится какая то мелодия, можно запомнить номер телефона или имя человека в ритм этой мелодии. Несколько раз пропойте это и увидите, насколько прочнее информация сохраняется в памяти.Такие приемы полезно применять, если вам приходится постоянно сталкиваться с проблемой запоминания, например, по роду вашей деятельности.
В)Питание
Считается, что для улучшения памяти неважно кратковременной или долговременной необходимо следовать диете, содержащей:
1)витамины B (особенно B6, B12 и фолиевую кислоту (витамин В9)). Эти витамины содержатся в зеленых овощах с листьями, в белковых продуктах: молоко, мясо, рыба, бобовые и т.д., в хлебе из муки грубого помола, дрожжах, печени, входят в состав мёда. Витамины разрушаются при термической обработке и не накапливаются в организме. Поэтому необходимо ежедневно употреблять содержащую их пищу.
2)антиоксиданты, такие как витамины C, E и бета каротин. Лучшие источники: черника и другие ягоды, свежие фрукты и свежевыжатые соки. Как правило, все они имеют кислый или кисло-сладкий вкус.
3)Омега-3 жирные кислоты. Содержатся в некоторых морских и растительных жирах. В основном это рыба, семена льна, грецкие орехи, рапсовое масло. Исследования, проведенные в 2005 году в Италии выявили, что ежедневное употребление омега-3 кислот усиливает умственные возможности человека и повышает его способности к вниманию.
4)Надо иметь ввиду, что витамины разрушаются алкоголем, рафинированными сахарами, никотином и кофеином. С никотином в частности проводились опыты. Способность к запоминанию после выкуренной сигареты снижается в разы.
Дополнительно
Г)Регулярное применение. Память человека подобна его мускулам – если ею не пользоваться, она атрофируется. Если вы привыкли не полагаться на свою память и не пытаться пользоваться ею в полной мере, скорее всего, она ответит вам взаимностью и вы не сможете на нее рассчитывать, даже когда вам это будет очень нужно.
Темп современной жизни с его постоянными перегрузками и стрессами никак не способствует ясности мысли и умственной работоспособности. Неспособность сосредоточиться, рассеянность внимания, отсутствие интереса, слабость, равнодушие – это явные признаки снижения работоспособности мозга. Им можно не предавать особого значения, если они появляются в вечернее время или тогда, когда вы ложитесь спать, ведь за ночь организм отдохнет и наберется сил. А как быть, если и утром на лицо все те же признаки? Как увеличить работоспособность мозга?
4. Заключение
1.Какие правила для развития памяти изображены на рисунках?
1. 2.
3.
Памятка к теме элективного курса
« Умственная работоспособность»
Как повысить работоспособность мозга
Заставьте свой мозг попотеть
Зарядка для ума улучшает нейронные связи головного мозга и создает задел интеллектуальной мощи. Выполняйте специальные упражнения для развития памяти, начните изучать иностранные языки, разгадывайте кроссворды и решайте математические задачки, играйте в игры, развивающие мышление (например в настольные бизнес игры). Чаще напрягайте свое серое вещество и не надо будет задаваться вопросом – «Как повысить работоспособность мозга».
Окруженные всевозможными гаджетами, мы слишком редко задействуем свой мозг. Отложите калькулятор и посчитайте в уме (если вы будете доставать калькулятор каждый раз, когда нужно сложить больше двух чисел, увеличить работоспособность мозга не удастся, при этом ваши умственные способности будут слабеть день ото дня), проложите маршрут поездки мысленно, не прибегая к помощи навигатора, попытайтесь, не заглядывая в записную книжку вспомнить нужный вам номер телефона (чем больше чисел крутится в вашей голове, тем больше возникает новых связей между нейронами).
Правильно питайтесь
Известно, что для работы мозгу необходим сахар, и многие, желая увеличить работоспособность мозга, килограммами поедают сладкое. При сидячей работе это верный путь к ожирению: ведь сахар быстро усваивается и сгорает. Лучше употреблять продукты, в которых содержатся натуральный крахмал и сахара: картофель, бобовые, рис, чёрный хлеб, орехи и т. д. Эта пища будет усваиваться медленнее, и мозгу хватит заряда энергии на несколько часов.
О том, как правильно питаться, чтобы повысить умственную работоспособность узнаете в статье – «Витамины для ума – питание для памяти».
