Экологическая экскурсия в лес
методическая разработка по экологии (7 класс) на тему

Боровик Татьяна Васильевна

Методическая разработка подготовки и проведения экскурсии в лес

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_ekskursii_v_les.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Экологические экскурсии в лес.

    Для формирования знаний, умений и навыков поведения школьников в окружающей природной среде необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в деятельность по изучению окружающей среды и её охране.

    Одной из форм такой деятельности является экологическая экскурсия. Экологические экскурсии помогут учащимся закрепить теоретический материал по экологии, изучить влияние различных абиотических и биотических факторов на живые организмы и биогеоценоз, а также проследить изменение пространственной и видовой структуры леса в связи с деятельностью человека. Прежде, чем выходить на экскурсию, необходимо напомнить учащимся правила поведения в природе.

    При подготовке экскурсии учитель должен выбрать маршрут и изучить его. Выделить виды растений и животных, на которых следует остановиться подробнее. Ученикам перед экскурсией предлагается подготовить сообщения об этих видах. План сообщений даётся заранее. Таким образом, ученики на экскурсии будут не только слушать, но и активно участвовать в ней.

План сообщений.

1.Название вида.

2.Систематическое положение.

3.Особенности внешнего строения.

4.Приспособленность к жизни в данном биоценозе.

5.Питание.

6.Тип и сроки размножения.

7.Схема пищевых связей.

8. Роль в биогеоценозе.

Целью экскурсии является: а)изучение видового разнообразия живых организмов, населяющих широколиственный лес, б)распределения растений и животных по ярусам, в)изучение   различных видов взаимосвязи между организмами.

    Лес как экосистема характеризуется устойчивым взаимодействием всех живых организмов. Микроклимат леса более мягкий. В лесу накапливается большое количество опада, который разлагается с различной скоростью. Всё это создаёт специфические условия для его обитателей.

                   Пространственная структура лесного биогеоценоза.

   В широколиственном лесу выделяют 7-8 ярусов. Первый ярус образуют деревья: дуб, граб, ясень и др.Второй ярус составляют менее высокие деревья: липа, клён, берёза и др.Третий ярус образован кустарниками: лещина, калина, крушина. Четвёртый и пятый яруса представлены травянисто-кустарничковым и мохово-лишайниковым покровом. Шестой ярус -лесная подстилка, седьмой и восьмой ярусы- почвенные.

   Верхний ярус характеризуется ярким светом в течение круглого года, резкими колебаниями суточных  и сезонных температур, влажности. Здесь главным фактором выступает ветер. Поэтому растения живущие здесь, обычно ветроопыляемые. Для животных, размещающихся здесь, характерны суточные миграции в пределах крон растений: многочисленные гусеницы, жуки-листоеды, клопы в самое жаркое время перемещаются внутрь кроны, а по мере снижения жара, вновь мигрируют к периферии .

     Несколько иные условия жизни будут для организмов 2 и 3 ярусов .Кроны растений первого яруса затеняют нижележащие растения и создают условия более мягкого ровного климата. Растения этих ярусов теневыносливы, почти все насекомоопыляемы.

  Среди обитателей средних ярусов многочисленны насекомые: листоеды, пчёлы, осы, шмели, мухи, слепни, бабочки, тли. Все они питаются нектаром, листьями, соком растений. Многочисленны пауки, а на стволах деревьев личинки жуков, питающиеся корой и древесиной. Важным компонентом этих ярусов являются птицы. Среди них есть плодоядные (сойка, оползень, щегол); насекомоядные, уничтожающие летающих насекомых или стволоедов,  собирающие насекомых  с листьев: большая синица, дрозды-рябинники, зяблик, пеночка-трещотка, малый пёстрый дятел и др.

  Четвёртый ярус представлен травянистыми растениями, большинство из них имеют теневую  структуру листьев. Светолюбивые растения здесь представлены лишь в виде эфемеров и эфемероидов успевающих расцвести и опылиться в краткие сроки.

  Среди животных обитающих в пятом ярусе ,многочисленны растительноядные насекомые фитофаги: жуки листоеды и их личинки, различные виды клопов, листовёрток, молей, огнёвки, хищные пауки.

 Находящаяся подстилка из опавших листьев образует шестой ярус. В нём обитают клещи, грибы, бактерии и др.. Кроме этого встречаются много видов питающихся опадом листьев, плодов – т.е. сапрофаги: дождевые черви; копрофаги, питающиеся помётом  животных: жуки-навозники. Типичными здесь являются хищные  жужелицы.

     Седьмой и восьмой яруса- почвенные, заполнены корнями растений. Органические вещества поступают в почву при разложении подстилки из листьев. Здесь организмы представлены в основном бактериями, грибами, клещами, круглыми червями, личинками жуков и др..

