Дополнительная общеразвивающая (общеобразовательная) программа "Открываю мир"
рабочая программа
Педагогическая целесообразность программы заключается в ее разработке с учетомпсихолого - медико - возрастных особенностей воспитанников и специфики формирования у них изобразительных умений, навыков творческой деятельности и ручного труда. Особенность программы заключается в том, что она дает возможность обучения традиционным и нетрадиционным арт-техникам изобразительной деятельности, интегрированными между собой. В основу программы «Открываю мир» положены арт техники, основанные на принципах арт - терапии и целительной силе искусства, которое является целебным, так как удовлетворяет потребность человека в самовыражении и саморегуляции. Такой подход позволяет найти для каждого воспитанника доступный вид творческой деятельности и позволяет поддерживать интерес воспитанников с ОВЗ к изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изобразительное искусство | 306.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Нормативная база
Программа художественной мастерской «Открываю мир» разработана на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от года;
- «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от №191-01-39/06-ГИ;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»
Программа имеет художественно-эстетическую направленность
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью для интерната. Занятия изобразительной деятельностью позволяют вовлечь воспитанников в творческую полезную деятельность, разнообразить их досуг, развить начальные изобразительные умения и профессиональные трудовые навыки. В том числе, знакомство с профессиями художественной направленостей: художник оформитель.
Педагогическая целесообразность программы заключается в ее разработке с учетом психолого-медико-возрастных особенностей воспитанников и специфики формирования у них изобразительных умений, навыков творческой деятельности и ручного труда. Главный акцент делается на получение воспитанниками трудовых умений и навыков, трудового сознания и активности, которые помогли бы им в дальнейшей жизни.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она дает возможность обучения традиционным и нетрадиционным арт-техникам изобразительной деятельности, интегрированными между собой. В основу программы «Открываю мир» положены арт техники, основанные на принципах арт-терапии и целительной силе искусства, которое является целебным, так как удовлетворяет потребность человека в самовыражении и саморегуляции. Такой подход позволяет найти для каждого воспитанника доступный вид творческой деятельности и позволяет поддерживать интерес воспитанников с ОВЗ к изобразительной деятельности.
Адресаты программы - воспитанники КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух». Рекомендуемый возраст детей для освоения программы 7 – 16 лет.
Срок освоения программ - программа рассчитана на 2 года обучения (160 часов)
Режим занятий - продолжительность занятия 35 - 45 минут, два раза в неделю.
Цель и задачи программы:
Цель – создание условий для знакомства с окружающим миром и формирования изобразительных умений у воспитанников интерната. Реализация программы послужит средством подготовки воспитанников к трудовой деятельности, учит их видеть красоту окружающего мира и создавать ее своими руками.
Задачи:
- формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; - развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка; - развитие изобразительных умений.
Одним из главных условий успеха обучения и развития творческих возможностей воспитанников является индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание групповых и индивидуальных форм организации на занятиях в мастерской. Численность в группе составляет до 6 человек.
