Методическое сообщение «Даргомыжский, истоки»
материал
Алексаедр Сергеевич Даргомыжский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novichkovoy_n.v._att_dargomyzhskiy_.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Вяземская детская школа искусств им. А.С. Даргомыжского
Методическое сообщение
Тема: «Даргомыжский, истоки»
Автор:
преподаватель Вяземской
ДШИ им. А.С. Даргомыжского
Новичкова Н.В.
Вязьма 2023г.
А.С.Даргомыжский, младший современник, друг и последователь М.И.Глинки, один из тех композиторов, чье творчество составляет гордость отечественной культуры.
Имя Даргомыжского тесно связано с Вяземской землей. В родовом имении матери в с. Твердуново он провел детские годы. Эта связь не прерывается и по сей день. Имение Твердуново связано с историей предков А.С.Даргомыжского по материнской линии – князей Козловских, которые вели свою родословную с XIV века. Считается, что родоначальником князей Козловских был князь Василий Федорович Фоминский, который принял новую фамилию по названию вотчины на Вязьме с городком Козловым. Городок – крепость Козлов, которым владели Козловские, уже XI – XII вв. представлял собой значительное поселение и выступал соперником древней Вязьмы. Представители рода Козловских регулярно упоминаются в Переписных книгах в XVI – XVII вв., и сохранили свои владения в окрестностях Вязьмы, на землях Юхновского уезда Смоленской губернии и в XVIII - XIX вв. В сельце Твердуново семья Даргомыжских прожила 4 года – с конца 1813 по 1816 года. О жизни Даргомыжских не сохранилось точных документальных сведений. В мае 1816 года семья переехала в Смоленск, а в конце 1817 – в Санкт – Петербург. Последний период в жизни композитора, связанный со смоленскими имениями, характеризует А.С. Даргомыжского как человека с активной гражданской позицией. За несколько лет до отмены крепостного права А.С. Даргомыжский становится владельцем 400 душ крепостных в деревнях Твердуново, Ведерники в Вяземском уезде, в селе Дуброво Юхновского уезда. Сохранились свидетельства В.П. Энгельгардта о том, что композитор принимал непосредственное участие в освобождении смоленских крестьян от крепостного права. В России сейчас не существует специализированного музея, связанного с именем этого великого русского композитора. Урочище Твердуново (бывшая деревня Твердуново) в Вяземском Районе Смоленской области, принято на государственную охрану как «памятное место, где провел детство Даргомыжский Александр Сергеевич. Разработана «Концепция создания и развития музея – заповедника А.С. Даргомыжского «Твердуново»» Российским научно – исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Это место, может стать основой для создания в перспективе здесь мемориального и природно – ландшафтного музея – заповедника.
В Вяземском историко-краеведческом музее одна из экспозиций посвящена великому русскому композитору, где представлены уникальные мемориальные вещи Даргомыжского, переданные его родственниками.
Тесная связь с внучатой племянницей Эрминией Михайловной и ее сыном Андреем Рихардовичем Метсом установилась летом 1970 года, когда научные сотрудники музея побывали у них в гостях в Ленинграде.
В акте приемки от 16 марта 1970 года Андрей Рихардович собственноручно написал: «Вещи, принадлежавшие А.С.Даргомыжскому, хранившиеся в нашей семье, передаю Вяземскому историко-краеведческому музею».
Это прекрасно сохранившиеся канделябры, каминные часы, керосиновая лампа. Облик композитора воссоздает небольшой фарфоровый бюст. Интересны небольшие, расписанные в китайской манере конвертики. Посещая музыкальные и литературные салоны, Александр Сергеевич вкладывал в них визитки и приглашения.
Вот уже 42 года бережно хранятся в музее открытки и документы из семейного архива родственников.
Известные оперные певцы Ю.Ф. Платонова и Ф.П. Комиссаржевский запечатлены на снимках, сделанных в конце 19 века в Санкт-Петербурге в фотографии Везенберга, располагавшейся в доме № 55 между Чернышовым и Семеновским мостами. Они с любовью оправлены в паспорту и хранились когда-то в коллекции А.И. Молчанова, о чем говорит экслибрис на оборотной стороне.
