"Что мы Родиной зовем?"
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_my_rodinoy_zovem.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.
Ход урока:
1. Орг. момент
(Слайд1) Дети читают стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовем?»
1 чтец
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
2 чтец
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
3 чтец
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Добрый день уважаемые гости, ребята. Сегодня мы проведём классный час «Что мы Родиной зовём?» в форме игры. А для этого вам нужно разделиться на команды. Достаньте из корзины по одному листочку. На листочках написаны номера. Объединитесь в команды по номерам. (Дети объединяются в 4 команды). Посовещайтесь, придумайте название ваших команд, соответствующее теме классного часа.
2. Ассоциации
(Слайд2) Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. У каждого со словом Родина возникают разные ассоциации. Какие ассоциации возникают у вас? Посовещайтесь в командах и составьте как можно больше ассоциаций. (Дети работают в командах 2 мин.)
Готовы? Давайте проверим, что у вас получилось. А помогут нам в этом приглашённые гости – родители, педагоги-ветераны, ветераны ВОв (представление жюри).
Для многих из вас Родина ассоциируется с белой берёзой. Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А, уж, сколько песен о ней сложено! Я предлагаю вам, передавая этот листочек берёзы, сказать, что значит Родина для каждого из вас? (Дети передают листочек и высказывают свое мнение).
3. Блиц-опрос
(Слайд3) Ребята, вы знаете символы нашей страны, области, главные понятия? Давайте проверим ваши знания. Ответьте на вопросы. Чья команда будет быстрее и даст на все вопросы правильные ответы, та и добавит в свою копилку 1 балл. (Команды выполняют задания в карточке)
Карточка с заданием
- Наша страна … (Россия)
- Столица нашей Родины … (Москва)
- Президент России … (В.В. Путин)
- Административный центр нашей области … (Кемерово)
- Он расположен на реке …(Томь)
- Губернатор Кемеровской области … (Е. С. Цивилев)
Давайте сверим ваши ответы (проверка на слайде)
4. Символика Российской Федерации
(Слайд4) А сейчас продолжаем говорить о негосударственных символах России. Символ – это условный знак, обозначение. Например, голубь – символ мира, якорь – символ надежды. Ромашка, как и береза, символ русской природы. «По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда...». Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая. (Ответы детей)
- Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке? (Высказывания детей)
Каждая страна имеет государственные символы. В каждой стране есть символы государства. Какие государственные символы России вы знаете? (герб, гимн, флаг). Что они означают? (Рассказ учителя о символах России)
(Слайд5) Государственный герб России — это золотой двуглавый орёл, помещённый на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра I. Две малые — над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами; в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона. Геральдический щит — это фигура особой формы, на которой по традиции изображают гербы. Щитом эта фигура называется потому, что когда-то каждый рыцарь на своём щите изображал фамильный герб, и постепенно гербы стали делать такими, чтобы их удобно было располагать на щитах. Геральдическим щит называется потому, что геральдика — это наука, которая изучает и создаёт гербы. Другое название геральдики — гербоведение. Скипетр и держава — символы российской власти. Скипетр — это жезл указующий, или трость, или посох. В античной мифологии скипетр был у верховного божества. Держава — это шар с крестом — символ власти царя над миром. Ранее державу называли «яблоком государевым». Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла — это герб Москвы — Святой Георгий Победоносец.
Какие символы Кемеровской области вы знаете? Что на них изображено? Что они обозначают? (рассказ учителя)
(Слайд6) Полотнище флага Кемеровской области выполнено в синем и красном цвете двух вертикальных полос. В верхнем левом углу у древка флага по центру синей полосы изображен официальный герб региона: красный французский щит с зеленой нижней частью и черным треугольником по центру. На черном фоне изображены три колоса и скрещенные кирка с молотом. Венчает щит стилизованная под форму чаши корона, по бокам герб обрамляют золотые дубовые ветви, в нижней части изображена лента ордена Ленина с указанием даты образования Кемеровской области. Официальные геральдические знаки Кемеровской области глубоко символичны: красный цвет гербового щита олицетворен с раскаленным металлом, чаша-корона над гербом символизирует изобилие Кузбасса, черный треугольник выступает образом угольной промышленности, а перекрестье кирки и молота – указание на индустриальную важность региона. Зеленая основа щита и колосья пшеницы символизируют сельское хозяйство, а дубовый венок – официальный статус региона как государственного субъекта РФ.
Вы сказали, что к символу государства относится флаг. Как выглядит флаг нашей страны? Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. В течение почти полутора столетий флаг нашей страны многократно изменялся. 25 декабря 2000 года, накануне нового века и нового тысячелетия, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации».
В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации, но существует множество символических значений. Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали:
белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.
Давайте послушаем стихотворение О. Миронец «Российский флаг». (Звучит аудиозапись стихотворения О. Миронец «Российский флаг»).
