Рабочая программа по психологии (социальное, духовно-нравственное направление). Индивидуальное обучение. 11 кл.
рабочая программа (11 класс)
Целью программы является - формирование психологической культуры и социальной компетентности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_psihologii_individualnoe_obuchenie_11_kl_2023-2024.docx | 100.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по психологии
(социальное, духовно-нравственное направление)
Индивидуальное обучение
11а класс
(среднее общее образование)
Количество часов: 17
Программа составлена на основе
программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, программы учебного курса «Психология для старшеклассников. Психология общения» (11 класс).
Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусовой
Составитель:
Жутикова Л.С.,
педагог-психолог
МБОУ гимназии
г. Советский
2023 – 2024 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Практическая значимость курса.
Рабочая программа психологии в 11 классе составлена на основе программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, программы учебного курса «Основы психологии для старшеклассников» (11 класс). Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусовой
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего. основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164. от 31.08.2009 № 320. от 19.10.2009 № 427. от 10.11.2011 № 2643. от 24.01.2012 № 39. от 31.01.2012 № 69. от 23.06.2015 № 609. от 07.06.2017 № 506);
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников. рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего. основного общего. среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249)
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
- Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 «Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования»;
- Рабочая программа по предмету Психология составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС 11 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2023 г. № 539 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2023-2024 учебный год».
Стратегическая ценность современного общества — это всеобщая доступность образования, которое ориентировано на реализацию важнейших общественных функций —развитие личности, профессионализацию и социализацию молодого поколения. Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования. Социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни выдвигает на первый план развитие таких личностных качеств, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию. Очень важным для подрастающего поколения является понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом.
Данная программа направлена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в современном обществе.
Воспитательный потенциал предмета:
Актуальной социальной функцией образования и воспитания является сегодня не только передача знаний подрастающему поколению, но и формирование у него позитивного отношения к непреходящим ценностям материальной и духовной культуры социума, стремление к их усвоению и приумножению.
В рамках психологической дисциплины (эффективная работа в команде, психология,
основы саморазвития личности) у обучающихся гимназии формируются универсальные компетенции, содержательные компоненты которых в том числе имеют и развивающее воспитательное значение, а именно:
- способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
- способность взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательной программы;
- способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
Применение различных методов проблемного и активного социально-психологического обучения, такие как ролевые и деловые игры, дискуссии, кейс-ситуации, тренинги, в основе которых заложен рефлексивно-деятельностный аспект и проблемный характер обучения, активизирует самостоятельность работы обучающихся.
Целью программы является - формирование психологической культуры и социальной компетентности учащихся.
Основные задачи курса:
- вооружить подростка психологическими средствами, которые обеспечат его самопознание, саморазвитие и самореализацию;
- способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа;
- научить понимать чувства и мотивы поведения других людей;
- обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению творчески преодолевать конфликты;
- повышение уровня психолого-педагогической, духовно-нравственного уровня воспитанности обучающихся.
Место курса в базисном учебном плане: 17 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40 минут.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа к курсу «Психология» обеспечивает достижение учащимися 11 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов по развитию социальной компетентности и формированию психологической культуры
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты можно определить как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Личностными результатами становятся формирование и развитие:
ученик научится:
- осознавать и развивать свои интересы, потребности, способности.
- готовности и способности к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни,
- самостоятельно и независимо определять жизненные цели и выбор будущей профессии.
- осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- социальным нормам, правилам поведения, ролям и формам социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- решать проблемы на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
ученик имеет возможность научиться:
- реализовывать уверенное поведение;
- уметь планировать свое будущее;
- осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва между этими областями.
- формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ученик научится:
- приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению конструктивно преодолевать конфликты;
- развивать интеллектуальную сферу (общие и специальные способности, познавательной направленности и пр.); эмоциональную сферу (чувства, переживания, настроения и пр.), понимание чувств и переживаний других людей, самосознание (чувство собственного достоинства, адекватной самооценки);
- анализировать сложные /проблемные/ психологические ситуации, находить ответы на них и оптимальный выход из конфликтных ситуаций;
- создавать психологический портрет личности;
- адаптироваться в учебном процессе, активизировать познавательную, поисковую и проектно - исследовательскую деятельности;
- высказывать собственное мнение;
- формировать собственную личностную позицию.
ученик имеет возможность научиться:
- применять теоретические знания для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций.
- понимать чувства и мотивы поведения других людей;
- ориентироваться в психологической информации;
- повысить психологические компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ученик научится:
- планировать свое будущее;
- уметь планировать свое время;
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.
- формулировать навыки противостояния групповому давлению;
- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- осознавать необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;
- реализовывать уверенное поведение;
ученик имеет возможность научиться:
- уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;
- принимать свою половую идентификацию;
- уметь выстраивать партнёрские отношения со всеми субъектами образовательного процесса и социума в целом;
Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей,
- умение слушать и вступать в диалог,
- участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Вводный | «Прошлое нам дорого, а будущее рядом». Письмо самому себе. | 2 | Слушание объяснений учителя. |
Психологическая подготовка к ЕГЭ Саморегуляция | Что такое стресс. Устойчивость к стрессу. Первая помощь в острой стрессовой ситуации. Определение уровня стрессоустойчивости личности. Определение уровня тревожности, суицидального риска. Первая помощь в острой стрессовой ситуации. Что такое ЕГЭ и что он значит для меня? Психологическая готовность выпускника к государственным экзаменам. «10 правил успеха», «Универсальные рецепты для успешного выполнения тестирования (ГИА)». Как я контролирую свои эмоции. Способы преодоления трудностей. Дерево жизни. Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье. Психологический тренинг саморегуляции. Учимся “слушать” себя. | 10 | Слушание объяснений учителя, анализ выступлений одноклассников, проигрывание и анализ конкретных ситуаций, выполнение тестов и последующее обсуждение результатов, практическое задание. |
Выбор профессии | Проектирование профессионального жизненного пути. Возможные затруднения при выборе профессии. Пути их преодоления. Определение профессиональной направленности учащихся («Профориентатор») Рефлексия по полученным результатам. | 2 | Слушание объяснений учителя, выполнение теста и последующее обсуждение результатов. |
Рефлексия | Жизненное самоопределение. «Модель моей будущей жизни». «Школа – это жизненный кирпичик» | 3 | Практическое задание, рефлексия. |
17 |
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Раздел 1. Вводный. | |||||
1.1 | «Прошлое нам дорого, а будущее рядом». Письмо самому себе. | 2 | 0 | 1 | Библиотека ЦОК |
Итого по разделу | 2 | 0 | 1 | ||
Раздел 2. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Саморегуляция. | |||||
2.1 | Стресс. Устойчивость к стрессу. Первая помощь в острой стрессовой ситуации. | 2 | 0 | 1 | |
2.2. | Что такое ЕГЭ и что он значит для меня? «10 правил успеха», «Универсальные рецепты для успешного выполнения тестирования (ГИА)». | 2 | 0 | 1 | |
2.3 | Как я контролирую свои эмоции. | 1 | 0 | 0 | |
2.4 | Определение уровня стрессоустойчивости личности, уровня тревожности, суицидального риска. | 2 | 0 | 2 | https://onlinetestpad.com/ru/test/182090-oprosnik-silnye-storony-i-trudnosti-sst-gudmana - ССТ Гудмана |
2.5 | Способы преодоления трудностей. Дерево жизни. | 1 | 0 | 0 | |
2.6 | Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье. | 1 | 0 | 1 | |
2.7 | Психологический тренинг саморегуляции. Учимся “слушать” себя. | 1 | 0 | 0 | |
Итого по разделу | 10 | 0 | 5 | ||
Раздел 3. Выбор профессии | |||||
3.1 | Проектирование профессионального жизненного пути. | 1 | 0 | 0 | |
3.2 | Определение профессиональной направленности учащихся («Профориентатор») Рефлексия по полученным результатам. | 1 | 0 | 1 | |
Итого по разделу | 2 | 0 | 1 | ||
Раздел 4. Рефлексия | |||||
4.1 | Жизненное самоопределение. «Модель моей будущей жизни». | 3 | 0 | 1 | |
Итого по разделу | 3 | 0 | 1 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 8 |
5. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы / урока | Кол- во часов | Дата |
план | |||
1 | Вводный. «Прошлое нам дорого, а будущее рядом». | 1 | 1 |
2 | Письмо самому себе. | 1 | 2 |
3 | Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ. Что такое стресс? | 1 | 3 |
4 | Определение уровня стрессоустойчивости личности. | 1 | 4 |
5 | Определение уровня тревожности, депрессии. | 1 | 5 |
6 | Первая помощь в острой стрессовой ситуации. | 1 | 6 |
7 | Что такое ЕГЭ и что он значит для меня? | 1 | 7 |
8 | Психологическая готовность к государственным экзаменам | 1 | 8 |
9 | Универсальные рецепты успешного выполнения тестирования (ГИА). | 1 | 9 |
10 | Способы преодоления эмоциональных трудностей. | 1 | 10 |
11 | Дерево жизни. Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье. | 1 | 11 |
12 | Проектирование профессионального жизненного пути. | 1 | 12 |
13 | Определение профессиональной направленности учащихся («Профориентатор») | 1 | 13 |
14 | Рефлексия по полученным результатам. | 1 | 14 |
15 | Жизненное самоопределение. | 1 | 15 |
16 | Модель моей будущей жизни. | 1 | 16 |
17 | Рефлексия. «Школа – это жизненный кирпичик» | 1 | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...