Главные вкладки
Открытый урок " Активизация музыкальных способностей ученика посредством развития слуха при чтении нот с листа"
план-конспект урока
Цель урока: активизирование творческой самостоятельности учащихся, формирование навыков чтения нот с листа.
Задачи урока:
- обучающая: формировать умения и навыки чтения нот с листа, активизируя его внимание, память;
- развивающая: развить у ученика навыки чтения нот с листа и применить их на практике, включая в процесс работу внимания, слуха, чувства ритма, мышления;
- воспитательная: воспитать у ребёнка самостоятельность в применении полученных навыков при чтении с листа.
Вид урока: урок творчества.
Тип урока: комбинированный.
Форма: мелкогрупповая с учащимися 2 – 4 класса.
Образовательные технологии:
- Личностно-ориентированная – развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости – результат: понимание и сотрудничество ученика и педагога.
- Технология развития творческих качеств личности (Волков И.П.) – выявление и развитие творческих способностей; приобщение обучающихся к многообразной творческой деятельности – результат: становление творческой индивидуальности, развитие креативности, художественного воображения, образно-ассоциативного мышления.
- Педагогическое сотрудничество – создание условий для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели, результат: вдохновение.
Методы обучения:
- Первый этап урока – используется метод формирование новых знаний и способ деятельности (объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, исследовательский, поисковой).
- На втором этапе – используется метод организации деятельности учащихся (сюжетные игры, самостоятельная работа).
- На третьем этапе – используется метод формирования личностных результатов (беседа, пример).
Оборудование: рояль и фортепиано, музыкальный центр, ноутбук.
Предполагаемый результат:
- совершенствование навыка чтения с листа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения, развитие творческих способностей;
- удовлетворение от совместной работы, чувство радости, объединенных усилий, взаимной поддержки учащихся;
- расширение кругозора учащихся.
Межпредметные и внутрипредметные связи: специальность (фортепиано), ансамбль, сольфеджио и теория музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_no1.docx | 32.11 КБ |
2._otkrytyy_urok_no1.docx | 32.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление Культуры, спорта и молодёжной политики
Администрация Тайшетского района
МКУДО «Юртинская детская музыкальная школа»
Открытый урок
на тему:
«Активизация музыкальных способностей ученика посредством развития слуха при чтении нот с листа»
Форма урока: мелкогрупповая
с учащимися 2 – 4 класса
Преподаватель
1 квалификационной категории
по классу фортепиано
Ларионова Олеся Михайловна
Р.п. Юрты
2022 год
- Организационная часть урока
Добрый день! Сегодня мы познакомимся с частью учебной программы «Специальность и чтение с листа» – чтение с листа. Среди многообразия музыкально-технических навыков приобретаемых учеником в процессе игры, важное значение имеет навык чтения с листа. При этом ставить хорошее чтение с листа в зависимость от музыкальных способностей ребёнка нельзя: очень часто ученики со средними данными читают с листа лучше музыкально одарённых детей. Что же такое музыкальные способности?
Это индивидуальные особенности личности, природная одарённость человека в музыкальной сфере, определяемые такими критериями, как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внутренний слух, эмоциональная отзывчивость, музыкальные мышление и воображение.
Способности – они даны природой и реализуются в течение жизни, развиваясь в деятельности.
Музыкальные способности бывают разные. Одним всё даётся легко, другим трудно и долго. В конечном итоге результат во многом определяется не только индивидуальными возможностями ученика, но и тем, как организован процесс его работы, т.е. правильно ли он работает над произведением. Задача педагога – помочь ему в этом.
Актуальность нашего урока объясняется необходимостью обучения детей грамотному прочтению нотного текста с листа, так как уже с первых лет занятий успешное изучение произведения, особенно на ранней его стадии, во многом зависит от ориентированности учащегося в чтении нот с листа.
Учить читать с листа – значит приобщать ребёнка к музыке, развивать его музыкальное мышление, творческие способности.
