Ода о воде
методическая разработка по экологии (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oda_o_vode.doc | 55.5 КБ |
krugovorot_vody.rar | 1.48 МБ |
etapy_zanyatiya.docx | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Ода о воде.
Суцкель Татьяна Михайловна,E-mail: suzkel@rambler.ru
МБОУ средняя общеобразовательная школа с.Минаевка, Асиновского района Томской области
Цель: активизировать все знания школьников о воде, полученные при изучении физики, географии, химии, биологии; обсудить значимость воды в природе и в жизни человека, а также экологические вопросы.
Задачи : - расширять кругозор учащихся, развивать логическое мышление;
-углублять межпредметные связи;
-развивать творческие способности учащихся.
Необходимое оборудование: репродукции, фотографии, компьютер, проектор.
Начинаем урок с музыки. Звучит «Панорама» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица». Журчащая музыка в исполнении арфы вызывает в воображении детей образ воды.
Занятие по технологии РКМЧП, ученики-помощники из другого класса.
Ход урока.
1 этап урока. Вызов.
О ней сложены былины и песни, ее считают святой и живой, ее уважают и почитают, без нее невозможна жизнь. С недавних пор ее стали строго учитывать в масштабах всей планеты. Ее изучают теоретики и экспериментаторы, химики и физики, биологи и гидрологи, представители многих других отраслей знания. Каждый из нас общается с ней ежедневно, ежечасно. «..у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты – самое большое богатство на свете», так сказал о веществе Антуан де Сент- Экзюпери. Так какова же тема нашего занятия! (ответы учащихся).
Этот урок посвящён удивительному веществу - воде. Человечество использует воды Мирового океана, они играют важнейшую роль в производстве энергии. Существуют электростанции, использующие силу прибоя, волн, мощь, заключённую в морских и океанических течениях, и тепло, накопленное водами океанов. Однако люди не смогли окончательно покорить стихию воды. Какие стихийные явления, связанные с водой, вам известны?
2 этап урока. Осмысление.
Ученик 1: Вода – одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование целых народов. Не случайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых рек, озёр, морей. Академик А.П. Карпинский назвал воду живой кровью, которая создаёт жизнь там, где её не было. Хотя вода - самое распространённое вещество, химически чистой воды на Земле нет, т. к. всё что мы в повседневной жизни называем водой, - это растворы различных веществ: кислорода, углекислого газа, солей. Именно из растворов веществ усваивают живые организмы большинство химических элементов.
Вода- это не только реки, моря, ледники, облака, дождь, снег. Её находят в пустынях, которые называются безводными. Вода содержится в горных породах. Даже в расплавленной магме она присутствует в больших количествах и выделяется в виде пара при извержении вулканов. Ни один процесс на Земле не проходит без участия воды. Да и сама жизнь на планете оказалась возможна только благодаря замечательным свойствам воды.
Учитель: Кто впервые раскрыл загадку состава воды?
Ученик 2: 24 июня 1783 г. А. Лавуазье и П. Лаплас в присутствии группы своих коллег- учёных «сделали» воду из кислорода и водорода. Воду они получили как продукт сгорания водорода. При этом вес образовавшейся воды равнялся весу водорода и кислорода, которые участвовали в реакции.
Вот так в один день стало ясно, что вода не простой элемент, а сложное вещество. Но осталось много вопросов….
А сколько нужно водорода и кислорода для образования воды?
Ученик 3: В 1785г. Выяснили, что для её образования необходимо 2 г. водорода и16 г. кислорода, а в 1805 г. французский исследователь Гей- Люссак показал, что вода состоит из 2 объёмов водорода и 1 объёма кислорода. Так была получена формула воды и рассчитана её молекулярная масса-18.
Ученик 1: Оказывается, своим существованием сразу в 3-х состояниях вода обязана одному важному обстоятельству- тому, что Земля вращается вокруг солнца на расстоянии в среднем 149,6 млн.км. Если это расстояние было бы менее 134 млн.км., то вся вода испарилась бы, а больше 166 млн. км. - превратилась бы в лёд.