- Учебно - тематический план на 2023 – 2024 год
№ | наименование раздела | Кол-во часов (всего) | Из них (кол-во часов) | Форма контроля | |
«Открываю мир» | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | 1 год обучения Введение | 80 | 9 1 | 71 3 | беседа наблюдение |
2 | Разноцветная осень | 1 | 7 | наблюдение просмотр выставка работ | |
3 | Подводный мир | - | 6 | наблюдение просмотр выставка работ | |
4 | Зимушка - зима | 1 | 8 | наблюдение просмотр выставка работ | |
5 | Праздничные хлопоты | 1 | 8 | наблюдение просмотр выставка работ | |
6 | Зимние забавы | 1 | 9 | наблюдение просмотр выставка работ | |
7 | Графика. Африканские животные | 1 | 7 | наблюдение просмотр выставка работ | |
8 | Весеннее настроение | 1 | 7 | наблюдение просмотр выставка работ | |
9 | Ура! Каникулы! | 1 | 9 | наблюдение просмотр выставка работ | |
10 | Яркие краски лета | 1 | 8 | наблюдение просмотр выставка работ | |
1 | 2 год обучения Введение | 80 | 8 1 | 72 3 | наблюдение просмотр |
2 | Осенняя пора | 1 | 7 | наблюдение просмотр выставка работ | |
3 | Кто живет на берегу? | - | 6 | наблюдение просмотр выставка работ | |
4 | Зима пришла | 1 | 9 | наблюдение просмотр выставка работ | |
5 | Любимые сказки | 1 | 7 | наблюдение просмотр выставка работ | |
6 | Зимние забавы | 1 | 10 | наблюдение просмотр выставка работ | |
7 | Графика черно – белая и цветная | 1 | 7 | наблюдение просмотр выставка работ | |
8 | Весна в моем городе | 1 | 9 | наблюдение просмотр выставка работ | |
9 | Летние приключения | - | 7 | наблюдение просмотр выставка работ | |
10 | Рассветы - закаты | 1 | 7 | наблюдение просмотр выставка работ | |
Итого: | 160 |
- 3. Содержание программы
«Открываю мир» | ||
1 год обучения | ||
Наименование раздела | Теоретические занятия | Практические занятия |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - назначение и применение инструментов и материалов для изобразительной деятельности; - изобразительные техники; - виды линий; - теплые и холодные цвета; - правила техники безопасности при работе в мастерской | - выбор материалов для работы; - выполнение рисунков цветным карандашами; - выполнение рисунков гуашью |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - печатная техника; - техника «монотипия»; - техника «тычкование»; - пейзаж; - натюрморт; - совмещение рисования и аппликации | - выполнение отпечатков листьев различной формы - выполнение оттисков в технике «монотипия»; - выполнение пейзажа; - выполнение натюрморта; - выполнение работы в совмещенной технике |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - акварель; - акварельная техника «по – сыром»; - пальчиковая техника; | - выполнение рисунка в технике акварель «по – сырому»; - выполнение рисунка пальцами |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - техника «набрызг»; - использование вспомогательных материалов в изо деятельности | - выполнение рисунка с применением техники «набрызг»; - использование скотча при выполнении работы в акварельной технике |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - орнамент, виды орнаментов; - изготовление и использование шаблонов; - трафаретная техника; - декорирование, виды материалов для декорирования | - рисование орнамента; - изготовление шаблона новогодней атрибутики; - изготовление открытки; - работа с трафаретами; - декорирование |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - графическая техника; - материалы и инструменты для графики; - техника вощения | - выполнение работ в черно – белой графики; - выполнение работы в технике вощения |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - нетрадиционные техники рисования; - экспериментальные техники рисования; - анималистические рисунки; - закрепление знаний по акварельной технике | - выполнение рисунка при помощи ладоней; - выполнение работы с использованием манной крупы; - рисование домашних животных; - закрепление практических навыков работы в акварельной технике |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - нетрадиционные техники рисования – «выдувания» и смятой бумагой; - закрепление знаний по рисованию кругового орнамента; - закрепление знаний по рисованию пейзажа | - выполнение рисунков смятой бумагой; - закрепление навыков по рисованию пейзажа; - закрепление навыков по рисованию кругового орнамента; - выполнение рисунков техникой «выдувания» |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности и ДПИ | - портрет; - декоративное панно, виды и способы оформления | - выполнение портрета своих друзей восковыми мелками; - закрепление навыка использования в работе нетрадиционных материалов |
Приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности при рисовании с натуры | - пейзаж - натюрморт - закрепление знаний по рисованию пейзажа и натюрморта с натуры | - закрепление навыков по рисованию пейзажа; - закрепление навыков по рисованию натюрморта с натуры |
2 год обучения | ||
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - материалы и инструменты для изобразительной деятельности; - каракуле графия; - основы цветоведения; - цветовой круг | - выполнение различных видов штриховок простыми карандашами; - выполнение тоновых растяжек акварелью |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - композиция; - повторение печатной и трафаретной техник; - натюрморт; - пейзаж | - выполнение отпечатков листьев различной формы - составление композиции; - закрепление навыка рисования пейзажа; - закрепление навыка рисования натюрморта; |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - акварель по сырой бумаге с солевым эффектом; - акварель по сырой бумаге с заливкой | - выполнение тоновых растяжек акварелью с использованием соли; - выполнение тоновых растяжек акварелью с последующей заливкой элементов рисунка |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - техника «набрызг»; - трафаретная техника; - анималистические рисунки | - выполнение рисунка города гуашью с использованием техники «набрызг»; - выполнение рисунка диких животных; - выполнение рисунка лесных птиц |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - черно – белая и цветная графика графика; - архитектура; - нетрадиционная техника – кляксография; - домашние птицы и животные; - травы и цветы в графике | - выполнение работ в черно – белой графике; - выполнение работы цветовой графике; - выполнение рисунка из кляксы; - рисование домашних животных |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - декоративно – прикладное искусство, виды; - декоративные игрушки из бумаги | - изготовление объемной игрушки из бумаги |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - коллаж; - совмещение изобразительных техник и коллажа | - выполнение работы в акварельной техники и коллажа; |
Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - насекомые; - закрепление знаний по рисованию пейзажа | - выполнение работ в черно – белой графике; - выполнение работы цветовой графике; - закрепление навыков по рисованию пейзажа; - закрепление навыков по рисованию натюрморта |
Приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности | - закрепление знаний по рисованию пейзажа; - закрепление знаний по рисованию архитектуры | - закрепление навыков по рисованию пейзажа; - закрепление навыков по рисованию архитектуры |
Приобретение практических умений и навыков изобразительной деятельности при рисовании с натуры | - закрепление знаний по рисованию пейзажа; - закрепление знаний по рисованию архитектуры; - закрепление знаний по рисованию натюрморта | - закрепление навыков по рисованию пейзажа с натуры; - закрепление навыков по рисованию натюрморта сс натуры |
- 4. Планируемые результаты:
При успешном освоении программы 1 года обучения воспитанники должны знать:
- инструменты и материалы для изобразительной деятельности;
- основные виды изобразительных техник.
Воспитанники должны уметь:
- организовать себе рабочее место под руководством педагога;
- осуществлять выбор художественных инструментов и материалов;
- правильно держать и пользоваться карандашом и кистью;
- владеть формообразующими движениями кисти руки;
- передавать формы предмета;
- передавать цвета предмета;
- смешивать краски;
- доводить работу до конца.
При освоении программы 2 года обучения воспитанники должны знать:
- инструменты и материалы для изобразительной деятельности;
- основные виды изобразительных техник;
- нетрадиционные арт техники;
- вспомогательные материалы для изо деятельности.
Воспитанники должны уметь:
- организовать себе рабочее место под руководством педагога;
- осуществлять выбор художественных инструментов и материалов;
- правильно держать и пользоваться карандашом и кистью;
- владеть формообразующими движениями кисти руки;
- выполнять расположение предметов на листе (композиция);
- передавать формы предмета;
- передавать цвета предмета;
- смешивать краски и получать дополнительные цвета;
- передавать в рисунке собственный замысел;
- доводить работу до конца.
