программа по дополнительному образованию детей "Экологический всеобуч"
рабочая программа по экологии по теме
программа разработана на 4 года обучения.Данная программа предназначена для повышения уровня эколого-биологической образованности учащихся и применения полученных знаний в повседневной жизни. Актуальность программы заключается в том, что через экологизацию своих знаний учащиеся приходят к осознанному выбору здорового образа жизни, к необходимости изменения существующего отношения к окружающему миру. Программа дополнительного образования детей «Экологический всеобуч» тесно взаимосвязана со школьными предметами естественного цикла и с другими программами дополнительного образования детей биологической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_vseobuch.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СЕРДОБСКОГО РАЙОНА
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ Г.СЕРДОБСКА
Программа утверждена
Образовательная программа дополнительного образования детей
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ»
Программа разработана коллективом отдела экологии:
Синникова М.В.
Голтаева Н.В.
Морунов А.Г.
г.Сердобск
2008
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для повышения уровня эколого-биологической образованности учащихся и применения полученных знаний в повседневной жизни. Актуальность программы заключается в том, что через экологизацию своих знаний учащиеся приходят к осознанному выбору здорового образа жизни, к необходимости изменения существующего отношения к окружающему миру. Программа дополнительного образования детей «Экологический всеобуч» тесно взаимосвязана со школьными предметами естественного цикла и с другими программами дополнительного образования детей биологической направленности, такими как «Мир вокруг нас»,»Волшебные тайны природы» и др.
Целевой базис программы:
Воспитание- главное!
Образование- важное!
Защита- необходимое!
Экология- актуальное!
Цель программы:
Образование и воспитание экологически сознательного поколения, способного предупреждать и решать проблемы социально-экологической сферы.
Задачи:
- углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, заложенных в школьных дисциплинах географии, биологии, природоведении; привитие навыков исследовательской работы.
-формирование чувства ответственного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам края.
-формирование экологически грамотного научного мировоззрения.
-удовлетворение познавательных(учебных, исследовательских, игровых) потребностей развивающейся личности.
-развитие познавательной, творческой активности.
Профориентация и начальная подготовка в области наук об окружающей среде.
Программа «Экологический всеобуч» рассчитана на 4 года обучения. По данной программе могут заниматься дети в возрасте 7-16 лет.
1 год обучения. «Экологическая азбука»
Направленность 1 курса- ознакомление с разнообразием мира живой природы, накопление представлений, определённая их упорядоченность, систематизация, выявление некоторых связей природных объектов и явлений, формирование эмоционально- ценностного отношения к природе.
2 год обучения. «Экологический ликбез»
Основным направлением экологической деятельности является формирование экологического мышления, углубление теоретических знаний, практическая работа на местах, что позволяет ребятам оценивать состояние окружающей среды, приобретать навыки нравственного поведения в природе и первые навыки научно- исследовательской деятельности.
3 год обучения. «Шаги в науку».
Курс рассчитан для занятий с подготовленными на предыдущих курсах детьми, учащимися 8-9 классов. Направленность курса- обучение воспитанников навыкам самостоятельной исследовательской деятельности. Предусмотрено более углубленное изучение природы посредством их вовлечения в исследовательскую деятельность. Занятия призваны дать обучающимся экологические и биологические знания о живых и неживых объектах окружающей среды своего региона.
4 год обучения. «Малая экологическая академия».
Курс предназначен для учеников 10-11 класса и направлен на:
- развитие знаний и навыков по изучению экологии речных бассейнов;
- овладение навыками самостоятельной исследовательской работы;
- адаптация к современным условиям жизни;
- социально-ориентированный выбор будущей профессии.
1 год обучения- «Экологическая азбука»
Цель этапа:
Развитие познавательной и творческой активности младших школьников, формирование у них осознанного ответственного отношения к окружающей среде, понимание целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов.
В результате 1-го года обучения , обучающиеся должны знать:
-Что такое экология и её значение.
-Фенология и её значение.
-кто такой здоровый человек.
-многообразие растений и животных
- понятие карта и её значение.
-устройство компаса и приёмы работы с ним.
-условные знаки плана, топографической карты.
Уметь:
-работать с планом, топографической картой, компасом.
-применять знания о фенологических наблюдениях при ведении календаря природы.
-определять ядовитые и несъедобные растения и грибы.
Выполнять правила оказания первой медицинской помощи и правила личной гигиены.
2 год обучения. «Экологический ликбез»
В ходе обучения по этому курсу обучающиеся поднимаются на следующую ступень экологического образования. Занятия по данному курсу дают более глубокие знания о природе родного края, об экологии растений и животных, вырабатываются первые навыки по исследовательской деятельности, акцент делается на развитие у детей элементарных , но вполне научных представлений о природе.
В результате 2-го года обучения, обучающиеся должны знать:
-основные отличия карты от плана местности
-основные виды полезных ископаемых
-различные формы рельефа
-типичных представителей животных и растений родного края
-редкие и исчезающие растения и животных края
-природные сообщества, взаимосвязи в них
-типы водоёмов и типичных представителей растений и животных водных сообществ.
Уметь:
-ориентироваться на местности при помощи карты и компаса
-нарисовать план местности
-различать виды полезных ископаемых
-определять типы почв по почвенному разрезу, по растениям индикаторам
-уметь правильно выполнять гербарилизацию растений
-правильно изготавливать энтомологические коллекции
-оценивать простейшие экологические последствия воздействия человека на окружающую среду, в том числе на состояние видового разнообразия в ней.
На втором этапе вводится экологический практикум- «Изучение материала в природе»
Он имеет сезонный характер.
При завершении экологического практикума , обучающиеся должны знать:
-специальное оборудование для изучения окружающей среды.