Учитель: Подумайте…Доказано, что вода состоит из водорода и кислорода. Казалось бы, и соединение из них должно быть газом. Кстати, многие элементы, соединяясь с водородом, образуют газ. Например: Н2Те, Н2S, H2Se при температуре равной О0С газообразны. А вода- жидкость! Для нас с детства известны свойства воды: кипит при 1000С, замерзает при О0С. Попробуйте объяснить!
Ученик 2: В ряду водородных соединений х.э. 7 группы t кипения увеличивается с увеличением молекулярной массы вещества. В соответствии с этой закономерностью вода должна замерзать около –1000С, кипеть при –800 С. Эту аномалию объясняют особенностями строением воды. В молекуле воды Н2О - ковалентная связь, но вода это биополимер, между молекулами воды - водородные связи, а они затрудняют отрыв атомов друг от друга. Это и служит причиной высокой температуры кипения воды.
Учитель: Всем известно, что плотность воды достигает максимального значения при 40 С. Что происходит с водой при дальнейшем охлаждении?
Ученик 3: Охлаждаясь до температуры - 40С, вода уменьшается в объёме, а при дальнейшем понижении температуры до О0С вода расширяется. Так не ведёт себя ни одно другое вещество на Земле! Причина этого- всё те же водородные связи.
Ученик 1: В водоёмах вода с t 0= + 4 как самая тяжёлая опускается на дно, а более холодная и лёгкая поднимается вверх, и часть её становиться льдом. И хотя зимой поверхность водоёма скована льдом, на дне t0 = +4. Не будь этого, водоёмы полностью промёрзли бы и жизнь там прекратится.
Ученик 2: Если весь запас воды на Земле принять за 1 л.,то запасы пресной воды составит всего 30 мл., а запасы доступной воды в жидком состоянии – всего 6 мл.
Учитель: Какой процесс происходит, если вода солёных озёр испаряется? В качестве подсказки можно повторить опыт с кристаллизацией перенасыщенного раствора.
Ученик 3: Берега солёных озёр покрыты слоем соли, которая кристаллизовалась при испарении воды. Эти залежи солей имеют промышленное значение.
Вблизи морей и океанов климат мягче - характеризуется мягкой зимой и нежарким летом.
Учитель: Считается, что вода не сжимается. Однако на глубине 10 км., плотность морской воды на 4 % больше. Расчёты показали, что если бы вода была совершенно несжимаема, уровень океана поднялся бы на 30 м.
Задания: Определите по карте, какие районы, города окажутся под водой, если уровень Мирового океана поднимется на 30 м.?
Почему во время дождя все вокруг становится мокрым? Или почему, если ходить по лужам, промокают ботинки?
Ученик 1: Ещё интересное свойство – способность смачивать поверхность твёрдого тела, «прилипать» к ней (на стекло капали воду).Если поверхность хорошо смачивается водой, то вода растекается плёнкой, если не смачивается, то собирается каплями. С этим связан капиллярный эффект- поднятие вверх по очень тонким трубочкам – капиллярам. Хорошо смачивающие вещества растворяются в воде, не смачиваемые вещества не растворяются.
Ученик 2: На Земле нет ни одного даже самого примитивного существа, в теле которого не было бы воды .Взрослый человек на 64 % (по массе) состоит из воды ,ребёнок- на 85 %, в крови – 73 %- 80 %, в костях –22 %. Растения в своих организмах содержат до 70 % воды. Например: в помидорах-91 %, картофеле- 78 % , яблоках – 85 %, капусте – 94 % и тд. Поэтому для выращивания высокого урожая требуется большое количество воды.
Учитель: Для чего нужна вода человеку?
Учащиеся перечисляют все наши нужды: питьё, варка пищи, мытьё посуды, умывание и для многого другого. На питьё человеку требуется около 2 л., воды в сутки, на другие нужды нашей страны тратится от 500 до 800 л воды в сутки на человека. (Потребность воды для производства 1 кг. сахара-440 л., бумаги-250 л., стали –150 л., синтетического волокна – 400 л.,)
Учитель: Когда мы покупаем новые вещи, скажем свитер, носки или рубашку, нам и в голову не приходит мысль о том, сколько воды было затрачено на их производство. А вот ваши товарищи нашли очень интересные факты. Послушайте.
Ученик 2: На производство свитера истрачено 900л., рубашки-500 л., брюк – 600 л.,
носков- 100 л. А на наш завтрак - бутерброд с маслом затрачено около 800 л. воды.