Чаще всего каждое новое произведение выдвигает перед учеником новые исполнительские задачи. Поэтому уже на начальной стадии изучения нового материала необходима помощь педагога, направленная на подготовку слуха, сознания и игрового аппарата к активному усвоению нового произведения, как в целом, так и в отдельных вычлененных деталях (трактовка мелодии, ритма, голосоведения, исполнительского приёма).
Развитая способность чтения с листа может быть выражена такой формулой: «вижу-слышу-исполняю». Этот комплекс при выработке умения читать с листа усваивается на протяжении длительного периода обучения пианиста в музыкальной школе. Большая роль здесь отводится развитию слухового компонента этого комплекса. Убедительным примером участия слуха при чтении является более свободное прочтение знакомой музыки, а на начальном этапе обучения – имеющихся на слуху ученика мелодий.
- ПЛАН-КОНСПЕКТ
Открытого урока на тему:
«Активизация музыкальных способностей ученика посредством развития слуха при чтении нот с листа».
Цель урока: активизирование творческой самостоятельности учащихся, формирование навыков чтения нот с листа.
Задачи урока:
- обучающая: формировать умения и навыки чтения нот с листа, активизируя его внимание, память;
- развивающая: развить у ученика навыки чтения нот с листа и применить их на практике, включая в процесс работу внимания, слуха, чувства ритма, мышления;
- воспитательная: воспитать у ребёнка самостоятельность в применении полученных навыков при чтении с листа.
Вид урока: урок творчества.
Тип урока: комбинированный.
Форма: мелкогрупповая с учащимися 2 – 4 класса.
Образовательные технологии:
- Личностно-ориентированная – развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости – результат: понимание и сотрудничество ученика и педагога.
- Технология развития творческих качеств личности (Волков И.П.) – выявление и развитие творческих способностей; приобщение обучающихся к многообразной творческой деятельности – результат: становление творческой индивидуальности, развитие креативности, художественного воображения, образно-ассоциативного мышления.
- Педагогическое сотрудничество – создание условий для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели, результат: вдохновение.
Методы обучения:
- Словесные (Первый этап урока – беседа о музыкальных способностях. Второй этап – работа над произведениями: используется метод объяснения и показа. Третий этап – заключительный: рассказ о роли чтения с листа в развитии определённых навыков и умений).
- Наглядные – на всех этапах работы используются фонограммы, как пример для исполнения некоторых элементов текста, помощь в раскрытии образа.
- Практические – на втором этапе используется метод показа.
Оборудование: рояль и фортепиано, музыкальный центр, ноутбук.
Предполагаемый результат:
- совершенствование навыка чтения с листа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения, развитие творческих способностей;
- удовлетворение от совместной работы, чувство радости, объединенных усилий, взаимной поддержки учащихся;
- расширение кругозора учащихся.
Межпредметные и внутрипредметные связи: специальность (фортепиано), ансамбль, сольфеджио и теория музыки.
3. Ход урока.
Участники урока: учащиеся 2 – 4 класса по ДПОП «Фортепиано»
Для работы был взят учебник «Чтение с листа» (авторы Т.Камаева, А.Камаев).
Показ на примере Р.Н.П. «Коровушка».
- Определяем название и автора произведения (уже в названии может быть заложен смысл, характер, темп, образ) – активизируем образность мышления.
- Определяем тональность, размер, фактуру, называем знаки, штрихи, динамику (обращаемся к знанию теории).
- Определяем направление мелодической линии (активизируем внимание, мышление, внутреннее слышание), можно нарисовать графический рисунок в виде линий - (здесь активизируем образное видение).
Хотелось бы подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития. Прежде всего, развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст (а значит, и воспроизводил на инструменте) сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова (если это песенка).
