Конференция: "Байкал-объект всемирного наследия".
материал по экологии (10 класс) по теме

Бобрышева Елена Алексеенва

Ежегодно в нашей школе проходят "Дни защиты от экологической опасности"  В "День воды" учащиеся проводят конференции, викторины, беседы. встречи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_-baykal-obekt_vsemirnogo_naslediya.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

1.«БАЙКАЛ - ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ»

2. Методическая разработка конференции «Байкал- объект всемирного наследия»

3.Объяснительная записка:

Конференция проводится для учащихся  9-11 классов.         Форма организации мероприятия- ролевая игра. Участникам подобраны вопросы, содержащие сведения  об озере Байкал, его возрасте, особенностях флоры и фауны. Особое внимание уделяется экологии Байкала. Это позволит учащимся расширить знания и убедиться, что Байкал- уникальный уголок природы России.

Цель: обобщить и углубить знания учащихся, полученные при изучении курсов природоведения, биологии, географии  о водных ресурсах планеты, о уникальности озера Байкала.

Задачи:

- раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности; -познакомить с историей открытия озера и изучения;  

-рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

 -формировать интеллектуальные умения: анализировать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы; развитие инициативы, уверенности в своих силах, развивать творческие способности учащихся.                        

-способствовать эстетическому воспитанию учащихся к природе, науке, учебной деятельности; обеспечить формирование и развитие коллективизма; способствовать профилактике утомляемости.

Методы обучения, используемые  для проведения мероприятия:

Коллективная творческая деятельность, индивидуальные задания.

Словесный: выступления участников мероприятия; наглядный: использование рисунков, мультимедийного проектора.

Возраст обучающихся: 15-17 лет.

Форма проведения: ролевая игра.

Оборудование и оформление : мультимедиапроектор,  мультимедиапрезентация, физическая карта полушарий земли, выставка школьной библиотеки «Всемирный День воды». картины с изображениями морей, рек, океанов,озер,  выставка фотографий водных объектов; рисунков

3. Методические советы  на подготовительный период:

Подготовка педагога к мероприятию:  изучение литературы и интернет- ресурсов по данной теме,    подготовка сценария конференции, подбор оборудования и наглядных пособий, распределение ролей между учащимися,

Подготовка учащихся:   заранее раздаются роли «учёных» (историков, биологов , гидрологов и т.д.,  даётся задание по подбору необходимого материала; столы в кабинете расставить буквой «П», на столах таблички («экологи», «гидрологи» и т.п.),  на доске – физическая карта полушарий

Участники: в конференции участвуют учащиеся 9-11 классов, предварительно  они получают  и готовят  индивидуальные задания,

5. Сценарный план проведения мероприятия:

1. Организационный момент, представление гостей конференции.

2.Сообщение темы конференции, представление гостей.

3. Основная часть – ответы  участников конференции  на вопросы, подготовленные учениками, гостями.

4.Итог конференции, обращение к участникам о бережном отношении к водным запасам, предложения учащихся по решению экологических проблем Байкала.

6. Содержание мероприятия.

 «Байкал - чудо природы во всех отношениях».

(Берг Л.С.)

Ученик ( читает отрывок стихотворения Р.рождественского)

Ведущий:  Международный День воды отмечается во многих странах мира. Впервые он появился в 1993 году по инициативе Международной Ассоциации водоснабжения, а в России отмечается с 1995 года. Этот праздник признан привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной, задуматься о роли воды в жизни каждого человека на Земле. Мы с вами здесь собрались, чтобы  обсудить проблему одного из величайших озер мира- озеро Байкал. У нас в гостях: учащиеся МОУ «Скороднянская СОШ», истоик, гидролог, эколог, биолог. Мы обсудим вопросы,  которые волнуют многих из  нас.

Ученик: Байкал - уникальный уголок России. Когда озеро включили во Всемирное  природное наследие?

Слайд 1.

Историк:  Озеро Байкал - классический случай участка Всемирного наследия, удовлетворяющий всем четырем природным критериям. Непосредственно сам Байкал является главным объектом номинации. Особенности озера, скрытые в большей степени от глаз водой, представляют собой главную ценность для науки и охраны. Озеро окружают горно-таежные ландшафты и особо охраняемые природные территории, главным образом сохранившиеся в естественном состоянии и представляющие дополнительную ценность.

 Слайд 2-3.

В 2006 году исполнилось 10 лет с момента включения озера Байкал в Список всемирного природного наследия. Это произошло 5 декабря 1996 года по решению 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в мексиканском городе Мерида. Заявку на включение Байкала в Список всемирного природного наследия подала Россия.

Географ: Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири на границе Иркутской области и Бурятии, оно расположено среди бескрайних снежных просторов, где сохранилась первозданная природа, уникальная вода и животный мир.

Слайд 4-7.