Ученик 1: Можно много- много говорить о воде, этом замечательном, известном и неизвестном веществе. Вода - это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно.
Ученик: Вода нужна всем. Вода – это жизнь. Почему же появилась проблема «водного голода»? Разве маловоднее стали реки, моря, меньше выпадает осадков? Нет! Причин несколько : это возросшая потребность человечества в воде - в древности человек потреблял 12- 18 л. воды в день, сейчас – 400-600л.потребляем то мы чистую воду, а возвращаем природе загрязнённые стоки. И чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше. Цена на питьевую воду растёт с каждым годом. А причина всё та же – загрязнение. Воду многих рек пить нельзя. Один голландский журнал мрачно пошутил ,что дни, когда из водопроводного крана можно налить стакан чистой воды, сочтены ,и принятие душа или чистка зубов скоро будет считаться уголовным преступлением. Поэтому в Голландии давно продаются бутылки с обыкновенной водой… из Норвегии .1 литр воды – 30 руб., в Москве и других городах России тоже продаются, стоит вода 18- 25 руб.;
Учитель: Как же мы относимся к воде? Насколько мы её бережём? (демонстрация снимков: в воде плавают знакомые нам предметы: молочные тетрапаки, бутылки, банки из – под пива, ячейки для яиц, разнообразная пластиковая тара).
Учитель: Какими же способами человек загрязняет воду? (ученики перечисляют всё, что знают о загрязнении воды в природных водоёмах: сточные воды городов, стоки от животноводческих комплексов, стоки с полей с минеральными удобрениями, стоки от мытья автотранспорта, загрязнения бытовыми отходами, загрязнение Мирового океана нефтью). Как мы можем очистить воду, предложите свои способы.
(ученики предлагают свои способы очистки)
Нужно подвести школьников к выводам:
1)бытовые и промышленные стоки не сбрасывать в естественные водоёмы, а очищать и употреблять многократно;
2)очищать городские канализационные стоки;
3)использовать минеральные удобрения так, чтобы их излишки не попадали в водоёмы;
4)усовершенствовать уборку животноводческих ферм;
5)каждому человеку экономно и бережно расходовать воду.
Обсуждаем, как можно в личной жизни сэкономить воду. Ребята высказывают свои мнения о текущих кранах, о газовых колонках, при применении которых тратится воды больше, о бесполезных тратах воды.
3 этап занятия Рефлексия.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Домашнее задание. Составить синквейн о воде, мини-сочинение или стихотворение.
Подписи к слайдам:
Испарение с поверхности океанаОхлаждение пара и конденсация Образование облаковПеремещение облаков на сушуВыпадение осадковПополнение рек и подземных водСток в океан
Предварительный просмотр:
Занятие проходит по технологии РКМЧП «Ода воде».
Этапы занятия | Методы обучения | Формы организации познавательной деятельности | Конечный результат |
1.Вызов актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения | Беседа | Урок путешествие (по станциям) Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. | Ребята сами называют тему урока и задачи. |
2.Осмысление содержания: получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения | Рассказ о свойствах воды. Просмотр презентации, кадра из видеофильма | На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). | Дети дополняют. |
3.Рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения | Анализ своей работы | На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | |
Домашнее задание | Самостоятельная работа | Написание мини-сочинения о воде, синквейн, стих |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.
Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...
Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."
Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...
Презентация "Вода. Вода. Кругом вода..."
Презентация составлена для внеклассного мероприятия "Вода. Вода. Кругом вода...", которое проводилось для учащихся восьмых классов с целью повысить уровень информированности в вопросе защиты воды...
Конспект урока" Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки"
Конспект урока с презентацией по ФГОС...
презентация по теме урока "Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки"
слайды к уроку...
Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода!"
Внеклассное мероприятие можно провести в рамках недели географии, а также как обобщающий урок по теме "Гидросфера" в 6 классе.. Форма мероприятия - игра по типу телевизионной игры "Вопрос на засыпку"...
"Вода, вода, кругом вода..." интеллектуальная игра для учащихся по химии и не только, презентация
Игра подготовлена для учащихся 9 классов, состоит из 16 вопросов, объединенных в отдельные конкурсы: Географический, Биологический, Свойства воды, Обо всем понемногу. Правильные ответы появляются...