ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
методическая разработка

разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx79.59 КБ
Файл 2.docx15.67 КБ
Файл 3.docx15.28 КБ
Файл 5.docx613.8 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда кабинета изобразительного искусства

Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности учащегося, функционально моделирующая его духовного развития.
Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности школьника и становится основой для его самостоятельной активности.
Развивающая среда способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощряет к развитию у него инициативы и самостоятельности, создаёт возможности для обучения учащихся на основе их личной активности

  • Основные требования к кабинету ИЗО:

Санитарно-гигиенические требования

1. Естественное и искусственное освещение в кабинетах должно соответствовать нормам и правилам СНиП.
2. Окна кабинета могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север. Южное расположение окон требует применения белых штор или специальных жалюзи от действия прямых солнечных лучей.
3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение на рабочих местах. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
4. Ученические столы нужно располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и тени, падающие от рук, не мешали во время письма и рисования.
5. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
6. Уровень освещенности поверхности ученических столов при искусственном освещении должен быть не менее 500 лк, на классной доске - 500 лк.
7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг. окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов).Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
9. Кабинеты должны быть обеспечены отоплением и при-точно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.
10. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.
11. Кабинет должен иметь водоснабжение (холодной и горячей водой) для проведения занятий по живописи, декоративно-прикладному искусству, дизайну, скульптуре.

Требования к оснащению кабинетов техническими устройствами и приспособлениями.

1. Кабинет изобразительного искусства должен быть оснащен проекционной, видео- и аудио- техникой:
- диапроектор;
- эпипроектор;
- графопроектор;
- другие проекторы;
- цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см с видеомагнитофоном;
- компьютеры.
2. Графопроектор должен располагаться на подставке и находиться у стола учителя на расстоянии не менее 1,8 м от доски.
3. Для показа экранных средств необходим проекционный экран или часть классной доски (или одна из створок) должна иметь белый цвет.

Требования к оформлению интерьера кабинета изобразительного искусства

1. Дизайн кабинетов изобразительного искусства должен отвечать функциональным требованиям технологии обучения к научной организации деятельности обучающихся и учителя.
2. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.
3. Боковая стена кабинета, свободная от мебели, должна использоваться для экспозиций. Стенды с информацией могут быть временными и постоянными.
4. Временные экспозиционные стенды должны включать рабочие и инструктивные стенды:
- рабочие стенды должны содержать материал, используемый при изучении определенной темы программы;
- инструктивные стенды должны содержать рекомендации методического характера и включать больше текстового материала.
5. Экспозиция длительного назначения (портреты художников, высказывания) должна размещаться вверху по боковой стене над временными экспозиционными стендами.
6. В оформлении стендов могут использоваться разные шрифты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.

  • Основные функциональные зоны кабинета ИЗО:

1. Рабочая зона учителя. Специфика урока изобразительного искусства предъявляет особые требования к рабочему месту учителя; оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.

Рабочее место учителя включает в себя классную доску, демонстрационный стол, натюрмортные столы (2-3), ТСО, приборы спецосвещения.

Классная доска в кабинете ИЗО должна быть многоплановой, состоять из “магнитной” плоскости, экрана, часть ее может быть разлинованной. Цвет доски должен позволить учителю работать как мелом, так и углем. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

ТСО необходимые для работы на уроке: аудиомагнитофон и DVD-nпроигрыватели (музыкальный центр) с возможностями использования компакт-дисков: CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитных записей. Слайдпроектор. Экран (на штативе или навесной). Телевизор.

2. Рабочая зона учащегося. Столы рисовальные должна быть приспособлена для работы на них графическими и живописными материалами, а также пластическими /пластилин, глина/ материалами, и представлять возможность конструировать из различных материалов.

Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин/глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

3. Экспозиционно-выставочная зона. Включает в себя серии стендов с изображением учебного материала к урокам, стендов для демонстрации репродукций, выставок, посвященных юбилейным датам в художественной жизни общества, выставок детского изобразительного творчества. В каждом отдельно взятом учебном заведении кабинет изобразительного искусства несет различную эстетическую и смысловую нагрузку. Можно увидеть кабинеты- мастерские, кабинеты-лаборатории, кабинеты-музей, кабинеты-лектории и т.п. Оформление кабинета в первую очередь отвечает эстетической позиции учителя, его профессиональным качествам и уже во вторую - финансовым возможностям учебного заведения.