Процесс переработки зрительного восприятия нотной записи во внутреннее её слышание может осуществляться при помощи многих дополнительных приёмов выработанных на уроках сольфеджио, таких как запись коротких попевок, мелодических движений вверх или вниз, которые постепенно ученик начинает понимать и запоминать, находить в нотном тексте. Благодаря таким систематическим занятиям у ученика постепенно развивается внутреннее слышание разных мелодий, которые он впоследствии начинает узнавать в нотах.
Полезно применять такое упражнение: ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа.
- Находим части, повторяющиеся места, места в которых могут быть трудности, определяем с какой доли начинается произведение, расставляем аппликатуру. При разборе очень важно обратить внимание на аппликатуру. Часто ученики играют всё время разной аппликатурой, в результате пальцы не запоминают свои места, не вырабатывается автоматизм в движении.
Разбирая текст, необходимо обратить внимание на фразировку. Играть выразительно – это правильно расчленять.
- Хлопаем ритм, считая при этом (активизируем координацию рук).
- Исполняем произведение, используя «бегунок», в момент взятия учеником ноты педагог закрывает её «бегунком», чтобы внимание переключалось на следующую, таким образом, «бегунок» перемещается чуть с опережением реальной игры, но в том же темпе, в каком исполняется пьеса. (активизируем скорость видения, концентрацию внимания и плавную непрерывность мышления, тем самым обеспечиваем цельность игрового процесса).
Очень опасно читать с листа как попало, брать фальшивые ноты. Небрежное первое чтение тормозит успешность работы, портит слух. Читать сразу в быстром темпе невозможно. Читаем медленно, внимательно соблюдая все вышеуказанные поставленные задачи. Скорость восприятия играемого текста в какой-то мере зависит от подвижности нервных процессов ученика, а также от правильного воспитания навыков, прививаемых ученику с первого года обучения.
Затрудняют чтение с листа одни и те же элементы: ритм, аппликатура, нотный текст с обилием знаков. Работа над этими элементами является составной частью урока специальности, таким образом, подготавливая ученика к чтению с листа.
Для длительной концентрации внимания рекомендуется систематически играть лёгкие пьесы в четыре руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Игра в четыре руки должна продолжаться в течение всего времени обучения, постепенно охватывая богатый и интересный материал оркестровых, оперных и других произведений.
7. Даём ребёнку самостоятельную работу с незнакомым произведением в данном случае мы возьмём П.Н.П. «Висла» (закрепляем полученные навыки и знания, активизируем память, учимся работать самостоятельно), для начала можно дать план работы или помогать самому преподавателю. Воспитание у ребёнка самостоятельности должно строиться на основе доступности, конкретности, художественной яркости методических приёмов преподавания.
Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплён предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика.
Если в первом классе чтение ограничивалось одноголосными мелодиями, то уже со второго класса ученик может прочитать несложную, двуплановую гомофонно-гармоническую фактуру.
Показ на примере Ф.Киселёв «Железный дровосек».
1. Определяем автора и название пьесы.
- Определяем тональность, размер, штрихи, динамику, случайные знаки, фактуру, выявляем главную мелодию и сопровождение, какие интервалы.
Главный принцип работы над фактурой – это её расчленение.
Большое значение имеют паузы. - Направление мелодии, аппликатура, соответствующая движению мелодии.
В процессы слухового и зрительного охвата комплексов прочитываемых нот включаются и соответствующие им аппликатурные приёмы. Всматриваясь в позиционный мелодический рисунок, ученик «немым» прикосновением пальцев к крайним нотам фигуры естественно устанавливает всю внутрипозиционную аппликатуру. - Находим части, повторы, трудные моменты (допустимо предварительное проигрывание отдельных трудных мест).
- Хлопаем ритм.
- Исполняем произведение, используя метод с «бегунком».
Особенно важно, пользуясь замедленным темпом, минимально контролировать зрением свои действия на клавиатуре, этим вырабатывается более углубленное слышание читаемого текста, успешная автоматизация аппликатурных навыков, что ускоряет развитие необходимого умения читать с листа. - Задаём самостоятельную работу. В данном случае это будет Этюд G-dur К.Черни.