Понимать:
-значение изучения окружающей природной среды для её сохранения
-взаимосвязи компонентов природы(т.е. целостность ландшафта)
Уметь:
-выполнять посильные исследования в окружающей среде
-оформлять и представлять результаты исследований
-выявлять закономерности окружающей природной среды и их объяснять(сезонность, целостность)
3 год обучения
Программа «Эколог-исследователь» первого года обучения «Шаги в науку», (третий год обучения «Экологический всеобуч»)
Курс рассчитан для занятий с подготовленными на предыдущих курсах детьми, учащимися 8-9 классов. Предусмотрено более углубленное изучение природы посредством их вовлечения в исследовательскую деятельность. Занятия призваны дать обучающимся экологические и биологические знания о живых и неживых объектах окружающей среды своего региона.
У детей обучающихся по данному курсу формируются понятие о природе как сложном саморегулирующемся организме.
- определяется место человека, как части этой системы;
- формируется понятие главных экологических процессов;
- усваивается знание основных экологических понятий;
- вырабатываются элементарные навыки простейших экологических
исследований.
Занятия по данной программе позволяют детям получить дополнительные знания по биологии, экологии, географии, краеведению, физике, химии.
Работа детей на учебно-опытном участке, участие в походах и экологических проектах формируют у детей здоровый образ жизни.
Цели этапа:
Получение дополнительных знаний о взаимоотношениях в мире живой природы, в биологии. Географии, о природе родного края и роли человека в ней.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- формирование у воспитанников понимания целостности системы взаимоотношений в системе «природа-человек»,
- развитие умений и навыков по практическому исследованию экологических явлений и процессов,
Овладевание навыками самостоятельной исследовательской деятельности,
Адаптация воспитанников к деятельности в реальных социоприродных условиях современного мира.
Задачи, поставленные перед детским коллективом:
-научиться активно, пропагандировать идеи и принципы охраны природы родного края среди сверстников,
- принимать активное участие в охране и изучении природы родного края,
-принимать участие в мероприятиях станции юных натуралистов,
- проводить работу по экологическим проектам МОУ ДОД СЮН и иных учреждений.
После завершения этого этапа воспитанники должны знать:
- систему основных экологических понятий,
- основные методики экологических исследований
- основы учении я о популяциях растений и животных,
Должны уметь
:
- необходимыми приемами по ведению экологического мониторинга,
- уметь проводить простейшие экологические наблюдения по биоиндикации окружающей среды,
- владеть приемами по гербаризации растений и энтомологическим сборам,
- уметь проводить геоботанические исследования фитоценоза,
- применять полученные в ходе занятий знания при проведении полевых исследований,
- логично и популярно защищать результаты своей работы по проектам.
4 год обучения.
Программа «эколог-исследователь» второго года обучения. «Малая экологическая академия», (четвертый год обучения «Экологический всеобуч»)
За время обучения по данному курсу у детей происходит дальнейшее формирование понимание взаимосвязей в природе и месте человека в окружающем нас мире. Этап рассчитан на воспитанников, которые обучаются в 9-11 классах общеобразовательной школы и направлен на:
- развитие знаний и навыков по изучению экологии речных бассейнов;
- овладение навыками самостоятельной исследовательской работы;
- адаптация к современным условиям жизни;
- социально-ориентированный выбор будущей профессии.
Решаемые задачи:
- формирование у воспитанников понимания единства в системе взаимоотношений человека и природы,
- развитие умений и навыков по практическому применению полученных знаний,
- развитие навыка самостоятельной исследовательской деятельности по мониторинговому исследованию окружающей среды,
- формирование эстетического восприятия родной природы,
- содействие профессиональному выбору воспитанников и их адаптации в окружающем мире.
Задачи, стоящие перед детским коллективом:
- активное участие в мониторинговых исследованиях окружающей среды,
-пропагандирование результатов своих исследований в целях популяризации экологических знаний,
- активное участие в мероприятиях МОУ ДОД СЮН и других образовательных, общественных и научных учреждениях,
-проведение работы по самостоятельным экологическим проектам или проектам по заданию ученых.
В конце этапа обучающиеся должны знать:
Основные экологические законы и понятия;
Правила мониторинговых исследований по основным природным сферам
Методы исследования популяции человека.
Должны уметь:
Проводить самостоятельные исследования в области экологии и биологии;
Проводить аналитические исследования экологических процессов.
Владеть приемами экологического прогнозирования;
Проводить самостоятельные экологические исследования;
Методически правильно оформлять результаты своих исследований;
Проводить защиту исследовательских работ на научно-практических конференциях различного уровня.
Условия реализации программы.
Образовательный уровень реализации программы» Экологический всеобуч» может быть обеспечен благодаря использованию основных положений гуманистической психологии и педагогики, экологической психопедагогики, теории и методики экологического образования, а также инновационных технологий развития экологического сознания.
В качестве психолого-педагогической основы реализации целей программы выступают гуманистическая психология и педагогика, предусматривающие партнерское взаимодействие педагога и обучающихся. В центре педагогического процесса ставится личность ребенка. Каждый воспитанник имеет право на ошибку, на свободный творческий поиск. Этот поиск стимулируется заинтересованной поддержкой. Гуманистическая педагогика ориентирована на соединение эмоциональных и познавательных аспектов обучения,помощь обучаемым в осознании особенностей собственной личности, своего отношения к окружающему миру, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, раскрытию творческого потенциала личности.
Экологическая психопедагогика рассматривает охраны природы не только как естественнонаучную, но прежде всего как социальную проблему имеющей гуманитарный аспект. Педагогический процесс формирования и развития экологического сознания строится на основе методик, которые позволяют использовать закономерности становления и развития личности.
