Роль наставника в формировании исследовательской культуры обучающегося в области Мультипликации.
методическая разработка
Роль наставника в формировании исследовательской культуры обучающегося в области Мультипликации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль наставника в формировании исследовательской культуры обучающегося в области Мультипликации.
Демидович Э.А., педагог дополнительного
образования, первой квалификационной
категории, МБУДО «ЦДО «Радуга» г.Тайшета
Реализация национального проекта «Образование» и федерального проекта «Успех каждого ребенка» предполагает внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивацию к обучению и вовлеченности в образовательный процесс. Сегодня перед дополнительным образованием стоят задачи раскрыть и развить таланты у молодежи, предоставить каждому ребенку возможность выбора вида занятий и траектории развития творческого потенциала.
Традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение обучающимися определенных навыков, теряют свое значение. На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания. В арсенале инновационных педагогических средств и методов, особое место занимает исследовательская и проектная деятельность.
Актуальность проектно – исследовательской деятельности заключается в том, что:
- обучающиеся являются для педагога помощниками и союзниками;
- методы проектно – исследовательской деятельности в силу своих дидактических особенностей позволяют реализовать в полной мере системно – деятельностный подход;
- практическое применение полученных результатов заключается в участии детей в конкурсках различного уровня и в реализции проектов.
В указе президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества.
Наставничество – это отношения, в которых опытный или более сведующий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.
Цель наставничества – это создание системы сопровождения исследовательской и проектной деятельности обучающихся, направленной, на развитие интеллектульных и творческих способностей ребят.
В своей педагогической деятельности реализую стандартную модель наставничества «учитель – ученик». Проектно – исследовательская деятельность в дополнительном образовании воплощается в двух формах – это занятия в ДТО и индвидуаьная работа. Я хотела бы остановиться на индивидуальной работе. А именно защита проектов и исследовательская деятельность.
Главная задача педагога – наставника состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение. Рассмотрим портрет участников такого взаимодействия. Если исследовательская деятельность детей в научном обществе создает условия для развития одаренных детей, то, при подготовке индивидуальных проектов, наставник работает с детьми с разной мотивацией к обучению. Существует несколько вариаций ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» при выполнении индивидуаьного проекта. Эти вариации могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника.
В данной ситуации наставляемый – активный ребенок. В процессе такого взаимодействия происходит психологическая поддержка; раскрытие и развитие творческого потенциала наставлемого; совместная работа над проектом, исследованием.
Наставник выполняет роль ментора, который обеспечивает поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».
Обратная связь как инструмент развития наставляемого.
Умение предоставлять эффективную обратную связь – один из важнейших навыков наставника, это предоставление полной картины действия наставляемого в конкретной ситуации. Для наставника велика опасность, раскритиковать обучающегося, именно поэтому существуют правила обратной связи. «Вася, ты неправильно сделал» - это не обратная связь, ведь наставляемый не знает, что именно он сделал неправильно и что хотел бы видеть наставник. Обратная связь – это методика безконфликтной критики. Если обратная связь будет слишком критичной, наставляемый может внутренне отвергнуть ее, если слишком хвалебной, то это может быть воспринято как опека, что тоже может вызывать отторжение. Выделяют три этапа обратной связи:
- описание ситуации, в которой предоставляется обратная связь;
- описание своего отношения к этой ситуации и к ее последствиям;
- высказать пожелания по поводу дальнейших результатов действий наставляемого в аналогичных ситуациях.
Не правильно было бы думать о том, что педагог – наставник берет на себя всю ответственность за качество выполнения работы своих подопечных, постоянно выступая в роли опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Ребенок, работающий над исследовательским проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежит на нем.
Роль наставника на этапах проектирования.
Алгорит действий.
Этапы исследовательского проекта | Наставляемый | Наставник |
Организационный этап | - определение примерной темы проекта; | - индивидуальные консультации с обучающимся; - оказание помощи при выборе темы проекта; - идея проекта |
Постановка актуальности, цели и задач исследовательского проекта | ||
Деятельностный этап | 1.формирование плана работы над ИП | Советчик и набюдатель |
2.генерация идей | Советчик и набюдатель | |
3.выполнение сбора и анализа информации по теме проекта | Опытный ментор, который сопровождает наставляемого | |
4.проведение необходимых исследовательских работ, изучание истории по теме, виды мультипликации. | Опытный ментор, который сопровождает наставляемого | |
5.сценарий будущего мультфильма | Советчик и набюдатель | |
6. раскадровка, изготовление покадрового плана будущего мультфильма | Советчик и набюдатель за правильным распределением сцен | |
7.создание героев и декораций | Следит за правильным изготовлением героев о размерам | |
8.съемка в технике перекладка на мультипликационном станке | Советчик и набюдатель Провильной техникой съемки | |
9. монтаж и озвучивание мультфильма в программе Movavi. | Помощь при монтаже, подсказка определенных нюансов | |
10 подготовка презентации | Помощь в правильном оформлении | |
Этап защиты проекта | Защита проекта | Индивидуальная консультация по необходимости |
Результатом всей этой деятельности стало участие в фестивале «Город мастеров», где обучающийся получил диплом 1 степени. Ребенок приобрел навыки, которые развили его творческий и исследовательский потенциал, так же приобрел опыт выступления на публике.
Я как наставник пополнила свой педагогический багаж, научилась работать с ребенком с позиции помошника, соратника и думаю, эти знания помогут в моей педагогической деятельности.
На сегодняшний день в системе дополнительного образования появляется множество новейших методов, меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслем без поиска новых, более эффективных технологий, одной из которых является наставничество. Я планирую и в дальнейшем применять в своей работе данную технологию
Список литературы
1. Барыбина,И.А. Организация наставничества в школе/И.А. Барыбина//Школа-2012.-№7с16-24.
2.Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
3.«Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях» [электронный ресурс]:методич.рекоменд/сост. Ю.Г. Маковецкая, Н.В. Грачёва, В.И.Серикова.-Челябинск: ЧИППКРО, 2021
4.Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер.М.:Рыбаков Фонд, 2016.-153с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках химии и биологии"
Выступление по теме "Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках химии и биологии". ...
Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"
презентация "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов
Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...
Технология «Дебаты» как исследовательский тип обучения и средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проведение уроков в рамках педтехнологии "Дебаты" позволяет сформировать коммуникатьивную культуру, развивает поисковые навыки учащихся....
Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Приемы развития исследовательской культуры обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности...
Роль математических задач с практическим содержанием в формировании инженерной культуры обучающихся
На примере геометрической задачи с практическим содержание демонстрируется метод моделирования....
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов...