Консультация педагогов "Современные подходы к классификации методов воспитания"
консультация
Консультация педагогов "Современные подходы к квассификации методов воспитания" проводится с целью информирования педагогических работников образовательной организации о новых подходах к воспитательной работе с детьми, чтто находит свое отражение в современных классификациях методов воспитания". Современный педагог должен иметь высокий уровень знаний в разных областях педагогической науки для ведения успешной воспитательной работы с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_metody_vospitaniya.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
К КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ»
Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
Это взаимодействие строится на основе ведущей и направляющей роли педагога, который является руководителем и организатором целесообразной деятельности учащихся.
Методы воспитания реализуются посредством определённых приемов и средств воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств воспитанников, для развития сознания и выработки у них определенных навыков и привычек поведения.
Приемы воспитания − это конкретные мероприятия (рассказы, беседы, собрания, вечера, конкурсы, олимпиады).
К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), с другой − совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т.п.).
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, богатством организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания.
Наиболее простая классификация методов воспитания – классификация в зависимости от типа материала, предназначенного для восприятия воспитанником. Все методы в соответствии с этим критерием делятся на следующие три группы:
1) Словесные методы. В словесных методах воспитания воспитуемый воспринимает слово. Слово является основным материалом воспитания. О силе слова написано много книг. Слово может быть устным и письменным. Одним из распространенных словесных методов является убеждение. Широкое распространение получили притчи, метафоры.
2) Наглядные методы очень эффективны в воспитании. Разновидностью наглядного метода является метод примера. Воспитатель или родитель делает сам то, что он хочет, чтобы делал ребенок. Для детей более действенны реальные поступки (вербальные и невербальные) воспитателя. В практике воспитания могут быть расхождения в словесных и практических воздействиях. Воспитатель (родитель) говорит, что курить вредно для здоровья, однако сам курит. Естественно, ребенок воспринимает действия воспитателя (образы действий) и в памяти у него эти образы откладываются. Эти образы будут управлять поведением ребенка более действенно, чем слова воспитателя. Под действием воспитателя необходимо понимать и словесные его действия. Воспитатель ребенку говорит одно, а поступает по-другому. Например, воспитатель или родитель говорит ребенку, что нельзя выражаться нецензурно, но в то же время сам допускает употребление нецензурных слов. Ребенок может повторять действия воспитателя. Таким образом, реальные действия (вербальные и невербальные) могут расходиться с воспитательными словами, которые произносит воспитатель. Поэтому метод примера является более действенным, чем словесный метод объяснения или убеждения.
3) Практические методы. В практических методах воспитанник выполняет действия, которые он воспринял от воспитателя. На этом этапе воспитатель добивается выполнения того, что он сказал или показал воспитаннику.
Классификация методов воспитания в зависимости от количества участников делятся на три группы:
1) Индивидуальные методы, которые применяют при работе с отдельным воспитанником.
2) Групповые методы, при которых работа идет с группой детей. Это может быть два, три и более человек, с которыми занимаются по определенной программе. В психологических тренингах могут формироваться группы для детей, испытывающих агрессию, страх и т.п.
3) Семейные методы, в которых наблюдается своя специфика по сравнению с групповым методом. В семье люди находятся в тесных эмоциональных отношениях, поэтому могут применяться технологии, отражающие глубинные отношения друг к другу членов семьи, например, ансамбль семьи.
Наиболее известной и распространенной является классификация, которую разработали известные российские педагоги Юрий Константинович Бабанский, Виталий Александрович Сластенин и Галина Ивановна Щукина.
Методы воспитания объединяются в следующие группы:
а) методы формирования сознания:
- убеждение (воздействие на разум, волю и чувства с целью формирования желаемых качеств и четких понятий о жизни, ибо как писал критик и публицист Николай Александрович Добролюбов: «Большая часть преступлений и безнравственных поступков совершается по невежеству, по недостатку здравых понятий о вещах… Большая часть людей совершает проступки всякого рода потому, что ни о чем, собственно, не имеет определенного понятия, а так себе колеблется между добром и злом»);
- беседа (формирует личностное отношение к окружающей действительности, поэтому должна наводить воспитанников на размышления; например, Лев Николаевич Толстой писал: «Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки»);
- лекция (развернутое, продолжительное и систематическое изложение проблемы на основе теоретического обобщения конкретных фактов);
- диспут (столкновение мнений с целью формирования суждения и оценок, что помогает ребенку научиться защищать свои взгляды);
- пример (более эффективен по сравнению со словесными методами воздействия, основан не человеческом стремлении к подражанию, т.к. слова учат, а примеры влекут; еще Сенека говорил: «трудно привести к добру нравоучением, легко примером»);
б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
- упражнение (планомерно организованное многократное выполнение различных действий с целью формирования определенных знаний или навыков);
- приучение (упражнение с целью выработки хороших привычек);
- поручение (выполнение определенного задания);
- создание воспитывающих ситуаций (воспитанник ставится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения. Это могут быть эпизодические и длительные поручения, акции милосердия и благотворительности, дежурство, соревнования и состязания и др.);
- требование (может быть прямым (предписание, инструкция, приказание, указание) и косвенным (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка), причем при реализации косвенных требований педагогическая позиция является максимально скрытой);
в) методы стимулирования деятельности и поведения:
- соревнование (тренирует такие качества, как выносливость, силу воли и духа, формирует самооценку человека и др.);
- поощрение (сигнал о состоявшемся самоутверждении, которое может реализовываться в форме одобрения, похвалы, благодарности, награды, ответственного поручения, поцелуя, моральной поддержки, проявлении доверия и восхищения, заботы и внимания, прощения др.);
- наказание (порождает потребность изменить поведение, формирует чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных ощущений, реализуется в форме замечания, выговора, общественного порицания, отстранения от важного дела, морального исключения из общественной повседневной жизни, сердитого взгляда, осуждения, возмущения, упрека и др.).
