Экологическая экскурсия в лес
методическая разработка по экологии (7 класс) на тему
Методическая разработка подготовки и проведения экскурсии в лес
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_ekskursii_v_les.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические экскурсии в лес.
Для формирования знаний, умений и навыков поведения школьников в окружающей природной среде необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в деятельность по изучению окружающей среды и её охране.
Одной из форм такой деятельности является экологическая экскурсия. Экологические экскурсии помогут учащимся закрепить теоретический материал по экологии, изучить влияние различных абиотических и биотических факторов на живые организмы и биогеоценоз, а также проследить изменение пространственной и видовой структуры леса в связи с деятельностью человека. Прежде, чем выходить на экскурсию, необходимо напомнить учащимся правила поведения в природе.
При подготовке экскурсии учитель должен выбрать маршрут и изучить его. Выделить виды растений и животных, на которых следует остановиться подробнее. Ученикам перед экскурсией предлагается подготовить сообщения об этих видах. План сообщений даётся заранее. Таким образом, ученики на экскурсии будут не только слушать, но и активно участвовать в ней.
План сообщений.
1.Название вида.
2.Систематическое положение.
3.Особенности внешнего строения.
4.Приспособленность к жизни в данном биоценозе.
5.Питание.
6.Тип и сроки размножения.
7.Схема пищевых связей.
8. Роль в биогеоценозе.
Целью экскурсии является: а)изучение видового разнообразия живых организмов, населяющих широколиственный лес, б)распределения растений и животных по ярусам, в)изучение различных видов взаимосвязи между организмами.
Лес как экосистема характеризуется устойчивым взаимодействием всех живых организмов. Микроклимат леса более мягкий. В лесу накапливается большое количество опада, который разлагается с различной скоростью. Всё это создаёт специфические условия для его обитателей.
Пространственная структура лесного биогеоценоза.
В широколиственном лесу выделяют 7-8 ярусов. Первый ярус образуют деревья: дуб, граб, ясень и др.Второй ярус составляют менее высокие деревья: липа, клён, берёза и др.Третий ярус образован кустарниками: лещина, калина, крушина. Четвёртый и пятый яруса представлены травянисто-кустарничковым и мохово-лишайниковым покровом. Шестой ярус -лесная подстилка, седьмой и восьмой ярусы- почвенные.
Верхний ярус характеризуется ярким светом в течение круглого года, резкими колебаниями суточных и сезонных температур, влажности. Здесь главным фактором выступает ветер. Поэтому растения живущие здесь, обычно ветроопыляемые. Для животных, размещающихся здесь, характерны суточные миграции в пределах крон растений: многочисленные гусеницы, жуки-листоеды, клопы в самое жаркое время перемещаются внутрь кроны, а по мере снижения жара, вновь мигрируют к периферии .
Несколько иные условия жизни будут для организмов 2 и 3 ярусов .Кроны растений первого яруса затеняют нижележащие растения и создают условия более мягкого ровного климата. Растения этих ярусов теневыносливы, почти все насекомоопыляемы.
Среди обитателей средних ярусов многочисленны насекомые: листоеды, пчёлы, осы, шмели, мухи, слепни, бабочки, тли. Все они питаются нектаром, листьями, соком растений. Многочисленны пауки, а на стволах деревьев личинки жуков, питающиеся корой и древесиной. Важным компонентом этих ярусов являются птицы. Среди них есть плодоядные (сойка, оползень, щегол); насекомоядные, уничтожающие летающих насекомых или стволоедов, собирающие насекомых с листьев: большая синица, дрозды-рябинники, зяблик, пеночка-трещотка, малый пёстрый дятел и др.
Четвёртый ярус представлен травянистыми растениями, большинство из них имеют теневую структуру листьев. Светолюбивые растения здесь представлены лишь в виде эфемеров и эфемероидов успевающих расцвести и опылиться в краткие сроки.
Среди животных обитающих в пятом ярусе ,многочисленны растительноядные насекомые фитофаги: жуки листоеды и их личинки, различные виды клопов, листовёрток, молей, огнёвки, хищные пауки.
Находящаяся подстилка из опавших листьев образует шестой ярус. В нём обитают клещи, грибы, бактерии и др.. Кроме этого встречаются много видов питающихся опадом листьев, плодов – т.е. сапрофаги: дождевые черви; копрофаги, питающиеся помётом животных: жуки-навозники. Типичными здесь являются хищные жужелицы.
Седьмой и восьмой яруса- почвенные, заполнены корнями растений. Органические вещества поступают в почву при разложении подстилки из листьев. Здесь организмы представлены в основном бактериями, грибами, клещами, круглыми червями, личинками жуков и др..
Из всего сказанного можно сделать вывод, что ярусы в биогеоценозе различаются не только высотой , но и составом организма, их экологии и той ролью, которую они играют в жизни всего сообщества.
Между различными видами в биоценозе возникают определённые связи, основной формой которых служат пищевые взаимоотношения, на базе последних формируются пищевые цепи.
Видовая структура биогеоценоза.
Широколиственный лес характеризуется определённым видовым составом. В котором одни виды представлены большим числом особей, а другие виды встречаются редко. В широколиственном дубовом лесу доминантом будет дуб обыкновенный. На его характеристике следует остановиться подробнее, используя сообщения учеников, подготовленные дома. Подобные сообщения можно подготовить и о других растениях.
В связи с разнообразием условий среды, в лесу многообразен и видовой состав животных. Знакомство с животными целесообразно начать с птиц и насекомых, которых всегда можно встретить на экскурсии. Это такие виды как кукушка, большая синица, мухоловка-пеструшка и др. На вершинах деревьев обычны серая ворона и сорока. Об этих птицах могут рассказать ученики, подготовившие заранее свои сообщения. Можно предложить своим учениками понаблюдать за каким-нибудь одним видом птиц, отметив некоторые моменты поведения: где она держится, где кормится, как передвигается и т.д..
Из земноводных в широколиственном лесу обитают четыре вида: остромордая и травяная лягушки, серая и зелёная жабы. О них также могут рассказать ученики.
Из пресмыкающихся- обыкновенная гадюка, прыткая ящерица.
Млекопитающие леса немногочисленны: это ёж обыкновенный, крот обыкновенный, лесная и желтогорлая мыши, рыжая и обыкновенная полёвка.
Из хищников: лисица, волк, ласка, лесная куница, хорёк, реже горностай, барсук.
Богат и разнообразен мир насекомых в широколиственном лесу. Многие из них являются вредителями лиственных пород. На листьях дуба встречаются дубовый трубковёрт, а на листьях орешника – ореховый трубковёрт. В лесах можно увидеть листья свёрнутые в более крупные трубки – это работа личинок листовёрток, в них находятся куколки бабочек. На стволах деревьев формируется комплекс животных питающихся древесиной: это личинки и имаго короедов, усачей , древоточцев и др..
Здесь же встречаются хищные насекомые, которые охотятся за личинками. Это различные виды ос, бронзовый красотел. Но большее количество вредителей леса уничтожают пауки и муравьи. На лесных полянах обильны различные виды бабочек: шашечниц, перламутровок, бархатниц.
В лесной подстилке и в верхних слоях почвы можно встретить различные виды жужелиц, стафилин, щелкунов, мертвоедов, навозников, могильщиков, божьих коровок и другие.
Познакомившись с видовым составом лесного биогеоценоза можно сказать, что он достаточно многообразен. На основании изученных трофических групп учащиеся должны составить пищевые цепи в данном биогеоценозе, используя известные виды животных и растений.
Задания для учащихся при подготовке к экскурсии.
Подготовить небольшие сообщения об одном из растений или животных по плану,указанному в экскурсионной карточке. Список растений: дуб обыкновенный, рябина, липа, лещина, черника, копытень и др..
Список животных: заяц, белка, крот, лось, кукушка, уж, шмель земляной, и др..
После экскурсии:
Составить пищевые цепи: простые, сложные и решить задачу.
Дятлы истребляют в большом количестве короедов, усачей- жуков и их личинок, питающихся корой и древесиной. Объясните, прямо или косвенно влияют дятлы на короедов и усачей? На деревья?
Литература:
Аверкиев И.С. Атлас вреднейших насекомых леса.-М.; Лесная промышленность, 1984.
Булохов А.Д. Основы фитоценологии. Учебное пособие. Высшая школа.-Брянск, 1991.
Зорина Т.Г. Школьникам о лесе.-М.; Лесная промышленность, 1981.
Чернова М.М. Экология.-М.; Просвящение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая экскурсия "Исцели душу гармонией"
Экскурсия в Амурский лес для ознакомления с разнообразием растений местной флоры....
Экологическая экскурсия для 8 класса.
Экскурсия составлена с использованием материалов Интернет и презентации ученицы 8б класса Волковой Н....
Экологическая экскурсия в Саблинские пещеры
Наиболее яркие впечатления у учащихся вызывают поездки за город, на природу, в ходе которых можно проводить различные игры, викторины, конкурсы. Перед началом экскурсии (в качестве опережающего задани...
Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».
представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...
"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"
На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....
Сборник «Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»
Сборник«Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»...
Экологические экскурсии как эффективное средство реализации ФГОС на уроках биологии
Статья об особенностях проведения экологических экскурсий на уроках биологии и экологии в рамках ФГОС...