Конспект открытого занятия "Я - главный хранитель своего здоровья!"
план-конспект занятия (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ya_-_glavnyy_hranitel_svoego_zdorovya.-1.docx | 48.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»
Захарова ул. 7, г. Краснодар, 350007, тел./факс (861) 262-83-43, e-mail: duc@kubannet.ru
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Я – ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ»
по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Фортуна»
Автор-составитель: Шандыба Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования
Объединение: | «Фортуна» |
Возраст детей: | 10 -14 лет |
Год обучения: | 2-й |
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Занятие по теме «Я – главный хранитель своего здоровья» проводится для учащихся второго года обучения в рамках раздела «Общая физическая подготовка» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фортуна» (эстрадно-цирковое искусство) и представляет собой итоговое занятие, на котором систематизируются знания и умения.
Программа «Фортуна» разработана согласно Концепции модернизации российского образования и реализует модифицированный подход к обучению детей без ярко выраженных способностей к цирковой деятельности.
Программа направлена на воспитание у учащихся ответственности за собственное здоровье и формирование принципов здорового образа жизни, создание необходимых условий для личностного развития детей, позитивной социализации, адаптации к жизни в обществе; удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, формирование и развитие творческих способностей детей.
Общеразвивающая образовательная программа «Фортуна» относится к художественной направленности и рассчитана на три года обучения. В объединение принимаются дети 7-14 лет без нарушений координации и физического здоровья. Спецификой набора детей в эстрадно-цирковое объединение является отсутствие возрастных ограничений по годам обучения. Это связано с постановкой номеров разного жанра.
Цель занятия: формирование у учащихся ответственности за своё здоровье.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с термином «здоровье» и его составляющими;
познакомить с музыкальными жанрами разных континентов;
научить проведению тестирования функционального состояния организма с помощью измерения пульса.
Личностные:
развивать положительную мотивацию к творческой активности учащихся;
развивать выносливость, прыгучесть, координацию, умение ориентироваться в пространстве;
способствовать формированию у учащихся способности образного мышления и творческого воображения.
Метапредметные:
формировать чувство ответственности за собственное здоровье.
формировать чувство товарищества, ответственности в группе, четкости выполнения своей конкретной задачи для достижения общей цели.
Методы:
словесные (рассказ, беседа, вопрос, анализ);
стимулирование интереса (рассказ, проблемная ситуация, соревнование);
наглядные (мультимедийная презентация);
самостоятельная творческая деятельность;
проблемные (свобода творчества, деятельность в группе и самостоятельно, выбор действия, его способ);
создание эмоционально-нравственных ситуаций (поощрение).
Современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества.
ИКТ технологии: демонстрация мультимедийной презентации.
Здоровьесберегающие технологии: соблюдение правил ТБ поведения на занятии, организация учебного процесса с учетом постепенно возрастающих нагрузок и с учетом анатомии и физиологии учащихся, релаксация.
Изучение темы позволит развить у учащихся следующие компетенции:
Социальные: умение взаимодействовать в группе, коллективе, умение нести ответственность за партнёров и общее дело, умение договариваться.
Личностные: способность преодолеть себя, выработка силы воли и духа, способность самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу.
Профессиональные: умение применять полученные знания, навыки и личный опыт в творческом процессе.
Методический, дидактический материал:
Индивидуальные карточки для записи показаний пульса,
магнитная доска с изображением символического дерева, крона по
вертикали разделена пополам
цветные листья на магнитах с факторами психического здоровья,
презентация (самостоятельно составленная),
нарезка из музыкальных композиций разных стран и континентов.
Оборудование, ТСО: гимнастические маты, скакалки, хула-хупы, ПК, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.
