Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа факультативного курса «Финансовая грамотность» для 5-7 классов на уровне основного общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а так же с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Основной образовательной программы МБОУ "Мальтинская СОШ". Соответствует учебному плану МБОУ "Мальтинская СОШ" на 2024-2025 учебный год.; положению о рабочей программе МБОУ "Мальтинская СОШ".
Финансовая грамотность является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Это предполагаетконструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовойинформацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска,анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Комитет по образованию Усольского муниципального района
МБОУ "Мальтинская СОШ "
УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Тютюнник А.Г. Приказ №161/1 от «03» 062024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 4716414)
Финансовая грамотность
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Рабочая программа факультативного курса «Финансовая грамотность» для 5-7 классов на уровне основного общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а так же с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Основной образовательной программы МБОУ "Мальтинская СОШ". Соответствует учебному плану МБОУ "Мальтинская СОШ" на 2024-2025 учебный год.; положению о рабочей программе МБОУ "Мальтинская СОШ".
Финансовая грамотность является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Это предполагаетконструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовойинформацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска,анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Цели:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихсяв области финансов, формирование активной жизненной позиции,основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономическиграмотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получениюзнаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Финансовая грамотность является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5,6 классах, 34 часа в 7 классе, согласно учебному плану МБОУ "Мальтинская СОШ".
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Формы проведения: практикум, мини-исследование, занятие-игра, учебная экскурсия, учебное проектирование, учебный мини-проект.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
5–6 КЛАССЫ
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние,финансовоеповедение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоенияметапредметных УУД):
- определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;
- осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи)и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
- выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;
- актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
- понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственнойфинансовой грамотности;
• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовоеповедение других людей в решении повседневных финансовых задач;
• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоенияметапредметных УУД):¸
- называть основные источники доходов семьи;
- оставлять задачи, требующие денежных расчётов;
- считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
- описывать свойства предмета, играющего роль денег;
- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
- называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
- называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
- объяснять, как формируется семейный бюджет;
- подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
- объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;
• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
МОДУЛЬ 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования,виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;
• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
- соотносить вид страхования и его цель;
- рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора насайте страховой компании;
- находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;
- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
- описывать виды страхования;
- приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
- высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать и понимать причинно-следственные связимежду особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.
7 КЛАСС
Модуль 3. ЧЕЛОВЕК и государство:как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государствагражданам в сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- различать прямые и косвенные налоги;
- считать сумму налога;
- проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;
- высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
- находить нужную информацию на социальных порталах;
- в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
- называть основные налоги в Российской Федерации(подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);
- приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину;
- перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;
- называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
- приводить примеры выплат различных видов социальныхпособий;
- высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровеньОбучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;
• рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
• оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях.
МОДУЛЬ 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использованиеуслуг банка несёт потребитель этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые рискинесёт владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательскойдеятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
- в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
- знать свои основные права и обязанности как потребителя;
- находить актуальную информацию об услугах банков;
- пользоваться пластиковой картой в банкомате;
- считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
- планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
- сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
- находить и анализировать информацию о курсе валют;
- проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
- в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
- объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи;
- объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;
- называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
- объяснять причины существования различных валют;называть основные мировые валюты и страны их использования;
- объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
• сравнивать различные финансовые предложения;
• оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов;
• брать на себя ответственность;
• оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса.
• оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог обособых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательны
е• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги,об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов наоснове выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность,обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Введение в курс "Финансовая грамотность" | 4 | Формирование установки к осознанию необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. | Мастерская-портфолио; Постановка учебной задачи | моифинансы.рф |
2 | Доходы и расходысемьи. | 15 | Формирование установки на понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений. | Практикум, защита проектов, мини-исследование, занятие-игра, выставка портфолио | моифинансы.рф |