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий
- 1 Календарно - учебный график
№ | Месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
теория | практика | ||||||
1 год обучения Раздел «Введение» | |||||||
1 | Сентябрь 2023 г. | Беседа рассказ практическое | 1 | 3 | Введение. Инструменты и материалы для изобразительной деятельности. Изобразительные техники. Правила техники безопасности при работе в мастерской. «Цветной ветер». Виды линий. Знакомство с акварелью. Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета. «Радуга - дуга» Знакомство с гуашью. «Цветик - семицветик». Рисование и раскрашивание ромашки. | № 42 | наблюдение |
Разноцветная осень. | |||||||
2 | Октябрь 2023 г. | беседа рассказ практическое | 1 | 7 | Печатная техника. Отпечатки листьев деревьев. Техника монотипия. «Осеннее небо» Знакомство с пейзажем. «Осенний лес». Раскрашивание фона в технике акварель по - сырому Рисование деревьев техника «тычкование». Знакомство с натюрмортом. Натюрморт «Золотые шары». Нанесение краски пакетом. Прорисовка цветка кистью «Овощи и фрукты в банке». Рисование овощей в рамках шаблона. | № 42 | Наблюдение просмотр |
Подводный мир | |||||||
3 | Ноябрь 2023 г. | беседа рассказ практическое | - | 6 | Золотая рыбка». Рисование рыбок карандашом. Раскрашивание фона акварель «по сырому» Прорисовка рыбок фломастерами. «Ракушки». Рисование ракушек карандашом. Фон акварель «по - сырому». Прорисовка ракушек «Медуза». Рисование медузы карандашом по трафарету. Раскрашивание. | № 42 | наблюдение просмотр |
Зимушка - Зима | |||||||
4 | Декабрь 2023 г. | беседа практическое | 1 | 8 | «Снегопад в городе». Техника «набрызг». Рисование домов карандашом и красками. Раскрашивание фона. Нанесение белой гуаши в технике «набрызг» Пейзаж «Березовый лес». Вспомогательные материалы. Нанесение малярного скотча. Раскрашивание фона акварелью Удаление скотча. Прорисовка стволов деревьев фломастером «Снегири прилетели». Рисование птиц карандашом Раскрашивание фона рисунка. Раскрашивание птиц, прорисовка мелких деталей. Морозные узоры. Экспериментальная техника Посещение художественной выставки | № 42 | наблюдение просмотр выставка работ |
Праздничные хлопоты | |||||||
5 | Январь 2024 г. | беседа практическое | 1 | 8 | Орнамент. Изготовление гирлянды «Варежка». Рисование орнамента на шаблоне. Раскрашивание орнамента. Сборка гирлянды. Декорирование маски Новогодний шар. Рисование шара – игрушки. Раскрашивание шара красками. Декорирование. Крепление текста и ленты. «Зимний домик». Изготовление макета. Рисование и аппликация на цветном картоне. Декорирование. Трафаретная техника. «Снежинка» Проведение выставки. | № 42 | Наблюдение просмотр |
Зимние забавы | |||||||
6 | Февраль март 2024г | беседа рассказ практическое | 1 | 9 | «Морозные узоры». Рисование манной крупой. Рисование узоров простым карандашом. Нанесение клея и крупы на контуры рисунка. «Веселые снеговики». Подготовка красок и отпечатывание ладошек. Прорисовка лиц и колпачков снеговиков. Портрет. «Веселый и грустный клоуны». Совмещение техник. Рисование веселого лица и грустного лица. «Северное сияние». Экспериментальная техника. Нанесение красок при помощи пипетки на фон. Нанесение штампа – медведь. «Кошка у окошка». Рисование окна и силуэта кошки карандашом. Раскрашивание рисунка красками Проведение выставки работ. | № 42 | наблюдение просмотр |
Графика. Африканские животные | |||||||
