«Развитие навыка чтения нот с листа при обучении игре на фортепиано»
методическая разработка
Навык чтения с листа всегда считался неотъемлемой частью хорошего музыкального развития. В современном мире у учащихся крайне мало свободного времени, поэтому уделить внимание чтению с листа почти не удается и учащиеся воспринимают чтение как трудоемкий процесс. Главная задача преподавателя - заложить основы для успешного чтения, независимо от способностей учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rabota.docx | 90.55 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Новосибирска
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 28»
Методическая работа на тему:
«Развитие навыка чтения нот с листа
при обучении игре на фортепиано»
Составитель: преподаватель высшей категории
по классу фортепиано
Филатова Н.А.
г. Новосибирск, 2024
Содержание
- Аннотация
- Введение
Основные различия разбора нотного текста от чтения с листа
Важность развития навыка чтения с листа
Факторы, способствующие успешному чтению с листа
Основы для успешного чтения с листа
- Освоение навыков чтения с листа в младших классах ДМШ
Чтение с листа, как чтение книги
Важные навыки
Поэтапное планирование занятий с начинающим учеником
Мотивация к чтению с листа
- Освоение навыков чтения с листа в старших классах ДМШ
Чтение с листа в различных музыкальных жанрах
Танцевальные жанры
Этюды и виртуозные пьесы
Кантилена
Полифонические жанры
Сонатная форма
- Заключение
- Список используемой литературы
#1040;ннотация
Навык чтения с листа всегда считался неотъемлемой частью хорошего музыкального развития. На светских приемах дамы часто музицировали и делали это с удовольствием и большим желанием. Однако, жизнь стремительно идёт вперёд, и сейчас чтение с листа зачастую вызывает у учеников чувства страха и паники. Этому есть простое объяснение. Раньше жизнь была очень размеренной, её ритм был значительно медленнее, чем сейчас. Зачастую, свободное музицирование было не только профессией, а также способом приятно провести свой досуг. Частая практика приводила к тому, что вскоре чтение с листа входило в привычку и получалось естественно, само собой. Как говорил известный пианист Иосиф Гофман - «лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать».
В современном мире говорить о свободном времени у учащихся не приходится. Каждая свободная минута ребёнка расписана различными кружками, занятиями, секциями и т.д. Конечно, выделить время на свободное музицирование в своё удовольствие в таких условиях крайне трудно, поэтому современные дети воспринимают чтение с листа не как досуг, а как сложный, трудоёмкий процесс. Однако, существует множество способов облегчить процесс обучения этому навыку, и задача педагога состоит в том, чтобы уделить этому достаточно времени в процессе обучения. Ведь, если заложить основы для успешного чтения с листа с самых первых занятий, независимо от способностей к быстрому чтению с листа, ученики смогут применять свои знания и делать значительные успехи в этом нелёгком для них деле.
#1042;ведение
Основные различия разбора нотного текста от чтения с листа
В педагогике есть два схожих, но в то же время разных понятия - чтение с листа и разбор нотного текста. Чтобы понять основные различия этих двух понятий, необходимо ознакомиться с их определениями. Чтение с листа - (франц. а livre ouvert) – это исполнение музыкантом на инструменте или голосом незнакомого ему произведения по его нотной записи без предварительного разучивания, в темпе и с выразительными оттенками, по возможности отвечающими пожеланиям автора и содержанию музыки1[1]. Разбор нотного текста - медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки движения для более тщательного изучения текста (Ф. Брянская. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста»).
Таким образом, становится понятно, что разбор нотного текста – это неотъемлемая часть обучения, в то время как чтение с листа - важный навык, которому, к сожалению, не всегда успевают уделить должное время. Обучаясь музыке, ученик в первую очередь обучается грамотному разбору нотного текста. Ноты, длительности, темп, оттенки, аппликатура – без этого невозможно представить ни одно музыкальное произведение. Задача ученика медленно, такт за тактом углубляясь в нотный текст, прийти к правильному его прочтению, учитывая все его составляющие. На разбор нотного текста выделяется достаточно много времени. Однако, часто, ученики пренебрежительно относятся к деталям: оттенкам, динамике, аппликатуре и т.д., что приводит к тому, что они приносят на урок «голые ноты». Задача педагога донести важность всех составляющих нотного текста, иначе как еще можно понять и передать характер произведения, который задумал его автор. При чтении с листа ученик должен научиться угадывать замысел композитора буквально с первого взгляда. Внимательность к деталям – залог успешного прочтения произведения. В отличие от разбора текста, где на изучения характера произведения даётся определённое время, при чтении с листа ученик должен суметь понять его сходу. Посмотрев на размер, тональность, темп, штрихи и динамику, ученик должен погрузиться в произведение и сразу его исполнить.
Важность развития навыка чтения с листа
Умение бегло осваивать нотный текст даёт возможности в освоении большого репертуара, что всесторонне развивает личность. Ученик, не умеющий читать с листа, выпускаясь из музыкальной школы, с большой вероятностью, растеряет полученные знания. Ведь у него не будет желания и стимула изучать новые произведения. Навык чтения с листа помогает ученику стать музыкантом. Столько новых красивых произведений можно охватить, если не бояться столкнуться со сложностями! За время обучения репертуар учеников достаточно ограничен, не всегда это те произведения, к которым лежит душа, т.к. педагоги в музыкальных школах имеют определенные рамки при подборе программы, которые ограничивают свободу в выборе произведений. Бытует мнение, что хорошее чтение с листа возможно лишь при наличии способностей, таланта, заложенного в ребёнке от природы. В действительности, кому-то навык чтения с листа даётся легче, кому-то сложнее, зависит же это от совокупности разных факторов. Бывает, ребёнок недостаточно сосредоточен, ему сложно сфокусировать своё внимание, причем это может касаться всех сфер его жизни. Такому ребёнку обучение чтению с листа просто необходимо. Научившись удерживать внимание в одной сфере, ребёнок учиться справляться с этим и во всех остальных. Помимо сосредоточения, внимательности и ответственности, чтение с листа развивает в ученике уверенность в себе, творческий потенциал, музыкальность, цельность мышления, умение смотреть вперёд и удерживать внимание на длительный период времени. Всё это как нельзя лучше сказывается на общем развитии ребёнка. Кроме того, ученик, наученный хорошему чтению с листа, погружается в занятия с удовольствием, в то время как ученик, не владеющий данным навыком, преодолевает дополнительные сложности, что приводит к тому, что процесс обучения вызывает негативные эмоции. Таким образом, навык чтения с листа необходим как для обучения музыке, для облегчения учебных процессов и получения удовольствия от занятий, так и для общего всестороннего развития ученика.
Факторы, способствующие успешному чтению с листа
Можно выделить факторы, влияющие на успешное чтение с листа:
1. Способности от природы. Часто можно встретить учеников, которым не составляет никакого труда прочитать с листа любое произведение. Как правило, их мозг справляется с быстрым анализом нотного текста, уверенность в своих силах не даёт места страху, а природная музыкальность помогает в правильном прочтении характера произведения.
2. Частая практика. Даже при отсутствии врождённых способностей к чтению с листа, частая практика помогает ученикам довести процесс чтения с листа до автоматизма. Мозг учиться быстрому анализу текста, частая практика придаёт уверенности, что опять же вытесняет страх.
3. Основы, заложенные педагогом с самого начала обучения. При отсутствии врождённых способностей, а также частой практики, ученик, в котором с детства заложены основы чтения с листа, также может успешно справляться с данным навыком.
Основы для успешного чтения с листа
Правильно заложенные в начале обучения основы значительно облегчают в дальнейшем процесс чтения с листа. Любое произведение состоит из многих составляющих: нот, ритма, темпа, динамики, штрихов и т.д. С самых азов обучения педагог должен научить ученика грамотному анализу – это главное правило для успешного чтения с листа. К такому анализу относится множество факторов, вот основные из них:
1. Умение отличить различные жанры. От жанра зависит характер произведения, а соответственно и его темп.
2. Знание тональностей и ключевых знаков. Ученик, быстро ориентирующийся в ключевых знаках, будет свободнее себя чувствовать в определённой тональности.
3. Знание иностранных терминов. Знание терминов позволяет определить темп, динамику и характер произведений.
4. Умение правильно считать, разбираться в ритме. Верный счёт позволяет быстро выделять различные ритмические рисунки, что способствуем упрощению нового материала.
5. Знание основных правил аппликатуры. Чаще всего, использование неверной аппликатуры приводит к неправильному тексту, т. к. в основном в произведениях используются максимально естественные, удобные пальцы, текст как бы «под рукой».
6. Знание гармонических оборотов. Умение быстро выискивать в нотном тексте знакомые гармонические обороты облегчает процесс чтения с листа.
7. Умение находить секвенции. Нахождение секвенций также уменьшает количество незнакомого нотного текста.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что успешное чтение с листа складывается из совокупности многих факторов.
3. Освоение навыков чтения с листа в младших классах ДМШ
Чтение с листа, как чтение книги
Чтение с листа подобно чтению книги. На самых первых этапах начинающие ученики видят отдельные буквы, постепенно складывая их в слоги, затем в слова и, наконец в целые фразы и предложения. Однако, в отличие от чтения книг, чтение с листа процесс более трудоёмкий и требует от ученика специального развития музыкальных способностей: внутреннего слуха, музыкально-слуховых представлений, овладения техникой игры на инструменте. Схожий процесс предугадывания дальнейшего текста, будь то книжный или нотный текст, тесно связан с пониманием и осмыслением читающего. Поэтому крайне важно, чтобы стремление к скорости не влияло на понимание. «Быстрота чтения должна развиваться сообразно с быстротой понимания.» (с) К. Д. Ушинский. В любом языке владение готовыми конструкциями помогает в разговоре и быстром восприятии текста. Музыкальный язык не является исключением. Чем больше в арсенале ученика готовых конструкций (это могут быть гармонические обороты, фактурные рисунки, ритмические формулы, аппликатурные правила), тем легче ему вычленять их в нотном тексте, облегчая процесс его исполнения.
Важные навыки
Очень важно научить ребенка при чтении с листа смотреть вперед, видеть графически, т.е. добиваться прямой связи: увидеть ноту – нажать на клавишу, не вспоминая, как называется эта нота. Ошибки, которые допускает ученик при чтении с листа, чаще всего происходят из-за недостаточной музыкальной грамотности. Помимо знания нот, важно научить ученика взаимосвязи их между собой, т. е. видеть каждую ноту в её связи с предыдущей. Это позволит значительно ускорить прочтение нотного текста. Для этого можно использовать различные упражнения, например, при исполнение музыкальных отрывков проговаривать название каждого звука и на сколько ступеней этот звук выше или ниже предыдущего. Ещё одним важным для чтения с листа навыком на всех этапах обучения является навык игры «вслепую», т. е. не глядя на руки. При чтении с листа у исполнителя просто нет времени, чтобы переносить взгляд с нот на руки и обратно, он должен уметь брать ноты наощупь, интуитивно. Учить «слепой» игре можно играя гаммы, различные позиционные упражнения, исполняя их различными штрихами. По совету Ф.Э. Баха, можно время от времени играть без света, в темноте.
Поэтапное планирование занятий с начинающим учеником
Навык чтения с листа всегда закладывается в начале обучения. Задача педагога оснастить ученика так, чтобы к концу первого года обучения чтение незнакомого нотного текста являлась для него интересным и посильным занятием. Поэтому необходимо уделять данному занятию достаточное количество времени на каждом уроке. Кроме того, рекомендуется задавать ученику домашнее задание, связанное с самостоятельным освоением простейшего нотного текста для того, чтобы оттачивать и закреплять знания, приобретённые на уроке. Чтение с листа невозможно без успешного освоения нотной грамоты. Для начинающего ученика это: крепко выученные названия нот и их написание в трех октавах (малой, первой, второй), а также умение правильно считать, желательно вслух. Когда эти навыки будут приобретены, можно начинать первые занятия по чтению с листа. В качестве нотных примеров можно использовать простейшие номера из хрестоматий для начинающих музыкантов, а также можно самим сочинять для ребёнка простые четырёх - тактовые построения. Нотный текст должен быть написан в первой октаве, в тональностях без знаков (до мажор и ля минор натуральный), движение мелодии поступенное, без скачков, а ритм простейший, состоящий из комбинаций двух видов длительностей - четвертей и половинных, либо четвертей и восьмых. Целесообразно в сочинениях использовать повторы. Данные мелодии исполняются правой рукой. Под каждой нотой следует подписать аппликатуру (нумерацию пальцев). Необходимо обратить внимание ученика на то, что поступенные мелодии играются без пропуска пальцев. После того, как произведение будет исполнено учеником (успешно или не очень), можно предложить ему самостоятельно проанализировать его. Анализ должен содержать следующие моменты: куда движется мелодия, какие длительности использованы, есть ли повторы, каков характер произведения (минорные – грустные, мажорные – веселые). После чего можно предложить ученику придумать название для музыкального отрывка. Два-три таких отрывка можно задать ему в качестве самостоятельного разбора, причём подчеркнуть, что произведение играется целиком, от начала до конца без остановок, ошибки не исправляются и счёт идёт вслух. Когда подобные задания будут выполняться учеником с лёгкостью и без страха, их можно начинать усложнять. А именно:
1. Поступенное движение кое-где заменяется скачкообразным, для начала на интервал терции (через ноту).
2. Вместо четырёх тактов предлагается восемь.
3. Помимо правой руки подключается левая, но не одновременно, а чередуя.
4. Проставляется элементарная динамика - Forte (громко) и piano (тихо). 5. Постепенно в ритм добавляются третий вид длительностей. На этом этапе необходимо обратить внимание ученика на взаимосвязь пропуска ноты и пропуска пальцев.
Со временем, музыкальные отрывки всё более усложняются. Используются тональности с 1-2 знаками и ноты малой и второй октав. При условии стабильности процесса, к концу первого полугодия ученик должен быть в состоянии сыграть одноголосную восьми-тактовую мелодию распределённую между двумя руками, просчитать её вслух во время исполнения, выполнить оттенки и простейшие штрихи – легато (связно), нон легато (не связно) и стаккато (отрывисто) и исполнить всё верной аппликатурой, предложенной педагогом. Во втором полугодии задачи чтения с листа усложняются. Необходимо плавно перейти к чтению с листа двумя руками. Для многих учащихся этот процесс очень сложен, они испытывают страх от необходимости следить сразу за двумя руками. И тут педагог может помочь, предложив следующий алгоритм действий: вначале всегда читается левая рука такта, за ней уже правая, то есть используется метод «от баса к верхушке». Крайне целесообразно, чтобы ученик проговаривал в медленном темпе названия нот именно в этом порядке – левая-правая. Там, где в левой руке несколько нот, они проговариваются каждая поочерёдно, начиная с нижней. В качестве примера можно привести Колыбельную И. Филиппа: Проговаривать её нужно следующим образом: «соль ре ре си, ре си, соль ре ля си до ля си соль, соль ре ре си, ре си, соль ре ля до си ля соль» и т.п. Таким образом у ученика имеется чёткий план действия, который лишает его ненужных волнений, суеты и неуверенности в себе. Вне всякого сомнения, становится ясным, что для успеха подобного алгоритма необходимо идеальное знание нот в обоих ключах, т.к. времени на раздумья и подсчёт не остаётся. Ученику следует объяснить аналогию с замедленной съёмкой фигурного катания или спортивных соревнований, где каждый элемент представлен в мельчайших деталях. Также, как и в первом полугодии, после исполнения произведения с листа ученик должен тщательно проанализировать его. При этом, требования к этому анализу всё более усложняются. Помимо тональности, размера, характера произведения ученик должен различать мелодию и аккомпанемент, знать основные виды аккомпанементов (аккордовый, арпеджио, бас – аккорд), видеть и понимать основные гармонические функции (тоника, доминанта, субдоминанта). Можно познакомить ученика с понятием каденционных оборотов в структуре восьмитактового периода. Каденционный оборот – это мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период.
Особое внимание следует уделить подбору репертуара для чтения с листа. Теперь педагогу нет необходимости сочинять для ученика музыкальные отрывки, можно воспользоваться простейшими пьесами для двух рук из нотных сборников для начинающих учеников (Милич, Николаев, Артоболевская и др.). Произведения должны быть в жанре этюдов и пьес гомофонно-гармонического склада в тональностях до двух знаков. Полифонические произведения для чтения с листа в младших классах не используются. К концу второго полугодия замедленные темпы, в которых начиналась работа над упражнениями должны постепенно приблизиться к средним. То же самое и с проговариванием нот в обеих руках: это проговаривание должно постепенно стать быстрым. Очень полезно для этого провести аналогию со скороговорками. Для того, чтобы выговорить сложное слово, нужно разделить его на маленькие фрагменты и проговорить каждый из них. Можно таким образом в качестве примера даже выучить несколько скороговорок с учеником.
Основная работа по закладыванию навыков для успешного чтения с листа происходит в первом классе, и к его окончанию, начинать или заканчивать урок с чтения с листа должно стать традицией. Второй и третий год обучения посвящены закреплению навыков, приобретённых в первом классе. Примеры для чтения с листа могут становиться более сложными: это различные танцы, польки, вальсы, лендлеры. Их следует играть в указанных композитором темпах, с оттенками, стремясь к тому, чтобы аккомпанемент был тише мелодии. Поправки и повторы следует исключить, а ученика приучить к тому, чтобы несмотря на ошибки он двигался дальше, сохраняя основную мелодию. Полифонические произведения по-прежнему исключены. Основная задача второго и третьего года обучения состоит в том, чтобы добиться автоматизма и совершенства в усвоенных ранее навыках.
Мотивация к чтению с листа
Опытный педагог должен замотивировать ученика читать с листа дома ежедневно. Для этого можно применить несколько способов стимуляции. Как вариант, устраивать в классе раз в четверти конкурс между учениками на лучшее чтение с листа. Стремление одержать победу как нельзя лучше влияет на ученика в плане домашних занятий. Помимо этого, можно устраивать чтение с листа в ансамблях, с педагогом, либо с другим учащимся. Партии необходимо чередовать. Общая ответственность за исполняемое произведение также подталкивает ученика к прилежным старательным занятиям. Еще один способ ненавязчиво, исподволь подтолкнуть ученика к домашнему чтению с листа заключается в следующем: ребёнку на домашний разбор задаётся не одно произведение определённого жанра, а несколько, три – четыре, с возможностью выбора. Это позволяет ученику чувствовать себя самостоятельным, прибавляет ответственности, расширяет кругозор. На уроке ребёнка следует спросить, почему он остановил свой выбор на той или иной вещи.
4. Освоение навыков чтения с листа в старших классах ДМШ
Чтение с листа в различных музыкальных жанрах
Если в младших классах закладывались базовые и технические основы для беспрепятственного прочтения по нотам незнакомого текста, то в старших классах чтение с листа приобретает исключительно творческий характер. Учащиеся в полной мере должны почувствовать всё удовольствие и удовлетворение от самостоятельного усвоения музыкального материала. Причём, это освоение не связано с долгими мучительными часами домашнего разбора, а, напротив, даёт возможность быстро и легко познакомиться с самыми разнообразными шедеврами мирового музыкального творчества. В старших классах ученик должен знать и понимать, что различные музыкальные жанры требуют и различного подхода к ним, что для того, чтобы освоить то или иное произведение с листа, не уча его специально, необходимо применять целый комплекс приёмов. Этим приёмам их должен обучить преподаватель.
Танцевальные жанры
Каждый жанр имеет свои специфические особенности. Взять, к примеру танцевальные жанры: польки, мазурки, вальсы, полонезы и т.д. Зная особенности каждого из них, ученик существенно экономит время и силы при прочтении их с листа, т.к. заранее предвосхищает характер исполняемого произведения, как бы предслышит его. Основные особенности – это размер (в каждом танце он свой), темп и характер, своеобразный ритмический рисунок, присущий каждому танцу, а также характерная для него динамика. Взять, к примеру вальс. Трёхдольный размер, плавное течение мелодии, умеренная динамика. Характер вальса, как правило, лирический. В противовес ему можно поставить польку. Задорная, подвижная, с динамикой, основанной на контрастах - Forte и Piano, в двухдольном размере, с преобладанием штриха стаккато. Ещё один танец – полонез. Имеет торжественный характер, тяжеловесное аккордовое сопровождение, умеренный темп, трёхдольный размер и характерный ритмический рисунок. Мазурка совсем другой танец. Достаточно подвижный темп, пунктирное дробление первой доли, быстро сменяющаяся динамика, задорный, часто весёлый характер. Еще один танцевальный жанр, часто звучащий в фортепианной музыке это марш. Марши бывают разные, торжественные или похоронные, но это всегда шествие. С французского языка слово марш переводится как ходьба. Ключевым моментом для успешного исполнения произведения танцевального жанра с листа является умение видеть танцевальную фактуру, собирать её мысленно в одну гармонию от баса. Для этого с учеником следует дополнительно заниматься гармоническим анализом и даже познакомить его с основами гармонического четырёхголосия, чтобы он понимал такие понятия как бас, мелодическое положение, тесное, широкое расположение аккордов.
Главная особенность в исполнении танцевальной фактуры является в том, что для успешного исполнения произведения, лишённого ошибок и остановок, допускается упрощение аккордов, плохо читаемые ноты можно опустить, уделив основное внимание басу и гармонии в целом. Это очень большое искусство и, достигший этого ученик, уже является своего рода профессионалом. Очень помогает гармонический анализ произведений, заданных на дом, игра цепочек и гармонических оборотов (если позволяют возможности ученика, то, в четырёхголосии). Конечно, основополагающим фактором здесь является наличие у ученика хорошего музыкального слуха, но даже при его отсутствии, теоретические знания позволяют легко оперировать любыми фактурами.
Этюды и виртуозные пьесы
Следующая категория для освоения чтения с листа – это этюды и виртуозные пьесы. Здесь перед учеником ставятся совсем иные задачи. Основное внимание уделяется той руке, которая содержит быстрые фигурации. Как правило, аккомпанемент в этюдах достаточно прост и представляет из себя чередование различных аккордов. А вот исполнение второй руки представляет определённую сложность. Здесь важно умение быстро схватить взглядом и проанализировать конструкцию, из которой состоят фигурации. Как правило, это либо гаммообразные пассажи различного направления, либо арпеджио – прямые или ломаные, либо чередование мелодических интервалов. Большим облегчением при игре этюдов является их свойство содержать в себе многократные повторы изложенных вначале фигураций. Таким образом, если этюд начинается с гаммообразного движения, скорее всего он весь будет состоять из этого движения. Задача ученика изучить как можно больше этюдов, чтобы ознакомиться с большим количеством различных фигураций и научиться быстро находить среди них закономерность. Виртуозные пьесы, как правило, похожи на этюды. Трудность их исполнения заключается в том, что нужно успевать следить за художественным содержанием, заложенным композитором в пьесу. Также в пьесах часто присутствует педализация, поэтому ученик должен в совершенстве ей владеть, знать основные её виды, а именно: прямую и запаздывающую.
Кантилена
Достаточно сложным для исполнения с листа жанром является кантилена. Внимание ученика должно быть распределено поровну между красивой певучей мелодией в правой руке и сложным гармоническим аккомпанементом в левой. Ученик должен знать о преобладании штриха легато в кантиленной музыке. Мелодия таких произведений, как правило, плавная, без резких штрихов и скачков. Очень важно вести правильную фразировку, чтобы донести характер произведения, задуманный автором. В кантиленной музыке очень важен звук и певучесть, так как само слово кантилена с итальянского языка переводится как песенка, а с латинского, как пение. Даже если при чтении с листа в произведениях кантилены ученик допускает множество ошибок, певучая игра с фразировкой и красивым звуком помогает скрыть все остальные недочёты.
Полифонические жанры
Полифонические жанры не рекомендуется брать для чтения с листа, однако, если всё же педагог использует их, надо перед этим ознакомить ученика с их спецификой. Важной особенностью полифонических произведений является наличие нескольких самостоятельных голосов. Важно уделить внимание каждому. При чтении с листа полифонических фуг ученик должен знать правила их написания. Педагог должен провести предварительный грамотный разбор и анализ. Простая фуга состоит из экспозиции и свободной части. В экспозиции проводятся поочередно темы во всех голосах. Сначала в тональности тоники, затем – тональный ответ, в тональности доминанты. Во время тонального ответа, в первом голосе проводится противосложение, в противовес второму голосу. Количество проведений тем в экспозиции должно быть не меньше, чем голосов в фуге, а бывает даже и больше, когда включены дополнительные проведения. Между темами может звучать интермедия - раздел, в котором тема не звучит полностью ни в одном из голосов. Свободная часть должна присутствовать в любой фуге. Она также состоит из проведений тем, противосложений и интермедий. Отличие от экспозиции состоит в отсутствии обязательных правил проведения тем, их очередности, тональности и количестве. В свободной части нет понятия «тональный ответ», как в экспозиции, такое проведение темы называется тоже темой. Хорошее знание структуры полифонической фуги помогает ученику предвидеть ход событий при чтении её с листа. Перед началом исполнения ученик должен проглядеть нотный текст, найти тему, найти противосложение и примерно увидеть, где какой раздел.
