ПРОБЛЕМА РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ В КОНТЕКСТЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
статья
Статья посвящена проблеме русской национальной хореографии в контексте танцевального фольклора Нижегородской области. Фольклорное искусство является забытым видом, и поэтому сейчас мало кто использует фольклор, так как сложно найти достоверную информацию, которая могла бы полностью раскрыть обряд.Автором статьи рассматривается актуальность изучение танцевального фольклора Нижегородской области, для сохранения культуры народного танца.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ В КОНТЕКСТЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Трифонова Диана Раисовна,
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Автозаводского района» г. Нижний Новгород, Россия.
Аннотация. Статья посвящена проблеме русской национальной хореографии в контексте танцевального фольклора Нижегородской области. Фольклорное искусство является забытым видом, и поэтому сейчас мало кто использует фольклор, так как сложно найти достоверную информацию, которая могла бы полностью раскрыть обряд. Автором статьи рассматривается актуальность изучение танцевального фольклора Нижегородской области, для сохранения культуры народного танца.
Ключевые слова: фольклор, хоровод, Нижегородская область, танцевальная культура.
Trifonova Diana Raisovna, teacher of additional education of the first qualification category. Municipal budgetary institution of additional education "Center for Children's creativity of Avtozavodsky district" Nizhny Novgorod, Russia.
THE PROBLEM OF RUSSIAN NATIONAL CHOREOGRAPHY IN THE CONTEXT OF DANCE FOLKLORE OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION
Abstract. The article is devoted to the problem of Russian national choreography in the context of dance folklore of the Nizhny Novgorod region. Folklore art is a forgotten kind, and therefore few people use folklore now, as it is difficult to find reliable information that could fully reveal the rite. The author of the article considers the relevance of the study of dance folklore of the Nizhny Novgorod region, for the preservation of folk dance culture.
Keywords: folklore, roundelay, Nizhny Novgorod region, dance culture.
Русский фольклор - это произведения русского народного творчества, культурное наследие, которое передавалось через поколения «из уст в уста». Фольклорные произведения не принадлежали конкретному сочинителю, сам русский народ был и автором, и исполнителем разнообразных песен, танцев, легенд, сказок, былин, пословиц, заговоров, частушек и преданий. Все они имели общерусские черты, и в тоже время могли отличаться своими региональными особенностями. Фольклору принадлежит звание древнейшего явления художественной культуры. Он зародился еще до появления письменности и был тесно связан с трудовой деятельностью и бытом русского народа. Произведения народного творчества колоритно отражали духовное развитие общества, его мировоззрение и религиозные традиции.
Чтобы фольклор не исчезал в современности, его следует сохранять и собирать. На данный момент, носителей истинного фольклора осталось очень мало, и ему нужно уделить особое внимание. Фольклорный танец является мощным средством формирования и развития национальной культуры. Исполнители фольклора чаще всего импровизируют, сохраняя и оберегая традиции, созданные нашими предками, также добавляя и внося что-то новое. Многие профессиональные и самодеятельные коллективы стараются сохранить культуру и быт своего народа, обрабатывая фольклор, танцы, песни, традиции и обычаи - воплощая свои произведения на сценической площадке.
Хороводы в Нижегородском крае были любимым развлечением. В них собиралась вся неженатая молодежь: парни-женихи и девушки на выданье. Водить хороводы обычно начинали весной с «Красной горки». В Арзамасских пригородных селах, местный житель и прекрасный краевед Карпов А.В. запечатлел, что: «Хороводы были женскими, в них допускались только девушки молодушки, то есть женщины первого года замужества» [5].
Один из нижегородских историков краеведов прошлого века Летицкий Ф., так описывал хоровод, который он наблюдал в селе Толмачеве Нижегородского уезда: «Собирается парней и девушек кружок, из всего Подлесья молодежь приступает; кружок делается шире и шире, здесь всему молодому миру свидание» [4].
Многие хороводы нижегородчины - это своего рода театрализованные действа, одна из форм народного театра. В них проявлялось искреннее веселье, народный юмор, светлая радость и лирическая грусть.