Мир окружающей природы рассматривается при этом не столько как окружающая среда, сколько именно как миро природы, а человек как часть этого богатого мира. Экологическая психопедагогика ориентирует человека на равноправное, партнерское взаимодействие с миром природы
Данная программа как и все экологическое образования базируется на междисциплинарном подходе. Важность раскрытия экологических проблем обуславливает связь с такими школьными предметами как краеведение, физика. Химия, биология. География, математика.
Все это способствует конструктивному решению экологических проблем.
В качестве материального обеспечения успешного освоения данной программы выступает наличие определенной приборной базы (микроскоп, химическая посуда. Реактивы, ботаническое и зоологическое оборудования для экспедиционных исследований). Наличие компьютерной базы позволяет полнее использовать возможности программы.
Реализация данной программы предусматривает использование различных форм и методов учебной деятельности, позволяющей активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. Эти способы включают перпедачу информации от педагога к обучающемуся с использованием методов устного изложения материала: лекций, бесед, рассказов и т.д. Это позволяет раскрывать основные положения и ключевые понятия содержания программы. Закрепить и творчески осмыслить учебный материал позволяют самостоятельные и практические работы, при которых обучающиеся работают с различными источниками информации (карты, справочники, учебники, иллюстрации, природный материал). В этом случае наиболее эффективны занятия-практикумы, конференции, путешествия, ролевые и имитационные экологические игры. Прочному усвоению и осмыслению знаний способствуют полевые практикумы и экскурсии по изучению тех или иных природных объектов(экотопов, биотопов, экосистем и т.д.)
Ожидаемые результаты.
От реализации данной программы ожидаются следующие результаты:
- повышение экологической грамотности и воспитанности обучающихся;
-приобретение воспитанниками навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
- обретение каждым воспитанником активной жизненной позиции;
- создание условий для дальнейшей социальной адаптации обучающихся;
- создание условий для возможного профессионального самоопределения воспитанников.
Учебно-тематический план.
Тематический план 1 года обучения. «Экологическая азбука»
№ | Наименование тем. | Всего часов. | В том числе | |
Теория. | Практика. | |||
1. | Зачем нам изучать экологию? | 20 | 12 | 8 |
2. | Разнообразие животного и растительного мира. (Экологическая тревога) | 36 | 20 | 16 |
3. | Без языка, а рассказывает. | 28 | 16 | 12 |
4. | Окружающая среда и здоровье человека. | 36 | 20 | 16 |
5. | Не навреди природе. | 24 | 16 | 8 |
Всего: | 144 |
Тематический план 2 года обучения.
«Экологический ликбез»
№ | Наименование тем. | Всего часов. | В том числе. | |
Теория. | Практика. | |||
1. | Ландшафтоведение. | 72 | 30 | 42 |
2. | Ботаника. | 48 | 24 | 24 |
3. | Зоология. | 48 | 30 | 18 |
4. | Водная экология. | 48 | 30 | 18 |
Всего: | 216 |
Тематический план третьего года обучения «Шаги в науку»
Рассчитана на 144 учебных часа.
Программа включает в себя три раздела:
1.Ландшафтоведение.
2.Введение в экологию.
3. Экология растительных сообществ.
№п./пп | Название темы | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I Ландшафтоведение | 32 | |||
1 | Основы топографической съемки местности | 4 | 2 | 2 |
2 | Геологические особенности района. | 4 | 2 | 2 |
3 | Палеонтологические объекты на территории района | 2 | - | 2 |
4 | Геологические исследования на местности | 4 | 2 | 2 |
5 | Почвы района. | 4 | 2 | 2 |
6 | Исследования различных типов почв. | 4 | 2 | 2 |
7 | Типы ландшафтов и их распространение по территории области и района. | 4 | 2 | 2 |
8 | Комплексные исследования на ландшафтном профиле. | 10 | 4 | 6 |
9 | Участие в исследовательских проектах | 10 | 2 | 8 |
II. Введение в экологию. | 22 | |||
10 | Роль и место экологии в современном мире. | 4 | - | 4 |
11 | История экологии | 4 | 2 | 2 |
12 | Методы экологических исследований | 6 | 2 | 4 |
13 | Аутэкологические исследования | 4 | 2 | 2 |
14 | Синэкологические исследования | 4 | 2 | 2 |
15 | III.Экология растительных сообществ. | 90 | ||
16 | Систематика растений | 8 | 4 | 4 |
17 | Морфология и определение растений | 6 | 2 | 4 |
18 | Экологические группы растений | 12 | 4 | 8 |
19 | Популяционная экология растений | 24 | 12 | 12 |
20 | Изучение фитоценозов | 16 | 6 | 10 |
21 | Методика полевых исследований фитоценозов | 12 | 4 | 8 |
22 | Исследовательские проекты по изучению ботанических объектов. | 12 | 2 | 10 |
Итого 144часа.
Тематический план четвертого года обучения. «Малая экологическая Академия
Рассчитан на 216учебных часов.
Данный этап (курс) состоит из следующих частей :
1Зоология.
2 Гидроэкология.
3.Природные сообщества родного края.
4. Особо охраняемы природные территории родного края.
5. Красная Книга региона.
6.Экологический мониторинг.