Ход занятия | |
| |
| |
Педагог: Добрый день! Сегодня у нас занятие нестандартное. И я начну его с неожиданного для вас вопроса: Какого будущего вы себе хотите? Итак, каждый из вас представляет себя состоявшимся успешным человеком. И это здорово! А что вам потребуется для достижения того, что вы описали? Я соглашусь с вами: нужна цель, трудолюбие, настойчивость, умение добиваться поставленной цели. Конечно, придётся преодолеть много трудностей на жизненном пути, а для этого нужно крепкое здоровье. Мы с вами на каждом занятии, в связи со спецификой нашего искусства, занимаемся укреплением здоровья и много знаем об этом. Сегодня мы систематизируем наши знания о сохранении и укреплении здоровья и ответим на вопрос: Кто же главный хранитель своего здоровья? Это и будет темой нашего занятия. | Учащиеся строятся в линию. Здороваются с педагогом. Отвечают на вопросы. Перечисляют и предлагают версии успешной жизни |
1.2.Самонастрой и самомотивация учащихся на занятие | |
Педагог: Жить как можно дольше века - Вот призванье человека! Тело, разум и здоровье – Вот для счастья условья! У здоровья есть враги, С ними дружбы не води. Среди них тихоня лень, И борьба с ней каждый день! | |
II. Основная часть (39 мин.) | |
2.1. Введение в тему | |
Педагог: Борьбу с ленью мы с вами ведём на каждом занятии, и сегодняшнее – не исключение. Перед тем, как состоится серьёзный разговор о сохранении здоровья, проведём обязательную разминку. Это будет увлекательное путешествие по музыкальным жанрам разных континентов и стран. Только обязательно будем помнить о правилах техники безопасности: соблюдать интервалы, выполнять элементы по правилам, уметь себя подстраховать, особенно, в момент неожиданно плохого самочувствия, быть готовым подстраховать партнёров (приложение №1).
| Учащиеся выполняют упражнения |
Методические рекомендации: педагог следит за четким ритмичным выполнением элементов под музыку из музыкальных композиций стран разных континентов, акцентирует внимание учащихся на исполнении танцевальных движений в характере музыки. | |
2.2. Основной материал | |
Педагог: Итак, мы достаточно размялись и теперь начнём серьёзный разговор о сохранении здоровья. Думаю, вам не трудно будет ответить на основной вопрос нашего занятия: Кто же является главным хранителем собственного здоровья? Конечно, это сам человек. Чтобы четко знать, как сохранять здоровье, давайте уточним, что же следует понимать под термином «здоровье». Термин «здоровье» – многогранен. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это определение здоровья прописано в Преамбуле к Уставу ВОЗ, принятому Международной конференцией здравоохранения в Нью-Йорке в 1946 году, который подписали представители 61-ой страны. В силу этот документ вступил в 1948 году. С 1948 года определение здоровья не менялось. Не меняется и отношение мирового сообщества к сохранению здоровья. Ведь здоровье отдельного человека – это здоровье нации. | Ответы детей. Демонстрируются слайды презентации. |
Педагог: Итак, здоровье состоит из физического, психического и социального. Физическое здоровье – это естественное состояние организма обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем. Основным фактором физического здоровья является образ жизни человека. Конечно, это здоровый образ жизни: оптимальное соотношение труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, сбалансированное питание, физическая активность и др. | |
Педагог: Проверим на себе функциональное состояние нашего организма с помощью прыжков на скакалке. Вы самостоятельно проведете тест-контроль времени восстановления после физической нагрузки (приложение № 2). Эту работу мы с вами проводили не один раз. Запишите в карточке показатель частоты своего пульса в покое. Посчитаем за 10 секунд и умножим на 6. Прыгаем минуту, со скоростью 70 оборотов в минуту. И сразу после нагрузки измеряем пульс и записываем в свою таблицу. Теперь даем возможность отдохнуть себе несколько минут, для определения скорости восстановления. | Детям раздаются ручки и карточки с таблицами для фиксации показателей пульса. Выполняют прыжки на скакалке. |
