Факультатив "Юный эколог"
рабочая программа по экологии (6 класс) по теме
Рабочая программа факультативного курса по экологии для учащихся 6 класса "Юный эколог", срок реализации 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_ekologii_2012-2013.docx | 44.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» пгт. ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК
Рекомендована: Утверждаю:
Школьным методическим объединением Директор школы
учителей химии, биологии, географии ______________ Сумина О.А.
Протокол № от приказ от ____________ № ____
Руководитель: ________________ Макарова Л.М.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ДЛЯ 6 КЛАССА
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
(Срок реализации 1 год)
Разработана Квасовой Е.С.
Пгт. Троицко-Печорск 2012 г.
Пояснительная записка
Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.
Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ГИА и ЕГЭ.
Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Цель:
- формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика
Задачи:
Познавательные:
- Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
- Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
- Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
- Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
- Развить умение проектирования своей деятельности;
- Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
- Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления, внимания;
- Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
- Продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
- Совершенствовать навыки коллективной работы;
- Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
- Усиление контактов школьников с природой.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
- Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
- Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
- Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
- Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
- Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
- Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
- Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 6 класса общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.
Количество обучающихся в коллективе: до 12 человек.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Программа кружка «Юный эколог - исследователь» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени из них: 11 - часов лекций, 19 ч- практикумов и 4 ч – семинаров (конференция и «круглый стол»). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинетов-лабораторий.
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
- Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
- Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
- Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
- Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
- Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Содержание программы
Введение. (3 часа)
Теоретические знания:
Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.
Антропогенное воздействие на биосферу (17 часов)
Теоретические знания.
Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.
Темы работ
Реферативные:
- Радиоактивное загрязнение. Что это такое?
- Мифы и реальность Чернобыля.
- Беда всегда рядом.
Антропогенное влияние на атмосферу (3 часа)
Теоретические знания.
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.
Практикум
Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.
Темы работ:
Исследовательские:
- Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы зимой;
Реферативные:
- Влияние пыли на организм человека.
- Роль зеленых насаждений в защите от пыли.
Антропогенное влияние на гидросферу (6 часов)
Теоретические знания:
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Практикум.
Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.
Экскурсии.
К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".
Темы работ:
Исследовательские:
- Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.
- Оценка экологического состояния родников города.
Реферативные:
- Роль воды в жизни человека.
- Вода живая и мертвая
Творческие
- Оформление стенда «Вода – это жизнь!»
Антропогенное влияние на литосферу (3 часа)
Теоретические знания
Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв.
Структура и характеристика загрязненности почв городов. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм.
Практикум
Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.
Исследование почвы в микрорайоне школы.
Экскурсии.
"Выявление несанкционированных свалок в окрестностях города".
Темы работ
Исследовательские
- Характеристика почвы пришкольной территории
Реферативные
- Состав почвы
- Почвы Ивановской области
Творческие
- Оформление фотовыставки «Боль природы»
- Написание и распространение листовки «Нет мусору!»
- Оформление выставки из отходов продукции одноразового использования
- Изготовление и установка плакатов и щитов в местах свалок мусора
- Уборка мусора на берегу реки, в микрорайоне школы.
Биоиндикация (5 часов)
Теоретические знания:
Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)
Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.
Экскурсии
В Василевский парк, в лес, на водоемы города
Практикум
Обучение работы с определителями растений и животных, обучение методикам проведения оценки экологического состояния водных объектов, города и леса, проведение конференции «Загрязнения микрорайона школы», оформление стенда «Город, в котором мы живем».
Темы проектов:
Исследовательские:
- Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков.
- Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.
- Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев.
- Антропогенная нагрузка на экосистемы города
Творческие:
- Оформление стенда «Город, в котором мы живем».
Реферативные:
- Биоиндикация. Методы исследования.
Заключительное занятие (2 ч).
Практикум.
Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.