Неотъемлемой части хоровода - был танец. В танце молодые девушки показывали свою красоту, а парни удивляли своим мастерством, которое тренировали в течение года. Танцы несли не только развлекательно функцию, в книге Грановкой П.Г. говорится: «Часто в танце формировались будущие супружеские пары. Во время кадрили парень и девушка могли какое-то время пообщаться, пока никто не слышит за весело играющей гармошкой. Так что вместо ритуального значения танец играл все большую роль в традиционной культуре предсвадебного общения парней и девушек» [3,с. 30].
На Нижегородской земле было множество различных танцев от хороводных до кадрилей и плясок, и все эти танцы разделялись на различные виды. Самые излюбленные танцы парней и девушек это были хороводы и кадрили.
«В хороводах, как в игровых, так и в орнаментальных, появляется припляс, некоторые хороводы переходят в пляс, и часто соединяются с пляской. Но, не смотря на это, хороводам Нижегородской области присуща плавность, строгость и сдержанность исполнения, хотя и меньшая, чем в хороводах Севера» [2,с. 193].
В статье Н. Бордюг «Игры в обрядах Нижегородской области» рассказывается о том, что: «В Нижегородской области существует специфическое название хороводов - «основа», «основка». Бытуют различные по форме построения орнаментальные хороводы: «кругом», «улиткой-капусткой», «змейкой-ужом», «звездочкой», «ручейком». В хороводах Нижегородской области можно видеть подражание отдельным моментам домашнего ткацкого производства. Так, в нижегородском хороводе «Основа» есть фигуры «узелок», «основка», «челнок»» [1,с. 80].
Основные движения Нижегородской области, были скользящие шаги, которые исполнялись плавно и сдержанно. Так же существует отличительная особенность женских танцев; танцуя, девушки поют по очереди страдания, сопровождая каждый запев пляской или дробью.
Песенная и танцевальная культура были связаны. Какую бы песню не исполняли, под нее всегда был свой танец или игра.
Сохранение традиций фольклора и его органичное включение в современную культуру является актуальной практической задачей для фольклористов, искусствоведов, балетмейстеров-практиков.
Создание на материале фольклора эстетически полноценного произведения современного искусства - архисложная проблема, требующая немалых знаний, как фольклора, так и театрального искусства
Каждое движение нашего народа очень важно, ведь именно в традициях и сохраняется культура. Очень важно не забывать про фольклор, искать, копаться в нем и находить что-то новое, еще не изведанное.
Сохранение традиций танцевального фольклора и его органичное включение в современную хореографическую культуру является актуальной практической задачей для фольклористов, искусствоведов, балетмейстеров-практиков.
Список литературы:
- Бордюг Н. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах: Учебно-методическое пособие народного творчества и культурно-просветительной работы/ Н. Бордюг. - Нижний Новгород, 1993. - 80 с.
- Власенко Г.Я. Танцы народы Поволжья/ Г.Я. Власенко – Саратов: Саратовский университет 1992. - 193 с.
- Грановская П.Г. Традиционные танцы Нижегородской области/ П.Г. Грановская Нижний Новгород 2000.- 30 с.
- Корепова К.Е Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья/ Корепова К.Е.- СПб 2009.
- Крылова М. Хороводные традиции русского народа/ М. Крылова [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bitoflife.ru/?p=4524 (Дата обращения 10.02.2025).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"
Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...

Проблема сохранения южно-таежных экосистем Нижегородской области
До недавнего времени таёжная территория европейской России рассматривалась, как практически безграничная кладовая лесных богатств, освоенная лишь в незначительной степени. Однако первые оценки п...

Распространение и обобщение опыта работы для воспитателей и комендантов студенческих общежитий профессиональных образовательных учреждений Нижегородской области в рамках курсов « Актуальные проблемы воспитания учащейся и студенческой молодёжи»
Цель: познакомить слушателей с методами работы воспитателей в студенческом общежитии ГБОУ СПО "Арзамасский коммерческо-технический техникум"...

Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.
Содержит вопросы и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....

«Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области».
«Современные проблемы профессионального образования в Нижегородской области»....
Фольклор Нижегородской области.
laquo;ЧАСТИЦА РОДИНЫ – МОЙ ГОРОД, МОЙ ДЗЕРЖИНСК», посвящённые 90-летию города Дзержинск и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...