Экологические экскурсии как эффективное средство реализации ФГОС на уроках биологии
статья по биологии

Азарова Ольга Анатольевна

Статья об особенностях проведения экологических экскурсий на уроках биологии и экологии в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические экскурсии как эффективное средство реализации ФГОС на уроках биологии

Перед современным образованием в настоящее время стоят вполне определенные цели и задачи. Образовательный потенциал современному школьнику несут не только учебники, уроки и различные образовательные пособия, но и внешкольные мероприятия и пространства, которые ребенок посещает. Именно поэтому необходимо учить современных детей наблюдать и анализировать окружающую обстановку. Особенно важно это умение развивать на уроках биологии и экологии.

При реализации биологического образования всегда уделяется большое внимание экологическому воспитанию обучающихся. В образовательном процессе появилась такая форма обучения, как экологические экскурсии. Организация экологических экскурсий с обучающимися позволяет решать главные задачи экологического образования: формирование ответственного отношения к природе, накопление опыта целесообразного взаимодействия с окружающей средой, реализуемого в экологически грамотной деятельности.

Экологическая экскурсия выполняет как ряд дидактических функций, реализуя принципы наглядности, научности, связи с жизнью, развитию познавательного интереса, так и является платформой для развития умений: формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить исследования проблем родного края, классифицировать, делать выводы, создавать оригинальный продукт по результатам своей работы.

Эффективность экологического исследования будет зависеть от методов экскурсии. Для определения наличия на исследуемой территории экологических объектов (например, поврежденных растений вследствие антропогенного воздействия, охраняемых видов и т. д.) используются маршрутные методы. При этом ведется прямое наблюдение, используются описание объектов, их измерение, составляются списки, схемы, таблицы.  

Стационарные методы позволяют наблюдать за объектом в течение длительного времени, делать замеры, описывать изменения. Этот метод может быть реализован в ходе фенологических наблюдений. Для объяснения экологических изменений с объектом используется сравнительно-описательный метод. Способность к анализу происходящих явлений является важной основой развития критического мышления.

В экологическом эксперименте сравнивают проявление свойств объекта в различных условиях окружающей среды. Социологический метод – это опрос населения для сбора и анализа данных. Большой интерес учащихся вызывает метод моделирования. Моделирование можно использовать  на этапе подведения итогов экскурсии, чтобы доказать и защитить результаты своих исследований. 

Рациональное сочетание разных методов и приемов позволит контролировать, дополнять результаты исследований на разных этапах, формировать полную картину экологического состояния объекта.

Тематика исследований обучающихся может быть разнообразной: «Экологическое состояние территории школы», «Изучение влияние автодороги на состояние лесопарка», «Биоиндикаторы состояния почв и воздуха», « Влияние промышленных предприятий на экологию городских улиц», «Водоемы родного края» и др.

Для достижения личностных, предметных и межпредметных результатов обучающиеся в ходе экологических экскурсий должны выработать умения самостоятельно организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, отбирать и анализировать информацию, преобразовывать ее, использовать информационные технологии для презентации результатов, применять экологические знания в повседневной жизни.

В ходе ежегодных фенологических наблюдений эффективным является проведение экологического исследования растительного сообщества на территории школы. Сотни раз дети проходят мимо деревьев на школьном дворе. Можно предложить посмотреть на них внимательно, узнать кем и когда они были посажены, что было на этом месте до того как появилась школа, как эти деревья чувствуют себя сейчас, как за ними ухаживают, какими меры предпринимают для их сохранения.

Приведем фрагмент экскурсии «Природное сообщество территории школы и влияние на него деятельности человека».

Цель работы: Оценка состояния древостоя на школьной территории и определение степени негативного влияния деятельности человека.

Задачи: 1.   Мониторинг фитоценоза;

              2.  Оценка состояния древостоя;

              3. Определение влияния человеческой деятельности на природное   сообщество;

             4. Создание плана проведения санитарно – оздоровительных    мероприятий.

Методы экскурсии: маршрутный.

Планируемые результаты:

Личностные: любовь к своей местности, своему региону,  ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, умение ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.

Предметные результаты: уметь проводить полевые исследования, умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; фиксировать результаты исследования и делать их анализ; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки природных объектов и явлений; владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов  среды; уметь обсуждать результаты исследования,  делать выводы;

Ход экскурсии

1. Вступительное слово педагога.

Немного истории ...

С осени 1941 года появился военный аэродром «Гражданка». После начала блокады авиация Балтийского флота оказалась лишенной своего аэродрома. Поэтому требовались новые площадки для боевых самолетов.  Одной из таких площадок подготовили на месте поля совхоза «Ручьи». Взлетно-посадочная полоса аэродрома пролегала по нынешнему проспекту Науки. Бомбосклад аэродрома находился в лесном массиве между нынешними улицами Верности и Пискаревским мемориалом, т. е на этом самом месте, где мы сейчас и находимся. Пруд, существовавший на улице Бутлерова до начала строительства новостроек, образовался в результате бомбежки немцами аэродрома. Некоторые старые деревья (березы) и лесопарковая зона на западной стороне школы - это всё, что сохранилось с далеких военных лет. Лес был вырублен, и на этом месте появился новый живой квартал. В наше время все растения на этой территории высажены руками человека.