№п./п. 1 | Название тем | Всего часов | В том числе | |
теории | Практики | |||
I.Зоология | 56 | |||
1 | Экологические группы беспозвоночных | 10 | 2 | 8 |
2 | Видовой состав и численность беспозвоночных животных | 12 | 4 | 8 |
3 | Экологические группы наземных позвоночных животных | 10 | 4 | 6 |
4 | Видовой состав и численность наземных позвоночных. | 16 | 6 | 10 |
5 | Виды экологических исследований наземных позвоночных. | 8 | 2 | 6 |
II. Гидроэкология. | 42 | |||
6 | Физико-географическое описание водоемов | 6 | 2 | 4 |
7 | Изучение природных водных бассейнов. | 12 | 6 | 6 |
8 | Экологические группы водных растений | 4 | 2 | 2 |
9 | Экологические группы водных животных. | 10 | 4 | 6 |
10 | Методы изучения водных объектов и их обитателей. | 10 | 4 | 6 |
III.Природные сообщества родного края. | 30 | |||
11 | Природные сообщества своей области. | 12 | 6 | 6 |
12 | Природные сообщества своего района. | 14 | 6 | 8 |
13 | Экологические проблемы родного края | 4 | 2 | 2 |
IV.Особо охраняемые природные территории родного края. | 10 | 6 | 4 | |
14 | Заповедник «Приволжская лесостепь». | 2 | 2 | |
15 | Памятники природы федерального значения | 4 | 2 | 2 |
16 | Памятники природы местного значения | 4 | 2 | 2 |
V.Красная Книга региона | 8 | |||
17 | Красная Книга растений | 4 | 2 | 2 |
18 | Красная Книга животных. | 4 | 2 | 2 |
VI.Экологический мониторинг. | 70 | |||
19 | Мониторинговые исследования наземных экосистем | 32 | 10 | 22 |
20 | Мониторинговые и биоиндикационные исследования водных экосистем | 16 | 6 | 10 |
21 | Методы исследований в социальной экологии | 10 | 2 | 8 |
22 | Подготовка и участие в исследовательских проектах. | 12 | 4 | 8 |
Итого: 216 часов
Содержание дополнительной образовательной программы «Экологический всеобуч».
1 год обучения «Экологическая азбука»
1.Зачем нам изучать экологию.
Что такое экология7 Что такое окружающая среда? Зачем нам изучать экологию? Как человек влияет на окружающую среду. Наше участие в деле по охране природы. Фенология- наука о сезонных изменениях.
Практическая работа.
Организация фенологических наблюдений. Оформление дневников.
Контроль. Проверка дневников фенологических наблюдений.
2.Разнообразие растительного и животного мира. (Экологическая тревога)
Растения и животные луга, леса и их связь со средой обитания. Все хотят есть или кто чем питается? Сезонные изменения в лесу. Роль леса в жизни человека. Лес- многоэтажный дом, где нет полезных и вредных. Растения-барометры, животные- синоптики. Красная книга- сигнал бедствия. Почему их становится меньше?
Практическая работа.
Оформление альбомов(растения и животные Красной книги, лекарственные растения, ядовитые и несъедобные растения и грибы, растения и животные синоптики)
Экскурсия-практикум на учебно-экологическую тропу. Экскурсия-практикум по изучению среды обитания растений и животных. Фенологические наблюдения, оформление материалов по наблюдению.
Контроль. Конкурс листовок природоохранного направления.
3.Без языка, а рассказывает.
План школы. План местности. Какие бывают карты. Топографическая карта. Топографические знаки и их назначения. Масштаб. Компас.
Практическая работа.
Игры на местности на умение работать с компасом, с планом школы, картой местности.
Контроль. Топографический диктант.
4.Окружающая среда и здоровье человека.
Что такое здоровье. Кто такой здоровый человек? Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека. Адаптация человека к климату. Меры профилактики различных заболеваний. Сезонные заболевания. Здоровье и болезни школьников. Влияние(прямое и косвенное) загрязнённого воздуха, воды, почвы на организм человека. Состав медицинской аптечки.
Практическая работа.
Экологический проект «Паспорт здоровья»(тема проекта может быть другой) Практическая работа по развитию навыков оказания первой медицинской помощи.
Контроль. Конкурсная программа «Будь здоров»
5. Не навреди природе.
Правила поведения в природе. Закон об охране природы. История охраны природы. Общественные организации по охране природы. Роль общественных организаций в решении проблемы охраны природы. Браконьерство. Заповедники, заказники. Нормы захоронения бытовых отходов. Правила сбора берёзового сока и почек. Правила сбора грибов, ягод. Чем могут помочь школьники в деле охраны природы.
Практическая работа.
Разработка и оформление памятки по правилам поведения в природе.
Практическая работа по определению растений и грибов.
Экологические рейды в лес : « Огораживание муравейников»
«Очистка берега реки от мусора»
«Лесные спасатели».
Контроль. Оформление стенгазеты.
2 год обучения «Экологический ликбез»
1.Ландшафтоведение.
Карта. Компас. Ориентирование на местности. План местности. Основные отличия карты от плана местности. Масштаб. Горные породы и их многообразие. Полезные ископаемые. Залегание горных пород. Минералы. Почвы. Типы почв. Почвенная среда жизни. Понятие о рельефе Земли. Горы равнины.
Практическая работа.
Работа с масштабом(решение задач) построение плана местности.(на примере МОУ ДОД СЮН) работа с планом местности.(условные знаки)
Работа с картой: (Измерение расстояния от одного предмета до другого. Измерение кривых(овраг…реки) Ориентирование на местности по местным признакам, по компасу. Знакомство с образцами горных пород. Изучение геологического разреза на местности. Практическая работа: «Определение кислотности почв»
Практическая работа: «Определение кислотности почв по растениям индикаторам».
Изучение почвенных образцов. Изучение почвенных разрезов на местности. Отображение рельефа на карте. Изображение рельефа от одного пункта до другого.
Контроль. Тестирование. Рефераты .
2. Ботаника.
Разнообразие растений в природе(низшие, высшие). Деревья, кустарники, травы(их характерные признаки). Части растений(корень, стебель, листья) размножение растений(вегетативное, половое) . Размножение растений простейших, споровых, голосемянных, покрытосемянных. Влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Развитие растений.(эволюция. ). Понятие о дикорастущих, комнатных, ядовитых, культурных, лекарственных растений.
Практическая работа.
Экскурсии : «Растения родного края»
«Растения нарушенных мест обитания»
«Растения городских скверов и парков»
«Раннецветущие растения города»
«Растения пустырей и свалок»
Практическая работа: «Определение возраста древесных растений»
Экскурсия в лес: «Первоцветы»
Ознакомление с правилами гербаризации растений.
Контроль. Тестирование. Оформление гербария по первоцветам.
3.Зоология.
Общие сведения о многообразии животных и их жизни . Развитие животного мира на Земле. Признаки животных, отличия их от растений. Приспособление животных к среде обитания. Взаимосвязи животных в природе. Биологические сообщества. Охрана животного мира. Красная книга. Классификация животных. Животные родного края. Размножение животных. Сезонные изменения в жизни животных. Миграции.
Практическая работа.
Экскурсия : «Птицы парков и скверов»
Экскурсия в лес : «Следы на снегу»
Практическая работа: «Определение животного по остаткам следов жизнедеятельности»
Экскурсия на луг : «Многообразие насекомых»
Правила изготовления энтомологических коллекций.
Практическая работа: «Кто в почве живёт?»
Контроль. Практические задания на уровне узнавания объектов.
4.Водная экология.
Типы водоёмов. Водная среда жизни. Приспособление растений к жизни в воде. Приспособления животных к жизни в воде. Околоводные растения и животные. Представители планктона. Представители нектона. Придонные организмы.(бентос) виды водных биоценозов. Солёные и пресные водоёмы.
Практическая работа.
Практическая работа (экскурсии на водоём) : «Определение беспозвоночных»
«Животные- индикаторы чистоты водоёма»
«Обитатели бентоса»
«Околоводные и водные растения»
«Растения- индикаторы чистоты водоёма»
Оформление проводимых исследований. Экскурсия на очистные сооружения.
Контроль. Практические зачёты в природе.
3 год обучения «Шаги в науку»
Содержание программы
I Ландшафтоведение.
1.Основы топографической съемки местности.
Основные методы съемки местности – глазомерная съемка, буссольная съемка. Приборы для съемки.
Предлагаемые методы – рассказ с элементами беседы,
Практическая работа. Съемка участка местности.
Оборудование: планшет, компас, карандаши, мерная рулетка.
Репродуктивный и исследовательский.
2.Геологические особенности района.
Знакомство с особенностями геологии района, основные породы, ископаемые, историческая геология района.
Оборудование: геологическая карта, образцы горных пород и минералов.
Предлагаемые методы: рассказ педагога.
Практическая работа. Исследование геологического объекта (балки, оврага. Карьера). Оборудование : лопаты, тетради для ведения дневника полевых исследований., компас, нивелир (самодельный или прибор)
Метод – полевое исследование.
3.Палеонтологические объекты на территории района.
Практическое занятие в районе обнажений горных пород с палеонтологическими находками.
Оборудование: лопаты. Альбомы. Тетради, коробки для сбора экспонатов.
Метод: полевое исследование.
4.Геологические исследования на местности.
Определение залегания пород. Виды пород их возраст.
Метод: репродуктивный.
Вид занятия: полевые исследования на местности.
5.Почвы района.
Виды почв наиболее распространенные на территории района, Их отличительные свойства. Плодородие главное свойство почв.
Методы: рассказ с элементами беседы,
Практическая работа.
Составление карты почв района и распределение их по степени плодородия.
Метод: самостоятельная работа.
Оборудование: карта почв, справочные таблицы свойств почв, карандаши и ручки, альбомы.
6.исследования различных типов почв.
Физико-химические свойства почв - кислотность. Водно-солевой режим, наличие гумуса.
Практическая работа. Лабораторная работа по исследованию физических свойств наиболее распространенных почв района.
7. Типы ландшафтов и их распространение по территории области и района.
Лесной, лесостепной, степной и антропогенный ландшафты. Особенности каждого типа. Распространение их по территории области. Преобладающие ландшафты района.
Практическая работа. Описание антропогенного ландшафта на примере города и его окрестностей.
Метод: репродуктивный с элементами исследовательского.
8. Комплексные исследования на ландшафтном профиле.
Методика проведения комплексных ландшафтных исследований. Профиль местности. Описание водных и растительных компонентов ландшафта.
Практические работы. Построения профиля – гипсометрического и геоботанического. Исследования водного объекта – построения профиля сечения водоема, скорости течения, измерения температуры.
Методы: репродуктивный, самостоятельные исследования, рассказ педагога.
9 Участие в исследовательских проектах.
Разработка и проведение исследований по ландшафтноведческой тематике.
Метод полевые исследования. Камеральная обработка.
Контроль- конференция.
II. Введение в экологию
10 Роль и место экологии в современном мире.
Значение экологии в жизни современного человека. Место экологии в системе наук.
Вид: Конференция учащихся.
11 История экологии.
История возникновения экологии как науки, основоположники экологии.
Метод: рассказ педагога.
Практическое занятие. Российские экологи – доклады воспитанников.
12 Методы экологических исследований
Особенности методов применяемых при экологических исследованиях. Метод трансект, метод контрольных площадок, метод визуальных наблюдений, методы биоиндикации.
Практические работы. Заложение контрольных площадок. Построение трансект.
Метод: репродуктивный с элементами исследовательского.
13 Аутэкологические исследования.
Исследование состояния отдельных экологических объектов.
Практическая работа. Экологическое обследование отдельных объектов – дерева, микроводоема, гнездовья.
14.Синэкологические исследования.
Исследования групп объектов. Популяционные исследования. Методы исследований.
Практическая работа. Исследования популяции домашних животных.
Метод - самостоятельные исследования.
Контроль- Викторина по темам.
III.Экология растительных сообществ.
15Систематика растений.
Основные систематические группы, бинарная номенклатура. Методика работы с опрелителем - теза и антитеза. Отличительные признаки следующих групп - розоцветные, яснотковые, капустные, бурачниковые, лилейные, тыквенные, бобовые, злаки, сельдерейные.
