Психолого-педагогическая сущность и характеристика понятия «творческие способности» младших школьников
статья (5 класс)
В научной литературе проблема развития творческих способностей не
является новой. О необходимости предоставления детям возможности творить писали еще философы Древней Греции. Знаменитые педагоги, такие
как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, Ф. Фребель и др. придавали этому большое воспитательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pedagoga_dop_obr.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая сущность и характеристика понятия
«творческие способности» младших школьников
В научной литературе проблема развития творческих способностей не
является новой. О необходимости предоставления детям возможности творить писали еще философы Древней Греции. Знаменитые педагоги, такие
как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, Ф. Фребель и др. придавали этому большое воспитательное значение.
В связи с внедрением новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая для решения сложных жизненных задач должна обладать активным развитым воображением и продуктивным гибким мышлением. Современная школа ориентирована на разностороннее развитие личности и предполагает гармоничное сочетания учебной деятельности (формирование знаний, умений и навыков) и творческой деятельности, которая связана с развитием индивидуальных способностей учащихся.
В психолого-педагогической практике существует множество разноречивых суждений, мнений и теорий по поводу того, что считать творчеством. Например, Н. Роджерс описывает творчество, как «процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта».
В «Словаре» С. И. Ожегова творчество это «создание новых по замыслу
культурных и материальных ценностей».
Большинство ученых определяют творчество как деятельность, которая порождает «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь объективный характер, то есть продукты творчества, в которых вскрываются неизвестные закономерности окружающей действительности, и субъективный, если продукт творчества нов не объективно (сам по себе), а является новым для человека, который его создал. Европейские ученые в своих исследованиях определяют творчество, как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.
«Творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое… Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека» такова позиция известного психолога Л. Выготского по вопросам творчества.
Таким образом, следует, что творчество – это деятельность человека, в процессе которой создается некоторый продукт, обладающий новизной и общественной значимостью, охватывающая изменение действительности и самореализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей.
Среди основных видов творческой деятельности человека можно выделить следующие:
1. социальное;
2. научное;
3. техническое;
4. художественное;
5. педагогическое творчество.
Научное творчество предполагает открытие общих закономерностей и явлений реального мира.
Творчество техническое связано с технологическим преобразованием действительности.
Художественное творчество предполагает удовлетворение эстетических потребностей людей и эстетическое освоение действительности.
Педагогическое творчество связано с поиском и нахождением нового в области педагогической деятельности.
В процессе творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.
Существует творческая способность индивида, которая характеризуется как готовностью к созданию и принятию исключительно новых идей, отклоняющихся от общепринятых или традиционных схем мышления и которые входят в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем – креативность.
В. Леви охарактеризовывает ступени творчества следующим образом: «В собственных трудах, где-то в себе он раскрывает новейший, наиболее расчудесный мир. А дальше нужно отыскать себя в сообществе, себя в человеке, себя в мире».
Существует четыре фазы творческого процесса.
1. Первая фаза, которая подразумевает сознательную работу
(подготовка) – особое деятельное состояние, которое является предпосылкой
для интуитивного проблеска новой идеи.
2. Вторая фаза, бессознательная работа (созревание) – осмысление проблемы и инкубация направляющей идеи.
3. Третья фаза подразумевает переход бессознательного в сознательное (вдохновение) – в сферу сознания поступает идея решения
вначале в виде гипотезы, принципа, замысла;
4. Четвертая фаза, сознательная работа – развитие идеи, ее окончательное оформление и реализация.
По мнению Д. Андерсона творческая личность – это тип личности, характеризующийся стойкостью, высоким уровнем направленности на творчество, мотивационно-творческой активностью, проявляющаяся в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, которые позволяют достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности.
В. В. Колпачев выделяет такие особенности творческой личности как: трудоспособность, упёртость, увлечение работой, стойкость, подчинение творчества духовной мотивации, возникновение интереса направленного к
определенной области знаний в детские годы.
