Программа по учебному предмету Живопись 2/5
рабочая программа
ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП. 02. ЖИВОПИСЬ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivopis_2-5.docx | 48.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ПРОГРАММА по учебному предмету
ПО.01.УП. 02. ЖИВОПИСЬ
Срок обучения - 5 лет
Срок реализации программы - 1 год
для учащихся 2/5 класса
Нефтеюганск 2024 г.
«Рассмотрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ» «30» августа 2024г Протокол № 12 | «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДШИ» __________Н.Н. Любимова «30» августа 2024г Приказ № 390 |
Разработчик – Юнусова Елена Александровна, преподаватель отделения декоративно-прикладного искусства МБУ ДО «ДШИ»
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
-Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
- Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования для 2 класса.
III. Планируемые результаты
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V.Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
- Средства обучения
VI.Список литературы и средств обучения
- Список методической литературы;
- Список учебной литературы
- .
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «декоративно-прикладное творчество».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу предмета «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», «Интерьер».
Предмет «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, композиция прикладная, пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по рисунку, и композиция прикладная обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе учебного предмета «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды. А также овладение навыков декоративного изображения различных объектов живописными материалами.
Срок реализации учебного предмета «Живопись»
Срок реализации учебного предмета «Живопись» для детей, поступивших в дополнительную организацию в первый класс по пятилетнему сроку обучения в возрасте 10 – 12 лет, составляет 5 лет с 1 по 5 класс, с аудиторной учебной нагрузкой 3 час в неделю. Самостоятельная работа учащихся составляет 2 часа в неделю.
Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации проводятся рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Данная программа составлена на 1 учебный год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Живопись»
Общий объем времени по учебному предмету «Живопись» при 5-летнем сроке обучения составляет 169 учебных часов. Из них аудиторные занятия - 99 часов, самостоятельная работа - 66 часов, консультационные часы в год 4 часа.
Таблица 1
Срок реализации | 5 лет | 2 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 746 | 169 |
Количество часов на аудиторные занятия | 396 | 99 |
Количество часов на внеаудиторные занятия (самостоятельную работу) | 330 | 66 |
Консультационные часы в год | 20 | 4 |
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Живопись» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут, перемена – 10 минут, на период введения ограничительных мер, продолжительность урока – 30 минут, перемена – 20 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Цель и задачи учебного предмета «Живопись»
Цель учебного предмета: художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Задачи учебного предмета:
Обучающие:
- обучение основам художественной грамоты в области «Живописи»;
- обучение навыкам последовательного выполнения живописных работ;
- обучение различными живописными техниками;
- обучение грамотно изображать живописными средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
- обучение создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- обучение навыкам работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
- обучение навыкам передачи объёма и формы, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, фантазию, пространственость, творческое воображение;
- развивать познавательную и творческую активность;
- развивать пространственные представления, художественное и ассоциативное мышления;
- развивать умение работать в академическо-реалистическом стиле;
- развивать художественный вкус;
- развивать индивидуальный почерк.
Воспитывающие:
- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение учащихся друг к другу, сотворчество;
- воспитывать приобщение к искусству заинтересованное, восторженное, бескорыстное отношение к миру, чувство красоты;
- воспитывать потребность в постоянном развитии себя как творческой активной личности;
- воспитывать эстетический вкус.
Обоснование структуры учебного предмета «Живопись»
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- планируемые результаты;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Живопись»
Материально-техническая база Детской школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Живопись» имеют площадь не менее 60 кв. оснащенные учебной мебелью: доска (1шт), пробковая доска (1шт), учебные столы (6 шт), стулья(12 шт), стеллажи (1 шт), шкаф (1шт), мольберты (8шт), натюрмортные столы (1 шт), софиты (1 шт), стенд демонстрационный секционный металлический (1шт), компьютер (1шт), муляжи (фрукты, овощи), натюрмортный фонд (содержащий предметы, необходимые и постановках), драпировки, работы выпускников школы, гипсовые модели.
Учебный кабинет оснащен специализированными материалами (иллюстративные материалы, наглядные пособия) по темам учебного предмета.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
В детской школе искусств имеется выставочный зал, библиотека, натюрмортный и методический фонд. Помещения звукоизолированы и своевременно ремонтируются.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЖИВОПИСЬ»
Программа учебного предмета «Живопись» составлена с учётом сложившихся традиций реалистической школы обучения живописи, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. В данную программу включены задания по декоративной живописи.
Содержание программы учебного предмета «Живопись» построено с учётом возрастных особенностей детей и с учётом особенностей их объемно-пространственного мышления.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по живописи носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что даёт ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики. Главной формой обучения является длительная живописная постановка, основанная на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски в цвете, которые развивают наблюдательность и зрительную память учащихся, дают возможность быстрее овладеть искусством живописи.