Особый интерес и большую ценность представляет открытка, на которой запечатлен в роли Мельника из оперы «Русалка» Ф.И. Шаляпин. В верхней части стоит автограф певца, датируемый 24 января 1908 года.
Роль Князя в этой опере исполнял известный тенор Л.В.Собинов. В этой роли он изображен на открытке.
А.Р. Метс приезжая в Вязьму и посещая музей, передал большое количество нот с романсами и песнями А.С.Даргомыжского. Были изданы они до революции, в годы Великой Отечественной войны, в советский период.
В 1913 году отмечался 100-летний юбилей Александра Сергеевича. Уникальные документы об этом событии сохранились в семье благодаря бережному отношению к памяти великого композитора.
Смоленская городская Дума направила семье Даргомыжского поздравительную телеграмму, подписанную городским Головою Рачинским, в которой «с чувством глубокого благоговения» вспоминает 100-летнюю годовщину великого русского композитора, называя его смолянином.
В театральном зале Консерватории Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского Музыкального Общества в воскресенье 10 марта 1913 года был дан концерт учащихся Консерватории в память исполнившегося столетия со дня рождения А.С. Даргомыжского. В программе концерта подробно указываются фамилии учащихся, их преподавателей, исполняемые произведения. Сбор от него был направлен малообеспеченным ученикам Консерватории.
Большой интерес вызывает еще одна программа концерта М.В. Яновой, который прозвучал в Малом зале Консерватории 16 апреля 1913 года в память А.С.Даргомыжского и М.А. Балакирева.
Все эти редкие экспонаты, как документы столетней давности, особо привлекательны для посетителей.
Творчеством и биографией А.С. Даргомыжского интересовались такие исследователи, как Н. Финдейзен, М. Пекелис. В 1904 году в Санкт-Петербурге вышла книга Н. Финдейзена «Александр Сергеевич Даргомыжский. Очерк его жизни и музыкальной деятельности». Эта небольшая, но раритетная книга была подарена музею в 1982 году Вяземским краеведом Н.С.Леляновым. Сейчас она служит прекрасным дополнением экспозиции.
Активную переписку с еще одним биографом композитора М.Пекелисом в 1970-е годы вел основатель музея С.И. Борисов. В результате музею был подарен написанный к тому времени 1 том книги «Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение» изданный в 1966 году. На нем имеется автограф автора от 06.10.1969 г.
Сбор материалов о композиторе, начавшийся еще до открытия краеведческого музея, продолжается и сейчас. Коллекция пополняется нотами, афишами концертов по произведениям Даргомыжского. В этом году вяземский краевед А.Н. Пугачев передал копии документов о композиторе, найденных в Российской Национальной библиотеке, в институте русской литературы РАН.
К предстоящему юбилею Александра Сергеевича будет обновлена экспозиция, посвященная композитору. В нее войдут новые материалы, более полно раскрывающие облик «великого учителя музыкальной правды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение
Работа с начинающими в классе виолончели. Особенности, упражнения....
Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"
Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...
Методическое сообщение на РМО учителей - логопедов
В материале представлен конспект индивидуального занятия с обучающейся 2-го класса по программе для ГУО, логопедическое представление, цель и задачи, этапы занятия, самоанализ....
Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения....
Методические рекомендации "Духовные истоки Кубани 2016-2017 уч.год"
Методические рекомендации п внесению оттдельных тем в курсе кубановедения "Духовные истоки Кубани"...
Методическая разработка урока “Истоки празднований и традиций”.
Искусство (изобразительное искусство), 5 класс. Раздел I, "Древние корни народного искусства"...
Методическое сообщение "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Методические рекомендации А. Е. Майкапара"
В данном сообщении представлена история появления тетради, краткие сведения об авторах пьес и практические рекомендации А. Е. Майкапара....