В более старших классах чтение с листа возможно и желательно усложнить игрой в ансамбле. Для работы взят ансамбль «Змейка» Д.Томпсон.
- Учащиеся уже имеют навык чтения с листа и могут самостоятельно разобрать свою партию. При этом следует обратить внимание детей на партию своего партнёра, желательно прочитать и её тоже.
- Перед соединением необходимо обратить внимание учащихся, в какой партии находится начало и конец мелодической линии, т.е. рассмотреть фразировку с точки зрения ансамблевой игры.
- Определить ведущего в ансамбле и можно начинать творить.
- Игра в ансамбле при чтении с листа создаёт не только трудности, но придаёт радость от совместного их преодоления и качественного исполнения.
4. Анализ урока
Итак, мы вкратце разобрали некоторые пути в приобретении навыков быстрого и осмысленного чтения с листа музыкального текста, при этом активизируя различные музыкальные способности ученика.
Конечно, не всегда структура разбираемой музыки будет состоять из таких ясных построений, как в приведённых примерах; не всегда мелодия будет знакомой песенкой. Но при систематическом и непрерывном развитии ученика, он постепенно научится осмысливать и незнакомую, и более сложную структуру, увидит в ней не случайные сочетания звуков, а закономерное развитие музыкальной ткани.
Работа по чтению с листа должна проводиться в течение всего времени обучения.
Залогом продуктивной работы педагога и ученика является их общая заинтересованность в совместном творческом труде.
- Итог урока
Результат урока показал, что цели и задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты. Разнообразный музыкальный материал, создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации), активизация слухового контроля при чтении с листа способствовали развитию творческих способностей учащихся (использована образовательная технология развития творческих качеств личности). Образовательная технология педагогического сотрудничества способствовала развитию коллективного мышления, навыков ансамблевой игры. Личностно-ориентированная образовательная технология способствовала индивидуальной подаче теоретических понятий и самоанализу учащимися исполняемых произведений.
В заключении хочу отметить, что ценным в работе над чтением с листа является то, что учащиеся получают удовлетворение от качественно выполненной художественной работы.
Спасибо всем за внимание, до новых встреч
Литература.
Камаева Т., Камаев А. «Чтение с листа». «Феникс», 2010
Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». М.: Музыка, 1978.
Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». М.: Просвещение, 1984.
Предварительный просмотр:
Управление Культуры, спорта и молодёжной политики
Администрация Тайшетского района
МКУДО «Юртинская детская музыкальная школа»
Открытый урок
на тему:
«Активизация музыкальных способностей ученика посредством развития слуха при чтении нот с листа»
Форма урока: мелкогрупповая
с учащимися 2 – 4 класса
Преподаватель
1 квалификационной категории
по классу фортепиано
Ларионова Олеся Михайловна
Р.п. Юрты
2022 год
- Организационная часть урока
Добрый день! Сегодня мы познакомимся с частью учебной программы «Специальность и чтение с листа» – чтение с листа. Среди многообразия музыкально-технических навыков приобретаемых учеником в процессе игры, важное значение имеет навык чтения с листа. При этом ставить хорошее чтение с листа в зависимость от музыкальных способностей ребёнка нельзя: очень часто ученики со средними данными читают с листа лучше музыкально одарённых детей. Что же такое музыкальные способности?
Это индивидуальные особенности личности, природная одарённость человека в музыкальной сфере, определяемые такими критериями, как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внутренний слух, эмоциональная отзывчивость, музыкальные мышление и воображение.
Способности – они даны природой и реализуются в течение жизни, развиваясь в деятельности.
Музыкальные способности бывают разные. Одним всё даётся легко, другим трудно и долго. В конечном итоге результат во многом определяется не только индивидуальными возможностями ученика, но и тем, как организован процесс его работы, т.е. правильно ли он работает над произведением. Задача педагога – помочь ему в этом.