Ученик: Как в давние времена называли Байкал?

Историк:     "Океан-морем большим" называли бескрайнее озеро впервые увидевшие его русские казаки-землепроходцы XVII века.    До прихода русских здесь уже много веков жили разные народы. И все они давали огромному водоему величественные имена. Китайцы в древних хрониках именовали его "Тенгис", "Тенгис-далай", бурят-монголы - "Байгаал-далай" - "большой водоем". Монголы, называли его Далайнор - "Великое озеро", а эвенки - Лама, что значит "Море".

Слайд-8.

Ученик: Какой возраст озера Байкал?

Географ:  Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Возраст озера учёные традиционно определяют в 25—35 млн лет. Этот факт также делает Байкал уникальным природным объектом, так как большинство озёр, особенно ледникового происхождения, живут в среднем 10—15 тыс. лет, а потом заполняются илистыми осадками и заболачиваются.

Однако существует также версия о молодости Байкала, выдвинутая доктором геолого-минералогических наук А. В. Татариновым в 2009 году, которая получила косвенные подтверждения во время второго этапа экспедиции «Миров» на Байкале. В частности, деятельность грязевых вулканов на дне Байкала позволяет учёным предполагать, что современной береговой линии озера всего лишь 8 тыс. лет, а глубоководной части — 150 тыс. лет[16].

Несомненно лишь то, что озеро расположено в рифтовой впадине и по строению схоже, например, с бассейном Мёртвого моря. Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне трансформного разлома, другие предполагают наличие под Байкалом мантийного плюма, третьи объясняют образование впадины пассивным рифтингом в результате коллизии Евразийской плиты и Индостана.

Геологическая рифтовая система, которая дала начало озеру Байкал, сформировалась в Мезозойском периоде. Озеро Байкал является самым древним и самым глубоким озером на Земле. Различные тектонические силы все еще продолжают свое действие, о чем свидетельствуют выходы термических потоков с глубин озера.

Слайд 9-11

Ученик –эксперт: В озере  Байкал обитают эндемики. Что это за организмы? Почему некоторые ученые называют Байкал «Галапагосскими островами России»?

Учитель: Эволюция водных организмов, происходившая в течение всего этого длительного периода, привела к образованию уникальной эндемичной флоры и фауны. Озеро Байкал является «Галапагосскими островами России» и представляет исключительную ценность для изучения эволюции.

7) Биолог: (Эндемики- это те организмы, которые встречаются только на данной территории).   Озеро Байкал - одно из наиболее биоразнообразных озер на Земле, в нем обитает 1340 видов животных (745 эндемичны) и 570 видов растений (150 эндемичны). В лесах, окружающих озеро, находится 10 видов растений, занесенных в Красную книгу Международного союза охраны природы, и представлен полный состав типичных бореальных видов». Подсчитано, что 60% из 2630 видов животных и растений, встречающихся в озере, не встретишь больше нигде в мире. Среди них и рыба голомянка, бокоплавы-гаммарусы, и байкальский омуль, байкальская нерпа.

Учитель:  Байкал – это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр  видообразования, привлекающий все больший интерес не только специалистов, но и  любителей природы, в том числе школьников, интересующихся биологией. Эти и многие другие свойства Байкала делают его необычайно притягательным.

Ученик: влияет ли озеро Байкал на прибрежный климат?

Гидролог:  Водная масса Байкала оказывает влияние на климат прибрежной территории. Зима здесь бывает мягче, а лето — прохладнее. Наступление весны на Байкале задерживается на 10—15 дней по сравнению с прилегающими районами, а осень часто бывает довольно продолжительная.

Район Байкала отличается большой суммарной продолжительностью солнечного сияния. Например, в посёлке Большое Голоустное она доходит до 2524 часов, что больше, чем на черноморских курортах, и является рекордным для России. Дней без солнца в году в этом же населённом пункте бывает только 37, а на острове Ольхон — 48.

Особые черты климата обусловлены байкальскими ветрами, которые имеют собственные названия — баргузин, сарма, верховик, култук.

Ведущий : Байкал – крупнейший резервуар пресной воды на Земле (20% всех мировых запасов), что дополнительно характеризует его как уникальное явление. Что скажет по этому поводу географ?

Слайд 12.

Географ: Для ответа на этот вопрос нам прежде всего предстоит осознать, как мало имеется воды на Земле, пригодной для питья. По мнению руководителей ООН, дефицит питьевой воды в скором времени станет “угрозой международному миру и безопасности”. В документах ООН отмечается, что 99 процентов всей воды на планете либо соленая, либо находится глубоко в недрах Земли. Из оставшегося одного процента пресной воды девять десятых сковано в виде полярного льда. В озере Байкал сосредоточено 20% пресной воды планеты.

