Технология выполнение мозаики из «цветных» опилок.
методическая разработка по экологии на тему
Актуальность методики заключается в воспитании у детей экологического мышления, т.к. предусматривает вторичное использование природного материала (опилки, соломка), а также переработка бросового материала (капроновые и стеклянные бутылки). Тем самым мы способствуем охране природы и сохраняем чистоту нашего посёлка. Создание поделок из природного материала даёт возможность детям смотреть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_vypolnenie_mozaiki.docx | 636.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Сузунского района
Новосибирской области.
VI Областной тур Всероссийского заочного конкурса методических материалов для учреждений дополнительного образования детей
эколого-биологической направленности.
Номинация:
«Методическое обеспечение прикладной деятельности».
Методика работы с природным материалом
в рамках авторской образовательной программы
«Природа-источник жизни».
Технология выполнение мозаики
из «цветных» опилок.
Выполнила Алексеенко Надежда Владимировна,
педагог дополнительного образования ДДТ.
Сузун,2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Нависшая над человечеством реальная угроза природных катаклизмов настойчиво требует отказа от чисто потребительского, варварского подхода к природе. Только та страна будет стабильно богатой, население которой научится бережно относиться к природным ресурсам.
Актуальность методики заключается в воспитании у детей экологического мышления, т.к. предусматривает вторичное использование природного материала (опилки, соломка), а также переработка бросового материала (капроновые и стеклянные бутылки). Тем самым мы способствуем охране природы и сохраняем чистоту нашего посёлка. Создание поделок из природного материала даёт возможность детям смотреть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремёсел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него изделий не только развивает эстетические чувства, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но и развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Динамическое развитие Российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко-индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Поэтому в основе программы «Природа-источник жизни» лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий обеспечивать и поддерживать процесс самопознания личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
В связи с этим с целью создания условий для формирования индивидуальности личности учащегося и содействия их дальнейшему развитию, на первом году обучения программой предусмотрены индивидуальные занятия параллельно с занятиями в группе. Такая форма работы как коллективное выполнение изделия способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования позволяет ускорить работу и улучшить её качество.
Технологией предусмотрено вторичное использование природного материала – опилок.
Оценка эффективности освоения технологии выполнения мозаики из «цветных» опилок прослеживается в творческих успехах воспитанников. Дети являются не просто пассивными наблюдателями, а творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Цель: развитие у детей творческого воображения через занятия художественной обработки природного материала.
Задачи:
1. Формирование экологического мышления.
2. Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания.
3. Воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия; самостоятельности в процессе работы.
4. Обучение основным приёмам и навыкам работы с «цветными» опилками.
Возраст детей: 10-11 лет.
Основные материалы и инструменты:
1. Опилки (предварительно просеянные через сито).
2. Гуашь.
3. Клей ПВА.
4. Копировальная бумага.
5. Кисти различной величины.
6. Фанера (картон).
7. Фломастеры.
В качестве дополнительных материалов можно использовать:
- различные семена (яблоко, арбуз, тыква и др.);
- крупа (пшено, гречиха, рис и др.);
- яичная скорлупа и др.
Суть технологии выполнения мозаики из «цветных» опилок заключается в «рисовании» клеем и посыпании опилками.
Процесс освоения технологии происходит по ступеням сложности:
1 ступень – мозаика по рисунку
2 ступень – мозаика по таблице до 10 оттенков
3 ступень – мозаика по таблице более 10 оттенков
Содержание
Технологическая последовательность выполнения мозаики:
1. Выбор эскиза.
2. Окрашивание опилок в необходимые цвета и оттенки.
3. Нанесение эскиза на основу.
4. Промазывание клеем участка рисунка.
Правильно Неправильно
5. Посыпание опилок на промазанный участок, слегка придавить пальцами и стряхнуть лишнее.
6. Удаление лишнего материала с поверхности работы мягкой кисточкой.
