Тренинг для учеников возраста 10-16 лет на тему здорового образа жизни
Цели и задачи
Основная цель – способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контро- лировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.
Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи, которые можно разделить на три группы:
1. Сообщениеновойинформации.Участники должны узнать,что такое репродуктивное
здоровье, кризисные ситуации, конфликт и его
типы, зависимость (никотиновая, алкогольная и наркотическая), ВИЧ/СПИД и т.д.
2. Формирование заинтересованного отношения к теме здоровья.Через«эмоциональ- ную включенность» участники должны сформировать собственное отношение к разным формам рискованного поведения и конструктивным способам решения проблем; по-
нять, что их здоровье - в их руках.
3. Формирование поведенческих навыков ответственного отношения к своему здоровью.
Темы занятий:
1. Искусство общения.
2. Жизненные ценности.
3. Эмоции.
4. Мужчина и женщина.
5. Разрешаем конфликты (конструктивное поведение в конфликтах).
6. Критическое мышление.
7. Курить или не курить.
8. Сопротивление давлению.
9. Наркотики: не влезай – убьет!
10. ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить.
11. Развитие характера (уверенное поведение).
12. Я абсолютно спокоен (поведение в стрессовых ситуациях).
13. Кризис: выход есть.
14. Алкоголь: мифы и реальность.
15. Мое мнение.
16. Толерантность.
17. Мое будущее. Стратегии успеха.
Каждая из тем, приведенных выше, занимает одно тренинговое занятие, продолжительность которого составляет 1,5-2 часа.
Организация досуга: дополнение к тренинговому курсу
Эта часть программы включает в себя:
z тренинги по командообразованию;
z спортивные фестивали и акции;
z проведение уличных акций и флеш-мобов;
z проектно-исследовавательскую деятельность.
Основные Принципы Общения Равных
Доброжелательность: Во- лонтер не выказывает осуждения, отрицательных эмоций по отноше- нию к другим.
Уважение: Волонтер уважает
достоинство, ценности, чувства и
мысли каждого человека.
Терпимость: Волонтер при-
нимает людей такими, какие они
есть, даже если их образ жизни,
манера одеваться, националь-
ность, взгляды, интересы отличаются от его собственных.
Внимательность: Волонтер умеет слушать и слышать других, а также замечать, слушают ли его. Иногда улыбка, жест, взгляд могут сказать больше, чем слова.
Введение в программу 9
Точность: Волонтер всегда предоставляет точную информацию, которая будет понята однозначно и не нанесет вреда участникам.
И с к р е н н о с т ь : Волонтер говорит о своих чувствах искренне, ничего не придумывая. Одна- ко он имеет право выбирать, что говорить, а что - нет. Неполная правда гораздо лучше, чем заведомая ложь.
Честность: Волонтер честно признается в том, что у него нет готового ответа на вопрос или решения проблемы. Он имеет право сказать: «В данный момент я не могу ответить на этот вопрос, но постараюсь ответ найти».
Открытость: Волонтер открыто рассказывает о целях и методах мероприятий, которые он проводит. Подростки участвуют в мероприятиях добровольно и имеют право знать о них все, прежде чем решат, принимать участие или нет.
Общие указания к основной части программы
Прежде чем приступить к самим занятиям, необходимо прочитать этот раздел. Здесь мы бу- дем говорить о том, что нужно учитывать при проведении любого тренинга из нашего курса.
Каждый наш тренинг строится по следующей схеме: Приветственное слово ведущего;
Разминка;
Блок «Вспомним все»;
Основная часть занятия;
Рефлексия всего занятия;
Итоговый вывод;
Традиционное прощание «Мы вместе».
Разминка
«С миру по нитке»
Один из участников начинает рассказ, предлагая одно предложение, затем следующий по кругу добавляет к нему свое предложение, следующий – свое, и так до тех пор, пока очередь не дойдет до начавшего. Затем кому-нибудь из группы предлагается вспомнить и рассказать все получившееся целиком. Остальные могут дополнять или поправлять рассказывающего.