7 | Апрель 2024 г. | беседа рассказ практическое | 1 | 7 | Черно – белая графика. «Зебра». Выполнение рисунка карандашом. Раскрашивание черным фломастером и черной гуашью. Техника вощения. «Слон». Раскрашивание бумаги разноцветными полосами. Нанесение слоя парафина. Покрытие листа черной гуашью. Нанесение контуров рисунка по трафарету. Выскабливание рисунка. «Жираф». Графика по тонированной бумаге. Выполнение рисунка карандашом. Раскрашивание фона в технике акварель «по сырому» Прорисовка жирафа и мелких деталей. Проведение выставки работ. | № 42 | наблюдение просмотр |
8 | Весеннее настроение | ||||||
Май 2024 г. | беседа практическое дискуссия рассказ | 1 | 7 | «Ветка сирени». Рисование мятой бумагой. Экскурсия в художественный музей. «Полет на луну». Выполнение рисунка по фото. Раскрашивание красками. Раскрашивание фона рисунка. Пейзаж «Яблоневый сад». Выполнение рисунка деревьев. Раскрашивание фона. Нанесение белой гуаши сухой кистью. Орнамент. «Узор на тарелочке». Выполнение эскиза орнамента на одноразовой тарелке по образцу. Роспись орнамента акриловой краской. Проведение выставки | № 42 музей | наблюдение просмотр | |
Ура! Каникулы! | |||||||
9 | Май 2024 г. | Практическое | 1 | 9 | «Динозаврик». Открытка – трансформер. Раскрашивание деталей открытки. Склеивание деталей. Прорисовка мелких деталей. Портрет. «Мой друг». Рисование восковыми мелками. «Летние приключения». Рисунок -впечатление на свободную тему. Раскрашивание рисунка и фона красками. «Улитки». Декоративное объемное панно. Изготовление улиток из салфеток. Наклеивание улиток. Прорисовка мелких деталей. Декорирование панно «Чаепитие». Совмещение техник. Рисование кружек и чайников карандашом. Раскрашивание красками. Наклеивание вырезанных элементов на фон. | № 42 | наблюдение просмотр выставка работ |
Яркие краски лета | |||||||
10 | Июнь 2024 г. | беседа практическое | 1 | 8 | «После дождя». «Наш Енисей» «Облака». Пейзаж. Выполнение наброска карандашом. Раскрашивание красками. «Ягоды лета – малина и клубника». Утренний букет. Натюрморт. Выполнение рисунка карандашом. Раскрашивание натюрморта красками. | № 42 пленэр территория интерната | наблюдение просмотр |
1 | 2 год обучения Введение | ||||||
Сентябрь 2023 | беседа рассказ практическое | 1 | 3 | Инструменты и материалы для изобразительной деятельности. Изобразительные техники. Каракулиграфия.Виды штриховки. Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета. Выполнение тоновых растяжек. | № 42 | наблюдение просмотр | |
2 | Осенняя пора | ||||||
Сентябрь Октябрь 2023 г. | беседа практическое | 1 | 7 | Трафаретная и печатная техники. Отпечатки листьев деревьев. Рисование осенних листьев разных форм. Знакомство с пейзажем. Пейзаж – настроение «Осенний лес». Знакомство с натюрмортом. Натюрморт «Осенний урожай» Рисование овощей. Натюрморт «Осенний букет». Выполнение наброска с натуры. Рисование букета гуашью. Проведение выставки работ | № 42 | наблюдение просмотр | |
3 | Кто живет на берегу? | ||||||
Ноябрь 2023 |
рассказ практическое | - | 6 | «Тюлень». Акварель по сырой бумаге с солевым эффектом. Рисование тюленя карандашами. «Пингвин». Акварель по сырой бумаге. Заливка пингвина черной тушью. «Черепаха». Выполнение рисунка. Прорисовка деталей гелевой ручкой. Поведение выставки работ. | № 42 | наблюдение просмотр | |
4 | Зима пришла | ||||||
Декабрь 2023 г. | беседа рассказ практическое | 1 | 9 | «Снегопад в городе». Выполнение рисунка. Нанесение краски в технике «набрызг». Пейзаж «Зимний лес». Подготовка трафаретов. Нанесение краски по трафаретам в технике «набрызг» «Животные леса зимой». Выполнение рисунка лисы. Раскрашивание фона. Прорисовка мелких деталей Посещение художественной выставки. «Зимние птицы у кормушки». Выполнение рисунка. Раскрашивание фона. Проведение выставки работ. | № 42 музей | наблюдение просмотр | |
5 | Любимые сказки | ||||||