4. Санитарно-техническая зона. Представляет собой водопроводный кран и сток, солнцезащитные и светозащитные шторы. В кабинетах изобразительного искусства оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад (позволяет сохранять одно и тоже освещение для рисования с натуры).

5. Зона хранения дидактического материала. В зависимости от ее площади может представлять собой лишь шкаф(ы) или вместительную препараторскую. Основа кабинета изобразительного искусства – методический фонд.

  • В кабинете обязательно должно быть в наличие следующее оборудование:

· вспомогательные предметы для черчения на доске — транспортир, треугольник, циркуль, линейка;

· модель проекционных плоскостей для составления чертежей;

· мольберты;

· модели из гипса;

· усеченные и цельные геометрические тела;

· различные предметы для составления натюрмортов;

· компьютер, телевизор и другая аппаратура.

Помимо всего перечисленного классы должны наполняться печатной продукцией, например, учебниками, наглядными рисунками, схемами и методической литературой.

  • Паспорт школьного кабинета черчения

Упомянутый кабинет, как и все остальные школьные помещения, должен получить паспорт установленного образца. Документация прошнуровывается с обязательным нумерованием страниц. В конце паспорт подтверждается печатью учебного учреждения.

Документация содержит важную информацию:

· данные преподавателя, за которым закреплен данный кабинет;

· параметры помещения — площадь, посадочные места, местонахождение и информация на усмотрение школьного руководства;

· анализ предыдущего года обучения и составленный план на следующий;

· подробное описание имеющегося оснащения и оборудования;

· оптимальные варианты и направления деятельности на текущий учебный год;

· расписание занятий и рабочий график преподавателей;

· план учебного помещения;

· инструкция поведения в помещении для педагогов и учеников;

· соответствие санитарным и гигиеническим нормам предъявляемым кабинету;

· опись учебного и методического материала;

· должностная инструкция для преподавателя;

· журнал по охране труда с прилагающийся инструкцией.

Паспорт постоянно обновляется — на каждый учебный год заводится новый документ. Ответственным лицом за ведение этого инвентарного журнала является представитель педагогического коллектива, назначаемый администрацией школы.

Кабинет для занятий изобразительной деятельностью и декоративно-прикладным искусством:

Макет предметно-развивающей среды в кабинете дополнительного образования



Предварительный просмотр:

Памятка по оборудованию кабинета дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства:
Кабинет изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества должен быть функциональным, безопасным и вдохновляющим. Грамотное оснащение – залог успешных и увлекательных занятий. Вот основные рекомендации по его обустройству:

I. Организация пространства:

 Зонирование: Разделите кабинет на зоны для разных видов деятельности: рисования, живописи, лепки, рукоделия и т.д. Это обеспечит порядок и удобство работы.
 Простор: Обеспечьте достаточно свободного пространства для комфортного перемещения учащихся и работы с материалами. Избегайте загромождения.
 Освещение: Яркое и равномерное освещение – важный фактор. Комбинируйте естественный и искусственный свет. Лампы с регулируемой яркостью помогут создать нужную атмосферу.

II. Мебель и оборудование:

 Ученические парты: Необходимы для теоретических занятий и выполнения некоторых видов работ.
 Стол учителя: Рабочее место педагога.
 Стулья: Удобные и устойчивые, легко моющиеся.
 Мольберты: Для рисования и живописи.
 Стеллажи и шкафы: Для хранения художественных принадлежностей, материалов и учебных пособий. Маркируйте места хранения для удобства.
 Доска: Настенная доска (магнитная или меловая) для объяснений и демонстраций.
 Проектор и экран: Для презентаций и просмотра учебных фильмов.
 Компьютер и другая техника: При необходимости.

