«Описание современных образовательных технологий Для обучающихся искусству оригами"
методическая разработка
Описание современных образовательных технологий для обучающихся исскусству оригами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Центр Детского
и Юношеского Технического Творчества Кировского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Описание современных образовательных технологий»
Для обучающихся искусству оригами
Автор:
Технорядова Анна Михайловна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2024 год
Оглавление
Оглавление …..................................................................................................2
Введение …......................................................................................................3
Теоретическая часть …...................................................................................4
Технологии личностно-ориентированного образования ............................4
Технологии проблемного обучения…...........................................................4
Творческая мастерская…................................................................................5
Практическая часть …....................................................................................7
Заключение …............................................................................................... 10
Библиография ................................................................................................11
Введение
Социальные требования в новых условиях к системе образования, сформулированные в Концепции модернизации Российского образования, утверждают: «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Гуманистическое образование характеризуется ценностным отношением к ученику как к субъекту жизни и познания. Это означает, что сегодня «образовать человека» - значит не сформировать, не воспитать его (в традиционном смысле слова), а помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Отсюда вытекает новое понимание основной цели образования, заключающейся для педагога в том, чтобы поддержать, развить в человеке умения самореализации, самозащиты, самовоспитания. Реализация данной цели требует соответствующего содержания образования, технологий организации образовательного процесса, и возможна лишь при условии личностно-ориентированного подхода.
Цель данной методической разработки заключается в определении возможности
применения современных образовательных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.
В связи с обозначенной целью методической разработки определены задачи:
- обзор современных образовательных технологий;
- использование этих технологий при планировании занятий.
Методы исследования:
- изучение и анализ информационных источников.
Теоретическая часть
Технологии личностно-ориентированного образования направлены на организацию смысло-поисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся и характеризуются такими чертами, как диалогичность, сотрудничество, деятельностно-творческий характер, предоставление ребёнку свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения, сотворчество педагога и учащихся. Примерами таких технологий могут служить имитационно-ситуативное обучение, разноуровневое обучение, сотрудничество в команде, проектное обучение.
Проектное обучение предполагает 3 уровня:
- Социальная проба (инициативное участие учащихся в социально значимых делах, организованных взрослыми – оформление рабочего места, подготовка выступления к конкурсу, концерту) даёт возможность приобретения ребятами социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Любое общественно полезное дело может стать пространством социальной пробы учащихся. Разумеется, при одном условии – они сами добровольно захотят принять в нём участие. Педагог не может принудить ребёнка навязать ему участие в деле, у него есть возможность только мотивировать его. При этом приоритет остаётся за методом морального мотивирования, экономическое стимулирование существенно ограничено, а в своём прямом виде (сделай дело вместе с нами и получишь за это деньги) запрещено.
- КТД (коллективные творческие дела) способствуют формированию позитивного отношения ребят к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
- Социально-образовательный проект даёт возможность детям получить опыт самостоятельного общественного действия.
Задачами технологии проблемного обучения, являющегося основой развивающего обучения, являются активизация и развитие качеств продуктивного мышления, развитее творческих способностей, формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур; стимулирование познавательных мотивов: интереса, стремления проникнуть в сущность явлений, осознание значимости знаний, развитие способностей к анализу, рефлексии.
Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а педагог лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует её и направляет поиск решения. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное отображение схемы складывания фигурки оригами, правильное описание словесного складывания данной фигурки, перечисления базовых форм оригами, применяемых при конкретном складывании, перечисления геометрических понятий в данном конкретном складывании фигурки оригами и т.д.
Проблемное обучение включает в себя такие этапы:
- создание проблемной ситуации;
- её анализ, формулирование конкретной проблемы;
- Решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную их проверку);
- Проверку правильности решения и формулирование выводов;
- Применение выводов на практике.
Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций:
- Перед обучающимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.
- задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
- Проблемное задание даётся до объяснения нового материала.
- Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
Существуют 4 уровня проблемности в обучении:
- Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).
- Педагог ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
- Обучающийся ставит проблему, преподаватель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (поисковый метод).
- Обучающийся сам ставит проблему и сам её решает (исследовательский метод).
В процессе такого обучения ребята учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески: добытые ими знания превращаются в убеждения, они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенность в своих силах и возможностях; самостоятельно добытые знания более прочные.
Некоторые источники к проблемно-поисковым технологиям относят и технологию проектного обучения, о которой уже было сказано выше.
Творческая мастерская – это процесс проживания действия от личных ассоциаций до восприятия разных типов информации на различных этапах мастерской, возникновения противоречия или разрыва в сознании участника мастерской и разрешения этого противоречия, построения гипотезы и, наконец, сотворения своего текста, своего рисунка, своей роли и т.п. Термин «мастерская» и основные принципы были заимствованы петербургской методической школой у французской группы GFEN. Более 10 лет технология творческой мастерской осваивается различными участниками учебного процесса. Это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией. Это единство самосознания, воображения, свободы выбора, независимой воли и ответственности каждого и всех за всё услышанное, воспринятое, пережитое, совершённое.
Один из принципов технологии мастерских: «Никто никому не вправе делать замечания, никто даже мысленно не должен давать отрицательных оценок другому, его работе, ибо всё обязательно оценивается с позитивной установкой».
Проведение творческой мастерской предполагает проживание следующих этапов:
- Индуктор (мотивационный). Его задача - включение в творческий процесс, «пробуждение», «наведение»: соединение эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, актуализация необходимых возможностей и способностей субъекта познавательной деятельности, всего его личностного опыта, необходимого для исследуемой работы.
- Создание творческого продукта. Деконструкция-реконструкция – два взаимообусловленных шага. Материалы предыдущего этапа, отражающие личностный опыт, имеющиеся знания, представления по исследуемому предмету претерпевают разъединение, рассогласование, «разборку». Деконструкция – один из важнейших этапов мастерской, но одновременно и принцип работы, имеющий место в каждом этапе. Результат деконструкции – расставание с привычным, традиционным, универсальным и открытие уже на этапе реконструкции нового смысла, новых знаний, нового мировосприятия, которое станет достоянием всех участников мастерской на следующем этапе.
- Социализация – предъявление, опубликование индивидуальных результатов – позволяет понять Другого, увидеть его путь, способы деятельности, направление мысли, оценить идеи и подходы к их реализации, соотнести итог поисков со своим решением. В процессе знакомства с множеством вариантов найденных решений в большей мере развиваются аналитические способности, так необходимые на завершающем этапе.
- Рефлексия. Это «знание о собственном сознании», самоисследование, самоанализ, где каждый получает возможность не только осмыслить затруднения и успехи в работе, но и оценить неожиданные открытия. Рефлексия позволяет участнику мастерской не только проанализировать весь пройденный путь и услышать высказывания участников мастерской, но и поставить перед собой вопросы, которые позволяют двигаться дальше в той теме, в том материале, который был прожит в мастерской.
- Для мастерской характерен ещё один этап, получивший название «разрыв». Суть его в индивидуальном, глубоко переживаемом личностью переходе к новому видению предмета, знания. Он отражает особое психологическое состояние субъекта, либо уже осознавшего разрыв со своими предыдущими знаниями и представлениями, с собой прежним, с обстоятельствами, в которых находится, либо осознающим необходимость этого разрыва. Этот этап (один из результатов мастерской) может состояться как её ценностное последствие в отсроченном будущем, не сразу, тем самым утверждая незавершенность поиска, открытость новым смыслам.
Как в мастерской письма, так и в мастерской построения знаний работа по рассмотренному алгоритму может иметь не один, а несколько уровней в зависимости от степени сложности задач и требований глубины проработки материала. Возможно и проведение мини-мастерской, как части занятия.
Практическая часть
— Сэр, в чем секрет вашего успеха? — спросил журналист успешного предпринимателя преклонного возраста. – Я понимаю, что это долгий разговор, но если кратко?
— Можно и кратко… Я могу ответить двумя словами.
— Всего два слова? И какие?
— Правильные решения.
— А как же вы принимаете правильные решения?
— Здесь хватит одного слова.
— Да? И что это за слово?
— Опыт!
— А… как вы получаете этот самый опыт?
Уже совсем рассмеявшись, предприниматель сказал:
— Всего два слова.
— И какие же?
— Неправильные решения!
«Если у вас нет зонта»
Занятие по оригами с использованием технологии проблемного обучения.
Предназначено для проведения с детьми 1 года обучения (у меня это в основном первоклассники – 7 лет) на начальном этапе («Азы мастерства»).
Тип занятия – построение нового знания.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Этапы занятия:
Организационный момент – 5 минут
Основная часть – 35 минут
- Создание проблемной ситуации.
- Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда вам что-то необходимо, а его нет? Как вы выходили из положения?
- Вот и сегодня нам необходим квадрат, а на столах… только листы А-4. Как быть?
- Анализ, формулирование конкретной проблемы
- Надо этот квадрат сделать!
- Что мы знаем о квадрате? (это прямоугольник, у которого все стороны равны)
- Возможно ли превратить прямоугольник в квадрат? Как?
- Решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка)
- Предположения: отрезать лишнее «на глаз»/ сложить и отрезать лишнее
- Создание групп для обсуждения с последующим представлением решения
- Выбрав оптимальный вариант решения, определяемся с инструментами для работы: ножницы, карандаш, линейка, без инструмента.
- Исходя из выбранных инструментов, делимся на группы.
- Вспоминаем технику безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Проверка правильности решения и формулирование выводов;
- Практическая работа в группах по созданию квадратов, выявление важных моментов для получения аккуратного квадрата (формулирование выводов)
- Представление результатов, общие выводы
- Применение выводов на практике.
- Создание 2-х квадратов из одного листа
- Создание квадратов из полоски-остатка
- Выбор самого красивого своего квадрата
- А для чего нам квадрат? Сложим из него медаль «За находчивость» и вручим её… Кому?
Заключительная часть – 5 минут
Подведение итогов, наведение порядка, рефлексия.
Цель занятия – формирование умения приготовления квадрата из листа А-4
Задачи:
Образовательные
- найти способы приготовления квадрата из листа А-4
- способствовать формированию у детей умения применять имеющиеся знания
- формировать умение выделять главное
Развивающие
- Способствовать формированию направленного внимания
- Развивать личность ребёнка, её познавательные и созидательные способности
- Формировать вариативное мышление
- Развивать аккуратность, точность
- Развивать у ребят коммуникативные навыки
Воспитательные
- Воспитывать привычку аккуратности
- Воспитывать уважительное отношение к товарищам по работе
- Формировать уверенность, что из любой ситуации всегда можно найти выход.
Формы обучения:
- Фронтальная и групповая
- Выполнение практической работы
- эксперимент
Эффективность применения технологии проблемного обучения.
- Знания, полученные опытным путём более прочные
- Формируется умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы, делать выбор, выводы, аргументировать своё решение
- Снимается страх ошибки
- Заключение
- При подготовке работы было просмотрено множество материалов, теоретических и из опыта работы. Были изучены технологии личностно-ориентированного образования, проблемного обучения, творческой мастерской и другие. Приобретён опыт в создании занятия или его части с использованием изученных технологий. Применение этих технологий эффективно, эффектно, способствует творческому самовыражению, самораскрытию ребёнка и педагога. Однако, подготовка к занятиям требует и от педагога нестандартного видения вопросов, оригинальности, что занимает больше времени на подготовку по сравнению с традиционным занятием.
- На основе этих технологий можно построить занятие по знакомству с условными знаками, принятыми в оригами; мастерскую письма.
Библиография
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М: Просвещение, 2011. - /Стандарты второго поколения/
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: «Альянс «Дельта»совм. С издательством «Речь», 2003.
- Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М: Просвещение, 2004.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2008.
- Материалы с курсов повышения квалификации
- Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения. Научно-методический сборник. – СПб: Невский Диалект, 2006.
- Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. Т.П.Сальникова. – М:ТЦ Сфера, 2010.
- Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: Методической пособие. – 4-е изд., доп. – СПб: СПбАППО, 2005.
- Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие/ Авт.-сост В.Г.Тищенко. – 2-е изд., испр. И доп. – М: АРКТИ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"
Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...

Современные образовательные технологии в проекте «Искусство через IT технологии»
В работе рассмотрены основные требования к работе фотографа...

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"...

Описание инновационного проекта "Современные образовательные технологии как способ повышения интереса учащихся к изучению французского языка"
Описание инновационного проекта "Современные образовательные технологии как способ повышения интереса учащихся к изучению французского языка"...

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
Методическая система Использование современных образовательных технологий на уроках технологии и во внеурочной деятельности с целью повышения творческой деятельности обучающихся
В пособии подробно раскрывается методическая система учителя технологии высшей квалификационной категории МОАУ СОШ №15 гог Райчихинска Амурской области Азимовой Ирины Юрьевны, представлен опыт работы ...

Современные образовательные технологии, их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов
Современные образовательные технологии, их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов...
- Мне нравится (1)