Январь 2024 г. | беседа практическое | 1 | 7 | «Рождественский ангел». Рисование по трафарету. Раскрашивание. Вырезание и скрепление деталей ангела. Декорирование. «Сказка о золотом петушке». Выполнение эскиза. Раскрашивание рисунка и фона. «По щучьему велению». Рисование любимого героя. Раскрашивание рисунка. | № 42 | наблюдение просмотр | |
6 | Зимние забавы | ||||||
Февраль Март 2024 г. | практическое | 1 | 10 | Деревья в снегу. Выполнение наброска. Нанесение клея ПВА и манной крупы. Следы на снегу. Делаем отпечатки ладошками. Дорисовка снеговиков. «Что там за окном?». Выполнение рисунка окна. Раскрашивание фона и деталей. Путешествие в зимний лес. Подготовка трафаретов. Выполнение слоев в технике «набрызг». «Конкурс снеговиков». Раскрашивание фона в акварельной технике. Вырезание деталей снеговика. Выполнение работы в технике коллажа. Проведение выставки | № 42 | наблюдение просмотр | |
7 | Черно – белая графика и цветная | ||||||
Апрель 2024 г. | беседа рассказ практическое | 1 | 7 | Архитектура. Выполнение эскиза по фото. Прорисовка деталей. Кляксография. Домашние птицы – гусь. Прорисовка деталей из кляксы. Кляксография. Домашние животные – кролик. Прорисовка деталей и фона. Полевые цветы и травы. Выполнение эскиза с натуры. Проведение выставки работ. | № 42 | наблюдение просмотр | |
8 | Весна в моем городе | ||||||
Май 2024 г. | беседа практическое | 1 | 9 | Пейзаж «Весенние ручьи». Выполнение наброска. Раскрашивание деревьев и фона. Натюрморт «Первые цветы». Выполнение наброска. Раскрашивание элементов и фона Пейзаж «Яблоневый сад в цвету». Выполнение фона в технике акварель по сырому. Прорисовка цветов и веток. «Мир насекомых. Жуки». Выполнение рисунка. Прорисовка мелких элементов. «Мир насекомых. Бабочки». Выполнение рисунка. Прорисовка мелких элементов. Проведение выставки работ. | № 42 | наблюдение просмотр | |
9 | Лето в моем городе | ||||||
Май 2024 г. | беседа практическое | - | 7 | «Прогулка по Енисею». Выполнение наброска. Раскрашивание рисунка красками. Раскрашивание фона «Мой город». Совмещение техник. Выполнение эскиза. Выбор и вырезание элементов городской среды. Составление коллажа и раскрашивание фона. Экскурсия в художественный музей. | № 42 музей территория интерната | наблюдение просмотр | |
Рассветы - закаты | |||||||
10 | Июнь 2024 г. | беседа практическое | 1 | 7 | «Царство растений – травы и цветы». Выполнение набросков. Проработка мелких деталей. «Утренний букет». Выполнение наброска. Проработка мелких деталей. «Закат над рекой». Пейзаж. «Деревенская улица». Городской пейзаж. Выполнение рисунка с натуры в акварелью. | № 42 пленэр территория интерната | наблюдение просмотр |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование | Кол -во |
1 | Стол ученический | 6 шт. |
2 | Стул | 7 шт. |
3 | Мольберт | 3 шт. |
4 | Краски акварельные СОНЕТ | 7 шт. |
5 | Краски «Акварель медовая» | 15 шт. |
6 | Краски гуашь | 15 шт. |
7 | Восковые мелки (набор) | 7 шт. |
8 | Цветные карандаши (набор) | 10 шт. |
9 | Простые карандаши | 30 шт. |
10 | Ластик | 30 шт. |
11 | Краски акриловые ДЕКОЛА | 2 шт. |
12 | Пастель (набор) | 7 шт. |
13 | Папка для рисования формат А 3 | 40 шт. |
14 | Альбом для рисования А 4 | 30 шт. |
15 | Кисти № 3 | 30 шт. |
16 | Кисти № 5- 6 | 30 шт. |
17 | Кисти № 8 - 10 | 15 шт. |
18 | Кисти № 20 | 10 шт. |
19 | Фломастеры (набор) | 10 шт. |
20 | Фартук с нарукавниками | 7 шт. |
21 | Ножницы канцелярские | 7 шт. |
Виды контроля и формы аттестации воспитанников
Наиболее подходящая форма оценки - это наблюдение за работой воспитанника, просмотр выполненных рисунков, выставка изобразительных работ в мастерской.