Школа  была построена более 50 лет назад. Вы знаете, что в нашей школе с 1970 года существует музей «Балтийской славы». В нем представлены материалы по истории Краснознаменного Балтийского флота после 1917 года и о событиях и людях, связанных с ним, в т. ч. и  об истории аэродрома «Гражданка».

Вывод об изменении территории людьми.

II. Описание древесных пород школьной территории

-Тополя, яблони, рябина, кустарники,  окружающие школу, были посажены первыми учащимися.

-Посмотрим на деревья внимательно.

 -Много ли старых деревьев осталось?

- Откуда взялись молодые деревца?

-Каких деревьев больше?

Оценка состояния древостоя

Шкала категорий жизненного состояния деревьев по характеристике кроны (Кузнецов, 1994)

  1. Здоровое дерево.
  2. Ослабленное (повреждённое) дерево (куст).
  3. Сильно ослабленное (сильно повреждённое) дерево (кустарник).
  4. Отмирающее дерево.
  5. Сухостой.

Таблица 1. Жизненное состояние деревьев по характеристике кроны

Порода

Снижение облиственности кроны (менее10%,30%,60%) хлорозы, некрозы

Наличие усыхающих ветвей в верхней половине кроны: единичны,

30%, 60%,

крона разрушена, сухостой

Признаки заселения стволовыми вредителями, насекомыми- ксилофагами

Общий показатель жизненного состояния дерева

Береза бородавчатая

Менее 10%

Менее 10%

Не обнаружено

Здоровое

Ива остролистная

Менее 10%

Менее10%

Не обнаружено

Здоровое

Липа сердцевидная

Менее 10%

Менее 10%

Не обнаружено

Здоровое

Тополь широколистный

Менее 10%

30%

Не обнаружено

Ослабленное

Липа сердцевидная

Менее 10%

Менее 10%

Не обнаружено

Здоровое

Ясень обыкновенный

Менее 10%

30%

Не обнаружено

Ослабленное

Рябина обыкновенная

Менее 10%

Менее 10%

Не обнаружено

Здоровое

Ясень узколистный

Менее 10%

Менее 10%

Не обнаружено

Здоровое

Липа сердцевидная

Менее 10%

Менее 10%

Не обнаружено

Здоровое

Яблоня

Менее 10%

30%

Не обнаружено

Ослабленное

Клен остролистный

Менее 10 %

Менее 10%

Не обнаружено

Здоровое

Черемуха обыкновенная

Менее 10%

Менее 10%

Не обнаружено

Здоровое

Определение влияния человека на состояния растительных насаждений (мусор, запыленность листьев, надрезы стволов, обламывание ветвей)

-Почему срубают тополя? (Широколистный тополь быстро растет, его высаживали для восстановления зелени. Однако у этого растения 2 недостатка: первый- при цветении образуется белый пух, который вызывает аллергию у людей и является причиной пожаров; второй- деревья быстро стареют. Для обновления тополей срезают верхушку).

III. План проведения санитарно – оздоровительных мероприятий:

  • Уборка захламленности в насаждениях (хвороста, гниющих пней);
  • Сбор и вывозка мусора (обломков кирпича, стекла);
  •  Уход за корневыми системами растений. Он направлен на увеличение количества всасывающих корешков. В весенний и осенний периоды растение ощущает нехватку элементов питания, поэтому вносят удобрения путем поверхностного разбрасывания их в прикорневые лунки;
  • Рыхление приствольных лунок до нескольких раз за вегетационный период;
  • Для защиты растений от вымерзания проводить мульчирование почвы и утепление корневых систем. В качестве мульчи применяют древесные опилки или торфо-минеральные азотные удобрения;
  •  Уход за стволом. Поводят лечение морозобойных трещин, заделывают дупла у растений. Уход за стволом проводят осенью, чтобы залеченные растения были защищены от морозов;
  • Обрезка кроны ведется с целью удаления сухих и поврежденных сучьев и омоложения побегов в кроне дерева.

IV. Оформление отчета по экскурсии. По результатам наблюдений ребятам предлагается оформить отчет.

Таким образом, экологические экскурсии можно считать неотъемлемой частью образовательного процесса при изучении биологии. При организации экологических экскурсий важно не просто подвести ребят к объекту наблюдений, а научить видеть объекты исследования в природе, мотивировать их на нахождение информации о необъяснимых без глубокого изучения природных явлений, желание вести природоохранительную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуально-ориентированная образовательная технология «Педагогическая мастерская» как эффективное средство реализации ФГОС"

Региональный конкурс научно-методических материалов, программ и проектов "Новые технологии для Новой школы", апрель 2012 г.Номинация «Эффективные средства реализации ФГОС в среднем и старшем звене»Авт...

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС

Как ученика сделать сотрудником учителя? как привлечь  внимание  ученика и смотивировать его на активную учёбу? Ответ есть - использовать АМО!  В презентации раскрывается сущность понят...

Презентация "Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС".

Что такое активные методы обучения? Что они дают учителю и ученику? Какова их роль в реализации ФГОС? - ответы на эти вопросы в данной презентации. В качестве иллюстраций приводятся примеры АМО на уро...

Практические уроки по физике как одно из эффективных средств реализации ФГОС нового поколения

Для реализации ФГОС нового поколения необходимы новые формы работы с учащимися, новое оборудование. Многие школы Санкт-Петербурга оснащены лабораторным оборудованием L-MIKRO. В работе описан мастер-кл...

ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...

Активные методы обучения на уроках информатики как эффективное средство реализации ФГОС

Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе. Включение активных методов в ...