"Счастливый случай"
методическая разработка по экологии (7 класс) по теме
Экологическая виктронина между учащимися и педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schastlivyy_sluchay.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого занятия
для учащихся 6-7 классов
Автор | Педагог дополнительного образования Немчинова Любовь Гавриловна |
Тема: «Счастливый случай»
Цели и задачи:
- Выявление экологических знаний у юннатов;
- Формирование интереса к экологическим проблемам;
- Воспитание экологического сознания через игру.
Форма: Викторина между педагогами и юннатами.
Участники: Две команды по 5 – 7 человек; жюри 3 – 4 человека; ведущий.
Оборудование: часы, протоколы жюри, ручки , бумага , карточки для команд с цифрами 1, 2 ,3, магнитофон , кассета с записью «Голоса природы» , альбомные листы , карандаши или фломастеры , призы для команд .
Звучит запись с голосами леса.
Ведущий: здравствуйте, дорогие любители природы. Сегодня мы с вами проведем экологическую викторину «Счастливый случай». Участвовать в ней будут две команды: команда педагогов и команда юннатов.
( Выбираются участники команд. От каждого кружка по одному игроку.)
Пока команды придумывают себе название и выбирают капитана, мы познакомимся с жюри (идет представление жюри: два педагога и один юннат или гость).
Итак, в сегодняшней игре принимают участие команды (название команд и представление капитанов).
Начинаем нашу игру.
Первый тур
Поочередно для каждой команды будет задан вопрос. Время на обдумывание ответа одна минута. За правильный ответ 5 баллов.
Вопросы для юннатов:
- Инки (коренные жители Перу) смертно наказывали тех, кто осмеливался нарушить покой птиц на прибрежных островах. В чем причина такого жестокого заповедования этих островов?
(На прибрежных островах в огромном количестве скапливался помет птиц – ГУАНО, который инки использовали в качестве удобрения. В значительной степени благодаря гуано, земледелие инков было вполне успешным, несмотря не изначальную бедность горных почв).
2. Численность многих видов красивых растений сокращается из-за сбора букетов. Целебных растений становится меньше, потому что их используют в качестве лекарственного сырья. Но почему исчезают виды растений,
которые не являются ни лекарственными, ни декоративными?
(Многое растения становятся редкими , потому что в результате человеческой деятельности сокращается площадь их местообитаний. Например , распашка степей привела к тому, что почти исчезли многие виды ковылей).
- В еловом лесу посадили несколько маленьких сосенок. Что можно ожидать на этом участке через сто лет, если там не произойдет пожар и не будет вырубок? Варианты:
-еловый лес;
-сосновый лес
-елово - сосновый лес
(сосна – дерево светолюбивое. Ель – теневыносливое. Сосенки, посаженные в еловом лесу имеют мало шансов на выживание из-за сильной затененности под пологом леса. Поэтому через 100 лет на этом месте будет тот же еловый лес).
- Почему дождевой червь получил свое название?
(Дождевые черви – обитатели почвы. На поверхность выходят преимущественно ночью, отправляясь на поиски половых партнеров. Днем они появляются после дождя).
Вопросы для педагогов:
- Ф.Фон Страленберг в 1730 году писал: «Солнце в этих широтах летом заходит на короткое время или почти совсем не заходит и, таким образом, почва получает тепло днем и ночью. При этом самое удивительное, что здесь в это время не идет дождей, а земля, которая нужно сказать, здесь тучная и черная, оттаивает не глубже чем на четверть или полторы четверти аршина. Так как корни получают снизу влажность, а сверху посевы пользуются сильным теплом, то хлеба созревают быстро». К каким типам экосистем относится это описание?
(Описываются окрестности Якутска. Это средняя тайга).
- Известно, что создание крупных водохранилищ приводит к увеличению парникового эффекта в атмосфере. Как это происходит?
1.Повышается уровень грунтовых вод. Следовательно, заболачивание больших территорий, из-за чего происходит активное гниение организмов и поступление в атмосферу метана – парникового газа.
2.Испаряется вода, следовательно, увеличивается количество водного пара в атмосфере. Водяной пар препятствует потерям тепла.
3.Разрушается естественная растительность, следовательно, увеличивается содержание углекислого газа в атмосфере).
- В 1868 году на Мадагаскаре были обнаружены ископаемые останки эпиорниса – гигантской нелетающей птицы, которая достигала трехметровой высоты и веса в 450 кг. В 18 веке, по свидетельству местных жителей, подобные птицы обитали на юге острова. Какие сказочные птицы, скорее всего связаны с этим реально существовавшим гигантом? Варианты: - птица Феникс;
-птица Сирин;
-птица Рух;
-Синяя птица?
- В лесах часто можно встретить небольшие водоемы (иногда – просто длительно существующие лужи, иногда – озерки или болотца). Какое значение для леса они имеют?
- регуляция внутреннего водостока леса;
- среда постоянного или временного обитания диких живых организмов;
- экологическая среда для жизни влаголюбивых наземных организмов;
- увеличение местного биоразнообразия, что способствует поддержанию стабильной экосистемы).
Теперь попросим жюри подвести итоги и огласить оценку за первый тур.
Второй тур
Командам за 5 минут предлагают заполнить таблицу (приложение №1). Максимальная оценка 5 баллов. Пока команды работают, выступление театрального кружка, или викторина со зрителями.
После второго тура подведение итогов.
