Рабочая программа по психологии (социальное, духовно-нравственное направление). Индивидуальное обучение. 11 кл.
рабочая программа (11 класс)

Жутикова Любовь Сергеевна

Целью программы является - формирование психологической культуры и социальной компетентности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_psihologii_individualnoe_obuchenie_11_kl_2023-2024.docx100.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психологии
(социальное, духовно-нравственное направление)

Индивидуальное обучение

11а класс
(среднее общее образование)

Количество часов: 17

Программа составлена на основе

программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, программы учебного курса «Психология для старшеклассников. Психология общения» (11 класс).

Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусовой

Составитель:

Жутикова Л.С.,
педагог-психолог
МБОУ гимназии

г. Советский

2023 – 2024 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Практическая значимость курса.

Рабочая программа психологии в 11 классе составлена на основе программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, программы учебного курса «Основы психологии для старшеклассников» (11 класс). Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусовой

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего. основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164. от 31.08.2009 № 320. от 19.10.2009 № 427. от 10.11.2011 № 2643. от 24.01.2012 № 39. от 31.01.2012 № 69. от 23.06.2015 № 609. от 07.06.2017 № 506);
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников. рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего. основного общего. среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249)
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
  • Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 «Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования»;
  • Рабочая программа по предмету Психология составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС 11 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2023 г. № 539 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2023-2024 учебный год».

Стратегическая ценность современного общества — это всеобщая доступность образования, которое ориентировано на реализацию важнейших общественных функций —развитие личности, профессионализацию и социализацию молодого поколения.  Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования. Социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни выдвигает на первый план развитие таких личностных качеств, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию. Очень важным для подрастающего поколения является понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом.

Данная программа направлена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в современном обществе.

Воспитательный потенциал предмета:

          Актуальной социальной функцией образования и воспитания является сегодня не только передача знаний подрастающему поколению, но и формирование у него позитивного отношения к непреходящим ценностям материальной и духовной культуры социума, стремление к их усвоению и приумножению.

В рамках психологической дисциплины (эффективная работа в команде, психология,

основы саморазвития личности) у обучающихся гимназии формируются универсальные компетенции, содержательные компоненты которых в том числе имеют и развивающее воспитательное значение, а именно:

  • способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
  • способность взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательной программы;
  • способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;

Применение различных методов проблемного и активного социально-психологического обучения, такие как ролевые и деловые игры, дискуссии, кейс-ситуации, тренинги, в основе которых заложен рефлексивно-деятельностный аспект и проблемный характер обучения, активизирует самостоятельность работы обучающихся.

Целью программы является - формирование психологической культуры и социальной компетентности учащихся.

Основные задачи курса:

  • вооружить подростка психологическими средствами, которые обеспечат его самопознание, саморазвитие и самореализацию;
  • способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа;
  • научить понимать чувства и мотивы поведения других людей;
  • обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению творчески преодолевать конфликты;
  • повышение уровня психолого-педагогической, духовно-нравственного уровня воспитанности обучающихся.

Место курса в базисном учебном плане: 17 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40 минут.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа к курсу «Психология» обеспечивает достижение учащимися 11 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов по развитию социальной компетентности и формированию психологической культуры

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Личностные результаты можно определить как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Личностными результатами становятся формирование и развитие:

ученик научится:

  • осознавать и развивать свои интересы, потребности, способности.
  • готовности и способности к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни,
  • самостоятельно и независимо определять жизненные цели и выбор будущей профессии.
  • осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • социальным нормам, правилам поведения, ролям и формам социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • решать проблемы на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

ученик имеет возможность научиться:

  • реализовывать уверенное поведение;
  • уметь планировать свое будущее;
  • осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва между этими областями.
  • формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ученик научится:

  • приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению конструктивно преодолевать конфликты;
  • развивать интеллектуальную сферу (общие и специальные способности, познавательной направленности и пр.); эмоциональную сферу (чувства, переживания, настроения и пр.), понимание чувств и переживаний других людей, самосознание (чувство собственного достоинства, адекватной самооценки);
  • анализировать сложные /проблемные/ психологические ситуации, находить ответы на них и оптимальный выход из конфликтных ситуаций;
  • создавать психологический портрет личности;
  • адаптироваться в учебном процессе, активизировать познавательную, поисковую и проектно - исследовательскую деятельности;
  • высказывать собственное мнение;
  • формировать собственную личностную позицию.

ученик имеет возможность научиться:

  • применять теоретические знания для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций.
  • понимать чувства и мотивы поведения других людей;
  • ориентироваться в психологической информации;
  • повысить психологические компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ученик научится:

  •  планировать свое будущее;
  • уметь планировать свое время;
  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.
  • формулировать навыки противостояния групповому давлению;
  • оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • осознавать необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;
  • реализовывать уверенное поведение;

ученик имеет возможность научиться:

  • уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;
  • принимать свою половую идентификацию;
  • уметь выстраивать партнёрские отношения со всеми субъектами образовательного процесса и социума в целом;

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

  • социальную компетентность и учет позиции других людей,
  • умение слушать и вступать в диалог,
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,
  • продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Вводный

«Прошлое нам дорого, а будущее рядом».  Письмо самому себе.

2

Слушание объяснений учителя.

Психологическая подготовка к ЕГЭ Саморегуляция

Что такое стресс. Устойчивость к стрессу. Первая помощь в острой стрессовой ситуации.  Определение уровня стрессоустойчивости личности.  Определение уровня тревожности, суицидального риска.  Первая помощь в острой стрессовой ситуации.  Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?  Психологическая готовность выпускника к государственным экзаменам. «10 правил успеха», «Универсальные рецепты для успешного выполнения тестирования (ГИА)». Как я контролирую свои эмоции. Способы преодоления трудностей.   Дерево жизни. Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье.  Психологический тренинг саморегуляции. Учимся “слушать” себя.

10

Слушание объяснений учителя,

 анализ выступлений одноклассников, проигрывание и анализ конкретных ситуаций,

выполнение тестов и последующее обсуждение результатов,

практическое задание.

Выбор профессии

Проектирование профессионального жизненного пути. Возможные затруднения при выборе профессии. Пути их преодоления. Определение профессиональной направленности учащихся («Профориентатор»)

Рефлексия по полученным результатам.

2

Слушание объяснений учителя,

 выполнение теста и последующее обсуждение результатов.

Рефлексия

Жизненное самоопределение. «Модель моей будущей жизни». «Школа – это жизненный кирпичик»

3

Практическое задание, рефлексия.

17

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Вводный.

1.1

«Прошлое нам дорого, а будущее рядом». Письмо самому себе.

2

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8bc409d0

Итого по разделу

 2

0

1

Раздел 2.  Психологическая подготовка к ЕГЭ. Саморегуляция.

2.1

Стресс. Устойчивость к стрессу. Первая помощь в острой стрессовой ситуации.      

2

0

1

https://psytests.org/test.html 

2.2.

Что такое ЕГЭ и что он значит для меня? «10 правил успеха», «Универсальные рецепты для успешного выполнения тестирования (ГИА)».

2

0

1

https://psytests.org/test.html 

2.3

Как я контролирую свои эмоции.

1

0

0

https://psytests.org/test.html 

2.4

Определение уровня стрессоустойчивости личности, уровня тревожности, суицидального риска.

2

0

2

https://onlinetestpad.com/ru/test/182090-oprosnik-silnye-storony-i-trudnosti-sst-gudmana  - ССТ Гудмана

https://psytests.org/test.html 

2.5

Способы преодоления трудностей.   Дерево жизни.

1

0

0

https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-obrazovatelnaia-programma-uchebnogo-predmeta-osnovy-pedagogiki-i-psikhologii-dlia-10-11-klassov-obshcheobrazovatelnykh-organizatsii 

2.6

Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье.

1

0

1

https://psytests.org/test.html 

2.7

Психологический тренинг саморегуляции. Учимся “слушать” себя.

1

0

0

https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-obrazovatelnaia-programma-uchebnogo-predmeta-osnovy-pedagogiki-i-psikhologii-dlia-10-11-klassov-obshcheobrazovatelnykh-organizatsii 

Итого по разделу

10

0

5

Раздел 3.  Выбор профессии

3.1

Проектирование профессионального жизненного пути.

1

0

0

https://textarchive.ru/c-2956406.html 

3.2

Определение профессиональной направленности учащихся («Профориентатор») Рефлексия по полученным результатам.

1

0

1

https://psytests.org/test.html 

Итого по разделу

2

0

1

Раздел 4.  Рефлексия

4.1

Жизненное самоопределение. «Модель моей будущей жизни».

3

0

1

https://psytests.org/test.html 

Итого по разделу

3

0

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

0

8

5. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы / урока

Кол- во часов

Дата

план

1

Вводный. «Прошлое нам дорого, а будущее рядом».

1

1

2

Письмо самому себе.

1

2

3

Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ.   Что такое стресс?

1

3

4

Определение уровня стрессоустойчивости личности.

1

4

5

Определение уровня тревожности, депрессии.

1

5

6

Первая помощь в острой стрессовой ситуации.

1

6

7

Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?

1

7

8

Психологическая готовность к государственным экзаменам

1

8

9

Универсальные рецепты успешного выполнения тестирования (ГИА).

1

9

10

Способы преодоления эмоциональных трудностей.

1

10

11

Дерево жизни. Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье.

1

11

12

Проектирование профессионального жизненного пути.

1

12

13

Определение профессиональной направленности учащихся («Профориентатор»)

1

13

14

Рефлексия по полученным результатам.

1

14

15

Жизненное самоопределение.

1

15

16

Модель моей будущей жизни.

1

16

17

Рефлексия. «Школа – это жизненный кирпичик»

1

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...