Программа Экологичесого НОУ "ЭКОС"
рабочая программа по экологии по теме
Экологическое образование в современном мире считается приоритетным направлением. Это связано с тем, что с каждым годом ухудшается экологическая обстановка на планете. Поэтому важно современному обществу прививать экологическое воспитание.Актуальность даннойпрограммы заключается в том, что в век новых технологий ребенок перестает ощущать себя частью природы, что приводит к формированию потребительского подхода к окружающей среде, что в свою очередь губительно сказывается на окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_ekologicheskogo_kruzhka.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа
Научного общества учащихся "ЭКОС"
Пояснительная записка
Экологическое образование в современном мире считается приоритетным направлением. Это связано с тем, что с каждым годом ухудшается экологическая обстановка на планете. Поэтому важно современному обществу прививать экологическое воспитание. Особенно важно прививать экологические знания подрастающему поколению. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Современное информационное общество нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, конструктивностью, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих быстро ориентироваться при стремительно меняющихся условиях.
Актуальность данной программы заключается в том, что в век новых технологий ребенок перестает ощущать себя частью природы, что приводит к формированию потребительского подхода к окружающей среде, что в свою очередь губительно сказывается на окружающей среде. Поэтому очень важно формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Приоритетные способы мышления формируются в подростковом возрасте, поэтому практическая значимость данной программы заключается в привитии исследовательских навыков еще со школы. В большинстве случаях формирование исследовательских навыков на уроках нет ни времени, ни возможностей, поэтому считаю необходимым формирование экологических знаний через систему дополнительного образования.
Исходя из вышеизложенного, программой ставятся следующие цель и задачи:
Цель программы – создать условия:
- для развития у школьников понимания величайших ценностей жизни в процессе экологического образования;
- для развития интереса к исследовательской работе у учащихся;
- для формирования нравственно-личностных качеств обучающихся;
- для дальнейшей профориентации.
Задачи программы:
- состоит не только в том, чтобы сформулировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействий общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
- способствовать восстановлению у школьников инициативы, активного добросовестного отношения к научному эксперименту, что увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.
- способствовать возбуждению интереса учащихся к решению экологических проблем и в особенности к изучению проблем своей местности, что вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; у учащихся возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе.
- в процессе исследовательской деятельности помочь учащиеся найти возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе как общему дому.
- создать условия для воспитания бережливости и аккуратности при проведении исследовательских, практических и лабораторных работ, при работе с животными и растительными объектами.
Ожидаемые результаты:
После первого года обучения обучающие приобретают следующие знания:
- структуру исследовательской работы
- структуру фитоценозов и методики их исследования
- сроки сбора лекарственных растений, правила заготовки лекарственного сырья;
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);
- роль растений и животных в природе и жизни человека, рациональное использование животного и растительного мира своей местности;
Умения:
- анализировать флористический состав фитоценозов
- называть растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);
- рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни человека, рациональном использовании животного и растительного мира своей местности;
- подкармливать и охранять растительноядных птиц.
- уметь проводить простейшие геоботанические описания леса, луга, болота, водоёма.
- составлять флористический список растений различных фитоценозов своей местности.
Навыки:
- элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности.
- проводить фенологические наблюдения в природе
- самостоятельно планировать научный эксперимент, работать с простейшим лабораторным оборудованием.
После второго года обучения обучающие приобретают следующие знания:
- основные компоненты экосистем, их свойства и классификации
- структуру и свойства растительных сообществ
- структуру исследовательской работы
- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы)
- современные проблемы охраны природы
- о современном состоянии, использовании и охране растительности
- вредные для здоровья факторы
- об охраняемых тер риториях и объектах своей местности.
- влияние окружающей среды на рост и развитие растений
- основные методы экологического мониторинга
- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений, Красная книга);
- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных).
Умения:
- проводить мониторинговые исследования (лихеноиндикация)
- подготовить, грамотно оформить и защитить научно - исследовательскую работу по экологии ( степень сложности - не ниже экологического проекта)
- давать определения основных экологических понятий (фитоценоз, сукцессия, гигрофиты, гидрофиты, ярусность, заповедник, заказник, национальный парк, реликт, агроценоз, фитоценоз, синузия, парцелла, интродукция, инвазия, экотоп, биотоп, экотон и др.);
- предсказывать изменения, которые произойдут со временем в сообществе.
- аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций.
- анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты.
- мыслить глобально, действовать локально.
Навыки:
- анализировать современное состояние атмосферы (баланс газов в атмосфере, её загрязнении, источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения);
- грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом.
- определять уровень загрязнения воздуха и воды
- самостоятельно анализировать различные экологические ситуации.
