Консультация педагогов "Современные педагогические технологии в долнительном образовании детей"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Консультация педагогов "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей" проводится с целью информирования педагогических работников об опыте внедрения в педагогоческую практику современных технологий обучения и воспитания детей разных возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedtehnologii.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ

 «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей»

Педагогические технологии в дополнительном образовании детей Педагогическая технология - это последовательная взаимосвязанная система действий педагога направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Образовательные технологии - это система деятельности педагога и воспитанника, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания и методов. По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей используют образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (Ирина Сергеевна Якиманская) сочетает обучение (нормативно сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. «Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как: · комплектование учебных групп однородного состава; · внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса; · профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей. В условиях дополнительного образования существует реальная возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова). Дополнительное образование всеохватно по содержанию и «является самым широким путем личности в культуру через творчество. Весьма важной задачей технологии дифференцированного обучения по интересам является определение специальных интересов, наклонностей, способностей детей. В учреждениях дополнительного образования детей разработана система психолого-педагогической диагностики по интересам, которая включает: ежегодный опрос учащихся, педагогов, родителей; тестирование развития специальных способностей; определение готовности и области интересов вновь поступающего ребенка; профориентационную диагностику; определение интересов и других показателей для дифференциации.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. Технология индивидуализации обучения(адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся: 1) Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности. 2) Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению. 3) Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности. 4) Создание персонифицированных учебных программ по направлениям. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.

Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.). Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко. Технология коллективного взаимообучения). Обучение есть общение обучающих и обучаемых. По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).

В дополнительном образовании широко используется Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.), которая как целостная технология пока нигде не воплощена в практику, но рассыпана по сотням книг, ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей. Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. («Концепция среднего образования РФ»). Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения: превращение педагогики знания в педагогику развития личности; -в центре всей образовательной системы – личность ребенка; -гуманистическая ориентация образования; развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка; сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию. Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества, ставит в центр дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира, где скрываются неразвитые способности и возможности, не раскрытые таланты и потенции. Цель дополнительного образования – разбудить эти внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности. Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе;  сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»). Педагогика сотрудничества немыслима без демократизации отношений в учреждении дополнительного образования детей.

Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Генрих Саулович, псевдоним Генрих Альтов). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно. Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности. Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как: умение анализировать, рассуждать, обосновывать; умение обобщать, делать выводы; умение оригинально и гибко мыслить; умение активно использовать воображение. В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию: 1) Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения. 2) Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие».

 Коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Участники обучения: педагог – ребенок. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии. Технология коммуникативного обучения разработана болгарским ученым Г. Лозановым и породила много практических вариантов. Успешно она используется в преподавании иноязычных культур (Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, В.Л. Скалкин и др.). Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение.

Технология программированного обучения возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации. Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями. Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение. Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы: информационный блок; тестово-информационный блок (проверка усвоенного); коррекционно-информационный блок; проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний); блок проверки и коррекции. Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.

Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М. Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей. Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Игровые технологии (Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Различают следующие классификации педагогических игр: 1) по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); 2) по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); 3) по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); 4) по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.). Цели образования игровых технологий обширны: 1) дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; 2) воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; 3) развивающие: развитие качеств и структур личности; 4) социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.

Сторителлинг - педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.

Изначально, сторителлинг зарекомендовал себя как достаточно эффективное средство выстраивания внешних и внутренних корпоративных коммуникаций, то есть в области управления персоналом, в менеджменте. Сейчас он активно используется в бизнесе, в маркетинге, в журналистике и в образовании.

Педагогический сторителлинг как техника подачи учебной информации выполняет следующие функции:

  • наставническая;
  • воспитательная;
  • мотивирующая;
  • образовательная;
  • развивающая.

 

Основные виды педагогического сторителлинга

Классический сторителлинг. Реальная жизненная ситуация (или придуманная история) рассказывается педагогом самостоятельно. Учащиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ служит для трансляции явного знания. Явное знание выражается вербально или существует в виде текста. При использовании классического сторителлинга преподаватель передает конкретную учебную информацию: правила, теории, экспериментальные законы и пр., облеченную в яркую форму запоминающейся истории.

Активный сторителлинг. Педагогом задается «канва истории», определяются ее цели и задачи. Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй.

Учащиеся могут:

  • создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя;
  • моделировать различные ситуации и искать пути выхода;
  • анализировать истории самостоятельно или с преподавателем.

Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного знания. Неявное знание - это такой вид знания, который логически не оформляется и вербально не выражается. Оно особым образом проявляется в практической деятельности и представляет собой передачу умений и навыков.

Сегодня педагогический сторителлинг применяется при активном использовании мультимедийных технологий, а значит, может без труда использоваться как в очном, так и в дистанционном формате обучения.

Цифровой сторителлинг -  формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, инфографика).

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Термин возник от слияния английских слов story – история и telling – рассказывать, и в переводе означает «расскажи историю», т.е. это способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй. В русском языке этому термину имеется синоним «сказительство» – искусство увлекательного рассказа, исполнение сказаний.

Сами рассказы могут быть как о выдуманных героях (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге). Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга:

1) Классический сторителлинг, где реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию, как пример использование настольного театра, ковролин. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
2) Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика), как пример озвучивание мультфильмов. Средний и старший дошкольный возраст.
3) Активный сторителлинг, здесь педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?
Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает. Он должен уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать.

Историю нужно сделать живучей. Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем. Педагог должен сам «верить» в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников.

История должна быть трансформируемой, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью этого метода можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется подсознание, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах.

В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
1) Вступление: вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким.

Варианты: «Когда-то давным-давно….»,  «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были ...», «Это произошло темной и дождливой ночью…»
2) Развитие события: выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, требует каких-то решений.
3) Кульминация: именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.

4) Заключение: выделить мораль.

Основные правила рассказа историй

1) Начиная сочинять историю, необходимо придумать ее визуальный контент (информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн). Визуализация поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир
Начиная историю о приключениях героев, всегда учитывайте возраст детей.
2) Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я..», «Однажды со мной произошла такая история…». Это сразу привлечет внимание детей.
3) Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.
Метод сторителлинга применяют совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми.

Литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с.
  2. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. - 2008. - №8. - С. 23-35.
  3. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогические технологии в дополнительном образовании детей"

Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? К...

Материал к семинару "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей"

В представленном материале раскрываются основные современные педагогические технологии используемые в образовательном процессе дополнительного образования детей....

Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании (технология кейс-метода)

В методическом пособии рассмотрены проблемы применения кейс-метода как инновационной педагогической технологии.Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ: Акцент обучения переносится на ...

Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Описание современных педагогических технологий, применимых в дополнительном образовании детей...

Презентация "Современные педагогические технологии в специальном образовании детей с особенностями психофизического развития"

В презентации освещаются современные педагогические технологии в специальном образовании детей с особыми образовательными потребностями....

Выступление на методическом объединении «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей».

«Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей»....

Консультация: "Инновационные педагогические технологии в обучении детей калмыцкому языку"

Основная  задача учителя по обучению  детей дошкольного возраста  калмыцкому языку - научить их понимать несложную, вполне доступную по содержанию речь и сформировать  умения и нав...