МЫ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ: идея классного часа-знакомства
статья по экологии (11 класс) по теме

Чернухин Олег Алексеевич

Первая встреча с детьми самая важная! Именно на первом занятии происходит какое-то «запечатление» педагога: что-то вроде явления, когда птенцы вылупляются из яйца, и кого первым увидели – того и считают своей мамой! Те отношения с детьми, которые сложатся на первом занятии, будут или помогать, или мешать дальнейшей работе с учениками, воспитанниками.
Предлагаю идею классного часа-знакомства «МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ!», которую сам использую не один год. Почему такое название: «МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ!»? Зачем ученикам на первом же внеурочном занятии, решать для себя: являются ли они исследователями? Дело в том, что являясь учителем биологии и много лет работая в сфере экологического образования, помимо урочной работы, во внеурочное время занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью биолого-экологической тематики. Задачей данного классного часа является не только познакомиться с коллективом класса, но и заинтересовать детей подобной формой внеурочной занятости, замотивировать на дальнейшую совместную творческую деятельность. Думаю, значимость такой работы для школьников, ни кто не будет оспаривать!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_znakomstvo.doc56.5 КБ
Office presentation icon my_issledovateli.ppt962 КБ

Предварительный просмотр:

МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ: идея классного часа-знакомства

Чернухин Олег Алексеевич, заслуженный деятельность просвещения, учитель биологии Средней общеобразовательной школы «Перспектива» (школы надомного обучения), лауреат Национальной экологической премии 2010 года

Первая встреча с детьми самая важная! Именно на первом занятии происходит какое-то «запечатление» педагога: что-то вроде явления, когда птенцы вылупляются из яйца, и кого первым увидели – того и считают своей мамой! Те отношения с детьми, которые сложатся на первом занятии, будут или помогать, или мешать дальнейшей работе с учениками, воспитанниками.

Предлагаю идею классного часа-знакомства «МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ!», которую сам использую не один год. Почему такое название: «МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ!»? Зачем ученикам на первом же внеурочном занятии, решать для себя: являются ли они исследователями? Дело в том, что являясь учителем биологии и много лет работая в сфере экологического образования, помимо урочной работы, во внеурочное время занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью биолого-экологической тематики. Задачей данного классного часа является не только познакомиться с коллективом класса, но и заинтересовать детей подобной формой внеурочной занятости, замотивировать на дальнейшую совместную творческую деятельность. Думаю, значимость такой работы для школьников, ни кто не будет оспаривать!

1 ЭТАП: ЗНАКОМСТВО

Если Вы первый раз встречаетесь с коллективом детей, то рекомендую начинать знакомство с тренинга «Какое я животное?». Ребятам предлагается соотнести черты своего характера с поведением какого-либо животного. На листе бумаги пишется свое имя, рисуется животное и презентуется перед группой – обосновывается выбор. Желательно, чтобы было много карандашей и фломастеров, детям, особенно маленьким, это нравится. Педагог выполняет задание наравне с детьми, «свое» животное можно определить заранее.

 После того как все нарисуют «своих» животных, начинайте обсуждение. Можно сделать «микрофон» – любой предмет, похожий на микрофон. Начинайте первым, берите «микрофон», рассказывайте о себе, о своем животном и передавайте «микрофон» кому-либо из учеников. И так каждый – ответил, передал «микрофон» следующему участнику обсуждения. Важно комментировать выбор детей, чтобы получился диалог, чтобы они друг про друга спрашивали.  Если ученик называет агрессивные черты животного, постарайтесь показать положительные качества этого же животного. Если ребенок не уверен в себе, ему бывает трудно с таким самоопределением. В этом случае постарайтесь ему помочь.

Помните, что ни какой заранее приготовленный конспект урока не поможет! Это – как интеллектуальный пинг-понг. Они ответили, вы тут же должны прокомментировать. Шпаргалкой не воспользуешься, но в каждом ответе надо обязательно найти что-то хорошее, постараться, чтобы они сами этому хорошему (в себе) поверили.

Ваша задача  – стать для детей волшебником Гудвином! Трусливому льву дать  храброе сердце, Страшилу одарить мозгами...

После того, как все участники классного часа представят себя подобным образом, педагог предлагает подумать: какие качества они проявляли при выполнении этого задания (наблюдательность, умение сравнивать, способности к анализу, моделированию, др.)? Когда дети их назовут, самостоятельно или с помощью Ваших наводящих вопросов, предложите им ответить на вопрос: для представителей какой профессии характерны эти качества? Желательно прийти к выводу совместно: для профессии ученого, исследователя. Задание можно завершить напоминанием о надписи, которая была в храме Аполлона в Дельфах: «Человек, познай самого себя!» И пошутить, что сейчас они все вместе попытались выполнить этот завет древних греков.