Основные формы и методы обучения: семинары, проекты, практические занятия, экскурсии.
Условия реализации программы.
1) Образовательное учреждение;
2) Научное общество учащихся (НОУ) с углубленным изучением экологии и биологии.
3)Исследования проводятся в природе, химических лабораториях СЭЗ, очистных сооружениях.
4) Добровольность.
5) Введение инноваций.
6) Индивидуальный подход.
7) Научность и доступность.
8) Последовательность.
9) Срок реализации программы – 2года.
Год обучения | Количество занятий в неделю | Длительность занятия | Всего часов в неделю |
1-й | 2 | 2ч. | 4ч. |
2-й | 2 | 2ч. | 4ч. |
Запланированная работа по программе предъявляет повышенные требования к охране жизни и здоровья учащихся в связи с использованием электрооборудования, разнообразных приборов и оборудования для проведения исследовательских работ.
Методическое обеспечение программы работы научного общества учащихся «ЭКОС»
При реализации программы НОУ «ЭКОС» используются как традиционные, так и инновационные технологии: словесные, наглядные, практические исследовательские методы, метод проблемного и программированного обучения, алгоритмический, проектный метод, метод
взаимообучения, информационной поддержки. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
Данная программа включает различные виды поисково-исследовательской, историко-энтографической, теоретико-исследовательской, опытнической, экспериментальной работы
Они делятся на три группы:
1. Теоретические исследования: направлены на изучение литературы, подготовку докладов, статей, конференций по проблемам экологии.
2. Прикладные, опытно-проблемные: проводятся в виде индивидуальных экспериментальных заданий и самостоятельных исследований по прикладной региональной тематике.
3. Системные, комплексные исследования по единой программе школьного экологического мониторинга.
Основными формами экологической работы являются: групповые, коллективные, индивидуальные. Они предусматривают использование лекций, практических и лабораторных занятий, конференций, дидактических игр, дискуссий, бесед, экскурсий, наблюдений.
Курс представлен для проведения занятий НОУ учащихся 6 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений. Программа рассчитана на 2 года из расчета 2 – х занятий в неделю.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ раздела и темы | Название раздела и темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 |
2 | Общая характеристика экосистемы А.Жако. Составление карты-схемы аула. | 10 | 4 | 6 |
3 | Организация фенологических наблюдений | 10 | 4 | 6 |
4 | Основы фитоценологии. Структура растительных сообществ. | 16 | 8 | 8 |
5 | Основы проектной и научно – исследовательской деятельности | 30 | 10 | 20 |
6 | Работа по исследовательским проектам | 32 | 10 | 22 |
7 | Экологический практикум | 18 | 6 | 12 |
8 | Научно - исследовательская конференция | 8 | 4 | 4 |
128 | 48 | 80 |
№ раздела и темы | Название раздела и темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Проблемы аула: оползни и мусор | 8 | 4 | 4 |
3 | Экологический мониторинг, цели и задачи. Методы. | 8 | 4 | 4 |
4 | Экологический мониторинг почв | 12 | 7 | 5 |
5 | Экологический мониторинг воздуха | 25 | 8 | 17 |
6 | Экология животных и растений. | 35 | 7 | 28 |
7 | Экология и здоровье человека. | 25 | 8 | 17 |
8 | Экологический практикум – работа над проектами и исследовательскими работами. | 10 | 10 | |
9 | Заключительное занятие. Конференция. | 3 | 3 | |
Итого | 128 | 42 | 86 |
2 год обучения
Содержание программы 1 года обучения
№ | Название раздела и темы | Теория (основные теоретические понятия) | Практика |
1 | Вводное занятие. | Вводное занятие. Знакомство с планом работы творческого объединения, организацией занятий, требованиями, предъявляемыми к учащимся, различными мероприятиями. | Знакомство с материалами исследовательской работы прошлых лет. |
2 | Общая характеристика экосистемы А.Жако. Составление карты-схемы аула. | Общая характеристика экосистемы а.Жако Понятие экосистемы. Экосистемы разного уровня. Антропогенные, абиотические и биотические факторы. Естественные и искусственные экосистемы – их характеристика, история, структура. История формирования Жако | Составление плана населённого пункта или его части. Описание физико-географических условий. Описание истории возникновения отдельных сообществ и экосистем. |
3 | Организация фенологических наблюдений | Организация фенологических наблюдений. Фенология как наука. Значение фенологических наблюдений для хозяйства. Правила проведения наблюдений и ведение "Календаря природы". | Выбор объектов наблюдений, нанесение их на схематический план местности, проведение фенологических наблюдений. Экскурсия в природу с целью знакомства с изменениями в природе. |
