Технология выполнение мозаики из «цветных» опилок.
методическая разработка по экологии на тему

Алексеенко Надежда Владимировна

 

Актуальность методики заключается в воспитании у детей экологического мышления, т.к. предусматривает вторичное использование природного материала (опилки, соломка), а также переработка бросового материала (капроновые и стеклянные бутылки). Тем самым мы способствуем охране природы и сохраняем чистоту нашего посёлка. Создание поделок из природного материала даёт возможность детям смотреть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_vypolnenie_mozaiki.docx636.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Сузунского района

Новосибирской области.

VI Областной тур Всероссийского заочного конкурса методических материалов для учреждений дополнительного образования детей

эколого-биологической направленности.

Номинация:

«Методическое обеспечение прикладной деятельности».

Методика работы с природным материалом

 в рамках авторской образовательной программы

«Природа-источник жизни».

Технология выполнение мозаики

 из «цветных» опилок.

Выполнила  Алексеенко Надежда Владимировна,

педагог дополнительного образования ДДТ.

Сузун,2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Нависшая над человечеством реальная угроза природных катаклизмов настойчиво требует отказа от чисто потребительского, варварского подхода к природе. Только та страна будет стабильно богатой, население которой научится бережно относиться к природным ресурсам.

Актуальность методики заключается в воспитании у детей экологического мышления, т.к. предусматривает вторичное использование природного материала (опилки, соломка), а также переработка бросового материала (капроновые и стеклянные бутылки). Тем самым мы способствуем охране природы и сохраняем чистоту нашего посёлка. Создание поделок из природного материала даёт возможность детям смотреть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремёсел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него изделий не только развивает эстетические чувства, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но и развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Динамическое развитие Российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко-индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Поэтому в основе программы «Природа-источник жизни» лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий обеспечивать и поддерживать процесс самопознания личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

В связи с этим с целью создания условий для формирования индивидуальности личности учащегося и содействия их дальнейшему развитию, на первом году обучения программой предусмотрены индивидуальные занятия параллельно с занятиями в группе. Такая форма работы как коллективное выполнение изделия способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования позволяет ускорить работу и улучшить её качество.

Технологией предусмотрено вторичное использование природного материала – опилок.

Оценка эффективности освоения технологии выполнения мозаики из «цветных» опилок прослеживается в творческих успехах воспитанников. Дети являются не просто пассивными наблюдателями, а творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Цель: развитие у детей творческого воображения через занятия художественной обработки природного материала.

          Задачи:

1. Формирование экологического мышления.

2. Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания.

3. Воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия; самостоятельности в процессе работы.

4. Обучение основным приёмам и навыкам работы с «цветными» опилками.

Возраст детей: 10-11 лет.

Основные материалы и инструменты:

1. Опилки (предварительно просеянные через сито).

2. Гуашь.

3. Клей ПВА.

4. Копировальная бумага.

5. Кисти различной величины.

6. Фанера (картон).

7. Фломастеры.

В качестве дополнительных материалов можно использовать:

- различные семена (яблоко, арбуз, тыква и др.);

- крупа (пшено, гречиха, рис и др.);

- яичная скорлупа и др.

Суть технологии выполнения мозаики из «цветных» опилок заключается в «рисовании» клеем и посыпании опилками.

Процесс освоения технологии происходит по ступеням сложности:

1 ступень – мозаика по рисунку

2 ступень – мозаика по таблице до 10 оттенков

3 ступень – мозаика по таблице более 10 оттенков

Содержание

Технологическая последовательность выполнения мозаики:

1. Выбор эскиза.

2. Окрашивание опилок в необходимые цвета и оттенки.

3. Нанесение эскиза на основу.

4. Промазывание клеем участка рисунка.

                   

                       Правильно                          Неправильно

5. Посыпание опилок на промазанный участок, слегка придавить пальцами и стряхнуть лишнее.

6. Удаление лишнего материала с поверхности работы мягкой кисточкой.