2 ЭТАП: МИНИИССЛЕДОВАНИЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТА ПОБЕГА ТОПОЛЯ»

Педагог задает группе вопрос: в какой деятельности проявленные качества исследователя могут быть полезными? Наиболее распространенный ответ: эти качества нужны, для того, чтобы учиться, в учебной деятельности. После этого педагог задает учебную ситуацию, для разрешения которой, предлагает проявить «качества исследователя». Дается задание – определить возраст побега тополя.

(У тополя возраст побега определяется очень легко, надо лишь проявить наблюдательность. Из верхушечной почки весной появляется побег этого года, от самой же почки останется поперечный почечный рубец. По количеству таких рубцов на побеге можно определить его возраст).

Задание выполняется либо в группе, либо индивидуально. После выполнения задания, каждая группа защищает свой вариант решения, отвечает на вопросы других детей и педагога. Далеко не всегда дети отвечают правильно. В таких случаях не нужно говорить, что их ответ неверный. Лучше спросить о том, как они пришли к такому выводу. Предложить выслушать другие ответы, а потом вместе решить, какой из них правильный и почему. Совместно рассуждая, найти верное решение. Главный итог – это то, что они были исследователями!

3 ЭТАП: МИНИИССЛЕДОВАНИЕ «ПОКУПКА»

После выполнения предыдущего задания педагог задает вопрос: а нужно ли быть исследователем за пределами учебного заведения, в быту? Важно, чтобы ответ был аргументированным. После чего предложить ситуацию: родители просят купить мыло. На выбор предлагается три разновидности мыла, якобы имеющихся в наличии: «Дав», «Сэйфгарт», «Дивный сад». О первых двух сортах слышали почти все дети и в разных городах. Это объясняется широким распространением соответствующей рекламы. Третий сорт мыла надо выбрать такой, который не рекламируют на телевидении. Каждой группе для анализа предлагаются все три образца мыла. Дополнительно вспоминается рекламная информация. Здесь уместно использование мультимедийной презентации. Имея рекламную информацию на экране и образцы мыла перед собой, каждая группа предлагает свой вариант покупки.

Опыт показывает, что для обоснования своего выбора дети, как правило, используют рекламную информацию – мыло «Сэйфгарт» уничтожает бактерии, мыло «дав» увлажняет кожу. Выслушав все варианты, вместе начинаем рассуждать. Мыло «Сэйфгарт» уничтожает все бактерии – и вредные, и полезные. А кто поселится первым, если ресурс будет свободным: полезные или вредные? А кто быстрее вырастает: полезная пшеница, которую посадили, или «вредный» сорняк-пырей? Получается, что длительное употребление этого мыла может способствовать развитию кожных заболеваний. Мыло «Дав» содержит крем, изготавливаемый, как известно, на жировой основе. Жир закупоривает в коже поры потовых желез, что ухудшает потоотделение. Следовательно, может ухудшиться состояние кожи. Третий образец надо выбрать такой, который производился уже давно – раньше, чтобы допустить то же мыло до массового производства, проводились испытания в течение 15 лет, во избежание побочных эффектов. Вот что такое, например, мыло «Дивный сад»! Один из выводов, по результатам миниисследования, – необходимость осторожно относиться к рекламной информации. К подобным выводам ученики приходят, проявляя «качества исследователя».

4 ЭТАП: РЕФЛЕКСИЯ «МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ!»

При подведении итогов занятия важно, чтобы ребята для себя ответили на вопрос: «Необходимо ли им быть исследователями?». Каждому выдается листок бумаги, на котором написаны две незаконченные фразы, одну из них необходимо закончить: 1. «Я не буду заниматься исследовательской деятельностью, потому что…», 2. «Я буду заниматься исследовательской деятельностью, потому что…».

Те, кто выбрал второй вариант, придут к Вам после уроков. Не разочаруйте их… Успехов!

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КЛАССНОГО ЧАСА

Тема: «Мы – исследователи!»

1 этап: «Давайте познакомимся!» (3 мин.)

Содержание: участники классного часа представляются друг другу, написав на бейджах свои имена так, как они хотели бы, чтобы их называли во время занятия.

Учитель представляется первым с помощью мультимедийной презентации, отвечает на возникающие вопросы. После чего называет каждого участника занятия (возможны комментарии или вопросы по поводу представляемых имен).

После представления всех участников обучающимся предлагается перейти к другой форме знакомства (следующий этап занятия).

Деятельность обучающихся и учителя

Учитель: визуализация своего имени и рода занятий посредством мультимедийной презентации.                