3 | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. | 15 | Формирование установки на осознание возможности возникновения особенных жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; формирование установки на понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях. | Практикум, занятие-игра, мини-исследование, учебная экскурсия, выставка портфолио | моифинансы.рф |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
6 КЛАСС
№ п/п | Наименованиеразделов и темпрограммы | Количествочасов | Основноесодержание | Основныевидыдеятельности | Электронные (цифровые) образовательныересурсы |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 0 |
7 КЛАСС
№ п/п | Наименованиеразделов и темпрограммы | Количествочасов | Основноесодержание | Основныевидыдеятельности | Электронные (цифровые) образовательныересурсы |
1 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 16 | Формирование установки на понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; Формирование установки на осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства. Формирование установки на оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях; | Постановка учебной задачи, практикум, занятие-игра, мини-исследование, учебная экскурсия, выставка портфолио. | моифинансы.рф |
2 | Услугифинансовыхорганизаций | 17 | Формирование установки на понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчение последствий сложных жизненных ситуаций; формирование установки на осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несет потребитель этих услуг/ ответственность за все финансовые риски несет владелец бизнеса; формирование установки на понимание приемуществ и рисков предпринимательской деятельности; формирование установки на понимание,Э что все в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономке страны и бюджете семьи; | Практикум, мини-исследование, учебная экскурсия, защита проектов, учебная экскурсия, занятие-игра, выставка портфолио. | моифинансы.рф |
3 | Заключение | 1 | Обобщение результатов изучения курса "Финансовая грамотность" | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
8 КЛАСС
№ п/п | Наименованиеразделов и темпрограммы | Количествочасов | Основноесодержание | Основныевидыдеятельности | Электронные (цифровые) образовательныересурсы |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 0 |
9 КЛАСС
№ п/п | Наименованиеразделов и темпрограммы | Количествочасов | Основноесодержание | Основныевидыдеятельности | Электронные (цифровые) образовательныересурсы |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 0 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Темаурока | Количествочасов | Электронныецифровыеобразовательныересурсы | ||
Всего | Контрольныеработы | Практическиеработы | |||
1 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность. | 1 | 1 | моифинансы.рф | |
2 | От чего зависит благосостояние семьи | 1 | моифинансы.рф | ||
3 | Учимся оценивать финансовое поведение людей | 1 | |||
4 | Учимся оценивать свое финансовое поведение | 1 | |||
5 | Деньги: чтоэтотакое | 1 | |||
6 | Учебныемини-проекты "Деньги" | 1 | 1 | ||
7 | Из чего складываются доходы семьи | 1 | |||
8 | Учимсясчитатьсемейныедоходы | 1 | |||
9 | Исследуемдоходысемьи | 1 | |||
10 | Учебные мини-проекты "Доходы семьи" | 1 | 1 | ||
11 | Какпоявляютсярасходысемьи | 1 | |||
12 | Учимсясчитатьсемейныерасходы | 1 | |||
13 | Исследуемрасходысемьи | 1 | |||
14 | Учебные мини-проекты "Расходы семьи" | 1 | 1 | моифинансы.рф | |
15 | Каксформироватьсемейныйбюджет | 1 | |||
16 | Ролевая игра "Семейный совет по составлению бюджета" | 1 | |||
17 | Учебные мини-проекты "Семейный бюджет" | 1 | 1 | моифинансы.рф | |
18 | Обобщениерезультатаизучениямодуля 1 | 1 | 1 | ||
19 | Презентация портфолио "Доходы и расходы семьи" | 1 | |||
20 | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | 1 | |||
21 | Что такое страхование и для чего оно необходимо | 1 | |||
22 | Что и как можно страховать | 1 | |||
23 | Ролеваяигра "Страхование" | 1 | моифинансы.рф | ||
24 | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | 1 | 1 | ||
25 | Как определить надежность страховых компаний | 1 | |||
26 | Какработаетстраховаякомпания | 1 | |||
27 | Учебныемини-проекты "Страхование" | 1 | 1 | моифинансы.рф | |
28 | Обобщениерезультатовобучениямодуля 2 | 1 | 1 | ||
29 | Презентация портфолио "Риски потери денег и как от этого можно защититься" | 1 | |||
30 | презентация портфолио "Риски денег и как от этого можно защититься" | 1 | |||
31 | Резервныйчас | 1 | |||
32 | Резервныйчас | 1 | |||
33 | Резервныйчас | 1 | |||
34 | Резервныйчас | 1 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 7 |
6 КЛАСС
№ п/п | Темаурока | Количествочасов |
Всего | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 0 |
7 КЛАСС
№ п/п | Темаурока | Количествочасов | Электронныецифровыеобразовательныересурсы | ||
Всего | Контрольныеработы | Практическиеработы | |||
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | 1 | |||
2 | Что такое налоги и почему их надо платить | 1 | |||
3 | Какиебываютналоги | 1 | моифинансы.рф | ||
4 | Учимсясчитатьналоги | 1 | 1 | ||
5 | Ролеваяигра "Считаемналоги" | 1 | |||
6 | Сравниваем налоги граждан разных стран | 1 | 1 | ||
7 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | 1 | моифнансы.рф | ||
8 | Какработаетналоговаяслужба | 1 | |||
9 | Учебныемини-проекты "Налоги" | 1 | 1 | ||
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают | 1 | |||
11 | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | 1 | |||
12 | Ролевая игра "Оформляем социальное пособие" | 1 | |||
13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | 1 | |||
14 | Учебные мини-проекты "Социальные пособия" | 1 | 1 | ||
15 | Обобщениерезультатовизучениямодуля 3 | 1 | 1 | ||
16 | Презентация портфолио "Человек и государство: как они взаимодействуют" | 1 | |||
17 | Длячегонужныбанки | 1 | |||
18 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | 1 | |||
19 | Какиебываютвклады | 1 | моифинансы.рф | ||
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать | 1 | |||
21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ | 1 | |||
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | 1 | 1 | ||
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | 1 | |||
24 | Какработаетбанк | 1 | |||
25 | Учебные мини-проекты "Банковские услуги для семьи" | 1 | 0 | ||
26 | Что мы знаем о бизнесе | 1 | |||
27 | Какоткрытьфирму | 1 | моифинансы.рф | ||
28 | Для чего нужны бизнес-инкубаторы | 1 | |||
29 | Ролеваяигра "Открываемфирму" | 1 | 1 | ||
30 | Что такое валюта и для чего она нужна | 1 | |||
31 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | 1 | |||
32 | Обобщениерезультатовизучениямодуля 4 | 1 | 1 | ||
33 | Презентация портфолио "Услуги финансовых организаций и собственный бизнес" | 1 | |||
34 | Обобщение результатов изучения курса "Финансовая грамотность" | 1 | 1 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 7 |
8 КЛАСС
№ п/п | Темаурока | Количествочасов |
Всего | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 0 |
9 КЛАСС
№ п/п | Темаурока | Количествочасов |
Всего | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий по русскому языку «Устойчивая грамотность» 9 класс
Рабочая программа предназначена для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ...
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 7-го класса "Будь грамотным!"
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 7-го класса "Будь грамотным!"...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку в 8 классе "Учись писать грамотно!"
Факультатив по русскому языку направлен на прочное повторение орфографии, изученной в 5-7 классах. Он представляет собой подготовку к ГИА по русскому языку в 9 классе. Курс русского языка (по уч...
Рабочая программа факультативного курса "Хочу быть грамотным"
Рабочая общеобразовательная программа курса по русскому языку «Хочу быть грамотным» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного ста...