Педагог: А я пока рассказажу вам о пользе прыжков со скакалкой. Такая простая детская забава – прыжки со скакалкой – одна из лучших видов кардионагрузки. Всего 10 минут прыжков через скакалку заменяют бег на полтора километра или 3 километра езды на велосипеде. Ещё одно преимущество прыжков в том, что 80% нагрузки приходится на бедра, икры, живот, спину. Конечно, результаты нашего тестирования будут приблизительные. Но это всё равно позволит оценить ваше функциональное состояние, и узнать, насколько вы тренированы. К измерению пульса вернёмся чуть позже, а сейчас продолжим разговор о составляющих здоровья. Физическое здоровье мы рассмотрели. | |
Педагог: Вторая составляющая здоровья – это психическое здоровье. По определению ВОЗ – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Психическое здоровье – не менее важный, в сравнении с физическим здоровьем, компонент. Порой именно крепкое психическое здоровье позволяет решать проблемы физического. Пришло время вернуться к тестированию функционального состояния. | Демонстрируются слайды презентации |
Педагог: Давайте посмотрим, какие значения пульса у вас были в покое и сразу после нагрузки? Теперь можно посчитать пульс для контроля восстановления. Для комментария: пульс покоя 60-70 - отлично, 70-80 - посредственно, выше 80 - плохо. Нагрузка: 120-140 - отлично, 140-160 - хорошо, 160-180 - посредственно, 180-200 - плохо. Через 10 мин пульс должен вернуться к начальному значению. Вот такой несложный тест для контроля физического состояния позволит вам своевременно реагировать на степень своей тренированности, и поддержания в тонусе. | |
2.3. Эстафета | |
Педагог: Возвращаемся к определению психического здоровья. Вы, вероятно, обратили внимание на необычное дерево. На нем нет листьев. Дерево это символизирует психическое здоровье. И сейчас именно вы поможете ему обрести крону, украсить листьями разных цветов, которые символизируют определенные факторы психического здоровья, соответствующие определённому цвету. Для этого проведем эстафету. Делимся на две команды. Условия эстафеты: Каждый участник команды добегает до тумбы, на которой лежат разноцветные листья с факторами психического здоровья, выбирает лист и прикрепляет его к кроне дерева на половине своей команды. | Проводится эстафета |
На листьях написаны факторы психического здоровья: наличие интереса к себе, способность к самоконтролю и самоуправлению, способность составлять планы на будущее и реализовывать их, умение реально, критично оценивать себя, способность подстраиваться под окружающую действительность, умение выстраивать отношения с окружающими, понимание и приятие этических норм, эмоциональная устойчивость. | |
Общие методические рекомендации: после эстафеты педагог даёт комментарий по цветовому выбору детей(листья каких цветов находятся на дереве и что олицетворяет цвет с точки зрения психологии (приложение № 3). Затем разбор факторов психического здоровья. | |
Педагог: И нам осталось разобраться с социальным здоровьем. Это состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Не будем углубляться в этот вопрос, ведь нам важно, кто же отвечает за выстраивание отношений. Конечно, это сам человек. Именно он главный хранитель своего здоровья, а от этого зависит его успешное будущее. | |
2.4. Практическая творческая работа | |
Педагог: Сейчас вам предстоит показать своё умение существовать в социуме, проявить творческий потенциал, показать умение импровизировать, стать успешными при выполнении поставленной задачи. Будет батл! А батл – это битва, состязание, соревнование. Впервые батлы начали использоваться рэперы США. Они читали свои произведения на улицах, но такие мирные «битвы» оказались настолько продуктивными, что вошли прочно в различные сферы нашей жизни. Ваша задача - выходить в круг парами и соревноваться. Можете использовать хулахупы, скакалки и любые, освоенные вами элементы. Батл ведь цирковой! | Звучит музыка, дети попарно импровизируют, используя акробатические элементы, трюки с использованием хулахупов, скакалок |
2.5. Рефлексия Дети делятся впечатлениями от батла. Педагог даёт комментарии, стимулирует самоанализ детей. | |
III. Заключительная часть (3 мин.) | |
3.1.Подведение итогов и поощрение детей | |
Педагог с учащимися делятся своими впечатлениями от занятия, Педагог подводит итог занятию, поощряет лучших учащихся, высказываются пожелания для тех, у кого не все получилось, задания для домашних занятий. | Высказывают свои впечатления, пожелания. |
3.2. Завершающий этап | |
Приведение рабочих мест и кабинета в порядок. Заполнение журнала. |
Литература
1. Кожевников С.В. Акробатика. - М., 1984г.