Учебно – тематический план
Раздел, тема | Теория | Практика | Итого |
1.Введение | 1 | - | 1 |
2. Антропогенное воздействие на биосферу. | 5 | - | 5 |
3. Антропогенное воздействие на атмосферу. | 5 | 1 | 6 |
4. Антропогенное воздействие на гидросферу. | 5 | 3 | 8 |
5. Антропогенное воздействие на литосферу. | 5 | 2 | 7 |
6.Биоиндикация. | 3 | 2 | 5 |
7.Подведение итогов | 1 | 1 | 2 |
Итого | 25 | 9 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Основные понятия | Примечания |
1. | Повторение. | Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. | |
Антропогенное воздействие на биосферу (5 ч.) | |||
2. | Влияния на биосферу. | Виды влияний, их последствия. Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). | |
3. | Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. | ||
4. | Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. | ||
5. | Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера | Последствия землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д. | |
6. | Особые виды антропогенного воздействия на биосферу. | Шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы. | |
Антропогенное влияние на атмосферу (6 часов) | |||
7. | Состав воздуха, его значение для жизни организмов. | Воздух – смесь газов. | |
8. | Основные загрязнители атмосферного воздуха. | Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. | |
9. | Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. | ||
10. | Экологические последствия загрязнения атмосферы | "Парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди". | |
11. | Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); | Состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. | |
12. | Определение пылевого загрязнения территории поселка и микрорайона школы. | Рассматривание пыли под микроскопом. | П.р. |
Антропогенное влияние на гидросферу (8 часов) | |||
13. | Естественные воды и их состав. | ||
14. | Виды и характеристика загрязнений водных объектов | тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. | |
15. | Понятие о качестве питьевой воды. | ||
16. | Основные источники химического загрязнения воды | Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) | |
17. | Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы. | Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). | П.р. |
18. | Исследование природных вод. | Отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН | П.р. |
19. | Экологические последствия загрязнения гидросферы | Эвтрофикация водоемов, истощение вод) | |
20. | «Вода – это жизнь» | Оформление стенда | П.р. |
Антропогенное влияние на литосферу (7 часов) | |||
21. | Почва и ее экологическое значение. | ||
22. | Нарушения почв. | Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. | |
23. | Загрязнители почв. | Пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества. | |
24. | Экологические последствия загрязнения литосферы. | Вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород. | |
25. | Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. | ||
26. | Исследование почвы в микрорайоне школы. | Характеристика почвы пришкольной территории | П.р. |
27. | Выявление несанкционированных свалок в окрестностях города | Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. | Экскурсия |
Биоиндикация (5 часов) | |||
28. | Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. | ||
29. | Факторы нарушенности экосистем и их определение | Тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др. | |
30. | Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды. | Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др. | |
31. | Определение растений и животных. | Обучение работы с определителями растений и животных | П.р. |
32. | Методики проведения оценки экологического состояния окружающей среды. | Обучение методикам проведения оценки экологического состояния водных объектов, поселка и леса. | П.р. |
Подведение итогов (2 часа) | |||
33. | Поселок, в котором мы живем. | Оформление стенда | П.р. |
34. | Подведение итогов года. |
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
- Методики проведения исследований по темам;
- Основные экологические понятия и термины;
- Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
- Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
- Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
- Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;
- Критерии выделения сапробности водоемов
- Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
- Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
- Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;
Учащиеся должны уметь:
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
- Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
- Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
- Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
- Проводить анкетирования, социологические опросы.
- Работать с определителями растений и животных;
- Работать с различными источниками информации.
- Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
- Применять коммуникативные навыки;
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.
Формы контроля.
Тема | Форма контроля |
Введение | Беседа, результаты экскурсии. |
Исследовательская деятельность | Беседа, результаты опросов и исследований, презентация работ творческих групп по выбранным темам, конференция «Экологическое состояние микрорайона школы», оформление стенда «Боль природы». |
Антропогенное воздействие на биосферу | Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования, оформление стенда «Вода – это жизнь», конференция. |
Заключение | Беседа, презентация исследовательских работ по выбранным темам. |
Список литературы
Для учащихся
- «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.
- «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.
- «Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975
- «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.
- «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
- «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004
- «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990
- «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
- «Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.
- «Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.
- «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
Для преподавателя
- «Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
- «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.
- «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.
- «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.
- «Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин, «Просвещение», Москва, 1996
- «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989
- «Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005
- «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.
- «Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989
- «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988
- «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005
- «Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология растений.Экология животных.
Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....
«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.
. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам предлагается проследить, как раскрывается эт...
Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"
Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...
Соревнование по экологии "Юный эколог"
Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...