Обучающиеся: визуальное представление своего имени на бейдже (в виде надписи и/или рисунка).

Учитель: представление участников занятия.        

2 этап: минитренинг «Какое я животное?» (10 мин.)

Содержание: дети идентифицируют свои личностные качества и соотносят их с поведением определенного животного, после чего изображение выбранного животного рисуется на листе бумаги (формат А4) фломастерами. Учитель выполняет задание наравне с другими участниками занятия.

После этого участники занятия, начиная с учителя, поочередно презентуют группе «свое» животное – «внутренний» портрет, при необходимости отвечая на вопросы и обмениваясь мнениями.

Деятельность обучающихся и учителя

Учитель: мотивация к выполнению задания.        

Обучающиеся и учитель: идентификация себя с животным, визуализация «своего» животного на бумаге, презентация «своего» животного перед группой, индивидуальная и групповая рефлексия.

3 этап: миниисследование «Определение возраста побега тополя» (12 мин.)

Содержание: участники, работая индивидуально или в группе, определяют возраст побегов тополя. Предварительно проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с природными объектами. По готовности проводится обсуждение результатов исследования. Совместно с учителем, при необходимости решая проблемные вопросы, определяется алгоритм определения возраста побегов и проверяется правильность полученных результатов. Попутно выявляется, что все необходимые для правильного решения знания у школьников уже были. Учитель задает вопрос: «Кем они (участники) были при выполнении задания?» Посредством диалога, включающего проблемные вопросы, группа приходит к коллективному решению: «исследователями».

Коллективно определяются качества исследователя, которые они проявили в решении заданной педагогом учебной задачи. После чего учителем (либо учениками) выносится на обсуждение вопрос: «А важно ли быть исследователем в решении каких-либо неучебных (бытовых) задач?»

Деятельность обучающихся и учителя

Учитель: мотивация, инструктаж по правилам техники безопасности при работе с природными объектами.                

Обучающиеся: практическая работа в группах: по определению возраста побега, защита своей версии возраста побега.

Обучающиеся и учитель: индивидуальная и групповая рефлексия.

4 этап: миниисследование «Наша покупка» (12 мин.)

Содержание: участники разрешают бытовую ситуацию – совершают «покупку» мыла для своей семьи. Учащиеся пытаются быть исследователями и принимают как индивидуальные, так и коллективные решения.

По готовности проводится индивидуальная и групповая защита своей «покупки», оцениваются различные аспекты всех вариантов принятых решений.

Деятельность обучающихся и учителя

Учитель: мотивация, инструктаж по правилам техники безопасности при работе с моющими средствами.                

Обучающиеся: практическая работа в группах, защита своей версии «покупки».

Обучающиеся и учитель: индивидуальная и групповая рефлексия.

5 этап: рефлексия «Мы – исследователи!» (8 мин.)

Содержание: учителем (или обучающимися) выносятся на обсуждение следующие вопросы:

– Были ли они (обучающиеся) во время «покупки» мыла исследователями?

– Необходимо ли быть исследователем в учебной и бытовой деятельности?

– Будут ли они (обучающиеся) в дальнейшей своей бытовой или учебной деятельности пытаться быть исследователями?

В процессе обмена мнениями обучающиеся высказывают личностные позиции, касающиеся необходимости исследовательского подхода в учебной и бытовой деятельности.

Деятельность обучающихся и учителя

Обучающиеся и учитель: обмен мнениями.

Учитель: знакомит обучающихся с особенностями дальнейшей деятельности в объединении. Подведение итогов классного часа.        

Методическое обеспечение классного часа

1. Формы работы

  1. беседа;
  2. практикум;
  3. дискуссия;
  4. защита проекта.

2. Методы обучения

  1. рассказ;
  2. объяснение;
  3. наблюдение;
  4. демонстрация;
  5. самостоятельная работа;
  6. практическая работа.

3. Дидактические материалы

  1. мультимедийная презентация;
  2. природные объекты (побеги тополя);
  3. наглядные пособия (образцы мыла);
  4. телевизионная реклама мыла.

4. Формы подведения итогов

  1. защита минипроекта;
  2. опрос.

Прогнозируемые результаты

1 этап: «Давайте познакомимся!»

Учитель диагностирует степень готовности детей к совместной работе: на первом классном часе не всегда все его участники знают друг друга. Визуальным представлением своего имени на бейдже (в виде надписи и/или рисунка) ребята подтверждают свою готовность к дальнейшему общению.

2 этап: минитренинг «Какое я животное?»

Презентуя перед группой свой «внутренний» портрет, каждый участник подтверждает свое желание активно общаться и участвовать в дальнейшей работе.