Советы:

* перед окрашиванием опилки необходимо просеять через сито, чтобы не было крупной щепы;

* окрашивание опилок производится следующим образом: в баночке разводят гуашевые или акварельные краски. В разведённый краситель опилки высыпают до тех пор, пока вся жидкость не впитается в них. Полученную кашицу перемешивают маленькой деревянной лопаткой и раскладывают тонким слоем на газету для просушки;

* тональность окраски опилок зависит от насыщенности красящего раствора. Например: чтобы получить синий цвет, содержание краски увеличивают, а для голубого – уменьшают;

* высохшие опилки удобнее хранить в капроновых (одноразовых) стаканчиках;

* в качестве основы, на которой выполняется мозаика, можно использовать фанеру, толстый картон;

* для работы можно использовать картинки детских раскрасок, а так же таблицы для вышивки гладью;

* чтобы при выполнении работы, не путать детали по цвету, на эскизе карандашом помечается название цвета каждой детали;

  красный  

                           

* на участки эскиза наносят насыщенный слой клея и тут же засыпают опилками. Примерно через минуту, не дожидаясь, пока клей высохнет, лишние опилки стряхивают, поставив основу на ребро и слегка постучав ею по столу. Когда лишние опилки будут удалены, плотный бархатистый слой останется только в тех местах, где был нанесён клей;

* учитывая, что клей ПВА относительно быстро сохнет и впитывается, любой рисунок следует наносить по частям, небольшими фрагментами;

* качество работы зависит от аккуратности, точнее – от умения наносить клей на поверхность эскиза равномерным тонким слоем;

* не захлёстывайте клей на предыдущий «опилочный» участок, иначе на этом месте окажется двойной слой опилок, и он будет выглядеть как шов;

* не оставляйте на месте стыка сгустки клея и, конечно, не оставляйте щели;

* чтобы сделать фон на относительно большой площади, его следует наносить по частям. Не отрывайте кисточку с клеем от поверхности на взмахе, а напротив края каждого фрагмента делайте ровным, и вы сможете аккуратно состыковать отдельные фрагменты в любом направлении;

        

                 

                          Неправильно                            Правильно

* если у ребёнка возникают трудности с нанесением клея, в результате чего образуются пробелы, швы, следует применить приём предварительного раскрашивания рисунка. Приобретается навык работы с кистью;

* если берутся, к примеру, зелёные опилки, то они наносятся на все участки мозаики. После приступают к работе с опилками другого цвета, тоже одновременно на всех участках. Таким образом, работа ведётся непрерывно и не нужно ждать окончательного высыхания клея на других участках;

* когда работа готова, с помощью мягкой кисточки удаляется с неё всё, что осыпается;

* чтобы сделать элементы мозаики более чёткими, их можно обвести фломастером.

Существует и другой способ выполнения мозаики из «цветных» опилок, более сложный. На разлинованную в клетку бумагу наносится «схема» будущей работы. Можно использовать схемы, предназначенные для вышивания крестиком. Они бывают «цветные» (выполненные в цвете) и «значковые».

                                     

«Значковая» таблица»

                               

- зелёный цвет

Чтобы было легче переносить «цветную» схему, каждому цвету присваивается условное обозначение.

Бумажное полотно с нанесённой схемой рисунка аккуратно наклеивается на основу клеем ПВА. После этого приступают к работе с опилками. Клей наносится чётко, по клеточкам.

   

                               Неправильно                   Правильно

Так же как и в первом способе выполнения мозаики, закончив работу с одним цветом, приступают к выполнению деталей другого цвета.

Существенное преимущество такого способа выполнения мозаики из «цветных» опилок в том, что готовая работа не требует обводки контуров фломастером и выглядит более эстетично.

Литература

1. Э.Лескина. Технология «Песочная сказка». Всероссийский детский центр «Океан», 2001.

2. Федотов Г.Я. Когда оживает камень. – М.: «АСТ – Пресс», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс.Мозаика из цветного стекла на керамической основе.

Картины, панно выполняются из бросового материала, т.е.происходит вторичное использование стекла.Для своих работ мы ичспользуем смальты-мелкие кусочки цветного стекла (парфюмерные флакончики, баночки....

Презентация к уроку технологии: "Свойства черных и цветных металлов"

Цели урока:-знакомство с понятием «черные и цветные металлы, сплавы»,   их механическими и технологическими свойствами, развитие технического мышления...

Урок по технологии в 5 классе по теме: "Технология выполнения ручных швов"

На уроке  учащиеся знакомятся с историей возникновения ручных швов, с разновидностью ручных швов и выполняют их на практике...

Группа МЖКХ3 Технология 03.11.22 2020. Тема 6. Технология выполнения монтажных соединений.

Тема 6. Технология выполнения монтажных соединений.Задание1. Описать особенности видов пайки: капиллярная,  диффузионная,  реактивно-флюсовая, контактно-реактивная, пайка-сварка. См. файл.2....

Творческий проект по технологии «Лоскутная мозаика»

Актуальность   Квартира, в которой мы живём, работаем и отдыхаем, должна быть удобной, уютной и, конечно, красивой. А у хорошей хозяйки должна быть и красивая кухня! Чтобы достичь этого, вов...