ДООП Художественной направленности «Школа театра»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Целенаправленная организация и планомерное использование театрализованной деятельности способствует личностному развитию школьников, реализации творческого потенциала, позитивной самооценки и самосознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДООП Школа театра | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации Ямальского района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Школа театра»
/базовый уровень/
возраст детей 11-17лет
срок реализации 1 год
Автор – составитель: Курманбакиева Любовь Алексеевна,
учитель иностранного языка (английского)
с. Панаевск
2024
Пояснительная записка
Программа составлена для реализации на базе учреждения «Панаевская школа- интернат». Реализуется с 2024 года с учетом социального запроса родителей и обучающихся.
Нормативно-правовые документы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Статья75. Дополнительное образование детей и взрослых.
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726.
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660).
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)".
Главная задача школы – дать обучающимся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественно-научного цикла. В тоже время, дополнительное образование является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Целенаправленная организация и планомерное использование театрализованной деятельности способствует личностному развитию школьников, реализации творческого потенциала, позитивной самооценки и самосознания.
Преподавание театрального искусства способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. И здесь очень важен тандем общеобразовательной школы и дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Эти программы позволяют формировать многогранные качества личности, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности.
Что такое театр? По утверждению К.С. Станиславского, это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в человеке творческие задатки, стимулировать развитие психологических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Дополнительная общеобразовательная программа имеет художественную направленность. Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и творческого мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства.
Новизна предлагаемой программы опирается на гармоничное развитие личности, которое тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Программа не рассчитана на детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой школьник получит возможность отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться), а также научится находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях.
Актуальность
В связи с запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития, актуальность проблемы не вызывает сомнения. Театральная деятельность способствует развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Также, для воспитанников значимым является показ спектакля, участие в мероприятиях, конкурсах и фестивалях. Эта творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие коммуникативных способностей, актуальна в современных условиях.
Педагогическая целесообразность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа позволяет каждому ребенку, овладев знаниями, умениями, навыками, применять их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта. Данная программа четко проявится в динамике развития личности, в способности к коллективному творчеству, в становлении таких качеств, как адаптивность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир.
Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
Образовательные:
-Обучить детей элементарным актерским навыкам; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
-Обучить детей четкой дикции, внятному произношению слов, активной артикуляции.
-Обучить детей играть полноценный спектакль в коллективе.
Воспитательные:
-Воспитать культуру поведения на сцене и за кулисами.
-Воспитать чувство коллективизма.
-Воспитать коммуникативные способности, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.
Развивающие:
- Развить умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
-Развить творческое мышление, воображение, память.
-Развить речевой аппарат, пластическую выразительность.
Отличительные особенности данной программы
Отличительной особенностью программы театральной студии является то, что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.
Программа театральной студии рассчитана на 1 год занятий с детьми 11-17 лет. В театральную студию принимаются дети по желанию, без предварительного отбора.
Занятия проходят 3 раза в неделю – 1 занятие длится 1 час. В год это составляет 102 часа.
В группе первого года обучения – 25 воспитанников.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09. по 24.05).
Воспитанники учувствуют в мероприятиях, проводимых в школе. Участвуют в районных, городских, областных конкурсах.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результаты определяются по 3 уровням: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых учащимися, в образовательном процессе:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению группы;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
Метапредметные результаты – это освоение универсальных учебных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компонентами, составляющими основу умения учиться:
- обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; проявлять индивидуальные творческие способности.
- воспитанники научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты – это освоенный учащимися в ходе изучения дополнительной общеобразовательной программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению:
- обучающиеся научатся: получат общие знания о театральной культуре; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, работать с голосом; основам актёрского мастерства; выполнять и сочинять этюды и упражнения; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) вербальное и невербальное.
Формы контроля:
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
• текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
• промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;
• итоговый – спектакли.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и анализ художественных произведений, сценариев театральных постановок, пьес, этюдов;
- просмотр видеозаписей спектаклей, прослушивание аудиозаписей произведений;
- анализ своей деятельности по результатам выступлений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел программы | Содержание раздела | часы |
1. | Роль театра в культуре народов. | Приобретение навыков, необходимых для сценического общения. Участие в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино»). Знакомство с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. Обмен своим жизненным опытом. Знакомство с авторами спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные жанры. | 1 |
2. | Театральная исполнительская деятельность. | Упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Образно-игровые упражнения (электричка, стрекоза, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (ветер, туман). Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог. | 5 |
3. | Работа и показ театрализованного представления ко Дню учителя. | Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. | 9 |
4. | Работа и показ театрализованного представления к Осеннему балу. | Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. | 9 |
5. | Сценическое искусство. Занятия. | Упражнения и игры. Превращение предмета в предмет («Метаморфозы»); живой алфавит, речка, волна. Игры-одиночки. Выполнение этюда по картинкам. Приёмы релаксации. Концентрация внимания, дыхания. Устранение психологического зажима. | 6 |
6. | Освоение театральных терминов. | Знакомство с терминами: драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнёр, премьера, актер и т.д. | 3 |
7. | Работа и показ театрализованного представления к Новогоднему утреннику. | Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. | 12 |
8. | Просмотр профессионального театрального спектакля. | Просмотр спектакля. Беседа после просмотра. Иллюстрирование. | 6 |
9. | Работа и показ театрализованного представления ко Дню защитника Отечества. | Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. | 9 |
10. | Работа и показ театрализованного представления к Международному женскому дню. | Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. | 9 |
11. | Основы пантомимы. | Знакомство с позициями актера в пантомиме. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомиме. | 6 |
12. | Работа и показ театрализованного представления к Масленице. | Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. | 9 |
13. | Работа и показ театрализованного представления ко Дню Победы. | Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. | 12 |
14. | Подготовка и защита индивидуальных творческих проектов. | Создание театральных этюдов (групповые или индивидуальные театральные сценки). | 6 |
Комплекс организационно-педагогических условий
календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год обучения |
Начало учебного года | 1 сентября |
Продолжительность учебного года | 34 недели |
Продолжительность занятия | 40 мин |
Промежуточная аттестация | декабрь |
Итоговая аттестация | май |
Окончание учебного года | 24 мая |
Каникулы зимние, осенние, весенние | Занятия в учебных группах проводятся по индивидуальному расписанию (по приказу директора школы-интерната) |
Каникулы летние | - |
Условия реализации программы
Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
Программа может реализовываться с применением дистанционных технологий и электронного обучения, а также в смешанной форме. При реализации программы в дистанционной, смешанной форме методы, формы проведения занятий, формы контроля освоения учебного материала определяются педагогом, реализующим данную программу, исходя из имеющихся технических возможностей педагога и обучающихся.
Могут использоваться: группа детского объединения ВК мессенджер для оперативной обратной связи, отправки заданий и получения ответов, электронная почта (для рассылки заданий и получения ответов) и др.
Формы аттестации
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются журнал посещаемости, собеседование при приеме ребенка – для выявления исходного уровня подготовки, собеседование с родителями, текущий педагогический контроль на занятиях грамоты, дипломы за участие в конкурсах, информация на сайт учреждения.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: определение показателя уровня овладения ребенком практических и теоретических навыков (низкий, средний, высоки) через открытое занятие, выступления, конкурсы проектов, мониторинги, итоговое тестирование.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Кукольный театр"
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства. Задачи:Обучающие:Дать первичные знания о театральном искусстве и познакомит...
Модульная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр"
Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Перс...
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Уличный театр»
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительнойобщеобразовательной программе художественной направленности «Уличный театр»...
Протоколы промежуточной аттестации и итогового контроля обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Уличный театр»
Протоколы промежуточной аттестации и итогового контроля обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Уличный театр»...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности “Лингвокультурологический Театр-студия «Нэрын гэршэ»”
Данная программа направлена на развитие коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное общение (чтение с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к ДООП Художественной направленности «Волшебный бисер» (ПФДО, 2 группа) На 2024-2025 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к ДООП Художественной направленности «Волшебный бисер» (ПФДО, 2 группа) на 2024-2025 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к ДООП Художественной направленности «Волшебный бисер» (ПФДО, 1 группа) на 2024-2025 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к ДООП Художественной направленности «Волшебный бисер» (ПФДО, 1 группа) на 2024-2025 учебный год...