3, 4 этапы: выполнение мини-исследований

Посредством применения имеющихся учебных знаний в измененной ситуации ученики демонстрируют:

  1. уровень творческой активности;
  2. уровень владения коммуникативными навыками;
  3. уровень сформированности навыков проектной деятельности.

5 этап: рефлексия

Проявляют личностную позицию, касающуюся необходимости применения исследовательского подхода в бытовой деятельности. Решают для себя: заниматься ли в дальнейшем внеурочной деятельностью подобного рода.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЫ – ИСЛЕДОВАТЕЛИ! ЗАНЯТИЕ-ЗНАКОМСТВО О. А. Чернухин

Слайд 2

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ Напишите на бейдже, как к Вам сегодня обращаться

Слайд 3

КАКОЕ Я ЖИВОТНОЕ? Соотнесите черты своего характера с поведением какого-то животного

Слайд 4

МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ? Какими качествами обладает исследователь? В каких ситуациях эти качества необходимы?

Слайд 5

1. СИТУАЦИЯ УЧЕБНАЯ Используя качества исследователя, определите возраст побега тополя

Слайд 6

Используя качества исследователя, приобретите мыло Выбор делается на основе имеющихся в «магазине» образцов. 1. СИТУАЦИЯ БЫТОВАЯ

Слайд 7

ЦЕЛЬ: Приобрести хорошее мыло На первый взгляд может показаться, что цель поставлена некорректно. Возможно! Но, благодаря этому, ребенок сам определяет критерии, по которым будет делать выбор! В итоге он не следует указаниям учителя а принимает СОБСТВЕННЫЕ решения! ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Слайд 8

НАША ПОКУПКА 1 2 3

Слайд 9

НАША ПОКУПКА 1 2 3 Что мы знаем об этих образцах? Из каких источников взяты сведения?

Слайд 10

НАША ПОКУПКА - содержит 25 % крема; - хорошо увлажняет кожу; - обладает бактерицидным свойством; - защита от микробов для всей семьи; - аромат зеленого яблока; - чтобы ваша кожа была чистой; сочное благоухание; 1 2 3

Слайд 11

НАША ПОКУПКА - содержит 25 % крема; - хорошо увлажняет кожу; - обладает бактерицидным свойством; - защита от микробов для всей семьи; - аромат зеленого яблока; - чтобы ваша кожа была чистой; сочное благоухание; 1 2 3 Сведения взяты из рекламы (телевизор, обертка)

Слайд 12

НАША ПОКУПКА 1 2 3 А если порассуждать: насколько достоверна рекламная информация? (быть исследователем)

Слайд 13

НАША ПОКУПКА 1 2 3 Крем на жировой основе УХУДШАЕТ ПРОНИЦАЕМОСТЬ кожи на 90% Препятствует потоотделению и приводит к НАКОПЛЕНИЮ ШЛАКОВ Уничтожает ВСЕХ БАКТЕРИЙ и тем самым освобождает ресурс для других микроорганизмов Первыми осваивают свободный ресурс наиболее жизнеспособные микроорганизмы - БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ Моет руки

Слайд 14

НАША ПОКУПКА 1 2 3 Пусть наш выбор будет взвешенным!

Слайд 15

МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ! МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ?

Слайд 16

Я БЫ НЕ ХОТЕЛ ЗАНИМАТЬСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ПОТОМУ ЧТО … Я БЫ ХОТЕЛ ЗАНИМАТЬСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ПОТОМУ ЧТО … ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ

Слайд 17

ЖИЗНЬ – БЕСКОНЕЧНОЕ ПОЗНАНЬЕ, БЕРИ СВОЙ ПОСОХ И ИДИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике"

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников....

Технологическая карта классного часа "У меня есть идеал..."

Материал содержит план-конспект классного часа, с которым я участвовала в конкурсе профессионального мастерства "Самый классный классный - 2014, а так же "презентацию....

Классный час "У меня есть идеал" 7 класс

Классный час был дан в рамках проведения городского конкурса профессионального мастерства "Самый классный-классный", заслужил высокой оценки жюри и занял 3е место по итогам конкурса...

Идея для классного руководителя: «Веселые переменки»

организация детей во время перемены...

Эволюция идеала женской красоты. Материал к классному часу.

Блондинка с пышными формами, хрупкая нимфетка, целомудренная мещанка... каноны женской красоты постоянно менялись с течением времени. Была бы Мерлин Монро красавицей в Античности? Оценили бы мы идеаль...

Конспект классного часа "Знакомство"

Классный час "Знакомство"...

Конспект классного часа "Идея. Опыт. Воплощение" (Конкурс "Самый классный классный")

Тема: «2017 год - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии» (Цикл классных часов)....