2. Коренберг В.Б. Внимание деталям.- М., 1972г.
3. Кузнецов У.М. Цирк. - М. 1971г.
4. Местечкин М. В театре и в цирке.- М.: «Искусство», 1976г.
5. Базыма Б. А. Цвет и психика.- Харьков, 2001г.
6. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство.-М.: «Гиппо», 2003г.
Приложение №1
Правила техники безопасности
на занятиях эстрадно-циркового объединения
- К занятиям в объединении допускаются:
Учащиеся в возрасте 8-14 лет без нарушений физического здоровья, что подтверждается справкой от врача.
2. Учащиеся должны соблюдать следующие нормы поведения:
Приходить в МБОУ ДОД ДЮЦ за 10-15 минут до начала занятий в объединении со сменной формой и обувью.
Вход в помещение возможен только при наличии педагога.
Не разрешается посещать занятия при физических недомоганиях, переутомлениях, травмах и различных заболеваниях.
В случае травм и физических заболеваниях заблаговременно предупредить педагога о причине невозможности посещения занятий.
Учащиеся должны заниматься в специально приспособленной для занятий акробатикой одежде и обуви,
Учащиеся не могут посещать занятия на голодный желудок, за 1,5 – 2 часа до занятия дети обязаны принять достаточное количество пищи.
3. При проведении занятий:
Учащиеся должны знать правила пожарной безопасности.
Учащиеся должны выполнять все требования и команды педагога.
Учащимся запрещается выполнять различные физические и технические действия без указания на это педагога.
Без разрешения педагога учащийся не имеют право самостоятельно выходить из зала.
Учащиеся должны уважать своих товарищей и умышленно не причинять им моральных и физических травм.
Учащиеся при выполнении любых упражнений должны соблюдать интервалы, перед тем как учащийся начнёт самостоятельно выполнять элемент, он должен убедиться, что он никому не нанесёт травму.
4. При возникновении чрезвычайной ситуации:
Учащиеся должны выполнять все указания педагога.
При невозможности получения указаний от ответственных лиц, каждый учащийся должен самостоятельно или с группой лиц принять все возможные меры и усилия с целью сохранения своей жизни и здоровья.
Приложение № 2
Ф.И. учащегося ________________________________________________ | ||
№ | Функциональное состояние | Частота сердечных сокращений |
1. | Состояние покоя | |
2. | Состояние после нагрузки (1 мин., прыжки со скакалкой) | |
3. | Состояние после нагрузки (10 мин. восстановление) |
Приложение № 3
Значение цветов в психологии
Доказано, что когда человек видит определенный цвет, то у него возникают разные эмоции и изменяется настроение, а еще под его влиянием люди делают определенный выбор, даже не задумываясь над этим. Все это умело используется в разных сферах, например, в политике. Зная значение цвета в психологии, можно научиться ориентироваться в жизни, достигая желаемых высот.
Черный цвет
Он олицетворяет собой авторитарность, так как доказано, что люди в черных одеждах становятся более весовыми, поэтому не удивительно, что его предпочитают богатые люди.
В ряде случаев значение цвета указывает на серьезный психологический дисбаланс. Если в рисунках детей преобладает черный, то необходимо срочно обратиться к специалисту.