   Из всего сказанного можно сделать вывод, что ярусы в биогеоценозе различаются  не только высотой , но и составом организма, их экологии и той ролью, которую они играют в жизни всего сообщества.

        Между различными видами в биоценозе возникают определённые связи, основной формой которых  служат пищевые взаимоотношения, на базе последних формируются пищевые цепи.

     

        Видовая структура биогеоценоза.

     Широколиственный лес характеризуется определённым видовым составом. В котором  одни виды представлены большим числом особей, а другие виды встречаются редко. В широколиственном дубовом лесу доминантом будет дуб обыкновенный. На его характеристике следует остановиться подробнее, используя сообщения учеников, подготовленные дома. Подобные сообщения можно подготовить и о других растениях.

 В связи с разнообразием условий среды, в лесу многообразен и видовой состав животных. Знакомство с животными целесообразно начать с птиц и насекомых, которых всегда можно встретить на экскурсии. Это такие виды как кукушка, большая синица, мухоловка-пеструшка и др. На вершинах деревьев обычны серая ворона и сорока. Об  этих птицах могут рассказать ученики, подготовившие заранее свои сообщения. Можно предложить своим учениками понаблюдать за каким-нибудь одним видом птиц, отметив некоторые моменты поведения: где она держится, где кормится, как передвигается и т.д..

      Из земноводных в широколиственном лесу обитают четыре вида: остромордая и травяная лягушки, серая и зелёная жабы. О них также могут рассказать ученики.

   Из пресмыкающихся- обыкновенная гадюка, прыткая ящерица.

    Млекопитающие леса немногочисленны: это ёж обыкновенный, крот обыкновенный, лесная и желтогорлая мыши, рыжая  и  обыкновенная полёвка.

Из  хищников: лисица, волк, ласка, лесная куница, хорёк, реже горностай, барсук.

     Богат и разнообразен мир насекомых в широколиственном лесу. Многие из них являются вредителями лиственных пород. На листьях дуба встречаются дубовый трубковёрт, а на листьях орешника – ореховый трубковёрт.  В лесах можно увидеть листья  свёрнутые в более крупные трубки – это работа личинок листовёрток, в них находятся куколки бабочек. На стволах деревьев формируется комплекс животных питающихся древесиной: это личинки и имаго короедов, усачей , древоточцев  и др..

   Здесь же встречаются хищные насекомые, которые охотятся за личинками.  Это различные виды ос, бронзовый красотел. Но большее количество вредителей леса уничтожают пауки и муравьи. На лесных полянах обильны  различные виды бабочек: шашечниц, перламутровок, бархатниц.

    В лесной подстилке и в верхних слоях почвы можно встретить различные виды жужелиц, стафилин, щелкунов, мертвоедов, навозников, могильщиков, божьих коровок и другие.

    Познакомившись с видовым составом лесного биогеоценоза можно сказать, что он достаточно многообразен. На основании изученных  трофических групп учащиеся должны составить пищевые цепи в данном биогеоценозе, используя известные виды животных и растений.

    Задания для учащихся  при подготовке к экскурсии.

Подготовить небольшие сообщения об одном из  растений или животных  по плану,указанному  в экскурсионной карточке. Список растений: дуб обыкновенный, рябина, липа, лещина, черника, копытень и др..

 Список животных: заяц, белка, крот, лось, кукушка, уж, шмель земляной, и др..

После экскурсии:

   Составить пищевые цепи: простые, сложные и решить задачу.

 Дятлы истребляют в большом количестве короедов, усачей- жуков и их личинок, питающихся корой и древесиной. Объясните, прямо или косвенно влияют дятлы на короедов и усачей? На деревья?

Литература:

Аверкиев И.С. Атлас вреднейших насекомых леса.-М.; Лесная промышленность, 1984.

Булохов А.Д. Основы фитоценологии. Учебное пособие. Высшая школа.-Брянск, 1991.

Зорина Т.Г. Школьникам о лесе.-М.; Лесная промышленность, 1981.

Чернова М.М. Экология.-М.; Просвящение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая экскурсия "Исцели душу гармонией"

Экскурсия в Амурский лес для ознакомления с разнообразием растений местной флоры....

Экологическая экскурсия для 8 класса.

Экскурсия составлена с использованием материалов Интернет и презентации ученицы 8б класса Волковой Н....

Экологическая экскурсия в Саблинские пещеры

Наиболее яркие впечатления у учащихся вызывают поездки за город, на природу, в ходе которых можно проводить различные игры, викторины, конкурсы. Перед началом экскурсии (в качестве опережающего задани...

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...

"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....

Сборник «Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»

Сборник«Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»...

Экологические экскурсии как эффективное средство реализации ФГОС на уроках биологии

Статья об особенностях проведения экологических экскурсий на уроках биологии и экологии в рамках ФГОС...