Своеобразие отдельных воспитательных приемов и средств обусловлено характером тех качеств ребёнка, на совершенствование которых они направлены. Поэтому, педагог, который освоил всю совокупность воспитательных приемов, может находить и использовать такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации. Эффективность методов воспитания зависит от того, насколько в воспитательном процессе задействована работа учащегося, его природные способности.
Примеры самых распространенных методов воспитания в современной системе дополнительного образования.
1) Метод убеждения. Убеждение − это метод воспитания, который предполагает воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения негативных черт в их поведении. Метод убеждения способствует формированию глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным мировоззренческим и этическим вопросам.
Психологической основой этого метода воспитания является принцип опережающего отражения в сознании ребенка действий и поступков, которые он собирается совершить. Т.е., предпринимая определенные действия, личность соотносит их с общественными требованиями.
Средствами метода убеждения являются разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, рассказ, конференции, диспуты, встречи с деятелями искусства, культуры, науки, спорта.
2) Метод одобрения и осуждения.
Одобрение как метод воспитания есть признание, положительная оценка поведения или качеств воспитуемого со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в индивидуальной беседе.
Осуждение как метод воспитания выражается в отрицательной оценке действий и поступков воспитуемого, которые противоречат нормам и правилам поведения данного коллектива. Макаренко А. С. указывал на то, что этот метод воспитания «помогает оформиться крепкому человеческому характеру», способствует повышению ответственности детей за свои поступки, воспитывает волю и человеческое достоинство, вырабатывает умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Психологической основой методов осуждения и одобрения являются внутренние переживания, которые возникают у человека при применении этих методов. Когда его поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости, энергии и укрепляет уверенность в себе, способствует дальнейшему духовному росту.
Средствами метода одобрения являются: личная похвала педагога, благодарность в приказе по школе, помещение фотографии на доску почета.
Средствами метода осуждения являются: замечание педагога, устный выговор.
Любое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его оценкой. Не следует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения случайно, здесь можно ограничиться пояснительной беседой. Особенно внимательно следует относиться к тем учащимся, которые отличаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным характером. Применение метода осуждения к таким учащимся может побудить их к необдуманным, опасным для них поступкам. Здесь нужно проявлять особую осторожность, тактично анализировать совершенные ими поступки
3) Метод поощрения и наказания.
Поощрение - положительная оценка поведения или поступков воспитуемого со стороны педагога, подкреплённая каким-либо вознаграждением. Оно
необходимо для закрепления положительного с точки зрения данного общества поведения.
Средствами метода поощрения: награждение похвальными грамотами и медалями за особые успехи в учебе и поведении.
Основные правила поощрения:
- Время. Поощрение должно быть произведено сразу после совершения поступка (до совершения следующего поступка).
- Величина поощрения должна соответствовать совершенному поступку.
- Нельзя поощрять действие, которое еще не совершено.
- До совершения поступка можно давать ребенку поощрительную информацию, например, сказать: «мне очень нравится, когда книжки аккуратно сложены».
Наказание - негативная оценка поведения или поступков воспитуемого со стороны педагога, для исключения нежелательного поведения. Наказание действует только тогда, когда нежелательное поведение еще не вошло в привычку.
Основные правила наказания:
- Наказание не должно рассматриваться как месть (произвол) со стороны взрослых. Его нельзя осуществлять в состоянии гнева, раздражения.
- Действует только осознанное наказание. Необходимо ребенку объяснить, за что его наказывают.
- Указывая ребенку на нежелательность какого-либо действия, нужно анализировать только само действие, не привязывать его к личностным качествам самого ребенка. Например, если ребенок не дает игрушку другим детям. Педагог говорит: «Не хорошо брать только себе. Вместе играть интереснее». Но нельзя сказать: «Ты – жадина, отдай игрушку».
- После осуществления наказания, о нем больше не напоминать.