Третий тур
«На приеме у врача»
Командам предлагают по две ситуации, которые они обыгрывают и определяют, что является причиной данного заболевания (подготовка 3 минуты). Максимальная оценка 5 баллов.
- Пациент жалуется на нарушение работы органов дыхания (одышка, кашель). (Загрязнение атмосферы химическими веществами, пылью, оксидами углерода и серы, пестицидами; резкая смена погоды: влажность, ветер).
- Расстройство желудка, нарушение пищеварения. (Загрязнение продуктов питания и воды ядохимикатами; загрязнение атмосферного воздуха диоксидами серы; состав питьевой воды, ее жесткость).
- Болезни кожи (зуд, шелушение, покраснения). ( Недостаток или избыток микроэлементов во внешней среде; загрязнение атмосферы химическими веществами).
- Психические расстройства (нервничает по пустякам, бессонница, раздражительность). (Загрязнение атмосферы химическими веществами, шумовое загрязнение, электромагнитные поля).
Жюри подводит и оглашает итоги.
Четвертый тур
Командам предлагают вопросы и три варианта ответов. Игроки поднимают табличку с правильным вариантом ответа. За правильный ответ один балл.
- Благодаря какому экологическому фактору растения совершают самые дальние путешествия?
1) вода:
2) человек;
3) ветер.
2. «Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел чудесные сны
Как он вцепится в чьи-то штаны…» (В. Берестов)
Какие приспособления помогут репейнику сделать сон явью?
1)шипики на корзинке;
2)грызущий пищевой аппарат
3)чуткий сон и скверный нрав.
3. С помощью какого фактора могли распространятся древние, ныне вымершие плауны и хвощи?
1)птицы;
2)вода;
3)ветер.
4.Чем занят опытный ботаник, когда стоит с сачком и словно кого-то ждет?
1)он ждет искомую бабочку;
2)он ждет искомого рецедевиста;
3)он ждет опытного энтомолога, чтобы отдать ему сачок.
5. Руконожке ай-ай, обитающему на Мадагаскаре, свойственны постоянно растущие передние зубы, как у грызунов, огромные подвижные уши и цепкие когти. Средний палец у них тонкий и длинный. Когти позволяют забираться по толстым стволам, уши дают возможность слышать под корой насекомых. С помощью зубов он сдирает кору с дерева, а тонким средним пальцем достает сочных личинок. Какое животное из наших лесов занимает сходную экологическую нишу?
1)белка;
2)дятел;
3)бобр.
6. Кто первый изобрел батискаф?
1)Жак-Ив Кусто;
2) Отис Бартон;
3)Огюст Пинар.
7. Где уши у медузы?
1) сверху зонтика;
2) в желудке;
3) снизу зонтика.
8. Что такое морская экосистема?
1)сообщество морских организмов;
2)система взаимоотношений морских организмов;
3)и то и другое.
9. Где в России открыт первый морской заповедник в 70-ых годах ХХ века?
1)на Черном море;
2)на Японском море;
3)на Балтийском море.
10. Когда проводится всемирный день защиты животных?
1)22 апреля;
2)22 марта;
3)4 октября.
Жюри подводит и оглашает итоги.
Пятый тур
Командам предлагается совершить путешествие на машине времени и перенестись на 100 лет вперед в 2101 год, и показать нам какой они увидели природу нашего Усть-Кутского района. Команды рисуют (время 5 минут).
Во время выполнения задания игра со зрителями или выступление театрального кружка.
В конце игры жюри подводит итоги.
Награждение.
Приложение № 1.
Заполните таблицу. В свободную колонку впишите виды животных, принадлежащие тем или иным жизненным формам. Названия следует выбрать из предложенного списка: (гепард, белка, стриж, кенгуру, крот, медведка, лев, лемур, белка-летяга, дельфин-белобочка, тушканчик, серая акула, антилопа, сокол-сапсан, тюлень, куница, кальмар, стрекоза, шмель, землеройка, ящер-ихтиозавр, ящерица летучий дракон).
Жизненные формы | Виды животных |
Четвероногие скоростные бегуны | |
Двуногие скоростные бегуны | |
Скоростные пловцы | |
Лазающие по деревьям | |
Роющие в земле | |
Планирующие в воздухе | |
Быстро летающие |
Приложение № 2 « Протокол жюри»
Команда педагогов | Команда юннатов |
1 тур 1 2 3 4 | 1 тур 1 2 3 4 |
Итого | Итого |
2 тур | 2 тур |
итого | итого |
3 тур 1 2 | 3 тур 1 1 |
Итого | итого |
4 тур 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 4 тур 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
итого | Итого |
5тур | 5 тур |
Всего за игру | Всего за игру |
Приложение №3 « Общий протокол жюри»
Средние оценки
педагоги | юннаты |
1тур | 1 тур |
2 тур | 2 тур |
3 тур | 3 тур |
4 тур | 4 тур |
5 тур | 5 тур |
итого | итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс
"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...
Игра " Счастливый случай"
Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...
КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" (презентация)
Презентация к КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" содержит наглядный материал, необходимый для проведения игры...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...
Игра "Счастливый случай"
Эта разработка для итогового повторения пройденного материала в 5 классе. Если заменить вопросы в разминке и гейме "Гонка за лидером", то можно использовать в любое время, например, когда проходит нед...
Сценарий спортивного праздника "Счастливый случай"
Спортивный праздник "Счастливый случай" проводится среди сборных команд учащихся 1-х, 9-х классов....