III. Материалы и инструменты:

 Рисование и черчение: Карандаши разной твердости, цветные карандаши, уголь, ластики, точилки, линейки, транспортиры, циркули, треугольники.
 Живопись: Краски (акварель, гуашь, акрил и т.д.), кисти разных размеров и форм, палитры, бумага разной плотности и фактуры.
 Лепка: Глина, пластилин, соленое тесто, стеки, скалки, формы.
 Рукоделие: Нитки, иголки, ткань, ножницы, клей, бисер, проволока и другие материалы в зависимости от вида рукоделия.
 Наглядные пособия: Модели из гипса, геометрические тела, предметы для натюрмортов, репродукции картин, образцы декоративно-прикладного искусства.
 Учебные материалы: Учебники, методическая литература, схемы, рисунки.

IV. Безопасность:

 Аптечка: Должна быть readily available.
 Инструктаж: Проводите инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

V. Декор и атмосфера:

 Выставки: Организуйте выставки работ учащихся для вдохновения и мотивации.
 Тематические плакаты: Украсьте кабинет тематическими плакатами и репродукциями.
 Вдохновляющее окружение: Создайте творческую атмосферу, способствующую развитию художественного вкуса и воображения.



Предварительный просмотр:

Алгоритм создания предметно-развевающей среды в кабинете декоративно-прикладного искусства:
Создание предметно-развивающей среды в кабинете декоративно-прикладного искусства — это важный процесс, который способствует развитию творческих способностей учащихся. Ниже представлен алгоритм, который поможет организовать такую среду.

1. Анализ потребностей

Оценка целевой аудитории: Определите возраст, уровень подготовки и интересы учащихся.

Изучение целей и задач: Установите образовательные цели и задачи, которые необходимо решить.

2. Проектирование пространства

Зонирование: Разделите кабинет на функциональные зоны (рисование, лепка, текстиль, работа с бумагой и т.д.).

Оптимизация пространства: Убедитесь, что каждая зона удобна для работы и доступна для всех учащихся.

3
. Подбор оборудования и материалов

Основное оборудование: Столы, стулья, мольберты, полки для хранения.

Инструменты и материалы: Подберите необходимые инструменты (ножницы, клеи, кисти) и материалы (краски, ткани, бумагу).

Безопасность: Обеспечьте наличие средств индивидуальной защиты и аптечки.

4. Создание эстетической среды

Декорирование: Используйте яркие цвета, тематические постеры и работы учащихся для украшения кабинета.

Выставочные стенды: Организуйте пространство для демонстрации работ учащихся.

5. Организация учебного процесса

Разработка методических материалов: Подготовьте учебные пособия, инструкции и планы уроков.

Создание системы работы: Установите правила работы в кабинете, порядок использования материалов и оборудования.

6. Обеспечение доступа к ресурсам

Библиотека материалов: Создайте уголок с книгами и журналами по искусству и декоративно-прикладному творчеству.

Цифровые ресурсы: Обеспечьте доступ к компьютерам или планшетам с образовательными программами и онлайн-ресурсами.

7. Оценка и корректировка

Мониторинг процесса: Регулярно оценивайте эффективность созданной среды и удовлетворенность учащихся.

Корректировка: Вносите изменения в организацию пространства и выбор материалов на основе отзывов и наблюдений.

8. Обратная связь

Сбор мнений учащихся: Проводите опросы или обсуждения для получения обратной связи о работе кабинета.

Анализ результатов: Используйте собранные данные для дальнейшего улучшения предметно-развивающей среды.

Заключение

Создание предметно-развивающей среды в кабинете декоративно-прикладного искусства требует тщательного планирования и учета потребностей учащихся. Следуя данному алгоритму, можно создать пространство, способствующее развитию творческих способностей и интереса к искусству.



Предварительный просмотр:

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников...

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

Сухомлинский В.А.: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от т...

Презентация Моделирование предметно-развивающей среды кабинета (мастерской)

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта общего образования  позволили нам представить функциональные зоны кабинета:рабочая зона для учителя,учебная, поисково-исследов...

Проект "Организация предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ"

Разработка методических рекомендаций по созданию предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в МАОУ СОШ №24. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме пр...