- Прежде чем наказывать ребенка, задайте себе вопрос: «чего я хочу добиться»? а не «за что наказываю»?
4) Метод положительного примера. Метод воспитания, в основе которого лежит стремление ребенка копировать в своем поведении те действия и поступки, которые с его точки зрения, кажутся значительными и укрепляют его достоинство.
Психологической основой данного метода является способность к подражанию.
Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». На это указывал Каменский Я. А.: дети «учатся раньше подражать, чем познавать».
При использовании метода положительного примера необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся. С возрастом у детей повышается критичность в оценке поведения сверстников и взрослых. По мере взросления подражательная способность становится более осознанной, морально-оценочной и оказывает влияние на проявление нравственной активности. В глазах подростка только тот хороший поступок заслуживает одобрения, который совершен авторитетным, уважаемым человеком. Это, прежде всего, относится к педагогу.
Примерами подражания так же могут быть герои мультфильмов, художественных произведений, выдающиеся люди искусства, культуры, общественные лидеры, герои и духовные подвижники, сверстники.
5) Метод упражнений.
Для формирования личностных качеств большое значение имеют навыки и привычки поведения. Метод упражнений представляет собой многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения.
Воспитательные средства: общественные поручения, культмассовая работа, уборка класса, игра. Общение как особый вид деятельности, в процессе которого учащиеся путем упражнений и приучения отрабатывают культуру речи (спасибо, пожалуйста и т.п.), навыки и привычки вежливости, честности, справедливости.
Психологической основой данного метода является выработка условных рефлексов.
6) Метод контроля.
Метод заключается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, к выполнению определенных заданий.
Средствами метода контроля являются: повседневное наблюдение за поведением учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед своими товарищами о своей работе и дисциплине. Метод контроля играет роль напоминающего фактора в поведении учащихся.
7) Метод переключения.
Метод применяется с целью возбуждения у коллектива или ученика нового психического состояния. Например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее состояние после неудачи и т.п. Когда ученик проявляет упрямство, лучше переключить его внимание на другую деятельность, и в процессе этой деятельности побудить ребенка к осознанию допущенных им ошибок.
ВЫВОДЫ
1) Перечисленные методы воспитания нельзя применять механически. Только умелое применение всей совокупности методов воспитания, с учетом возрастных и личностных психофизиологических особенностей детей, обеспечит успех в развитии учащихся, будет способствовать формированию у них личностных качеств.
2) Проблема выбора оптимального метода воспитания.
На практике важно не только применить один из методов, а выбрать наилучший – оптимальный. Выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется самый выгодный путь, который позволяет быстро и эффективно достичь намеченной цели.
Общие факторы, которые определяют выбор методов воспитания:
- Цели и задачи воспитания.
- Содержание воспитания.
- Возрастные особенности детей. Одни и те же задачи решаются разными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст − это не только количество прожитых лет, это социальный опыт, уровень развития психологических и моральных качеств.
- Условия воспитания. К условиям воспитания, прежде всего, относятся межличностные отношения, психологический климат в коллективе, стиль педагогического управления и др.
- Индивидуальные и личностные особенности детей.
Воспитатель избирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Выбирая метод, педагог должен быть убежденным в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование данного метода. Выбор методов должен быть подготовленным и предусматривать реальные условия для осуществления.
ЛИТЕРАТУРА
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. − М.: Педагогика, 1991. − 480 с.
- Подласый, И. П. Педагогика: учебник. Книга 1. / И. П. Подласый. − М., 2012. − 574 с. − URL: https://studfile.net/preview/5711044/
- Сластенин В. А. и др. Педагогика / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. − М.: Академия, 2013. − 576 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функционально-операционный подход к выбору методов воспитания в педагогической деятельности
статья и презентация подробно расскажет о выборе методов воспитания в работе педагога...
Презентация "Современные педагогические технологии. Классификация методов обучения"
Данная презентация может быть использована методистом, заместителем директора на инструктивно-методическом совещании, тематическом педсовете, а также для подготовке к аттестации педагогических работни...
Классификация основных методов воспитания певческого голоса. Методические рекомендации
Методы вокальной педагогики многочисленны и разнообразны, даже если учитывать только те, что применяются в современной практике.Педагогические методы можно разделить на две группы: одни приводят певца...
Общеобразовательные программы: обновление подходов к классификации программ
Общеобразовательные программы: обновление подходов к классификации программ. В связи с вступлением Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. № 273_ФЗ и "Порядка...
Принципы воспитания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация методов воспитания.
В своей самостоятельной работе раскрываю основные принципы воспитания и классификацию методов воспитания. Данные принципы изложены мной на основе многолетнего опыта работы с подрастающим поколением и ...
Современные подходы, формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьниковv
В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформир...
Консультация педагогов "Современные классификации методов обучения"
Консультация педагогов "Современные классификации методов обучения" продится с целью информирования педагогов о методах обученя, о традиционных и современных классификациях методов обучения....