ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА НА ТЕМУ: «ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»
план-конспект занятия (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Урок по финансовой грамотности, предназначенный для учащихся 8-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_finansovaya_bezopasnost.docx | 206.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
УРОК НА ТЕМУ: «ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ».
Визитка
Тема урока: Финансовая безопасность личности в сети Интернет
Тип урока: урок-практикум.
Форма урока: развивающий урок.
Цель урока: способствовать формированию знаний, умений и нравственных категорий по теме «Финансовая безопасность личности в сети Интернет».
Задачи:
Образовательные – учащиеся должны знать факты и теорию по теме:
- Теория: понятия – бюджет, финансы, мошенники, финансовые пирамиды, вложение, налоги, блокчейн, доходы, сбережения, фишинг.
- логические – выявить, как не попасться на мошеннические схемы, проработать ряд факторов, помогающих следить за собственным бюджетом.
- причинно-следственные связи – определить, какие действия пагубно влияют на нашу интернет-безопасность, почему так происходит и как от этого избавиться.
- оценочные – оценить, как отсутствие финансовой грамотности отражается на людях и понять, для чего ее нужно развивать.
- выводы – увидеть, к чему может привести неграмотное распоряжение собственными финансами.
Развивающие – ученики должны уметь:
- логические – выявлять причины, побуждающие людей передавать свои личные данные мошенникам и понять, что этого не нужно делать.
- образовательные – знать, как правильно организовать свой досуг в сети Интернет, чтобы избежать внимания мошенников.
- оценочные – оценивать итоги безграмотности в сфере финансов и понять, как подобного избегать.
Воспитательные – ученики должны понимать нравственные категории:
- способность трезво мыслить в любых ситуациях
- финансовую грамотность
- трудолюбие
- требовательное отношение к себе
- доброжелательное отношение к другим.
Оборудование:
- учебник;
- ИКТ-технологии;
Использованные материалы:
- Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы. общеобразоват. орг. – м.: вако, 2018. – 152 с.
- Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 10-11 классы. Экономический профиль. – М.: Вита-Пресс, 2016. – 224 с.
Ход урока.
Этап урока, задачи и хронометраж этапа, № УВМ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, приемы, ФОПД | Формируемые УУД (блок) | Формируемые умения (тип, название) | Результат обучения (уровень) |
1. Этап организационный 1-2 мин. | Приветствие школьников. Проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя. Подготовиться к началу урока. | ||||
2. Мотивационно-ориентировочный 3 мин. УВЗ Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке УВМ №1 | Учитель: «Школьники являются одной из наиболее уязвимых категорий населения. Дети данного возраста чаще всего попадаются в ловушки финансовых обманщиков. Чтобы не допустить угрозы потери денег или утечки персональной информации, ребенка нужно с самого детства обучать основам цифровой безопасности. Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока. Угроз нашей безопасности в Интернете существует достаточно много. Как вы думаете, что это за угрозы? Вместе с усилением мер кибербезопасности, становятся продуманнее и инструменты финансовых мошенников. Попасться на их удочку может каждый, но особенно уязвимыми к подобным схемам становятся люди с низким уровнем цифровой грамотности. На этом уроке нам предстоит узнать, как нужно это делать и как не попасть под влияние злоумышленников. | Слушают учителя, выдвигают предположения по поводу темы урока. Слушают учителя. Отвечают на вопрос, идет дискуссия. Угрозы безопасности в Интернете:
Гипотеза: Финансовая безопасность - это осторожное отношение к собственным личным данным. | Прием:
Метод:
ФОПД: фронтальная |
|
| предметный |
Актуализация знаний 4 мин. УВЗ Мотивировать обучающихся к изучению новой темы, опираясь на ранее полученные знания УВМ №2 | Учитель обращает внимание учеников на доску. На ней написаны три термина: интернет-магазины, онлайн-игры и социальные сети. «Как думаете, как мошенники могут обмануть нас именно через эти сервисы?» Затем ученики проверят свой ответ вместе с учителем. | Учащиеся слушают учителя. Записывают в тетрадь:
Интернет-магазины - распространение популярного товара по низким ценам. Последующее списание всех денег, имеющихся на карте, с которой совершалась покупка. Онлайн-игры - списание денег с карты при покупке самой игры или при покупках внутри игры. Социальные сети - взлом аккаунтов, просьбы у друзей переводить деньги. | Прием:
Метод:
ФОПД:
фронтальная | познавательные | логические, коммуникативные | предметный |
Мотивация 2 мин. УВЗ УВМ №3 | Тема урока: «Финансовая безопасность в сети Интернет». Учитель: Мошенники применяют различные схемы, чтобы завоевать доверие и интерес ребенка. Мошеннические розыгрыши – злоумышленники в интернете размещают рекламу о различных розыгрышах. Например, игрового снаряжения или валюты. Для того, чтобы получить приз, необходимо ввести данные банковской карты и продиктовать код из смс для входа в личный кабинет, и ребенок сообщает необходимую информацию, а аферисты получают доступ к онлайн-банку. Фейковые аккаунты – злоумышленники создают аккаунты в социальных сетях, добавляются в друзья к ребенку и заводят общение. После того, как обманщикам удается втереться в доверие, они просят ребенка помочь финансово. Мошеннические голосования – злоумышленники также в соцсетях могут создать фейковое голосование и попросить ребенка принять в нем участие за деньги. Аферисты скидывают ссылку на якобы сайт для голосования, которая ведет на вредоносные программы, и переход по ссылке заканчивается заражением телефона для дальнейшего хищения информации. Заработок в интернете – ресурсы, работающие по принципам финансовой пирамиды. Для оформления таких сайтов используют персонажей из фильмов и мультфильмов. При этом порталы маскируют под экономические онлайн-игры. Для участия детям предлагают внести средства на счет. Телефонные звонки – злоумышленникам удается обмануть детей через стандартные звонки по телефону. Они могут использовать различные предлоги для того, чтобы похитить деньги. Учитель подводит их к теме последствий событий. | Дети записывают тему урока в тетрадь. Ученики слушают внимательно учителя. Мошеннические розыгрыши – реклама розыгрышей игрового снаряжения или валюты. Для того, чтобы получить приз, необходимо ввести данные банковской карты и продиктовать код из смс для входа в личный кабинет. Фейковые аккаунты – злоумышленники создают аккаунты в социальных сетях, добавляются в друзья к ребенку и заводят общение, просят ребенка помочь финансово. Мошеннические голосования – аферисты скидывают ссылку на якобы сайт для голосования, которая ведет на вредоносные программы. Заработок в интернете – ресурсы, работающие по принципам финансовой пирамиды. Для участия детям предлагают внести средства на счет. Телефонные звонки – злоумышленникам удается обмануть детей через стандартные звонки по телефону. | Прием:
Метод:
ФОПД: фронтальная | познавательные | логические | предметный |
Постановка учебной задачи 1 – 2 мин. УВЗ УВМ №4 | Учитель совместно с детьми формулируют главную цель урока. | Учащиеся формулируют цель урока совместно с учителем. Цель: Научиться распознавать мошенников в Интернете и узнать, как им противостоять. | Прием:
Метод:
ФОПД: фронтальная |
| логические (умения формулировать цель урока) | предметный |
Планирование деятельности 2 – 3 мин. УВЗ Разработать план действий УВМ №5 | Учитель и учащиеся совместно разрабатывают план действий. | Ученики совместно с учителем разрабатывают план урока. План действий: 1. Кого мошенники чаще всего выбирают своими жертвами? 2. Как не стать жертвой мошенников? | Прием:
Метод:
ФОПД: фронтальная |
|
| предметный |
3. Операционно-деятельностный 5 мин. УВЗ Преобразовать условия учебной деятельности УВМ №6 | Учитель делит класс на 2 группы, каждой группе раздаются небольшие статьи для подготовки к ответу. Учащиеся должны внимательно прочитать свой пункт. | Класс делится на 2 группы, и получают задание: прочитать пункт в параграфе. | Прием:
Метод:
ФОПД: групповая | познавательные | логические (умения работать с текстом) | предметный |
Моделирование 7 мин. УВМ №7 | Учитель совместно с детьми обсуждают информацию, которую учащиеся прочитали в статьях. Ученики при ответе должны охарактеризовать: 1 группа: 1. