Опыт организации экологических лагерей-экспедиций
статья по экологии на тему

Грыжина Ольга Юрьевна

Одной из наиболее результативных и интересных форм работы с детьми, занимающимися экологическим мониторингом, являются исследовательские экспедиции. В их ходе эффективно решаются учебные и воспитательные задачи, участники собирают большой объем научной информации, получают ценные практические навыки.  Летние экологические лагеря-экспедиции организуются на особо охраняемой природной территории Владимирской области - в госзаказнике «Муромский». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_organizatsii_ekologicheskogo_lagerya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации экологического лагеря-экспедиции в летний период. Грыжина О. Ю.учитель биологии МБОУ СОШ №1, г. Муром, Владимирская область.

Одной из наиболее результативных и интересных форм работы с детьми, занимающимися экологическим мониторингом, являются исследовательские экспедиции. В их ходе эффективно решаются учебные и воспитательные задачи, участники собирают большой объем научной информации, получают ценные практические навыки.  Летние экологические лагеря-экспедиции организуются на особо охраняемой природной территории Владимирской области - в госзаказнике «Муромский». В ходе данной работы накоплен значительный опыт по организации летних лагерей-эксепедиций. Анализируя это, его можно разделили на следующие этапы:

  1. Предварительный этап (поиск средств на проведение летнего экологического лагеря, отбор школьников).
  2. Подготовка лагеря (выбор базы проведения, отбор преподавателей и учебных прог-замм).
  3. Организация обучения, воспитания, быта и досуга школьников.

Одной из самых серьезных задач организации дополнительного экологического образования вообще и летних экологических лагерей школьников в частности, является поиск финансовых средств.

Мы имеем опыт привлечения финансовых средств из различных источников. Так, при проведении экологической используются целевые средства социального фонда страхования, средства Областного экологического  фонда, финансовая  поддержка областного Экофонда и средства родителей учащихся. Таким образом. опыт показывает, что деньги на проведение летнего экологического лагеря найти можно,  источники могут быть различными, так же как и формы кооперации в ел; совместного проведения лагеря несколькими организациями. Безусловно, существенна роль в этом процессе играют авторитет организации, наличие положительного оп проведения подобных мероприятий и налаженный деловой контакт» как с партнер так и с представителями фондов, занимающихся поддержкой экологического движет

При проведении подготовительного этапа организации летнего зкологическ лагеря существенную роль играет процесс отбора школьников. В этом процессе ва> учесть степень подготовленности детей к той учебном программе, которую планир -. реализовать в ходе проекта. Отсюда вытекает сложившаяся тенденция к отбору детеь состава тех школьных коллективов, с которыми уже есть длительный рабочий ковтак основном, на уровне неравнодушных к делу преподавателей биологии. Идеальные нашей точки зрения, вариантом является привлечение к участию в проведении лап школьных учителей, которые самым активным образом участвуют как в от6< школьников, так и в самом воспитательном и образовательном процессе.

Как показал наш опыт, важнейшим условием успешного проведения летн< экологического лагеря является выбор базы проведения. Конечно, на этот выбор сам существенным образом влияет тот учебный план, который предполагается осуществи а также те задачи, которые ставят перед собой организаторы лагеря.

Общим условием для выбора базы проведения именно экологического лагеря, наш взгляд, должно быть разнообразие природных экосистем в непосредствен!-: близости от места расположения лагеря, богатство животного и растительного мира Этим условиям как нельзя лучше соответствует территория ОППТ «Муромский».

При выборе площадки для проведения летнего экологического лагеря ни в кое случае нельзя умалять роль экономического фактора, т.е. стоимость размещения питания, доступность медицинского обслуживания.

Учебный план лагеря влияет не только на выбор базы проведения, но и в подбор преподавателей. По существу, формирование преподавательского коллектива формирование учебной программы лагеря являются единым процессом. Итак, как же складывается педагогический коллектив летнего экологического лагеря?

—                По нашему мнению, наличие единой по мировоззрению и методическим подхода команды является одним из условий успеха. За период проведения нами экологически: лагерей у нас сложилось устойчивое ядро преподавателей, участвующих в работе практически каждый год. Ряд преподавателей обеспечивает учебный процесс посредство.1. проведения лекционных занятий и работы на компьютере в течение учебного года другие проводят экскурсионные занятия и обработку собранного в поле материала.

—              Всегда в составе нашего преподавательского коллектива присутствуют учителя тех школ, откуда привлекаются школьники, что способствует как быстрой адаптации детей к условиям лагеря, так и скорейшему их включению в учебный и воспитательный процесс,

—                  Очень продуктивной является практика кооперации с преподавателями из других коллективов, которые принимают участие в проведении межмуниципальных лагерей. Так у нас сложились прекрасные партнерские отношения с учителями из Гороховецкого, Фоминского и Татаровского    школьных лесничеств. Безусловно, что при отборе преподавателей   учитывается   как   профессионализм,   так   и   преданность   идеедополнительного экологического образования школьников. Все вышеперечисленное очень тесно связано с вопросами организации обучения, воспитания» быта и досуга школьников. Тщательно проведенный этап предварительной подготовки лагеря, правильный подбор базы проведения, педагогического коллектива и учебных курсов позволяют быстро и эффективно решать эти вопросы.

Организуя быт детей, мы использовали те преимущества, - которые дает размещение на стационарных площадках: наличие спальных помещений, пищеблока, помещений и оборудования для проведения культурных в спортивных мероприятий. Вопросы питания также решались на базе уже существующих школьных пищеблоков Пищу готовили штатные повара, школьники помогали им, для чего устанавливалось дежурство. Подобная организация дела хороша еще тем, что снимает ряд медико-санитарных проблем.

Таким образом, выбор базы проведения зависит от многих условий и, будучи правильным, сам создает условия для проведения летнего экологического лагеря школьников, успешного и насыщенного учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Опыт организации групповой работы на уроках

Опыт организации групповой работы на уроках  Сергей Николаевич Рубцовучительтехнологии МБОУ «Левковская средняя общеобразовательная школа №7»      Любой учител...

Опыт организации групповой работы на уроках

Опыт организации групповой работы на уроках  Сергей Николаевич Рубцовучительтехнологии МБОУ «Левковская средняя общеобразовательная школа №7»      Любой учител...

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)

В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....

Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по ВР по теме "Опыт организации и проведения КТД"

В материале выступления изложены теоретические основы организации и проведения КТД....

«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»

     Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...

Опыт молодёжной экологической организации ЮнЭкО

Излагается история создания и содержание деятельности экологической организации старшеклассников...