(Слайд7)
Российский флаг -
Дыхание весны и отсветы далёкой ратной битвы.
Три символа, три цвета сплетены
И на века в едином стяге слиты.
В нём белый цвет – сияние чистоты,
Знак благородства, символ вечности и правды.
В полях российских так снега чисты.
И так же храмы светом святости богаты.
Багровым цветом полоса горит,
То память о минувшем лихолетье,
О мужестве, о красоте любви.
И ты, грядущего приемник и наследник.
Цвет верности, как море васильков.
Цвет целомудрия неотразимо синий.
Взмывает флаг Российский трёх цветов –
Опора, сила, мощь моей России.
5. Практическая работа
(Слайд8) Я вам предлагаю сделать из бисера значок с цветами нашего флага. (Дети на булавочки нанизывают бисер белый, голубой, красный).
Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм. Ребята, соберите тексты гимнов Российской Федерации и Кузбасса из рассыпанных строчек. На выполнение задания даётся 5 минут. Оценивается скорость и правильность выполненной работы.
(Слайд9) Как нужно вести себя когда звучит гимн? Давайте послушаем по одному куплету и припеву из каждого гимна. (Дети и все присутствующие стоя слушают гимн)
6. Работа с рассказом К.Д. Ушинского
Послушайте очень внимательно рассказ К. Д. Ушинского, который я вам прочитаю, и скажите, как по-другому автор называет нашу страну – Россию.
(Слайд10) «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».
- Какие же другие имена есть у нашей страны? (Дети работают в командах 2 мин.).
(Слайд11) Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Общая площадь территории России на 2016 год составляет 17 125 191 км².
Уважаемые гости, ребята приготовили для вас танец на песню «Я, ты, он, она», давайте посмотрим его и немного отдохнём. (Дети исполняют танец)
Что значит выражение «Малая родина?»
В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его малая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина. Мы живём в России, в Кемеровской области. Кто скажет точный адрес, где мы живём? (Слайд12)
7. Конкурс «Кто больше?»
Следующий конкурс называется «Кто больше?». Вам необходимо на чистых листах написать за одну минуту как можно больше названий населенных пунктов нашего района. Выигрывает команда, написавшая за это время наибольшее количество названий. (Жюри подсчитывает названия)
Дети читают стихотворение Светланы Ровенской «Мой край».
1 чтец.
Над Тисульской землёй зори рано встают,
По утрам с переливами птицы поют.
Соком скошенных трав опьяняют луга,
Величаво шумит вековая тайга.
Край стремительных рек, неоглядных равнин,
Где черёмухи цвет и где пламя рябин.
Край озёр и лесов и бескрайних полей,
Там где ветер шальной кружит пух тополей,
Здесь зима, так зима, а снега, так снега.
2 чтец.
Своей силой земля, как могла, помогла.
Здесь любой человек с незапамятных лет
Если друг – то навек, ну а недругов нет.
Над равниной седой, над суровой тайгой,
Над сибирской землёй, над родной стороной
Пронеслось много бед, ураганов и бурь,
Но живёт много лет
Расцветает Тисуль.
8. Конкурс «Собери пословицу»
О Родине есть ещё много пословиц и поговорок. А знаете ли вы их или нет, мы сейчас проверим. За 3 минуты вам необходимо соединить начало пословицы с её продолжением. (Команды работают 3 минуты. Жюри проверяет правильность выполнения) (Слайд13)
Нет в мире краше Человек без Родины, Одна у человека мать, В своём доме Глупа та птица, На чужбине и калач не в радость, Для Родины своей ни сил, | Родины нашей. что соловей без песни. одна у него и родина. и стены помогают. которой своё гнездо не мило. а на родине и чёрный хлеб в сладость. ни жизни не жалей. |
9. Итоги игры
(Жюри подводят итоги, оглашают победителя, вручают призы.)
Уважаемые гости, ребята приготовили вам сувениры, примите их на память.
10. Рефлексия
(Слайд 14) Вы, ребята, должны дорожить своей Родиной. Хотя вы еще маленькие, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. Каждый из нас – частичка России. От всех нас зависит будущее нашей Родины. Частички нашей родины-России лежат на ваших столах. Напишите на них пожелания нашей Родине. Что вы ей желаете? Из этих частичек соберите пазл карты России. (Дети читают пожелания и прикрепляют пазлы магнитами к доске: мира, любви, счастья, богатства, процветания, улыбок, радости, мощи, силы).
(Слайд 15) Дети исполняют песню «Моя Россия»,
(слова Соловьева Н., муз. Струве Г.).
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Припев
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Припев
На этом наше занятие закончено. Спасибо вам за работу.
Проверьте свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...
классный час на тему:Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси , что ты можешь сделать для своей Родины.
План – конспект классного часа на тему: ...
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
2 класс раздел "Россия - Родина моя "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
Презентация к разделу Россия - Родина моя по программе Е.Д.Критской по теме "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия."...
Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...