Важно не только то, что мы едим, но и то, что мы пьем. Кружка кофе каждый час – не лучший способ увеличить работоспособность мозга. Поставьте на рабочий стол бутылку с обычной водой, и выпивайте каждый час по стакану, даже если пить не хочется. Это спасет от жары (она скоро уже наступит) и от обезвоживания организма (в том числе и от обезвоживания клеток мозга), что часто является причиной потери работоспособности и переутомления.
Не переедайте
Работоспособность головного мозга зависит от количества потребляемой нами пищи. Ученые из Университета Флориды, при помощи эксперимента доказали, что сытость приводит к отупению и отрицательно влияет на умственную работоспособность.
В ходе эксперимента, лабораторных крыс разделили на две одинаковые группы. Первая группа получала пищи в избытке, в то время как рацион второй группы был существенно ограничен.
Регулярные наблюдения показали, что организм недоедающих крыс, вырабатывает на порядок меньше цитохрома (протеин, разрушающий клетки головного мозга), который по утверждению ученых, наносит непоправимый вред головному мозгу, а следовательно влияет на работоспособность мозга в целом, и в частности на процесс принятия решений, на развитие памяти и мышления.
Реакция второй группы крыс, голодных, была гораздо лучше, чем у тех которые употребляли столько пищи, сколько хотели. Интервью, которое ученые дали СМИ они резюмировали следующими словами: «Теперь можно с уверенностью утверждать, что голод полезен для здоровья и положительно сказывается на увеличении работоспособности мозга».
Наверняка многие кто переедает во время обеда, чувствует, как ухудшается работоспособность и тянет в сон прямо на рабочем месте. Так что не переедайте!
Чаще читайте полезную литературу
Польза чтения для повышения работоспособности мозга думаю ни у кого не вызывает сомнения.
Чтение не только увеличивает концентрацию внимания, но и стимулирует воображение: содержание книги превращается в наших головах в визуальные образы. Следовательно, мозг работает. Ученые из клиники Майо (США) убеждены, что чтение уменьшает вероятность того, что со временем мы будем тупить по любому поводу. «Новый материал — это не только новая информация, но и новые образы в голове. Любая историческая книга заставит вас проводить сравнение с настоящим, что задействует аналитические способности, за которые отвечает правое полушарие» – говорит один из исследователей клиники Майо.
Вместо того, что бы пялиться в телевизор, возьмите какую-нибудь познавательную книжку, и уделите ее прочтению хотя бы 30 минут (ежедневное получасовое чтение увеличит работоспособность вашего мозга).
Говоря о познавательной и полезной литературе, я имею в виду отечественную и зарубежную классику, историческую и специальную литературу, поэзию. А вот желтая пресса (кто с кем, у кого больше, а у кого дороже), комиксы и другое подобное чтиво, вряд ли хорошо скажется на увеличении работоспособности головного мозга.
Отвлекайтесь, отдыхайте и высыпайтесь
Работа без отдыха всегда ведет к потере работоспособности. Недавно журнал American Journal of Epidemiology опубликовал исследование, в котором говорится: «Пятьдесят пять и более рабочих часов в неделю (одиннадцать часов в день при пятидневке) приводят к достаточно низким показателям в тестах на словарный запас и сообразительность. Оптимальный вариант 35-40 — часовая рабочая неделя». Понятно, что к начальству не подойдешь и не скажешь: «Хотите, что бы коллектив лучше работал, сократите продолжительность рабочего времени». В таких условиях повысить работоспособность можно за счет небольших перерывов.
Не стесняйся почесать языком за чашкой кофе с коллегами по работе. Вот что по этому поводу говорит Оскар Ибарра, автор одного из исследований, проведенных в Университете штата Мичиган: «Иногда пустословие бывает полезно. Те, кто делает перерывы в работе и в течение десяти минут трепится с сослуживцами лучше проходит тесты на сообразительность, чем кто выполняет их сразу, без разговоров. И вот почему — коммуникативное общение обостряет память и активизирует другие функции мозга, потому, что требует обработки информации (например, определять, врет собеседник или говорит правду)».
Тем же, у кого удаленная работа могут контролировать свое рабочее время и без опасения, что ему объявят выговор сделать перерыв на час или два. Главное не сидеть как робот и помнить, что если вы отвлечетесь и отдохнете это повысить вашу работоспособность.
Не забывайте устраивать себе выходные дни (особенно это касается тех, кто работает на расстоянии и на себя). Лучший отдых – отдых на природе! Охота, рыбалка, походы в лес за ягодой, лазанье по горам, шашлыки на даче — всё это хорошие способы дать своему мозгу отдохнуть от напряжённых будней, зарядиться энергией и увеличить работоспособность мозга.
Ну и конечно, говоря об отдыхе и его влиянии на повышение работоспособности мозга, следует отметить важность здорового и полноценного сна. Ведь известно, что недосыпание и нехватка сна приводят к преждевременному переутомлению и принятию недальновидных решений.
Соблюдайте распорядок: каждый день засыпайте и просыпайтесь в определенное время. Даже в выходные старайтесь придерживаться установленного режима.
Просыпайтесь легко
Физиологи всего мира для увеличения умственной работоспособности советуют научиться просыпаться без будильника. Если вы встали в нужное время без помощи будильника вы больше чувствуете себя выспавшимся. Следовательно, у вас больше энергии и сил, яснее голова и лучше настроение.
Откажитесь от вредных привычек
О вреде курения и употребления алкогольных напитков сказано много, но есть люди, которые утверждают, что табак и спиртное (особенно курение), стимулируют работоспособность мозговой деятельности. Однако врачи своими многочисленными экспериментами (не буду вдаваться в подробности) доказали, что мнение о табаке и алкоголе как о стимуляторах мозговой активности является ложным и необоснованным. Табак, как и алкоголь не истинный, а ложный стимулятор работоспособности и продуктивности деятельности. Он создает лишь иллюзию «просветления» головы и прилива сил. В действительности же курение табака и употребление алкоголя не позволяют сосредоточиться на учебе и работе, уменьшают уровень работоспособности, сокращают объем выполняемых работ, а также ухудшают их качество.
Не знаете, как повысить работоспособность мозга? Первое что надо сделать это отказаться от курения и чрезмерного употребления алкоголя!
Заставляйте себя как можно больше двигаться
Ежедневные физические упражнения помогут улучшить эластичность сосудов и циркуляцию крови, помогут восстановить утраченные нейронные связи и способствуют появлению новых, что повлечет за собой улучшение работоспособности головного мозга.
Делайте массаж головы
Массаж головы и шеи улучшает кровоток в коре головного мозга, а следовательно, полезен для клеточного мозгового кровообращения. Если есть возможность, посетите профессионального массажиста, если с финансами или со временем туго, поможет самомассаж. Информации о том, как сделать самомассаж головы и воротниковой зоны в интернете пруд пруди. Скажу только то, что если ежедневно по десять минут в течение нескольких недель вы будете выполнять этот массаж, то заметите, что к вечеру способность четко и ясно мыслить не пропадет и усталость не будет уже такой явной.
Используйте цвета и ароматерапию
Доказано, что некоторые запахи и цвета оказывают успокаивающее воздействие, другие же наоборот, являются возбудителями и раздражителями для мозга. Работу мозга хорошо стимулирует желтый цвет — он тонизирует и бодрит, повышает умственную работоспособность и поднимает настроение (можете над рабочим столом повесить рисунок, в котором этот цвет преобладает). Из запахов для того чтобы увеличить работоспособность мозга, хорошо подходят цитрусовые и древесные ароматы. Используйте натуральные эфирные масла, а не освежители для воздуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - демонстрационный материал к диагностической методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников"
Презентация позволяет заменить бумажный вариант демонстрационных материалов к методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников" на электронный, что знач...
Исследование кратковременной памяти
Тема входит в план элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда." в 10 классе. . В начале урока учитель знакомин учащихся с видами памяти и процессами запоминания . Затем ...
Лабораторная работа на тему: "Выявление объема кратковременной памяти"
Лабораторная работа на тему: "Выявление объема кратковременной памяти"...
Исследование особенности памяти у детей с нарушением интеллекта.
Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти. Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его н...
Методические рекомендации по развитию кратковременной слуховой памяти на уроках развития речи у детей с сондромом Дауна
Практическая значимость методических рекомендаций заключается в оказании помощи, в первую очередь родителям, имеющих детей с синдромом Дауна, а также педагогам, работающим с данными детьми....
Статья на тему: «Исследование социальной памяти на примере проекта «Блокада в судьбах и памяти ленинградцев»
Как известно, устные рассказы очевидцев использовались историками еще со времен Геродота. Однако, по мере того как ученые занятия историей превращались в науку, рассказы людей о прошлом, передаю...