Советы:
* перед окрашиванием опилки необходимо просеять через сито, чтобы не было крупной щепы;
* окрашивание опилок производится следующим образом: в баночке разводят гуашевые или акварельные краски. В разведённый краситель опилки высыпают до тех пор, пока вся жидкость не впитается в них. Полученную кашицу перемешивают маленькой деревянной лопаткой и раскладывают тонким слоем на газету для просушки;
* тональность окраски опилок зависит от насыщенности красящего раствора. Например: чтобы получить синий цвет, содержание краски увеличивают, а для голубого – уменьшают;
* высохшие опилки удобнее хранить в капроновых (одноразовых) стаканчиках;
* в качестве основы, на которой выполняется мозаика, можно использовать фанеру, толстый картон;
* для работы можно использовать картинки детских раскрасок, а так же таблицы для вышивки гладью;
* чтобы при выполнении работы, не путать детали по цвету, на эскизе карандашом помечается название цвета каждой детали;
красный
* на участки эскиза наносят насыщенный слой клея и тут же засыпают опилками. Примерно через минуту, не дожидаясь, пока клей высохнет, лишние опилки стряхивают, поставив основу на ребро и слегка постучав ею по столу. Когда лишние опилки будут удалены, плотный бархатистый слой останется только в тех местах, где был нанесён клей;
* учитывая, что клей ПВА относительно быстро сохнет и впитывается, любой рисунок следует наносить по частям, небольшими фрагментами;
* качество работы зависит от аккуратности, точнее – от умения наносить клей на поверхность эскиза равномерным тонким слоем;
* не захлёстывайте клей на предыдущий «опилочный» участок, иначе на этом месте окажется двойной слой опилок, и он будет выглядеть как шов;
* не оставляйте на месте стыка сгустки клея и, конечно, не оставляйте щели;
* чтобы сделать фон на относительно большой площади, его следует наносить по частям. Не отрывайте кисточку с клеем от поверхности на взмахе, а напротив края каждого фрагмента делайте ровным, и вы сможете аккуратно состыковать отдельные фрагменты в любом направлении;
Неправильно Правильно
* если у ребёнка возникают трудности с нанесением клея, в результате чего образуются пробелы, швы, следует применить приём предварительного раскрашивания рисунка. Приобретается навык работы с кистью;
* если берутся, к примеру, зелёные опилки, то они наносятся на все участки мозаики. После приступают к работе с опилками другого цвета, тоже одновременно на всех участках. Таким образом, работа ведётся непрерывно и не нужно ждать окончательного высыхания клея на других участках;
* когда работа готова, с помощью мягкой кисточки удаляется с неё всё, что осыпается;
* чтобы сделать элементы мозаики более чёткими, их можно обвести фломастером.
Существует и другой способ выполнения мозаики из «цветных» опилок, более сложный. На разлинованную в клетку бумагу наносится «схема» будущей работы. Можно использовать схемы, предназначенные для вышивания крестиком. Они бывают «цветные» (выполненные в цвете) и «значковые».
«Значковая» таблица»
- зелёный цвет
Чтобы было легче переносить «цветную» схему, каждому цвету присваивается условное обозначение.
Бумажное полотно с нанесённой схемой рисунка аккуратно наклеивается на основу клеем ПВА. После этого приступают к работе с опилками. Клей наносится чётко, по клеточкам.
Неправильно Правильно
Так же как и в первом способе выполнения мозаики, закончив работу с одним цветом, приступают к выполнению деталей другого цвета.
Существенное преимущество такого способа выполнения мозаики из «цветных» опилок в том, что готовая работа не требует обводки контуров фломастером и выглядит более эстетично.
Литература
1. Э.Лескина. Технология «Песочная сказка». Всероссийский детский центр «Океан», 2001.
2. Федотов Г.Я. Когда оживает камень. – М.: «АСТ – Пресс», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс.Мозаика из цветного стекла на керамической основе.
Картины, панно выполняются из бросового материала, т.е.происходит вторичное использование стекла.Для своих работ мы ичспользуем смальты-мелкие кусочки цветного стекла (парфюмерные флакончики, баночки....
Презентация к уроку технологии: "Свойства черных и цветных металлов"
Цели урока:-знакомство с понятием «черные и цветные металлы, сплавы», их механическими и технологическими свойствами, развитие технического мышления...
Урок по технологии в 5 классе по теме: "Технология выполнения ручных швов"
На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения ручных швов, с разновидностью ручных швов и выполняют их на практике...
Группа МЖКХ3 Технология 03.11.22 2020. Тема 6. Технология выполнения монтажных соединений.
Тема 6. Технология выполнения монтажных соединений.Задание1. Описать особенности видов пайки: капиллярная, диффузионная, реактивно-флюсовая, контактно-реактивная, пайка-сварка. См. файл.2....
Творческий проект по технологии. Алмазная мозаика "Розы"
Творческий проект по технологии....
урок технологии в 5 классе "Технология выполнение простейших ручных швов
Урок для обучающихся 5 класса...
Творческий проект по технологии «Лоскутная мозаика»
Актуальность Квартира, в которой мы живём, работаем и отдыхаем, должна быть удобной, уютной и, конечно, красивой. А у хорошей хозяйки должна быть и красивая кухня! Чтобы достичь этого, вов...