Практические работы. Отработка умения работать с определителем высших растений. Работа с гербарием. Нахождение систематических признаков у растений в природе.
16 Морфология и определение растений
Морфологические признаки. Нахождение морфологических признаков у растений (в гербарии и живых)
Практическая работа. Описание морфологии у растений.
17Экологические группы растений
Растения сухих место обитания, влажных мест обитания. Отношение растений к почвенному составу. Распределение растений согласно экологическим шкалам Эленберга, Цыганова и Ландольта. Шкала увлажнения Раменского.
Практическая работа. Описание растений различных место обитания. Растения галофиты, мезофиты, гидрофиты, псаммофиты.
Метод - самостоятельные исследования.
18 Популяционная экология растений.
Популяция – понятие, виды и свойства. Ареалы и их виды. Процессы, влияющие на существование популяции Популяционные волны. Эндемики, реликты. Причины сокращения популяции.
Практическая работа.. Определение типа популяции растений на заливном лугу. Расчет численности популяции. Нанесение на карту района ареала выбранных растений. Практическое описание популяции цветника.
19. Изучение фитоценозов.
Понятие фитоценоза. Виды фитоценоза. Значение в природе.
Практическое занятие. Знакомство с фитоценозом парка. Знакомство с агроцензами – поля, фруктового сада, цветника, теплицы.
20. Методика полевых исследований фитоценозов.
Геоботаника и применяемые для исследований методы. Метод построения геоботанического профиля. Правила описания контрольных площадок.
Практитчекая работа. Сбор растений для гербария. Построение геоботанического профиля на местности. Заложение и описание пробной площадки. Практическое применение экологических шкал. Оформление гербария.
21 Исследовательские проекты по изучению ботанических объектов.
Разработка и обеспечение исследовательских проектов.
Контроль- Защита исследовательских проектов.
Содержание программы «Малая экологическая Академия»
I.Зоология.
1. экологические группы беспозвоночных животных.
Систематические группы беспозвоночных. Беспозвоночные обитатели лесной подстилки. Обитатели древесных растений. Обитатели увлажненных мест. Моллюски - наземные и водные. Обитатели открытых пространств. Фитофаги и энтомофаги.
Предлагаемые методы – репродуктивный, частично – поисковый, рассказ педагога.
Практическая часть. Знакомство с различными группами наземных беспозвоночных в полевых условиях.
Оборудование: энтомологические сачки, лупы, определители.
Предлагаемые методы – поисковый.
2 Видовой состав и численность беспозвоночных животных.
Общее количество видов по систематическим группам. Основы систематики беспозвоночных животных – типы, класса, отряды, семейства. Главные отличительные признаки основных систематических групп животных – ракообразных, моллюсков, насекомых, паукообразных. Примерный численный состав этих групп.
Предлагаемые методы – рассказ, лекция, беседа.
Практическая часть. Определение по коллекциям представителей различных систематических групп. Методы – проблемно-поисковый и частично-поисковый.
3 Экологические группы наземных позвоночных животных.
Животные леса (хвойного, лиственного, смешанного). Животные открытых пространств. Животные антропогенного ландшафта. Околоводные и водные животные.
Предлагаемые методы – беседа, лекция. рассказ.
Практическая часть. Знакомство с животными различных по своим экологическим характеристикам мест обитания. Формы - экскурсия и полевые наблюдения. Метод - проблемно-поисковый.
4. Видовой состав и численность наземных позвоночных.
Основные систематические группы – классы, отряды, семейства, виды. Численность наиболее крупных и наименее крупных таксономических единиц.
Методы - лекция, рассказ, беседа.
Практическая часть. Изучение особенностей строения и образа жизни представителей крупных таксономических единиц. Методы - репродуктивный, частично-поисковый, познавательно- игровой.
5. Виды экологических исследований наземных позвоночных.
Необходимость исследований наземных позвоночных. Виды экологических исследований и применяемые методы. Краткая характеристика методов.
Методы - рассказ, лекция.
Практическая часть. Знакомство с методами определения численности животных. Методы определения присутствия животных по следам их жизнедеятельности. Популяционные исследования.
Методы - проблемно-поисковый, репродуктивный.
Контроль - Ролевая игра по тематике.
II. Гидроэкология.
6. Физико-географическое описание водоемов.
Геологическая история водоема, свойства воды в водоеме (кислотность, жесткость, содержание кислорода). Скорость и характер течения. Гидрологический режим. Породы, слагающие берега. Тип питания.
Методы - лекция, беседа.
Практическая часть. Знакомство с некоторыми особенностями ближайшего водоема (измерение скорости течения и температуры водных слоев),
Методы - проблемно-поисковый, репродуктивный.
7. Изучение природных водных бассейнов.
Знакомство с особенностями пресных и соленых водоемов Африки. Америки, Азии, Австралии, Европы.
Метод- рассказ, лекция.
Практическая часть. Изучение гидрологических особенностей и обитателей крупнейших водоемов различных континентов.
Методы - познавательная игра, учебная дискуссия.
8. Экологические группы водных растений.
Растения, плавающие в толще воды. Растения, прикрепленные к дну водоема. Растения околоводные.
Метод- рассказ с элементами беседы.
Практическая часть. Знакомство с представителями экологических групп.
Метод - частично- поисковый.
9. Экологические группы водных животных.
Животные, обитающие на дне – бентос. Нектонные животные. Планктон. Животные стоячих и слаботекущих вод. Животные водоемов с быстрым течением.
Методы - лекция, рассказ.
Практическая часть. Знакомство с биологическими особенностями представителей различных экологических групп.
Метод - репродуктивный, проблемно-поисковый.
10. Методы изучения водных объектов и их обитателей.