4 | Основы фитоценологии. Структура растительных сообществ. | Основы фитоценологии. Структура растительных сообществ. Фитоценология как наука. Структура растительного сообщества. Ярусность и мозаичность фитоценозов. Динамика фитоценозов. Сукцессии естественные и антропогенные. Видовой состав фитоценозов. Экологические группы растений в фитоценозе. | Изучение видового состава фитоценоза на экскурсиях, оформление исследовательских работ. Определение растений по определителям. |
5 | Основы научно – исследовательской деятельности | Основы научно – исследовательской деятельности. Постановка целей и задач в научно - исследовательской деятельности. Основные методы работы. Экологический проект, исследования на экологическую тему. Содержание и структура экологического проекта. Раскрытие особенностей физико - географического положения района исследования. Изложение собственных результатов исследования. Выводы по работе. Приложения к работе. Иллюстративный материал. Оформление списка литературы. Методика фотосъёмки. Особенности фотографирования природных объектов. Микрофотосъёмка. Использование увеличительных приборов. | Анализ содержания и структуры исследовательских работ прошлых лет. Работа по составлению списка литературы, формулировке выводов. Фотосъёмка природных объектов. Макро- и микросъёмка. |
6 | Работа по исследовательским проектам | Работа по исследовательским проектам. Работа осуществляется в индивидуальном порядке по подготовке и написанию собственных экологических проектов учащихся. Изготовление наглядного материала. | |
7 | Экологический практикум | Используется на проведение экскурсий и отработке теоретических знаний в полевых условиях. | |
8 | Научно - исследовательская конференция | Подготовка сообщений на исследовательскую конференцию. Выступления учащихся, обсуждение проектов, отбор лучших работ. |
Содержание программы 2 года обучения
№ раздела и темы | Название раздела и темы | Теория (основные теоретические понятия) | Практика (примерное содержание деятельности) |
1 | Вводное занятие. | Знакомство с планом работы творческого объединения, организацией занятий, требованиями, предъявляемыми к учащимся II года обучения, различными мероприятиями, проводимыми членами творческого объединения. | Знакомство с материалами исследовательской работы прошлых лет. |
2 | Проблемы аула: оползни и мусор | Знакомство с видами и причинами оползней, подготовка теоретического материала по способам борьбы с оползнями | Изучение несанкционированных мусорных свалок, исследование причин оползней а.Жако, оформление исследовательских работ |
3 | Экологический мониторинг, цели и задачи. | Экологический мониторинг: теоретические основы, задачи, методы. Цели и задачи экологического мониторинга. Виды экологического мониторинга. Основные направления мониторинга. Загрязнение окружающей среды. Загрязняющие вещества и их распространение в окружающей среде. Экологические последствия загрязнения. | Основы практической и лабораторной работы. Практика работы с лабораторным оборудованием Основы макро- и микрофотосъемки. |
4 | Экологический мониторинг почв | Методы мониторинга почв. Почвенно-химический мониторинг и его место в системе экологического мониторинга. Понятие о почвенном экологическом мониторинге. Актуальность, цель, задачи почвенного экологического мониторинга. Особенности почвы как объекта мониторинга.. Виды почвенного экологического мониторинга. Показатели экологического состояния почв, подлежащие контролю при мониторинге, их классификация и теоретическое обоснование. Оценка качества и нормирование состояния загрязненных почв. Понятие о предельно-допустимых концентрациях (ПДК) химических веществ в природных средах.. Загрязнение почв Хабаровского района отходами промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовой деятельности: закономерности, масштабы, динамика. | Определение механического состава почвы Определение физических свойств почвы Влагоемкость и влагопроницаемость различных типов почв Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности Измерение параметров почвы |
5 | Экологический мониторинг воздуха | Биоиндикация окружающей среды. Экологический мониторинг. Общее представление о индикации и индикаторах. Хемоиндикация. Виды биоиндикации (лихеноиндикация, бриоиндикация и др.). Биосенсоры. Биоиндикация прямая и косвенная. Растения и животные - биоиндикаторы. Высшие растения как индикаторы состояния окружающей среды. Тест - растения на CO, CO2, SO3, SO2, NaCl и др. Животные - индикаторы чистоты водоёмов. Загрязнение воздуха города автомобильным транспортом.