Актуальность нашего урока объясняется необходимостью обучения детей грамотному прочтению нотного текста с листа, так как уже с первых лет занятий успешное изучение произведения, особенно на ранней его стадии, во многом зависит от ориентированности учащегося в чтении нот с листа.
Учить читать с листа – значит приобщать ребёнка к музыке, развивать его музыкальное мышление, творческие способности.
Чаще всего каждое новое произведение выдвигает перед учеником новые исполнительские задачи. Поэтому уже на начальной стадии изучения нового материала необходима помощь педагога, направленная на подготовку слуха, сознания и игрового аппарата к активному усвоению нового произведения, как в целом, так и в отдельных вычлененных деталях (трактовка мелодии, ритма, голосоведения, исполнительского приёма).
Развитая способность чтения с листа может быть выражена такой формулой: «вижу-слышу-исполняю». Этот комплекс при выработке умения читать с листа усваивается на протяжении длительного периода обучения пианиста в музыкальной школе. Большая роль здесь отводится развитию слухового компонента этого комплекса. Убедительным примером участия слуха при чтении является более свободное прочтение знакомой музыки, а на начальном этапе обучения – имеющихся на слуху ученика мелодий.
- ПЛАН-КОНСПЕКТ
Открытого урока на тему:
«Активизация музыкальных способностей ученика посредством развития слуха при чтении нот с листа».
Цель урока: активизирование творческой самостоятельности учащихся, формирование навыков чтения нот с листа.
Задачи урока:
- обучающая: формировать умения и навыки чтения нот с листа, активизируя его внимание, память;
- развивающая: развить у ученика навыки чтения нот с листа и применить их на практике, включая в процесс работу внимания, слуха, чувства ритма, мышления;
- воспитательная: воспитать у ребёнка самостоятельность в применении полученных навыков при чтении с листа.
Вид урока: урок творчества.
Тип урока: комбинированный.
Форма: мелкогрупповая с учащимися 2 – 4 класса.
Образовательные технологии:
- Личностно-ориентированная – развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости – результат: понимание и сотрудничество ученика и педагога.
- Технология развития творческих качеств личности (Волков И.П.) – выявление и развитие творческих способностей; приобщение обучающихся к многообразной творческой деятельности – результат: становление творческой индивидуальности, развитие креативности, художественного воображения, образно-ассоциативного мышления.
- Педагогическое сотрудничество – создание условий для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели, результат: вдохновение.
Методы обучения:
- Первый этап урока – используется метод формирование новых знаний и способ деятельности (объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, исследовательский, поисковой).
- На втором этапе – используется метод организации деятельности учащихся (сюжетные игры, самостоятельная работа).
- На третьем этапе – используется метод формирования личностных результатов (беседа, пример).
Оборудование: рояль и фортепиано, музыкальный центр, ноутбук.
Предполагаемый результат:
- совершенствование навыка чтения с листа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения, развитие творческих способностей;
- удовлетворение от совместной работы, чувство радости, объединенных усилий, взаимной поддержки учащихся;
- расширение кругозора учащихся.
Межпредметные и внутрипредметные связи: специальность (фортепиано), ансамбль, сольфеджио и теория музыки.
3. Ход урока.
Участники урока: учащиеся 2 – 4 класса по ДПОП «Фортепиано»
Для работы был взят учебник «Чтение с листа» (авторы Т.Камаева, А.Камаев).
Показ на примере Р.Н.П. «Коровушка».
- Определяем название и автора произведения (уже в названии может быть заложен смысл, характер, темп, образ) – активизируем образность мышления.
- Определяем тональность, размер, фактуру, называем знаки, штрихи, динамику (обращаемся к знанию теории).
- Определяем направление мелодической линии (активизируем внимание, мышление, внутреннее слышание), можно нарисовать графический рисунок в виде линий - (здесь активизируем образное видение).
Хотелось бы подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития. Прежде всего, развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст (а значит, и воспроизводил на инструменте) сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова (если это песенка).