Эколог: Подсчитано: котловина озера может вместить воду всех пяти Великих озер США. Для заполнения котловины понадобился бы весь годовой сток всех рек земного шара. Нигде в мире нет такого количества пресной питьевой воды, как здесь. К слову сказать, байкальская вода — это “живая вода”: в ней макро- и микроэлементы биологически сбалансированы; она отвечает нынешним мировым требованиям к воде высшего качества и перспективным требованиям ВОЗ.

Слайд 13

Ученик: Чем еще уникален  Байкал для человека?

Эколог:  Озеро Байкал — это космопланетарный феномен, уникальный памятник природы, имеющий выдающуюся ценность с точки зрения науки и эстетики. Красота Байкала — невозобновимое и незаменимое богатство, трудно переоценить его духовную ценность для обеспечения качества жизни. Байкал очищает душу и просветляет ум; Байкал дает ощущение Космоса, заряжает человека психокосмической энергией.

Ученик-эксперт: В настоящее время существует множество экологических проблем с водными объектами. Какие  экологические проблемы у Байкала?

Слайд  14

Географ : При включении Байкала в Список всемирного природного наследия руководству России были даны специальные рекомендации:

  1. принять Федеральный закон об озере Байкал;
  2. перепрофилировать Байкальский ЦБК в целях ликвидации его как источника загрязнения;
  3. снизить сброс загрязняющих веществ в реку Селенгу;
  4. увеличить ресурсное обеспечение деятельности прилегающих к озеру заповедников и национальных парков;
  5. продолжить поддержку научных исследований и мониторинга на озере Байкал.

Эколог: Существующие угрозы перед Байкалом:

  1. Вырубка леса в водосборном бассейне.
  2. Разрушение естественных мест обитания животных в водосборном бассейне оз. Байкал при строительстве, чрезмерной рекреационной нагрузке и отторжении земель национальных парков и заповедников.
  3. Биологическое загрязнение озера.
  4. Загрязнение вод озера и впадающих в него крупных рек стоками промышленных предприятий и сельскохозяйственными отходами.
  5. Атмосферные выбросы Байкальского ЦБК и Селенгинского ЦКК, Иркутско-Черемховского промышленного узла.
  6. Загрязнение земель Байкальского региона токсическими выбросами промышленных предприятий.
  7. Локальное радиоактивное загрязнение.
  8. Изменение уровня оз. Байкал в связи с работой водохранилища Иркутской ГЭС.

Ученик: какие предприятия наносят наибольший вред природе Байкала?

Слайд 15-17.

Эколог: Наибольший вред природе Байкала наносят предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, особенно Байкальский целлюлозно-бумажный и Селенгинский целлюлозно-картонный комбинаты. Кроме того, р. Селенга (крупнейшая река впадающая в озеро) несёт и массу других отходов. Принимаемые последние годы меры (ряд предприятий были перепрофилированы или закрыты) несколько улучшили ситуацию, но о полном решении проблемы говорить пока ещё рано.
   
Иркутский ТЭК и др. предприятия района используют, в основном, низкосортный бурый уголь, поставляющий в атмосферу тысячи тонн золы и углекислого газа. Атмосферные осадки, очищая атмосферу, переправляют основную массу этого в озеро. Решению проблемы может способствовать лес, но в районе озера ведётся интенсивная лесозаготовка, а объём лесовосстановительных работ значительно отстаёт.
   
Браконьерство стало последние годы настоящим бичом озера. Решить данную проблему очень сложно, т.к. количество работников природоохранных служб значительно меньше числа желающих подзаработать на природных богатствах озера. Рыбные запасы озера последние десятилетия оскуднели по самым скромным подсчётам в 2 раза.

Ученик: испытывает ли Байкал рекреационную нагрузку и в какой степени? 

 Эколог: Повышенная рекреационная нагрузка (особенно в южной части Байкала)  не способствует улучшению экологии озера.
   В 1989 году создан Фонд экологической защиты озера. В 1990 году прошёл  первый экологический фестиваль "Байкал-Мичиган". Но пропагандистскими мероприятиями и разовыми акциями невозможно кардинально улучшить ситуацию. Видимо требуется и ужесточение природоохранного законодательства.

Биолог: Благополучие Байкала в значительной степени зависит от окружающих его лесов, имеющих водоохранное значение, регулирующих водный режим, предохраняющих почвы от эрозии. Но над лесами также нависла угроза уничтожения из-за деятельности ЦБК, выбрасывающего в атмосферу тысячи тонн вредных веществ (сернистый ангидрид, сероводород, хлор и многие другие). Космические снимки территории, прилегающей к Байкалу, показали, что под влиянием этих выбросов поражено 250 тыс. га темнохвойного леса, на больших пространствах он усыхает. 

Гидролог: Для сохранения особо ценных пород рыб, например знаменитого байкальского омуля, следует беречь нерестилища этих рыб, находящиеся в верховьях рек. Пополнению промысловых запасов будет способствовать и работа рыбоводных заводов, занимающихся искусственным воспроизводством байкальского осетра и омуля.