| Определение запыленности воздуха пришкольной территории. Определение загрязняющих веществ в растительности. определение загрязнений воздуха по снежному покрову Роль транспорта в загрязнении атмосферы определение загрязненности воздуха с помощью лишайников. Влияние газодымных загрязнений на состояние хвои сосны (метод биоиндикации)Моделирование механизма парникового эффекта. Моделирование воздействия кислотного загрязнения воздуха на растения. |
6 | Экология животных и растений. | Царство растений, повторение основных систематических единиц царства. Значение для человека и природы. Растения леса, малый фитоценоз. Определение типа леса. Рассмотрение смены одного лесного сообщества другим в окрестностях п. Корфовский. Лекарственные растения родного края. Внешний вид растений. Места произрастания, сроки сбора. Заготавливаемые части растений, используемые в народной медицине. Народные рецепты, собранные у местного населения. Правила заготовки лекарственного сырья впрок. Применение растений, польза ядовитых растений. Относительность вреда таких растений. Редкие и охраняемые растения нашего края. Причины, по которым растения попали в разряд охраняемых и редких. Категории охраны растений. Реликтовые растения родного края, их нахождение на его территории. Рациональное использование растительных ресурсов родного края. Общая характеристика животного мира. Основные таксономические единицы животного мира. Насекомые нашего края. Их роль в природе и для человека. Строение муравейника. Насекомые – вредители сельского хозяйства и лесов. Птицы нашей республики. Перелетные птицы и их экология. Млекопитающие нашего края. Животные водоемов, лугов, лесов. Среды обитания животных. Редкие и охраняемые животные нашего края. Причины, по которым животные стали редкими. Практические занятия. | Растения и животные - биоиндикаторы. Мониторинг - наблюдение за различными элементами природной среды. Организация и проведение мониторинга с помощью эпифитных мхов. Высшие растения как индикаторы состояния окружающей среды. Животные - индикаторы чистоты водоёмов. Растения леса «Малый фитоценоз». Пищевые растения родного края. Лекарственные растения родного края. «Дары леса» (грибы и ягоды родного края). Посещение экологической тропы. Муравейник и его обитатели. Птицы родного края. Насекомые родного края Помощь школьников животным в зимнее время. Лесная древесная растительность как индикатор состояния окружающей среды. Изучение состояния хвои сосны как один из показателей чистоты воздуха |
7 | Экология и здоровье человека. | Здоровый образ жизни как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья. Режим дня и здоровье человека. Рациональное питание и здоровье человека. Личная гигиена. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Влияние экологического состояния окружающей среды на здоровье человека: отрицательные и положительные последствия. Мониторинг физического здоровья учащихся | Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным. Изучение осанки с помощью визуальных наблюдений. Определение формы стопы. Изучение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосоудистой систем. Изучение физической работоспособности организма. Определение биоритмов человека. |
8 | Экологический практикум – работа над проектами и исследовательскими работами. | Часы выделяются на консультацию учащихся по оформлению результатов индивидуально проведённых исследований в природе, математической обработке, интерпретации и выявлению достоверности полученных данных, создание презентации к проекту, оформлению наглядного материала и т. п.. | |
9 | Научно - исследовательская конференция | Выступления учащихся, обсуждение проектов, отбор лучших работ. | |
10 | Заключительное занятие | Подведение итогов работы кружка |
Внешние условия
Детское объединение «ЭКОС» поддерживает необходимые связи с различными организациями и учреждениями. В частности, с эколого-биологическим центром республики, тесно сотрудничает с районным центром детского творчества. Необходимую информационную поддержку деятельности детского объединения оказывается использование Интернет – ресурсов.
Прогнозируемый результат:
Ребенок должен хорошо знать значение экологического мониторинга, методы биоиндикации биоты, атмосферы, почвы.
Обучаемые должны уметь проводить простые исследования экологического состояния биоты, атмосферы, почвы.
Обучаемые должны знать классификацию водоемов по степени загрязненности органическими веществами, методы биоиндикации качества воды, значение болотных экосистем, значение радиационного загрязнения.
Дети должны уметь определять степень чистоты воды и экологического состояния болот, уровень шумового загрязнения.
Учащиеся должны знать основные параметры мониторинга антропогенных комплексов, уметь выполнять основные виды исследований и делать соответствующие выводы.
Литература
1.Басов В.М., Капитонов В.И. Летний полевой практикум по экологии. Учебное пособие. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1999.- 160 с.
2.Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. М.: Дрофа, 1998. – 64 с.
3.Федорова А.И., Никольская А.Н. практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. –М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-288 с.
4. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Эссе учащегося для Районного экологичесого проекта «Дом, в котором мы живем» 2014-2015 уч. год
Эссе и фотографии - конкурсная работа ученицы 9-го класса....
Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство формирования начал экологичесой культуры у дошкольников"
Экологический театр - это новое направление в работе детского сада, целью которого является помочь ребенку обрести статус экологически воспитанного человека....
Конспект внеурочного занятия для 6 класса слабослышащих учащихся по теме Экологичесая проблема – «транспорт» и способ ее решения.
Конспект внеурочного занятия по курсу здоровосберегающей деятельности и формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни для учащихся 6 класса слабослышащих 2 отделен...