Содержание программы включает следующие основные направления:
- формирование у учащихся умений видеть, понимать и изображать цветом и тоном;
- развитие навыков и умений работы с акварелью;
- формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека.
В первом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Срок освоения образовательной программы
«Живопись» 2 год
Таблица 2
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |
Классы | 2 | ||
Полугодия | 3 | 4 | |
Аудиторные занятия (в часах) | 48 | 51 | 99 |
Самостоятельная работа (домашнее практическое задание, в часах) | 32 | 34 | 66 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 80 | 85 | 165 |
Вид промежуточной аттестации, итоговая аттестация | Просмотр | Зачет, контрольный урок |
Учебно-тематический план
В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации предпрофессиональной программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет.
Второй год обучения 2 класс
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
1 | Гармония по общему цветовому тону | урок | 9 | 3 | 6 |
2 | Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах) | урок | 9 | 3 | 6 |
3 | Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах) | урок | 9 | 3 | 6 |
4 | Гармония по насыщенности | урок | 15 | 6 | 9 |
5 | Контрастная гармония | урок | 15 | 6 | 9 |
6 | Световой контраст (ахроматический). Гризайль. | урок | 15 | 6 | 9 |
7 | Гармония по светлоте и насыщенности | урок | 15 | 6 | 9 |
8 | Фигура человека | Урок | 15 | 6 | 9 |
9 | Гармония по общему цветовому тону | Урок | 15 | 6 | 9 |
10 | Гармония по насыщенности и светлоте | урок | 15 | 6 | 9 |
11 | Гармония по общему цветовому тону | урок | 15 | 6 | 9 |
12 | Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. | урок | 18 | 9 | 9 |
13 | Консультации | 4 | 4 | ||
Итого: | 169 | 66 | 103 | ||
169 |
Годовые требования для 2 класса
Второй год обучения
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне.
- Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах).
Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах).
Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.
- Тема. Гармония по насыщенности.
Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.
- Тема. Контрастная гармония.
Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне.
- Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль.
Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
- Тема. Гармония по светлоте и насыщенности.
Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.
- Тема. Фигура человека.
Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.
- Тема. Гармония по насыщенности и светлоте.
Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом). Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.
- Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.
Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом освоения учебного предмета «Живопись» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Требования к экзамену.
Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 6 учебных часов. Натюрморт состоит из простых по форме предметов из металла (1-2 предмета и однотоновая драпировка.
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;
- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
- добиться цельности в изображении натюрморта.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков учащихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет и направлен на поддержание учебного предмета, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала, имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащегося. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Формами текущего контроля могут быть просмотр по окончании каждого задания, контрольные уроки, контролирование исполнения домашних работ, участия в творческих конкурсах по направлению предмета.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития, учащегося и усвоение им образовательной программы на определенном этапе обучения.
Формы промежуточной аттестации:
- контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
- экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. В 2 классе второго полугодия экзамен в форме самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Критерии оценки
При оценивании работ, учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
Второй год обучения (второй класс)
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей.
5 (отлично) – ставится, если соблюдены и выполнены все критерии. Ученик самостоятельно выбирает положение формата, выполняет правильную компоновку изображения в листе. Ученик полностью самостоятелен. Рисунок приводит к целостности.
4 (хорошо) - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев. Ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но допускает некоторую неточность в компоновке, есть небольшие недочеты в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений. В работе есть некоторая дробность и небрежность рисунка.
3 (удовлетворительно) - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев. Работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует. В рисунке грубые ошибки в компоновке, неумение самостоятельно вести рисунок, анализировать и исправлять допущенные ошибки. В работе есть незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
2 (неудовлетворительно) - выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки, не самостоятелен.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя:
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
- Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
- Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
- Беда Г.В. Живопись. - М., 1986
- Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
- Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002
- Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., 1977
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997
- Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2008
- Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
- Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996
- Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007
- Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
- Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
- Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974
Список учебной литературы
- Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2
- Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996
- Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997
- Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005
- Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
- Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999
- Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968
- Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Проект примерной программы по учебному предмету «Композиция прикладная»
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в ...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись".Программа по учебному предмету "Прикладное творчество".
Содержание учебного предмета « Прикладное творчество» построено с учётом возрастных особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их пространственного мышления, включает теор...
Программа по учебному предмету "Живопись" на 5 лет
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "Живопись" 5 лет....
Программа по учебному предмету "ЖИВОПИСЬ" (на 5 лет)
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства по предмету "ЖИВОПИСЬ" на 5 лет....
Программа по учебному предмету "ЖИВОПИСЬ" (на 6 лет)
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным прогр...
2021г. Программа по учебному предмету ЖИВОПИСЬ" на 5 лет. Раздел IV: Формы и методы контроля, система оценок (стр21.)
Рабочая программа "Живопись"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразова...