я+экология=Я
план-конспект урока по экологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по экологии
Тема: «я + экология = Я»
Преподаватель биологии МОУ СОШ № 1 г. Ногинска, Московской области Рослая Е.С.
Цель: формирование экологически грамотной личности.
Задачи: -активизировать познавательную деятельность учащихся;
-показать человека как часть природы;
- прививать интерес к предмету.
Оборудование: выставка книг, фото с пейзажами природы, кроссворд.
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте ребята!
Сегодня я предлагаю рассмотреть необходимую каждому человеку формулу: я + экология = Я.
Я маленькая – o это каждый из нас. Следующее слово – экология. Что изучает данная наука?
/это наука изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей их средой/
А почему сумма «я» и «экология» равна большому «Я», мы попытаемся выяснить. Поможет нам слово «ЭКОЛОГИЯ»/предлагается кроссворд/, каждая буква которого будет открывать путь к осмыслению это формулы. Нас ждут познавательные и увлекательные выступления моих помощников.
э | к | о | л | о | г | и | я |
к | у | т | и | р | р | в | |
о | к | г | с | и | и | а | |
л | у | а | т | е | б | ||
о | ш | д | в | н | ы | ||
г | к | к | е | т | |||
и | а | а | н | и | |||
ч | н | р | |||||
е | и | о | |||||
к | ц | в | |||||
и | а | а | |||||
й | н | ||||||
и | |||||||
у | е | ||||||
щ | |||||||
е | |||||||
р | |||||||
б |
Итак, первое слово нам откроет Ира.
Ира: Для того чтобы открыть слово, надо ответить на мой вопрос:
- Какое дерево считается символом России?
Да, это лиственница. А вот почему я вам сейчас расскажу. / доклад о лиственнице/
Учитель: Так почему русские люди выбрали именно это дерево как символ России? / оно обладает особой прочностью/
Действительно, какое интересное явление, чем дольше вода действует на древесину, тем прочнее она становится. И как важна была лиственница для подводных сооружений человека.
Следующее слово открою я, но если вы мне скажите:
- Как называется способ определения сторон горизонта? /ориентирование/ Открываем букву «О».
Нас сегодня будет интересовать ориентирование без компаса.
Жизнедеятельность каких живых организмов зависит от сторон горизонта?
Древесина – с южной стороны коры сухая и светлая./в хвойных лесах/
Осина и тополь – с северной стороны горизонта покрыта мхом и лишайником.
Камни и валуны с северной стороны горизонта покрыты лишайником и мхом.
Грибы – растут с северной стороны деревьев, пней, кустов.
Ягоды – раньше краснеют с южной стороны деревьев.
Муравейники – располагаются с южной стороны дерева, южная сторона муравейника – отлогая, северная – крутая.
Снег весной тает быстрее с южной стороны.
- Какой мы можем сделать вывод?
/Жизнь живых организмов зависит от сторон горизонта/
Я приглашаю Ваню, открыть следующее слово.
Ваня: Скажите, какая птица года считает?/кукушка/ Открываем букву «К». Доклад о кукушке.
Учитель: насколько сильна взаимосвязь кукушки с деревьями! Как бы, с нашей точки зрения, она себя отрицательно не вила, кукушка имеет право на жизнь.
Следующая буква «Г».
Настя: я предлагаю разгадать кроссворд о грибах.
Учитель: с какими организмами грибы тесно связаны?/животными, растениями, человеком/
Максим открывает следующую букву «И». Доклад об иве.
Учитель: какое важное значение имела ива для русского народа?/лечились, предметы утвари изготовляли, укрепляли берега/.
Очень интересное слово откроет Кристина на букву «О».
Кристина загадывает загадки о живом мире.
Учитель: благодаря чему русский народ мог сочинять такие точные загадки о природе?/наблюдению/
Значит, наблюдение за природой приносит и пользу нашему народу и развлечение.
Прежде чем я открою последнее слово, мне хочется подвести итог под всем сказанным.
Какой вы сделали вывод из выступлений ребят? /все взаимосвязано в природе, ничего нельзя исключить/.
Я открываю последнее слово. Здесь даже 2 слова имеющие важное для всех значение.
/экологический ущерб/.
- Какой экологический ущерб был нанесен природе Ногинского района прошедшим летом?/пожары/
- Как серьезно пострадали организмы лугов полей лесов болот!
- Какова причины такого бедствия?
-Засуха – условия созданные природой,
- Осушение болот – неграмотная, неразумная добыча торфа человеком.
Какое предполагается исправление положения с болотами? /заполнить водой/
Будем надеяться, что люди все просчитают на этот раз.
- А что требуется от нас простых жителей?
/не бросать в лесу окурки, не разжигать костров./
Администрация города еще в мае предупреждала всех жителей, что в лесах складывается опасная ситуация.
Туристам со станции СЮТУР не дали разрешения на костры в походах, хотя они всегда грамотно и аккуратно обращаются с огнем.
Летом вертолеты с пожарными машинами, милиция, экологическая полиция, ГИБДД охраняли лесные массивы от нерадивых жителей Ногинского района. Накладывались штрафы за разведение костров.
Но все эти меры не смогли убедить население отнестись ответственно к предупреждениям.
С экранов телевизоров не однократно слышалось, что огромного размера пожары возникали из-за одного костра, из-за одного окурка, брошенного на землю. Значит, кто-то повел себя по принципу: «Мне надо, а после меня хоть потоп!».
- А как страдало население от пожаров? /Смог стоя все дни круглосуточно. Люди задыхались, попадали в больницы с сердечными, легочными, сосудистыми заболеваниями/.
Плюс страшный экологический ущерб, нанесен природе.
Да, ребята природа наша удивительна, прекрасна. В ней все взаимосвязано. И мы являемся частью ее. Поэтому должны разумно, бережно к ней относиться.
Давайте еще раз обратимся к формуле нашего занятия.
Я – каждый из нас.
Экология – обогащает нас знаниями о нашем огромном доме, частью которого мы являемся.
Я – это тоже мы, но чувствующие себя частью природы. Знающие, что наш дом это луга, леса, реки, озера, со всеми своими жителями.
Здесь вы видите книги, которые помогали нам и помогут вам лучше понять тех, кто живет вместе с нами в одном доме.
Мне очень хочется надеяться, что когда вы вырастите, будите принадлежать к группе людей, которые смогут себя назвать с большой буквы «Я» - они внимательнее, добрее, уважительнее относятся к своему дому – природе.
СПАСИБО за работу всем!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология растений.Экология животных.
Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....
«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.
. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам предлагается проследить, как раскрывается эт...
Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"
Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...
Соревнование по экологии "Юный эколог"
Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...