Входной контроль.
Проводится на первых занятиях первого года обучения по программе. Целью входного контроля являются: изучение мотивации ребенка к занятиям изо деятельности, оценка теоретической и практической подготовки изо деятельности.
Форма проведения входного контроля –практическое задание.
Текущий контроль успеваемости воспитанников по программе осуществляется по каждой изученной теме программы, с целью определения степени усвоения воспитанниками учебного материала, своевременного выявления отстающих, эффективного подбора методов и средств обучения
Форма текущего контроля успеваемости воспитанников: практическое задание
Промежуточная аттестация проводится как оценка уровня результатов обучения заявленных в программе по итогам полугодий
Форма промежуточной аттестации – самостоятельная практическая работа
Итоговая аттестация – заключительная проверка знаний, умений, навыков воспитанников, обучающихся по программе по итогам 2 лет обучения.
Форма итоговой аттестации – выполнение практического задания, самостоятельная работа.
Формы отслеживания и фиксации результатов обучения по программе:
журнал посещаемости, мониторинг результатов обучения воспитанников по программе, аналитический материал по итогам проведения мониторинга результатов обучения воспитанников по программе.
Оценочные материалы
- Входная диагностика знаний, умений и навыков
Мониторинг результатов обучения воспитанников по программе (Приложение 1)
- Методические материалы
Методы обучение по программе:
Словесные методы: беседы для знакомства с новым материалом, закрепления пройденного; объяснение нового материала, технологий выполнения работы.
Наглядные методы: демонстрация изобразительных техник и приемов работы с различными материалами, готовых работ, репродукций, фотографий, иллюстраций; показ с объяснением.
Практические методы: упражнения, с целью овладения и повышения качества практических действий; практическая работа на каждом занятии.
Достижение самостоятельности идет поэтапно. Вначале педагог демонстрирует этапы работы по заданию, сопровождая его объяснением. При выполнении сложных заданий в начале, демонстрируются и объясняются отдельные приемы изобразительного процесса. Педагог, при выполнении задания воспитанником, оказывает необходимую помощь, поддержку советом или действием. После выполнения задания педагог проводит совместный просмотр работ.
Приемы повторения материала используется на протяжении всех занятий по данной программе. Это позволяет надежно закрепить в памяти воспитанников знания и изобразительные умения, приводит к формированию устойчивых навыков, что так же послужит основой для большей самостоятельности воспитанников. Подача материала идет по принципу усложнения, углубления и расширения знаний, с повышением требований к качеству выполняемой работы. Теоретический материал излагается в доступной форме и объеме, необходимым для осмысленного выполнения воспитанниками.
Формы организации образовательного процесса:
- групповая;
- индивидуальная
Педагогические технологии, используемые педагогом при реализации программы:
- технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, позволяющая максимально развивать индивидуальные способности воспитанников на основе использования имеющегося у них опыта;
- технология развивающего обучения, направленная на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую воспитанник может выполнить с помощью педагога;
- групповая технология предполагает организацию совместных действий воспитанников, коммуникацию, общение, взаимопомощь, практическая работа выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого участника процесса;
- информационные (компьютерные) технологии помогают сделать образовательный процесс более ярким, доступным, интересным и легким для усвоения;
- психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания программы возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности);
Алгоритм занятия:
Каждое занятие по новым темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания, далее идут занятия на закрепление пройденного материала.