«Тишина»
Группа делится на пары, одному из участников пары дается бумажка, на которой написано нетрудное задание. Пользуясь только жестами, не говоря ни слова, он должен объяснит
Основная часть тренинга
Рефлексия всего занятия
Рефлексия учит наблюдать за собой, фиксировать свои мысли, которые возникли на тренин- ге, понимать, что нового участники узнали, а что знали и так. Главное – научить участников осознавать, как менялись их чувства в процессе занятия, что они чувствуют сейчас. На первых занятиях участникам, скорее всего, это покажется сложным: они не будут знать, что говорить, и ограничатся традиционным: «Мне понравилось». Задача ведущего - научить их самонаблюдению. Ведь этот навык им очень пригодится и в жизни.
Ведущий может научить их навыку самонаблюдения при помощи следующих способов:
z При помощи вопросов
В конце занятия сядьте в круг и попросите каждого по кругу высказаться по поводу сегод- няшнего занятия. Помогите ребятам своими вопросами:
Что на сегодняшнем занятии вам показалось особенно интересным?
Какие чувства вы сейчас испытываете по поводу прошедшего занятия?
z Удовлетворенность/неудовлетворенность? z Пустоту/переполненность эмоциями?
z Радость/грусть? и т.д.
Что вам не понравилось на тренинге?
А что понравилось?
Узнали ли вы что-то новое? Что именно?
Какая информация была вам уже знакома?
Вы чему-то научились сегодня? Чему?
Что бы вы изменили в сегодняшнем занятии, если могли бы?
Чего ждете от следующего тренинга?
z При помощи наглядного метода
Для этого используйте таблицу смайликов из тренинга «Эмоции и чувства» (см. Приложение 1).
Нужно заготовить 12 карточек с рожицами без назва- ний чувств из этой таблицы. Пусть участники расска- жут о своих чувствах не словами, если им это трудно сделать, а при помощи этих карточек. Для этого они должны показать карточку, которая соответствует их эмоциональному состоянию на данный момент. Мож- но провести такую «диагностику» в начале и в конце тренинга.
После того, как все покажут карточки, вы должны озвучить словами то чувство, которому соответствует каждая карточка.
Существует также экспресс-метод проведения реф- лексии занятия. Им можно воспользоваться, если у вас будет очень мало времени. Однако постарайтесь планировать свое время так, чтобы была возможность провести рефлексию в полном объеме. Этот метод заключается в том, что вы просите сразу всех при помощи большого пальца руки (большой палец указывает вверх/вбок/вниз) показать:
z насколько им понравилось занятие:
понравилось/так себе/не понравилось; z узнали они что-то новое:
да/50х50/ нет;
z изменилось ли их эмоциональное состояние в процессе тренинга:
улучшилось/не изменилось/ухудшилось.
Итоговый вывод
Итоговый вывод так же важен, как и приветственное слово. Что вы произнесете последним, то и запомнят участники тренинга. Итак, постарайтесь грамотно резюмировать все занятие и выразить свое отношение к нему. Примеры итогового вывода приведены в тексте каждого тренинга. Но это только примерные слова. Вы можете (и мы это настоятельно рекомендуем!) их дополнить - и своими эмоциями от тренинга, и своими мыслями по поводу темы занятия.
Традиционное прощание «Мы вместе!»
У каждой группы в процессе ее существования появляются свои традиции и ритуалы. Это способствует объединению незнакомых и мало знакомых людей в единое целое. Возника- ет чувство принадлежности к чему-то очень важному, а это очень важно для подростков. Именно поэтому психологи на первом занятии часто сами подталкивают группу к придумы- ванию собственных ритуалов и символов.
Очень хорошо, если у группы будет:
z Свой талисман - некий предмет, который они будут передавать, когда захотят высказать-
ся. Это может быть мягкая игрушка, мячик, какой-то необычный предмет округлых форм
и приятный на ощупь.
z Ритуал приветствия/прощания. В качестве ритуального приветствия группа может сесть
в круг, взяться за руки и пожать их друг другу. А в конце занятия участники могут про- щаться до следующего раза, аплодируя друг другу. Или складывать руки вместе, как делали мушкетеры, и кричать: «Мы вместе!» или «Один за всех, и все за одного!». Это может быть любой девиз, который придумает сама группа.