Ученик: Существует легенда, что река Ангара -  дочь Байкала. Что это за легенда?

Библиотекарь :  В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. Днем она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: "Разве можно светлое чернить?"

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: "Отец, я умираю от жажды, прости меня, и дай мне хоть одну капельку воды". Байкал гневно крикнул: "Я могу дать только свои слезы!" Тысячи лет течет Ангара в Енисей водой - слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю". Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...

Ведущий: На нашей встрече мы узнали много интересного об  уникальном озере Байкал, о его величии, проблемах.

Так чем же уникален Байкал?

Ученик: Из всего услышанного мы можем  сделать вывод:

Байкал - одно из величайших озер планеты, озеро "превосходных степеней": самое глубокое (1637 м), самое древнее (около 25 млн лет), с самой разнообразной флорой и фауной среди пресных водоемов. Озеро обладает уникальным по объему и качеству запасом пресных вод (23,6 тыс. куб. км - более 20% мировых запасов). Впадина Байкала является центральным звеном Байкальской рифтовой зоны, одной из крупнейших на Земле древней системы разломов. Озеро вместе со всем его бассейном представляет собой своеобразную и очень хрупкую природную экосистему, которая и обеспечивает естественный процесс формирования чистейших вод.

Учитель:  Предложите свои пути решения проблемы, как помочь уникальному Байкалу?

Ученик- эксперт:

Мы предлагаем следующие пути решения экологической проблемы Байкала:

Создание заповедных зон вокруг озера Байкал;

Изучение и знание законов охраны окружающей среды;

Повышение экологической  культуры населения;

Ограничить лов и промысел животных и рыб;

Сократить строительство предприятий в близлежащих  к озеру районах;

Слайд 18.

Ученик: Люди, одумайтесь, ведь загрязняя и уничтожая малые реки, озера, моря, океаны вы можете погубить всю речную систему нашего района, нашей области, и, наконец, нашей страны! Посмотрите вокруг себя, все те реки, которые вы видите, несут жизнь всему, в том числе и вам! Вы должны их беречь и охранять! Люди, не будьте бессердечными!!!

Байкал.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он - величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь- до донышка - просвечен,

И весь-до капельки родной,

И Ангара полет строптивый,

И ветра крик и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин-

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

М.Сергеев.

7. Советы организаторам мероприятия: мероприятие проводится в форме ролевой игры- конференции в школе, в актовом зале. Разрабатывается программа конференции, готовится выставка рисунков,  фотографий о водных объектах, изучается материал  об охране воды.

8. Методические советы на период ближайшего последействия:

Данное мероприятие можно подготовить при изучении  вод суши Мирового океана по природоведению,  географии, биологии. Можно привлечь к данному мероприятию химика, который  объяснит химические  свойства воды Байкала.  При подготовке сообщений в большей мере  использовать информацию о  водных запасах России, озера Байкал.

9. Литература:

1.Криксунов Е.А., Пасечник В.В.М.:Дрофа, Экология,1999.

2.Кульский Л.А.,Даль В.В. Ленчина Л.Г. Киев. Радянська школа. Вода знакомая и загадочная, 1982.

3. Сборник. М.: Современник. Дали отчие, неоглядные, 1988.

4.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. М.: Дрофа. 2000.

5. Ресурсы- Интернет.

10. Методическую разработку подготовила: Бобрышева Елена Алексеевна, учитель биологии МОУ «Скороднянская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тадж Махал. Всемирное наследие памятников

Мавзолей Тадж-Махал -признанный  символ любви. Величественный архитектурный памятник. "Из глубины веков он встал, в наряды белые одетый. Как призрачный дворец  волшебных...

объекты всемирного наследия ЮНЕСКО

Презентацию можно использовать для 8-9 класса...

конспект урока на тему Всемирное наследие и окружающая среда.

Цель урока - 1 развитие навыков устной речи на основе прочитанного, расширение лексического запаса учащихся, совершенствование навыков аудирования: 2 создать условия для развитя знаний и понимания охр...

Элективный курс "Всемирное наследие"

За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости к...

Элективный курс по географии (10-11 класс) "География Всемирного наследия"

За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечател...

Внеклассное мероприятие на английском языке «К 70-летию ЮНЕСКО. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО»

Внеклассное мероприятие на английском языке «К 70-летию ЮНЕСКО. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО» проведено в 8 классе в рамках недели методического мастерства ассоциированных школ ЮНЕСКО...

Конспект урока "Всемирное наследие Великобритании".

Конспект урока "Всемирное наследие Великобритании"  продоолжать развивать познавательный интерес  студентов , внимание, зрительную память, развивать фонематическуюю сторону английской речи, ...