Человек, предпочитающий такой цвет, является загадкой и, выбирая такую одежду, он неосознанно старается привлечь к себе внимание окружающих. Если в гардеробе преобладают темные тона, то это говорит о том, что в жизни не хватает таких-то важных вещей.
Белый цвет
Самый светлый представитель цветовой гаммы является олицетворением чистоты, невинности, радости и верности.
Означает свободу возможностей и снятие всех существующих барьеров. Белый цвет в психологии является символом равенства, поскольку в нем сочетаются другие оттенки.
Человек, предпочитающий белый, любому делу отдается полностью, желая довести его до совершенства. Он отрытый миру и легко чувствует обман.
Разбираясь, что значат цвета, стоит заметить, что есть у этого светлого оттенка и противоположное значение, которое связано с тем, что он способен нейтрализовать остальные цвета, олицетворяя собой пустоту.
Серый цвет
Среднее нейтральное значение между черным и белым занимает серый цвет, поэтому он не отвлекает от важных дел. Согласно опросам очень мало людей, которые предпочитают его в своем гардеробе и жизни в целом.
Серый цвет в психологии означает, что человек, которому он нравится, на первое место ставит разум, а не эмоции. Неуверенным людям одежда такого окраса дает силу.
Считают смесь черного и белого оттенком спокойствия, равновесия, реализма и порядка.
Врачи и психологи уверены, что люди, которые любят серый цвет, находятся на грани нервного и эмоционального истощения.
Красный цвет
Горячий, возбуждающий, активный, даже агрессивный. Его используют для того, чтобы привлечь внимание.
Доказано, что если длительное время смотреть на красный, то может подняться пульс и давление, но еще он быстро утомляет.
Красный цвет в психологии означает, что люди, предпочитающие его, стремятся стать лидерами. Все их чувства находятся на максимуме. К негативным чертам характера можно отнести эгоистичность, упрямство и жесткость.
Зеленый цвет
Практически у всех народов зеленые оттенки являются успокаивающими и расслабляющими. Они означают безопасность, плодородие и чистоту.
Зеленый цвет в психологии указывает, что человек, который его предпочитает, способен рационально мыслить, четко выбирая правильный путь в жизни. У него богатый внутренний мир, но открывать душу перед другими он не способен.
Оттенки этого цвета снижают давление и даже исцеляют. Используют их для релаксации.
Синий цвет
Символом неба и вечности является синий цвет, который олицетворяет доброту, верность, целомудрие и честность. Поскольку темный оттенок близок к черному, то они имеют схожие черты.
Синий цвет в психологии указывает на такие качества, как смиренность, безграничность и беспечность.
Предпочитающие такие оттенки синего не любят каких-либо границ, поэтому они привыкли свободно действовать и властвовать в своих владениях. На жизнь они смотрят только со своей стороны, не учитывая альтернативных мнений.
Психология цвета показывает, что любители синего не умеют и не любят мечтать, но при этом они могут стать успешными политиками и дипломатами.
Желтый цвет
Золото, солнце, осень, колосья пшеницы, все это окрашено в желтый цвет и имеет положительное значение.
Желтый стимулирует мозговую деятельность и работу нервной системы. При этом стоит заметить, что если долгое время с ним контактировать, то можно перевозбудить мозг и стать беспокойнее.
Эксперименты показали, что если на желтом фоне написать черный текст, то его будет проще запомнить, поэтому эту уловку часто используют для рекламы.
Желтый цвет в психологии считается символом радости, теплоты и веры в лучшее. Люди, которые часто используют его в жизни, стремятся добиться своей цели, являются целеустремленными и самоуверенными.
Оранжевый цвет
Теплый и яркий оттенок у многих ассоциируется с солнцем и апельсинами, поэтому он способен поднять плохое настроение. Рекомендуется использовать этот цвет в темных помещениях.