Структура занятия выглядит следующим образом:
1.Вводная часть:
- беседа с детьми по теме занятия, мотивация к деятельности;
- проверка имеющихся знаний и умений.
2. Основная часть:
- показ и объяснение приемов изобразительного процесса выполнения задания;
- практическое задание;
- наблюдение за процессом выполнения.
#1047;аключительная часть: просмотр работ воспитанников, подведение итогов, формулирование выводов, выявление сложностей при выполнении практического задания.
Список литературы:
#1041;еляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2009. – 208с.
2. Горожанина С.В. Куценко Е.В. Гжельский керамический промысел. Народные художественные промыслы Подмосковья. Издательство «Мелихово», 2006. – 64 с.
3. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
#1044;ей-Уаэлд Моника, Френк Энджи, Живописные узоры на ткани. – Издательство АРТ-родник, 2010. – 160 с.
5. Ермолинская Е.А. Книга "Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник". Издательство: Вентана-Граф. Серия: Начальная школа XXI века. Изобразительное искусство. 2020 г. – 158 стр.
6. Кастерман Женевьев. Живопись. Рисуй и самовыражайся. – М: ИздательствоАСТ, 2002. – 267с.
7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
9. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 144 с.
10. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - Москва. Издательство «Просвещение», 2008 г.–176 с.
11. Савенкова Л. Г, Ермолинская Е. А. Учебник Вентана - Граф 3 класс ФГОС Изобразительное искусство 6-е издание, переработанное, 2021 г. - 160 стр.
#1058;арарина Е. В. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. – Луганск: Элтон-2, – 160 с.
Оценка уровня развития изобразительных навыков у воспитанников обучающихся
по программе «Открываю мир» ПНИ для детей «Подсолнух»
Параметры | Умение правильно держать и пользоваться карандашом и кистью | Владение формообразующими движениями | Расположение предметов на листе (композиция) | Передача формы предмета | Передача цвета предмета | Смешивание красок и получение дополнительный цветов | Передача в рисунке собственного замысла | Доведение работы до конца | Эмоционально – эстетическое отношение к окружающей действительности | сентябрь | январь | май | ||||||||||||||||||||||
Ф.И. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
месяц | 09 | 01 | 05 | 09 | 01 | 05 | 09 | 01 | 05 | 09 | 01 | 05 | 09 | 01 | 05 | 09 | 01 | 05 | 09 | 01 | 05 | 09 | 01 | 05 | 09 | 01 | 05 | |||||||
1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
0 – не владеет;1 – владеет с помощью педагога; 2 – выполняет по образцу; 3 – выполняет по инструкции; 4 – выполняет самостоятельно
Уровень развития изобразительных навыков воспитанников обучающихся
по программе «Открываю мир» ПНИ для детей «Подсолнух»
№ | Ф.И. | Сентябрь | Январь | Май | Январь | Май (за год) |
1 | ||||||
2 |
Т шкала
Низкий уровень: от 0 до 6 баллов, ниже среднего уровень: от 7 до 13 баллов, средний уровень: от 14 до 20 баллов
Уровень выше среднего: от 21 до 30 баллов, высокий уровень: от 31 до 36 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»
Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изодеятельность с элементами декоративно-прикладного искусства»
Данная программа разработана для дополнительного образования детей. Она расчитана для детей 7-14 лет. Срок реализации 2 года. Цель программы: создание условий для обучения детей основам изобрази...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (Гитара)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в о...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ДОМРА
I. Пояснительная записка.- Аналитическое обоснование образовательной программы- Цели и задачи программы- Срок реализации образовательной программы- Описание учебно-методических, кадр...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ГИТАРА
I. Пояснительная записка.- Аналитическое обоснование образовательной программы- Цели и задачи программы- Срок реализации образовательной программы- Описание учебно-методических, кадр...