Экологическая игра-задача "Оживи лес!"
план-конспект урока по экологии по теме

Камалеева Наталья Валериевна

Занятие проходит в форме экологической игры-задачи "Оживи лес".  Предложенные детям проблемные ситуации способствуют развитию умения анализировать и находить решение проблем,  творческому развитию детей, развитию экологической культуры у детей младшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_igra-zadacha_ozhivi_les.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра-задача   «Оживи лес!»

ЦЕЛЬ: развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей с основными правилами поведения в природе, показать взаимосвязь живых организмов леса между собой.
  2. Развивать интерес к изучаемому предмету, творческое воображение, память, кругозор.
  3. Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.

ОБОРУДОВАНИЕ:  мультимедийное оборудование, музыкальный центр, музыкальное сопровождение, изображение: цветов, насекомых, птиц, зверей, дерева, экологические знаки, технологическая карта, детали пчелы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Звучит музыка. Входит Лесная фея.)

  Изо всех земных чудес

  Мне милее русский лес.

  И веселый – молодой,

  И задумчивый – седой.

  Хоть в какое время года,

  Хоть какою будь погода,

  Лес прекрасен!!! 

 Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что я успела вовремя. Я – Лесная фея. Я узнала, что здесь сегодня  собрались девочки и мальчики, которые любят лес, всегда готовы придти на помощь его обитателям. Это так? Я спешила к вам, потому что мне нужна ваша помощь. И даже не столько мне, сколько моему лесу. Однажды в мой лес пришли гости. Он встретил их своей прохладой, показал всю свою красоту, люди были восхищены его прекрасным нарядом и решили взять с собой частицу его красоты. Они сорвали все цветы в лесу. Почернел лес, исчез яркий ковёр цветов, а вместе с ним и все насекомые, ведь они собирают с цветков пыльцу и нектар для питания своей семьи. Улетели и птицы, ведь без цветка нет плода и нет пищи для них, многие животные не нашли для себя привычных растений и отправились на их поиски в другие места, навсегда покинув свой дом. Без птиц заболели деревья. И мой лес умер.

 Что же делать? Как нам быть?

Чем помочь, как поступить?

Вы скажите только слово,  

Если вы помочь готовы.

Вы готовы помочь?

Вам «Добро пожаловать!»

С радостью скажу,

Все тропинки тайные

В лесу вам покажу.

           Но я узнала, что его можно спасти, если выполнить задания.

А для этого потребуется ваше внимание, ваше старание, ваша смекалка, ваша инициатива и  ещё больше желание узнать, научиться, поделиться, своими знаниями с другими.

А  как вы думаете, что же нужно вернуть в лес в первую очередь, чтобы он ожил? (цветы)  

1 задание

А для этого нужно разгадать ребусы.

 (показываю ребусы, дети отгадывают цветы, прикрепляю их на доску)

На поляне солнышко играет,

Оживилось всё кругом,

И цветы в росе сияют

Тихим ласковым огнём.

Ребята, а как вы думаете, какое правило необходимо выполнять, чтобы цветы не исчезали из леса? («Не рви в лесу цветов. Пусть красивые растения останутся в природе», выслушать ответы детей, затем показать и прикрепить знак).

Ребята, а что делать, если хочется подарить цветы любимым людям: маме, бабушке, учительнице? (Можно составить букет из тех растений, которые выращены человеком, или подарить комнатный цветок в горшке)

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А нас ждёт следующее испытание.

2 задание 

Природа создала необыкновенное разнообразие цветков, различной окраски, причудливой формы, с нежнейшим ароматом и сладким нектаром. Все это привлекает насекомых, которые имеют небольшие размеры, прекрасно летают и одеты в волосатые костюмы. Они очень удобны для переноса крохотных пылинок – пыльцы.

 И сейчас, чтобы наши цветы не погибли и  дали свои плоды необходимо вернуть в лес… Как вы думаете кого? (насекомых)

В опылении растений принимают участие много насекомых, но активнее всего – пчелы. Поэтому именно это насекомое мы с вами сейчас и сделаем своими руками. Для того чтобы правильно сделать пчёлку, мы с вами рассмотрим технологическую карту. А кто может сказать, что такое технологическая карта (это последовательность выполнения изделия).

 Изготовление изделий. 

 Посмотрите, сколько пчёл вернулось в лес. А остальные насекомые спрятались где-то здесь. Помогите мне найти их и вернуть на лесную поляну.

          Интересно наблюдать за насекомыми в погожий денёк: вот копошится жук в траве, вьётся над цветами красавица бабочка, жужжит труженица – пчела.

                           Цветок всю ночь готовит мед,

                           Пчелу - сластену в гости ждет,

                           Бери, мол, но как другу,

                           Мне окажи услугу:

                            Пыльцу мучную эту

                           Перенеси соседу…

           Ребята, а как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы насекомые никогда не покинули лес?

3 задание.

Ребята, в нашем лесу по-прежнему тихо. Кого же не хватает? (птиц).  Чтобы вернулись все птицы, нам нужно разгадать кроссворд мудрой совы. (педагог читает загадки, дети отгадывают и сами вписывают слова по одному).

 Вы слышите…(звучит музыка с голосами птиц).

Как замечательно, когда лес наполнен птичьими трелями. Чтобы  птицы никогда не улетали, что мы должны помнить? (ответы детей, прикрепить знак).

4 задание.

  Почему зверей не видно,

  Может, прячутся в глуши?

  Посоветуйте, как быть,

  Как зверей нам воротить,

  Чтоб они вернулись, дети,

  Соберите пазлы эти. (дети собирают пазлы парами).

 Какие животные получились?

 Ребята, а как вы думаете, лесных животных мы можем забирать домой? (ответы детей, прикрепить знак с ежиком). Почему? 

5 задание.

- Друзья, ни птицы, ни животные не могут жить в лесу, если нет деревьев! Посмотрите, они все погибли, стали вот такие сухие и безжизненные как это (плакат дерева). Давайте оживим дерево. У вас на столах лежат листочки. Сейчас каждый из вас вернёт свой лист дереву. А кому понравилось совершать добрые дела: оживлять лес, возвращать цветы, насекомых, птиц, зверей, прежде чем вернуть лист, напишите, пожалуйста, на нём пожелания лесу или его обитателям. Мне понравилась встреча с вами, я убедилась в том, что вы настоящие друзья леса, готовые всегда придти ему на помощь и поэтому я на своём листочке пишу пожелание, чтобы все люди, которые приходили в лес относились к нему бережно, с любовью. (дети пишут).

Кто готов прочитать своё пожелание? (дети зачитывают пожелания и прикрепляют к дереву)

Посмотрите, что произошло? Дерево зазеленело, ожило, на нем появилось много листьев от ваших добрых пожеланий. Сухие деревья  в лесу от заботы и доброты стали живыми. Ребята, давайте вспомним, как нужно себя вести в лесу, чтобы лес никогда не погиб? (ответы детей, прикрепить знаки).

Зацвела лесная поляна. В каждой бусинке росы смеется солнце. Слух нежит трепетный лепет лесных вершин. На поляне раскрылись синие изящные колокольчики, цветут васильки, возвышается ромашковое поле. Сколько здесь цветов! Воздух наполнен сладким их ароматом. Заливаются звонкими песнями птицы. Слышится жужжание пчел, ос, шмелей. Все животные и растения улыбаются солнцу. Давайте и мы им улыбнемся, улыбнемся друг другу, и пообещаем, что будем бережно относиться ко всему живому. А я  хочу оставить вам на память частичку нашего лесного мира.                                  

Ребята, я хочу сказать вам большое спасибо за вашу помощь, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...