Оранжевый цвет в психологии свойственен творческим личностям, которые являются сильными, свободолюбивыми и покладистыми. Люди, которые его предпочитают, часто высокого о себе мнения.
Способен этот оттенок развивать в человеке интуицию, а еще его предпочитают страстные мечтатели.
Любители оранжевого являются хорошими спортсменами. Такие люди легко увлекаются новыми вещами, но при этом они быстро теряют к нему интерес.
Голубой цвет
При желании успокоиться и вызвать у другого человека доверие рекомендуется использовать голубой цвет. С его помощью можно вызвать уважение и подчеркнуть свой социальный статус.
Голубой цвет в психологии является символом стабильности. Он хорошо стимулирует и мотивирует.
Голубой – символ прямолинейности и стабильности.
Розовый цвет
Чтобы успокоить бурю эмоций, агрессию и гнев, рекомендуется использовать розовый, который олицетворяет собой детство. Сложно представить что-то плохое, связанное с таким оттенком.
Розовый цвет в психологии олицетворяет наивность, беззаботность и влюбленность. Если нужно отвлечься от дурных мыслей, рекомендуется смотреть на вещи с таким оттенком.
Люди, предпочитающие одежду розового цвета, являются трудолюбивыми и преданными своему делу. При этом стоит отметить и негативные черты: обидчивость, плаксивость и чрезмерную наивность.
Описывая значение розового цвета, необходимо сказать, что его любителям нравится публичность и признание.
Коричневый цвет
Если человек предпочитает в своей жизни вещи с таким оттенком, то это указывает на его уверенность в себе.
Коричневый цвет в психологии означает, что люди, которые его выбирают, любят работать и всегда говорят правду.
Ассоциируется он со здравым смыслом, надежностью и устойчивостью, но при этом он имеет связь с разочарованием.
В коричневом цвете сочетается красный, заключающий в себе агрессию и активность, и желтый, который гасит эти качества.
Фанаты коричневого любят жизнь во всех ее проявлениях, но при этом они являются рассудительными. В критических ситуациях они могут проявить хладнокровие и рационализм.
Фиолетовый цвет
Опасным для психики является фиолетовый цвет, который способен подавлять хорошие чувства и даже вызывать апатию, но при этом он повышает низкую самооценку.
Фиолетовый цвет в психологии указывает, что люди, которые его любят, являются необычными и не похожими на других. Им сложно реализовать себя в жизни и во многом из-за своей самокритичности.
Вызывает этот оттенок инфантильность и внушаемость. Если человек часто использует его в своей одежде, то это указывает на потребность в поддержке.
Девушки, которые предпочитают этот цвет, склонны жить в своих мечтах. Жизнь они строят по своим принципам и правилам.
Оттенки фиолетового способствуют развитию у человека врожденной интуиции. Для них предпочтительнее занимать второстепенные роли, играя «серых кардиналов» и добиваясь своих целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"
Открытое занятие проводилось в рамках Московского городского конкурса профессионального мастерства и общественного признания -2012, номинация "Сердце, отданное детям"...
План-конспект открытого занятия «Я приглашаю Вас в свой мир…»
В плане-конспекте представлен материал по проведению занятия для детей 8-9 лет, целью которого является знакомство с керамикой через создание керамического панно «Ваза с цветами» в стиле стимпанк....
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну здоровья"
Занятие дает детям представление о разных способах оздоровления организма...
Конспект открытого занятия для дошкольников "В каждой избушке свои игрушки" (знакомство с историей русской игрушки)
Занятие проводится для детей 5-6 лет в рамках комплексной программы Школа раннего развития "Ступеньки творчества"....
Конспект открытого занятия "Готовим подарки своими руками"
Новогодний подарок своими руками...
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну здоровья"
Южное Окружное Управление ОбразованияГосударственное бюджетное образовательное учреждение Центр инклюзивного образования «Южный» Конспект открытого коррекционно-разв...