Процесс переработки зрительного восприятия нотной записи во внутреннее её слышание может осуществляться при помощи многих дополнительных приёмов выработанных на уроках сольфеджио, таких как запись коротких попевок, мелодических движений вверх или вниз, которые постепенно ученик начинает понимать и запоминать, находить в нотном тексте. Благодаря таким систематическим занятиям у ученика постепенно развивается внутреннее слышание разных мелодий, которые он впоследствии начинает узнавать в нотах.
Полезно применять такое упражнение: ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа.
- Находим части, повторяющиеся места, места в которых могут быть трудности, определяем с какой доли начинается произведение, расставляем аппликатуру. При разборе очень важно обратить внимание на аппликатуру. Часто ученики играют всё время разной аппликатурой, в результате пальцы не запоминают свои места, не вырабатывается автоматизм в движении.
Разбирая текст, необходимо обратить внимание на фразировку. Играть выразительно – это правильно расчленять.
- Хлопаем ритм, считая при этом (активизируем координацию рук).
- Исполняем произведение, используя «бегунок», в момент взятия учеником ноты педагог закрывает её «бегунком», чтобы внимание переключалось на следующую, таким образом, «бегунок» перемещается чуть с опережением реальной игры, но в том же темпе, в каком исполняется пьеса. (активизируем скорость видения, концентрацию внимания и плавную непрерывность мышления, тем самым обеспечиваем цельность игрового процесса).
Очень опасно читать с листа как попало, брать фальшивые ноты. Небрежное первое чтение тормозит успешность работы, портит слух. Читать сразу в быстром темпе невозможно. Читаем медленно, внимательно соблюдая все вышеуказанные поставленные задачи. Скорость восприятия играемого текста в какой-то мере зависит от подвижности нервных процессов ученика, а также от правильного воспитания навыков, прививаемых ученику с первого года обучения.
Затрудняют чтение с листа одни и те же элементы: ритм, аппликатура, нотный текст с обилием знаков. Работа над этими элементами является составной частью урока специальности, таким образом, подготавливая ученика к чтению с листа.
Для длительной концентрации внимания рекомендуется систематически играть лёгкие пьесы в четыре руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Игра в четыре руки должна продолжаться в течение всего времени обучения, постепенно охватывая богатый и интересный материал оркестровых, оперных и других произведений.
7. Даём ребёнку самостоятельную работу с незнакомым произведением в данном случае мы возьмём П.Н.П. «Висла» (закрепляем полученные навыки и знания, активизируем память, учимся работать самостоятельно), для начала можно дать план работы или помогать самому преподавателю. Воспитание у ребёнка самостоятельности должно строиться на основе доступности, конкретности, художественной яркости методических приёмов преподавания.
Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплён предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика.
Если в первом классе чтение ограничивалось одноголосными мелодиями, то уже со второго класса ученик может прочитать несложную, двуплановую гомофонно-гармоническую фактуру.
Показ на примере Ф.Киселёв «Железный дровосек».
1. Определяем автора и название пьесы.
- Определяем тональность, размер, штрихи, динамику, случайные знаки, фактуру, выявляем главную мелодию и сопровождение, какие интервалы.
Главный принцип работы над фактурой – это её расчленение.
Большое значение имеют паузы. - Направление мелодии, аппликатура, соответствующая движению мелодии.
В процессы слухового и зрительного охвата комплексов прочитываемых нот включаются и соответствующие им аппликатурные приёмы. Всматриваясь в позиционный мелодический рисунок, ученик «немым» прикосновением пальцев к крайним нотам фигуры естественно устанавливает всю внутрипозиционную аппликатуру. - Находим части, повторы, трудные моменты (допустимо предварительное проигрывание отдельных трудных мест).
- Хлопаем ритм.
- Исполняем произведение, используя метод с «бегунком».