Сонатная форма
Знание жанра сонатная форма должно подразумевать под собой знание её структуры, для этого педагог должен уделить несколько уроков подробному разбору основных её разделов. Как и фуга, сонатная форма начинается с экспозиции. В ней проводятся четыре темы - главная партия, связующая партия, побочная партия и заключительная. Главная партия проводится в тональности тоники, побочная - в тональности доминанты. Дальше следует раздел «разработка». В этом разделе темы, изложенные в экспозиции, получают своё развитие, как бы разрабатываются. И, наконец, третий раздел - реприза. Её особенностью является то, что все темы из экспозиции повторяются в точно таком же порядке, но при этом все они проводятся в основной тональности, в тонической. Главная партия всегда контрастна побочной, по характеру она чаще активная, задорная или воинствующая, в то время как побочная либо лирическая, либо печальная. Очень важно знание музыкальных терминов, ведь именно с их помощью можно глубже понять характер произведения, темп, динамику. Подводя итог, можно сказать, что основная разница при обучении чтению с листа младших и старших классов заключается в том, что в младших классах закладываются базовые основы для освоения данного навыка, в то время как в старших классах ученики, опираясь на эти основы, должны привнести в музыку краски, эмоции, сделать её живой. А чтобы добиться этого, необходимо очень хорошо разбираться в различных по жанрам музыкальных произведениях, зная их особенности, строение, фактуру, передавая именно то настроение, которое задумал автор.
Заключение
Умение читать ноты с листа облегчает образовательный процесс для
учащегося в детской школе искусств, создает предпосылки для желания
музицировать, тем самым расширяет его кругозор и поддерживает интерес к
занятиям, что очень важно сохранить и по окончании обучения в ДШИ.
Формирование навыка чтения нотного текста тесно взаимосвязано с музыкально-пианистическим развитием ребёнка.
Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения пианиста. Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и на конечный результат воспитания юного музыканта.
Успех работы по развитию навыка чтения с листа зависит от
следующих условий и факторов:
- регулярности и систематичности занятий по чтению с листа;
- хорошо подобранного (интересного и разнообразного) репертуара для
чтения нот с листа, не превышающего по своей сложности уровень способностей и подготовленности данного ученика;
- хорошей теоретической подготовки ученика;
- развития внутренних слуховых представлений.
Важно помнить, что детское внимание активно первые 20-25 минут урока. Целесообразнее заниматься чтением с листа в первой части урока, уделяя не более 5-7 минут. Ученику всегда должно быть интересно и легко, только тогда он доволен и с нетерпением ждёт следующего урока. Кроме того, нужно помнить о том, что дети думают медленнее, не нужно их дёргать,
торопить с ответом, и уж тем более – не отвечать за них. Принуждение к
спешке с ответом ведёт к беспокойству, заставляет ребёнка нервничать, а ведь цель начального обучения – заинтересовать музыкой.
Литература
#1040;кадемик URL: #1063;тение?ysclid=lajup34bcl9367043
85
2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в
первые годы обучения пианиста. – М.: ООО Издательский дом «Классика
XXI», 2005. – 68 с.
3. Муллер Ю. Навык чтения с листа, его значение и методы развития на
начальном этапе обучения. URL:
4. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков /
А.Шмидт-Шкловская – Ленинград.: Музыка, 1985. – 70 с.
6. Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа. URL:
/Верхолаз%20Р.%20А.%20Вопросы%20методики%20чтения%20с%20листа%
20%281960%
7. Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано.
Игровой курс. – Москва, 2007, Классика XXI. – 99 с.
8. Копылова Л.В. Чтение с листа как форма работы младшего
школьника в классе специального фортепиано.
9. Информио. Жанры фортепианной танцевальной музыки. URL:
tancevalnoi-muzyki?ysclid=lazvxazznx713464198
10. Москаленко Н. А. Методика изучения фортепианной канилены. Лекция
по курсу методики обучения игре на фортепиано, Новосибирск, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано»
Открытый урок по специальности фортепиано...
Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано
Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...
Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку
Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек обогащается н...
Методическая разработка «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»
Данная разработка необходима для работы с учащимися младшего школьного возраста для обучения игре на фортепиано....
Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ
Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ...
«Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ»
laquo;Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ»...
«Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ
laquo;Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ...