программа дополнительного образования.
рабочая программа по экологии на тему

Рослякова Светлана Сергеевна

программа дополнительного образования для 1 класса. кружок "Юный эколог"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука юного эколога», расширяет знания детей по экологическому образованию, осуществляю приемственность основного и дополнительного образования. Данная программа построена на принципе развивающего обучения, содержит дополнительный материал, формирующий сферы духовного и физического развития  ребенка, стимулирующий познавательную активность детей, развивающий их творческие способности.

        Цель: воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи:

  1. Расширять знания детей по экологии;
  2. Развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
  3. Вырабатывать необходимые навыки поведения в природе;
  4. Видеть взаимосвязь всех компонентов природы;
  5. Расширять представления о единстве окружающего мира.

Уровень: начальное общее образование

Направленность: эколого – биологическая

Формы контроля: контрольно – проверочные задания, учебно – исследовательские работы, наблюдения, игры, зачетные занятия, викторины, конкурсы.

Тематический план

№ п.п

Название тем

Всего часов

1

Введение «Наш – дом природа»

1

2

Живая и не живая природа

1

3

Неживая природа

4

4

Живая природа

4

5

Царство растения

8

6

Край наш Тульский

5

7

Экология, охрана окружающей среды

2

8

Человек – часть живой природы

1

9

«Весна пришла, весне дорогу!..»

8

итого

34

Содержание программы

  1. Введение «Наш – дом природа».
  1. Экскурсия по прилегающей территории.

  1. Живая и неживая природа.

 2.    Признаки живой и неживой природы.

3.  Неживая природа.

 3.   Почва – кладовая чудес. «Живая земля». Обитатели почвы

 4. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Чистота окружающего воздуха – залог здоровья.

 5. Вода в природе. Где живет волшебница Вода? Основные свойства воды. Использование воды человеком.

 6. Щедрое Солнце – источник света и тепла. Легенды и сказки о Солнце. Роль Солнца в жизни человека.

4.   Живая природа

       7. Разнообразие видов растений в природе. Значение растений в жизни человека. Внешнее строение растений. Расти растения.

       8. Знакомство с насекомыми. Разнообразие видов (муравьи, жуки, стрекозы, пчелы). Сказочное превращение насекомых. Связь насекомых с растениями.

       9.  Природа в опасности. Правила поведения  в природе. Красная книга. Охраняемые растения и животные Тульской области.

      10. Понятие о сообществе. Взаимоотношения живых организмов друг с другом на примере лесного сообщества.  Пищевые цепи  

5. Царство растений.

       11. Хлеб всему голова. Значение злаковых растений в жизни человека. Питательные и целебные свойства. Зеленая родословная.

       12. Картофель – наш второй хлеб. История возделывания картофеля. Питательные и целебные качества клубней. Значение картофеля в жизни человека.

       13.Овощи на грядках. Разнообразие форм и красок овощей.  Роль  овощей в жизни человека и сохранении здоровья.

       14. Дары сада. Плод и ягода в саду - всем болезням на беду. Значение плодовых растений.

       15.Путешествие плодов и семян. Как и с кем распространяются семена. Крылатые семена.

       16.Значение комнатных растений в жизни человека. Знакомства с разнообразием комнатных растений. Размножение комнатных растений. Уход за растениями дома.

       17.В мире целебных трав. Дикорастущие лекарственные растения Тульской области и их охрана. Правила сбора лекарственных трав. Ядовитые растения.

       18.Азбука грибника. Съедобные и ядовитые грибы. Игра «В лес по грибы».

6. Край наш Тульский

       19.Природа нашего края. Климат. Краткая характеристика сезонов края.

       20. Подземные богатства края, их сбережение.

       21.Водоемы Тульской области. Экологическое состояние. Источники загрязнения водоемов. Влияние загрязнения воды на животных и человека.

       22.Растительный мир Тульской области. Лес. Лесные угодья Тульского края. Тульские засечные леса. Изменение облика лесов под влиянием  хозяйственной деятельности человека.

       23. Животноводство в нашем крае. Отрасли животноводства. Предки и породы домашних животных.

  7. Экология. Охрана окружающей среды.

       24.Что изучает наука экология. Законы экологии.

       25.Охраняемые природные территории Тульской области. Заповедники, заказники, зоопарки – место сохранения и приумножения редких видов растений и животных.

 8. Человек – часть живой природы.

       26.Что такое здоровье. Факторы, влияющие на здоровье человека. Влияние  окружающей среды на здоровье человека

9. Весна пришла - весне дорогу!...

       27.Первые признаки весны. Потепление, таяние снега, осадки, изменение температуры воздуха.

       28. Птицы весну приносят. Птичий календарь. Весеннее переселение. Возвращение пернатых. Гнездование.

       29. Растения весной. Весенние первоцветы. Деревья весной. Набухание почек на деревьях и кустарниках, распускание листьев.

      30.Волшебный мир семян. Семена – продолжатели жизни растений. Условия необходимые для прорастания семян. Развитие растений из семян.

       31.Практическая работа проращивание семян злаковых и овощных культур.

       32.Труд людей весной. Весенние работы в парках, садах, на улице.

       33. День Земли. Из истории земледелия. Охрана Земли.

       34.Итоговое обобщение.

Знания, умения навыки, которые приобретут учащиеся

Учащиеся должны знать:

  1. Методы изучения природы, как среды обитания.
  2. Признаки живой и неживой природы;
  3. Многообразие живой природы;
  4. Сезонные изменения в природе;
  5. Правила поведения в природе;
  6. Состав и свойства местных почв;
  7. Садовые и огородные растения и их значение;
  8. Охраняемые растения и животные Тульской области;
  9. Понятие «экология» и необходимость ее изучения;
  10. Природные богатства родного края;
  11. Простейшие приемы ухода за растениями.

Учащиеся должны уметь:

  1. Вести наблюдения за сезонными изменениями в природе;
  2. Соблюдать правила поведения в природе;      
  3. Применять садовые и огородные растения и их плоды в лечебных целях;
  4. Обрабатывать почву, сеять семена и выращивать рассаду;
  5. Владеть методами изучения воды, воздуха и почвы;
  6. Соблюдать правила техники безопасности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.г.т. Славный»

«Согласовано»                                                                «Утверждаю»

Заместитель директора                                                  Директор МБОУ СОШ п.г.т. Славный

по учебно – воспитательной работе                             Рудык А.Н._____________________

Кухарева Н.В.__________________                               «___»_____________________2012год

«___» ________________2012год.

Обсуждена и рассмотрена

на заседании педагогического совета

протокол №__________

от «___»___________________2012 года

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Краеведение» (6-11 классы)

Программа составлена:

Росляковой С.С.      

2012-2013

  1. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочные (занятие в краеведческом кружке), внешкольное (посещение музеев).

Формы проведения занятий:

  1. Экскурсия
  2. Конференции
  3. Занятия
  4. Работа с документами
  5. Исследовательская деятельность
  6. Создание презентаций

Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий:  Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.

Механизм реализации программы:

  1. Организация экскурсий в районный краеведческий музей, сельскую библиотеку.
  2. Пешие экскурсии
  3. Посещение концертов фольклорных коллективов;
  4. Сбор материалов;
  5. Организация работы;
  6. Участие в краеведческих конкурсах;

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование  личности патриота и гражданина своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...