Особенно важно, пользуясь замедленным темпом, минимально контролировать зрением свои действия на клавиатуре, этим вырабатывается более углубленное слышание читаемого текста, успешная автоматизация аппликатурных навыков, что ускоряет развитие необходимого умения читать с листа. - Задаём самостоятельную работу. В данном случае это будет Этюд G-dur К.Черни.
В более старших классах чтение с листа возможно и желательно усложнить игрой в ансамбле. Для работы взят ансамбль «Змейка» Д.Томпсон.
- Учащиеся уже имеют навык чтения с листа и могут самостоятельно разобрать свою партию. При этом следует обратить внимание детей на партию своего партнёра, желательно прочитать и её тоже.
- Перед соединением необходимо обратить внимание учащихся, в какой партии находится начало и конец мелодической линии, т.е. рассмотреть фразировку с точки зрения ансамблевой игры.
- Определить ведущего в ансамбле и можно начинать творить.
- Игра в ансамбле при чтении с листа создаёт не только трудности, но придаёт радость от совместного их преодоления и качественного исполнения.
4. Анализ урока
Итак, мы вкратце разобрали некоторые пути в приобретении навыков быстрого и осмысленного чтения с листа музыкального текста, при этом активизируя различные музыкальные способности ученика.
Конечно, не всегда структура разбираемой музыки будет состоять из таких ясных построений, как в приведённых примерах; не всегда мелодия будет знакомой песенкой. Но при систематическом и непрерывном развитии ученика, он постепенно научится осмысливать и незнакомую, и более сложную структуру, увидит в ней не случайные сочетания звуков, а закономерное развитие музыкальной ткани.
Работа по чтению с листа должна проводиться в течение всего времени обучения.
Залогом продуктивной работы педагога и ученика является их общая заинтересованность в совместном творческом труде.
- Итог урока
Результат урока показал, что цели и задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты. Разнообразный музыкальный материал, создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации), активизация слухового контроля при чтении с листа способствовали развитию творческих способностей учащихся (использована образовательная технология развития творческих качеств личности). Образовательная технология педагогического сотрудничества способствовала развитию коллективного мышления, навыков ансамблевой игры. Личностно-ориентированная образовательная технология способствовала индивидуальной подаче теоретических понятий и самоанализу учащимися исполняемых произведений.
В заключении хочу отметить, что ценным в работе над чтением с листа является то, что учащиеся получают удовлетворение от качественно выполненной художественной работы.
Спасибо всем за внимание, до новых встреч
Литература.
Камаева Т., Камаев А. «Чтение с листа». «Феникс», 2010
Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». М.: Музыка, 1978.
Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация творческих способностей учеников на уроках технологии по ФГОС
Теоретическая часть:Общекультурные компетенции.Дидактические единицы.Информационный проект.Методическая часть:Ключевые компетенции учителя технологии и предпринимательства, его профессиональные способ...
Открытый урок на тему "Воспитание патриотизма посредством изучения кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский"
Урок с учащимися 7 класса музыкального отделения, раздел "Отечественная музыка XX века"...
Развитие музыкальных способностей учащихся посредством творчества
В разработке излагается методика развития музыкальных способностей учащихся на занятия творчеством. Методика ставит своей задачей научить детей слушать и лучше понимать музыку. Такие уроки разовьют сп...
Семинар "Работа с учениками над развитием слуха и слуховой памяти"
Музыкальный слухэто способность различать звукипо высоте звучания[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18454476","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}...
Открытый урок. Активизация навыков употребления изученного материала (Present Simple time-markers)
На уроке мы проверяем знание маркеров настоящего времени и отрабатываем их упоребление в предложениях. Мы также повторяем конструкцию в значении "собираться, намереваться", используя дополни...
Открытый урок по баскетболу для учеников старшей школы
Открытый урок по баскетболу для учеников старшей школы. Тема: «Технико-тактические приемы игры в баскетбол».Задачи урока:1.Совершенствование технико- тактических приемов игры (техники...
Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...