А. Маслоу считает, что наивысшими потребностями творческой личности являются симметрия, любопытность, порядок и простота, эстетическая потребность к красоте и необходимость в осмыслении окружающего.
К рассмотрению проблемы творческих способностей существует три основных подхода.
1. Первый предполагает, что творческих способностей как таковых нет. В качестве необходимого условия творческой активности личности выступает интеллектуальная одаренность. Главную роль в проявлении творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты.
Такие исследователи как Г. А. Бакулина, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие относят в качестве основных черт творческой личности когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Основой является концепция Д. Б. Богоявленской, с точки зрения которой творчество является ситуативно не стимулированной активностью, которая проявляется в стремлении выйти за пределы поставленной проблемы. Так же Диана Борисовна вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности.
2. Второй подход предполагает, что творческая способность или креативность это независимый от интеллекта, самостоятельный фактор (Дж. Гилфорд ). Другими словами эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
Э. П. Торренс выдвинул концепцию «теория интеллектуального развития», согласно которой если IQ человека ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческая способность становится независимой величиной, то есть, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
Данное предположение схоже с данными Д. Перкинса , согласно которым люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет, то есть для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.
3. Если уровень интеллекта развит высоко, то это предполагает
высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса
как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта, а
именно Д. Векслер, Р. Стернберг, Р. Уайсберг и другие.
«Креативность есть компонент общей умственной одаренности» –
такому мнению пришел Айзенк, опираясь на значимые корреляции между
IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения, то есть познавательный процесс опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи.
Любой человек может «выражать себя в творчестве жизни», ведь творчество это «оправдание собственного существования», то есть оно
оправдывает само себя.
Том Вуджек формулирует три ключа к творчеству. Это ценность продуктов деятельности, их новизна и внутренние мотивация и желание. Так же Т. Вуджек называет творчество «неуправляемым порывом вдохновения».
Я. Б. Частоколенко выделяет некоторые признаки творческой ситуации,
в процессе которой развитие мышления:
− включение не требует интеллектуальной обработки,
− открытость по «вертикали» (индивидуально для каждого
участника) и по «горизонтали» (для всего мира),
− наличие искренности между теми, кто вовлечён в творческую ситуацию,
− принятие участниками друг друга.
По мнению Я. А. Пономарева творческое (продуктивное) мышление это «решающее звено всякой мыслительной деятельности, ибо только оно непосредственно открывает новое». То есть в процессе репродуктивного мышления на основе уже достигнутого осуществляются интеллектуальные
операции.
Я. А. Пономарёв считает, что в основе исследования психологических механизмов творческого мышления лежит «факт неоднородности действий человека» и выделяет шесть основных подходов к пониманию проблемы развития творческого мышления.
1. Интуитивизм (Платон).
Данный подход содержит в себе наиболее ранние представления о психологических механизмах решения творческих задач. Интуиция – внезапное осенение, озарение, свойственное немногим, дар предчувствия, предугадывания. Открытие нового наступает само по себе, самопроизвольно,
«автохтонно», непознаваемо.
2. Теория бессознательной работы (Гельмгольц, Пуанкаре).
В бессознательной сфере происходит не только хранение впечатлений,
но и их классификация, переработка, в процессе чего в сферу сознания
попадают идеи решения проблем. Данные идеи есть продукт бессознательной работы мысли (бессознательная идеация) или мозга (бессознательная церебрация). Под интуицией в данном случае понимается бессознательная работа. Творческий процесс, согласно данному подходу,
складывается из ряда этапов:
1) сознательная работа – особое деятельностное состояние,
являющееся предпосылкой для интуитивного возникновения новой идеи;
2) бессознательная работа – созревание, инкубация направляющей идеи;
3) переход бессознательного в сознание – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступают идеи изобретения, открытия в гипотетическом виде;
4) сознательная работа – развитие идеи, её окончательное оформление и проверка.
3. Концепция проб и ошибок.
Источником познания является опыт. Творческая сила ума – способность духа путём ассоциаций образовывать вытекающие из опыта новые оригинальные сочетания. Принцип проб и ошибок – основа данного подхода. Этот принцип по-разному раскрывается учёными. Л. Морган: «Между ситуацией и успешными движениями образуется ассоциация, т. к. успешные движения вызывают удовольствие». Э. Торндайк: «Между ситуацией и удачным движением есть повторение потенциально уже существующего прирождённого нервного пути». Дж. Уотсон: «Сохраняются те движения, которые при пробах проявляются наиболее часто» (закон частоты).
Таким образом, в соответствии с данным подходом основой творчества являются: удовольствие, прирождённый нервный путь, частота повторения действий.
4. Теория пресервации (Мюллер).
Творчество возникает благодаря нарушению нормальной деятельности мозга, когда в нём образуются очаги застойного возбуждения. Эти очаги надолго удерживают в сознании связанные с ними представления, которые, группируясь, сочетаясь, образуют нечто новое. Кюльпе называет мысль «особым классом состояний сознания».
5. Концепция понимания.
Решение задачи наступает внезапно вследствие понимания. Понимание
– постижение задачи посредством интеллектуального процесса, развёртывающегося вне деятельности.
Занимаясь исследованием поведения человекообразных обезьян, В. Кёлер открыл механизм научения путём инсайта. Проанализировав условия решения обезьянами продуктивных задач, он заключил, что в основе такого решения лежит гештальт (целостная структура), образовавшийся в зрительном поле животного. В соответствии с проблемной ситуацией гештальт изменяется, и безразличный доселе объект приобретает функциональную ценность в процессе решения проблемы.
6. Объединение концепции проб и ошибок с концепцией понимания.
Основой данного подхода является перенос имеющихся в опыте знаний на проблемную ситуацию.
Понимание – это «реальность, соответствующая результату взаимодействия», а проба – «реальность, которая соответствует процессу взаимодействия решающего с компонентами задачи».
Адамс и Гобгаус предположили, что район поиска истинного решения
проблемы сужается в зависимости от успеха.
В рамках дальнейших исследований творческого мышления Расселом была показана зависимость творчества от тренировок, упражнений и темперамента человека, его наследственности. Майер и Хорхи выявили главный фактор творчества – индивидуальные способности. На основе чего Кетл определил три возможных пути создания нового изобретения: случай, случайное переконструирование мысленных данных, выявление отношений и корреляций.
Итак, посредством мышления происходит творческое освоение действительности. Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. В основе потребности познания, как считает К. К. Платонов, лежит удивление. Биологические корни этой потребности – ориентировочный рефлекс. Ориентировочный рефлекс ребёнка проявляется в
любопытстве и любознательности. Отличие этих понятий заключается в том, что любопытство делает стремление к познанию своей целью, а любознательность целенаправленна, обогащает опыт человека и открывает перспективы дальнейшего познания. Таким образом, процесс познания «возвращается».
ВСЕМ СПАСИБО!!
(Педагог дополнительного образования Пригорнева Ю. Р.)
Желаю Вам вдохновения, и пускай творчество будет только в радость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников через внеклассные мероприятия
Видеть в каждом ученике личность, помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, раскрыл свои способно...
Развитие творческих способностей младших школьников через метод проектов
На начальной ступени обучения одной из главных задач педагога является развитие творческих способностей ребенка. Этому в полной мере способствует уроки трудового обучения. Основная цель образова...
Выявление и развитие творческих способностей младших школьников
Данный материал поможет подобрать материал для развития творческих способностей младших школьников....
Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят, что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...
Обобщение психолого-педагогического опыта по теме "Коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками посредством пластилинографии"
Обобщение психолого-педагогического опыта работы психолога МКОУ "Ташантинская ООШ"...
Психолого-педагогическая работа по повышению уровня познавательной активности слабоуспевающих младших школьников
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества ...
Психолого-педагогические условия эффективного формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников в сельской школе
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [1,...