Методы изучения донных организмов. Приборы для сбора обитателей дна. Правила изучения водоема. Сбор и изучение планктонных организмов.
Метод-рассказ.
Практическая часть. Изучение водных объектов в близлежащем водоеме.
Метод - проблемно-поисковый.
Контроль- Олимпиада по гидрологической теме.
III.Природные сообщества родного края.
11 Природные сообщества своей области.
Зональные и интразональные сообщества нашей области. Распространение их по территории области. Закономерности размещения. Краткая характеристика (лиственные леса, хвойные леса, сосновые леса, луга, степи).
Методы - беседа, лекция.
Практическая часть. Знакомство с лиственным и хвойным лесом, лугом. Определение типа леса.
Метод - проблемно-поисковый.
12. Природные сообщества своего района.
Леса – их типологические характеристики, формула древостоя. Луга, степи, агроценозы.
Методы - рассказ, беседа.
Практическая часть. Знакомство с лесом лесопарковой зоны, определение формулы его древостоя. Оформление перечетной ведомости.
Метод - репродуктивный, поисковый.
13. Экологические проблемы родного края.
Наиболее важные экологические проблемы, стоящие перед родным краем – снижение биоразнообразия, свалки бытового мусора, загрязнение рек.
Метод-беседа.
Практическая часть. Выявление наиболее значимых экологических проблем родного края.
Метод- создание эмоционально-нравственной ситуации, учебная дискуссия.
Контроль- Дискуссионная пресс-конференция
IV.Особо охраняемые природные территории родного края.
14. Заповедник «Приволжская лесостепь».
История создания, местоположение его участков. Охраняемые объекты. Кунчеровская степь, Попереченская степь, Островцовский участок, Сурский лес.
Метод-рассказ.
Практическая часть. Знакомство с охраняемыми объектами заповедника.
Метод-конференция.
15. Памятники природы федерального значения.
Виды памятников природы. Белокаменский лесопарк, Куракинский лесопарк. История. Интересные объекты. Истоки реки Хопер.»12» ключей.
Метод- рассказ.
Практическая часть. Знакомство с Белокаменскии и Куракинским лесопарками. Экспедиции.
Метод - проблемно-поисковый.
16. Памятники природы местного значения.
Статус подобных памятников. Присердобинская дубрава. Майский родник.
Метод- беседа, рассказ.
Практическая часть. Экскурсия на родник .
V.Красная Книга региона.
17. Красная Книга растений.
История создания. Статусы растений занесенных в Красную Книгу области.
Метод- рассказ.
Практическая часть. Изучение внешнего вида некоторых растений из Красной Книги по гербарным образцам.
Метод-репродуктивный.
18. Красная Книга животных.
Значение ведения Красной Книги для биоразнообразия области. Основания для включения того или иного вида в Книгу. Представители систематических групп.
Метод-лекция.
Практическая часть. Знакомство с представителями животного мира занесенным в Красную Книгу по иллюстрациям и энтомологической коллекции СЮН.
Метод-создание эмоционально-нравственной ситуации.
VI.Экологический мониторинг.
19. Мониторинговые исследования наземных экосистем.
Виды мониторинговых исследований – точечные, локальные, региональные, биосферные, глобальные. Применение биоиндикации (лихеноиндикации, фитоиндикации). Примеры мониторинговых исследований. Основные методы мониторинговых исследований.
Метод- лекция, беседа, рассказ.
Практическая часть. Проведение мониторинговых исследований на практике.
Лихеноиндикации городских улиц на загрязнение воздуха. Фитиоиндикация городских почв.
Метод - проблемно- поисковый.
20. Мониторинговые и биоиндикационные исследования водных экосистем,
Особенности мониторинга водных объектов. Индексы Вудивисса, Мейера.
Животные-индикаторы чистоты водоема.
Метод- рассказ.
Практическая часть. Мониторинговые исследования с использованием биотических индексов близлежащего водоема.
Метод - проблемно-поисковый.
21. Методы исследований в социальной экологии.
Человек – существо биологическое и социальное. Необходимость существования социальной экологии. Методы исследований применяемые в социальной экологии. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
Метод-лекция, рассказ, беседа.
Практическая часть. Использование статистических выборок и данных анкетирования для составления социоэкологических прогнозов. Демография – разновидность популяционной экологии. Работа с демографическими данными своего региона.
Метод - учебная дискуссия, репродуктивный, проблемно-поисковый.
22. Подготовка и участие в исследовательских проектах.
Разработка перечня объектов для исследований, определение возможного маршрута. Изучение вопроса по литературе. Подготовка инструктивных карточек.
Метод-рассказ, репродуктивный.
Практическая часть. Подготовка картографического материала. Проверка оборудования. Подготовительная работа.
Метод-репродуктивный.
Контроль – Защита выполненных исследовательских проектов на различных уровнях.
Методическое обеспечение программы.
Формы реализации учебно-исследовательской деятельности по данной программе : кружковые занятия, индивидуальные и групповые исследовательские работы, лабораторные занятия, экспедиции, полевые практические занятия, проекты, экологические игры, праздники. В качестве дидактического материала можно применять раздаточные и инструктивные карточки по темам занятий, методические разработки как собственные так и других авторов.
В качестве технического оснащения занятий возможно применение современных коммуникативных технологий ( Интернета, компьютерных технологий , интерактивных программ по темам).
Диагностика образовательного процесса проводится путем тестирования, выполнения контрольных заданий на соответствие практических умений и навыков требованиям программы. Для более старших возрастов (3-4 год обучения) приемлем анализ проведения исследовательских работ с целью выявления уровня умений работы по тематике.
Для реализации программы необходимы следующие минимальные средства:
ПК и необходимое программное обеспечение, интерактивные курсы по экологии, зоологии, ботанике и общей биологии;
Презентационные материалы по тематике исследовательских работ самих обучающихся;
Справочники и определители на электронном или бумажном носителе.
Раздаточный природный материал – гербарий, энтомологические коллекции, влажные препараты.
Инструктивные карточки для проведения практических занятий.
Литература, рекомендованная педагогам для реализации программы.
- Барышева Ю.А. Формирование эколого- краеведческих знаний в начальной школе- М.: ЦДЮТ РФ.1997.
- Виноградова Н.Ф. предмет «Окружающий мир» в начальной школе. Вестник образования- 1993 №6
- Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности.-М: ДОСААФ. 1968
- Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. –М. «Просвещение»1980.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми:Учебно- методическое пособие для воспитателей садов и учителей-Мн: «Асар» 1996.
- Пашканг К.В., Родзевич Н.Н. Основные правила поведения учащихся в природе.География в школе. 1982-№5
- Планета- наш дом: учебню-Хрестоматия для дошкольников и младших школьников.(сост. И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская- М.Лайда, 1995)
- Плешаков А.А. программа факультативного курса» Экология для младших школьников» Вестник образования- 1993-№6
- Плешаков А.а. Программа «Природа и мы»(2 кл), «Сохраним природу»(3 кл.): программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений-Курган:ГУНО Администрация Курганской области-1993.
- Плешаков А.а. Экология для младших школьников(факультативный курс для начальных классов)- М. Просвещение 1995.
11. Н.И.Николайкин, Н.Е Николайкина, О.П.Мелехова «Экология» Дрофа, М.,2005
12. Е.П.Гора «экология человека» Дрофа М.,2007
13. В.Н.Ярыгин и др. «Биология» тома1-2. Высшая школа М.,2004
14.«Пензенская лесостепь» Учебное пособие по экологии. Колл, авторов. Пенза 1999г.
15. М.Ю. Дьяков «Как собирать насекомых» Муравей. М.,2004
16. А.Т.Зверев «Экология» Практикум 10-11 классы. Оникс. М., 2004
17. И.А.Губанов, В.С.Новиков В.Н.Тихомиров »Определитель высших растений Средней полосы Европейской части СССР. «Просвещение М.,1981
18.Б.М.Мамаев «Атлас-определитель насекомых» Просвещение. М,.1985.
19. М.А Козлов, И.М.Олигер «Школьный атлас-определитель беспозвоночных». М, Просвещение 1991
20. Энциклопедия природы России, том «Насекомые»ABF 1997
21. Энциклопедия природы России. Том «Грибы» ABF 1998
22. Энциклопедия природы России том «Птицы»ABF 1998
23. Энциклопедия природы России. Том «Звери» ABF 1997
24. И.Я.Павлинов «Удивительная жизнь животных» Астрель М., 2000.
25. И.В.Черныш «Удивительные растения» Астрель. М., 2002.
26. .Красная Книга Пензенской области. Том 1.пенза 2001г.
27. Красная Книга пензенской области. Том 2 Пенза 2005
28. .»Методика экологических мониторинговых исследований организмов, популяций, сообществ. «Методические рекомендации. Экоцентр ПОЛЕ. Пенза 1998г.
29. . В.В.Неронов «Полевая практика по геоботанике в средней полосе Европейской России.» Москва 2002г.
30. «Жизнь растений. Том1- 6
31. . А.Смирнов «Мир растений « Москва 1981г.
32. В.Медведева «Ботаника тома 1-2.Москва 1980г.
33. . Ботаника. Под редакцией. Комарницкого. Москва 1975г.
34. Ботаника для учителя. Том2 под ред. Г.Яковлева. Москва1997
35. В.В.Петров «Лес и его жизнь.» Просвещение, М..1988
36. Е.Ю.Колбовский «Изучаем ландшафты России». Академия развития, Ярославль 2004.
37 . «Рыбы СССР». Под ред. Г.В.НикольскогоМ., Мысль. 1969.
38. Е.Ю. Колбовский «Изучаем малые реки.» Ярославль 2004.
39. Определитель пресноводных беспозвоночных европейской части СССР. Ленинград, гидрометеоиздат,1977.
40. Жизнь животных. Том 2, Моллюски. Москва, 1988.
41. И.В.Муравьев . Методика учета и наблюдений за птицами. Пенза 2001.
42. Е.Н. Анашкина. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами. Ярославль 2004.
43. Природа Пензенской области. под ред.С.И.Жакова. Пенза 1970
44. А.А.Сперанский. Климат Пензенской губернии.1936.
45. Природа Пензенской области. Пенза 1955.
Литература, рекомендованная для обучающихся.
1 Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. – М. «Просвещение»1980
2. Петров В.В.»растительный мир нашей Родины».М.,Просвещение.1981
3. Дмитриев Ю. «О природе для больших и маленьких». М, Педагогика.1982
4. Формозов А.Н. «Спутник следопыта» М., МГУ 1990
5. В.Браун «Настольная книга любителя природы».Ленинград.Гидрометеоиздат.1985.
6. П.Мариковский «Юному энтомологу».М.,Детская литература 1978.
7. Планета - наш дом: учебню-Хрестоматия для дошкольников и младших школьников, (сост. И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская - М.Лайда, 1995)
8. Дмитриев Ю. «Соседи по планете. Птицы». М., Детская литература.1984.
9. Дмитриев Ю. «Соседи по планете. Насекомые». М., Детская литература 1977
10.И.Я. Павлинов «Удивительная жизнь животных». М., Астрель 2000.
11И.В.Черныш «Удивительные растения».М., Астрель 2002.
12. Энциклопедия для детей.Биология. М., Аванта+. 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общ...
Методические рекомендации «Составление дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагога дополнительного образования» (практические советы методиста)
Для педагога, работающего в системе дополнительного образования, очень важно научиться составлять дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу детского объединения, которым он руководи...