ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ
проект (8, 9 класс)
Аннотация. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важной задачей коррекционного образования, способствующей не только раскрытию индивидуального потенциала учащихся, но и их успешной социализации. В данном контексте особую роль играет трудовое обучение, а в частности — столярное дело, где изготовление деревянных игрушек может стать эффективным средством формирования художественно-конструкторского мышления, развития моторики и пространственного воображения. В статье рассматриваются педагогические и психологические аспекты применения технологии изготовления деревянной игрушки в обучении детей с ОВЗ, а также значимость этого процесса для развития их креативности, уверенности в своих силах и эмоционального благополучия.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, столярное дело, дети с ОВЗ, творческое развитие, деревянная игрушка, трудовое обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Бугаенко Григорий Анатольевич, педагог дополнительного образования
МБОУ специальная (коррекционная) школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области, г. Купино
Аннотация. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важной задачей коррекционного образования, способствующей не только раскрытию индивидуального потенциала учащихся, но и их успешной социализации. В данном контексте особую роль играет трудовое обучение, а в частности — столярное дело, где изготовление деревянных игрушек может стать эффективным средством формирования художественно-конструкторского мышления, развития моторики и пространственного воображения. В статье рассматриваются педагогические и психологические аспекты применения технологии изготовления деревянной игрушки в обучении детей с ОВЗ, а также значимость этого процесса для развития их креативности, уверенности в своих силах и эмоционального благополучия.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, столярное дело, дети с ОВЗ, творческое развитие, деревянная игрушка, трудовое обучение.
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ играет ключевую роль в образовательном процессе, поскольку творческая деятельность способствует формированию гибкости мышления, умения анализировать и решать нестандартные задачи. В коррекционной школе-интернате трудовое обучение ориентировано не только на приобретение практических навыков, но и на раскрытие потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и ограничений. Изготовление деревянных игрушек как часть столярного дела является одним из наиболее эффективных средств творческого развития, поскольку оно сочетает в себе художественную, конструктивную и технологическую составляющие.
Процесс создания деревянной игрушки требует от учащихся включения воображения, поскольку они должны представить конечный результат своей работы, определить его форму, размеры и конструктивные особенности. Для детей с ОВЗ это особенно важно, так как многие из них испытывают затруднения в пространственном мышлении и планировании деятельности. В ходе работы с деревом они учатся анализировать форму будущего изделия, подбирать материалы, выбирать инструменты и постепенно воплощать свой замысел в реальность. Этот процесс развивает не только художественные способности, но и логическое мышление, поскольку каждое действие требует последовательного выполнения операций, взаимосвязанных между собой.
Одним из значимых аспектов работы с деревом является развитие мелкой моторики. У многих детей с ОВЗ наблюдаются нарушения координации движений и недостаточная развитость моторных навыков. Столярные занятия требуют точности и аккуратности при работе с инструментами, что способствует укреплению мышц кисти, улучшению координации и развитию тактильного восприятия. В свою очередь, развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на речевое развитие, что делает процесс создания деревянной игрушки еще более ценным в коррекционно-педагогическом плане.
Эмоционально-психологический аспект также играет важную роль в образовательном процессе. Для многих детей с ОВЗ характерны заниженная самооценка, страх перед неудачами и низкая мотивация к обучению. Успешное выполнение даже простой деревянной игрушки становится для них значимым достижением, что способствует формированию уверенности в своих силах и укреплению положительной самооценки. Кроме того, работа с деревом требует терпения и концентрации внимания, что развивает у детей усидчивость и умение доводить начатое до конца.
Не менее важным фактором является возможность социализации в процессе изготовления игрушек. В коррекционной школе-интернате дети часто испытывают трудности в общении, однако групповая работа над проектами, обмен идеями и совместное обсуждение конструктивных решений способствует развитию коммуникативных навыков. Деревянные игрушки могут использоваться не только как индивидуальные творческие проекты, но и как часть более масштабных коллективных работ, что способствует формированию навыков сотрудничества и взаимодействия в коллективе.
Применение технологии изготовления деревянных игрушек также позволяет интегрировать элементы декоративно-прикладного искусства, что расширяет возможности творческого самовыражения детей. Резьба, выжигание, роспись, лакировка — все эти приемы дают возможность каждому ребенку внести в свою работу индивидуальные черты, проявить фантазию и оригинальность. Дерево как материал обладает природной теплотой и текстурой, что делает работу с ним особенно приятной и вдохновляющей.
Таким образом, деревянная игрушка не только является средством формирования практических навыков, но и выполняет важную коррекционно-развивающую функцию. Она способствует развитию художественного и конструктивного мышления, моторики, пространственного воображения, коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ. Включение данной технологии в образовательный процесс коррекционной школы-интерната делает уроки столярного дела более насыщенными и значимыми, повышает мотивацию учащихся и способствует их успешной социализации.
Список литературы
1. Журавлева, Е. Ю. Трудовое обучение и воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями: основы теории и методики : учебное пособие для вузов / Е. Ю. Журавлева, Л. Е. Шевченко. — Санкт-Петербург : Лань, 2024. — 360 с. — ISBN 978-5-507-49633-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/424589
2. Скавычева, Е. Н. Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии : учебно-методическое пособие / Е. Н. Скавычева. — Нижний Тагил : НТГСПИ, 2017. — 112 с. — ISBN 987-5-8299-0357-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/177566
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Театральное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...

Создание проектов как средства развития творческих способностей детей
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого п...

Создание проектов как средства развития творческих способностей детей
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого п...

Игровые технологии на уроках и занятиях. «МЯГКАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ».
Игровые технологии на уроках и занятиях.«МЯГКАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ». Система дополнительного образования – сфера детской художественн...

Статья: Деревянная игрушка как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ
quot;Деревянная игрушка"...