АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К СОВРЕМЕННЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ.
статья

Павликова Марина Анатольевна

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Павликова М.А. тренер- преподаватель МБУ ДО г. Абакана «Спортивная школа  настольного тенниса».

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К СОВРЕМЕННЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ.

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. Отрадно заметить, что в настоящее время система образования повернулась лицом к проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. И в то же время нельзя не сказать о том, что учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, одним из которых является СШ настольного тенниса, давно и успешно с этими проблемами справляются. Безусловно, целью СШ является подготовка спортивного резерва и достижение высоких спортивных результатов, но без крепкого здоровья это недостижимо. Поэтому основные задачи заключаются в том, чтобы  обеспечить возможность сохранения и укрепления здоровья обучающихся, подготовить их к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, адаптированную к современным социально-экономическим условиям.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

В СШ разработан комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую среду, условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с требованиями и программой подготовки. Использование новых методов и форм обучения, построение занятий с учетом возрастных и физиологических особенностей, индивидуальный подход позволяют избегать перетренированности, психологической усталости учащихся, снизить процент травматизма. Большое внимание уделяется релаксационным упражнениям, восстановительным мероприятиям (водные процедуры, бассейн, сауна, массаж). Каждое учебно-тренировочное занятие заканчивается упражнениями на растяжку. Специально разработанные игры с элементами настольного тенниса («крутиловка», «солнышко») не только формируют умения и навыки, но и вырабатывают черты характера, необходимые спортсмену: стремление к лидерству, желание побеждать, достигать цели. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности в спортивной школе по праву считаются организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий: проведение конкурса «Папа, мама, я - спортивная семья», проведение ежегодного турнира «Дети против наркотиков», проведение соревнований для детей с ограниченными возможностями, участие в «Кроссе Наций» и «Лыжне России».

Очевидно то, что задача школы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни, адаптации их к современным социально-экономическим условиям предполагает не только сохранение здоровья, но и формирование у них культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями в области здоровья. Поэтому в СШ большое внимание уделяется здоровьеформирующим образовательным технологиям. С целью их реализации проводятся лекции: «Здоровое питание», «Режим дня», «Личная гигиена спортсмена», «О вреде табакокурения, алкоголя и наркотиков». Кроме того, в спортивной школе проводится большая просветительская работа  с родителями: беседы, консультации специалистов по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья,  профилактике вредных привычек.

В комплексном воздействии здоровьесберегающих мероприятий используются уникальные природные факторы. Во время каникул совершаются поездки в лес, на туристические базы, однодневные походы.   Экологически благоприятное месторасположение спортивно-оздоровительного лагеря «Баланкуль», уникальные условия среднегорья позволяют выполнять большой объем общей и специальной физической подготовки без вреда для здоровья. Это служит основой для достижения высоких спортивных результатов в будущем. Ежегодно в спортивно- оздоровительном лагере находятся на учебно-тренировочных сборах порядка 200 человек (это 50 % от общего числа занимающихся). Чистый воздух, купание и закаливание в озере, подвижные игры, участие в разнообразных культурных мероприятиях -все это способствует полноценному восстановлению, укреплению здоровья, адаптации детей.

.         Успешность учебной деятельности определяется не только собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать эти ресурсы в дальнейшем. В нашей школе педагоги помогают учащимся всесторонне развивать способности и познавать мир через систему ценностных ориентаций. И это определяет более высокий продуктивный уровень развития личности, её культуры.

В школе большое внимание уделяется способности выпускника в дальнейшей взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности. Давно замечено, что интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем. Одним из основных показателей функционального здоровья учащихся школы служит низкий процент заболеваемости (10% от общего числа занимающихся), высокий уровень успеваемости. Около 80% учащихся ежегодно поступают в ВУЗы, получают приглашения в команды Высшей лиги, училище олимпийского резерва г. Москвы.

Таким образом, в последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе спортивная школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни.

Библиографический список

1.Карасева Т.В.Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий //Начальная школа.2005. №11. С.75-78.

2.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технололгии. Издательство «Вако», 2004.

3.Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К.Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000. 176 с.

4.   Лях В.И., Зданевич А.А.  Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Москва , 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности управления в условиях закрытой вечерней школы в современных социально-экономических условиях. творческий отчет заместителя директора по учебно-воспитательной работе

В данной работе описан процесс  воспитания и обучения школьников в вечерней школе при исправительной колонии с учётом особенностей контингента обучаемых, поставлены цели и задачи работы образоват...

Перспективы развития профессионального образования в современных социально-экономических условиях.

Перспективы развития образования: преемственность профессионального образования...

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возроста в условиях школы - интерната"

В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе - интернате детей из числа кочевых семей...

Программа "Использование здоровьесберегающих технологий в спортивной школе"

Разработанная программа  по использованию здоровьесберегающих технологий в спортивной школе...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения и воспитания должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет...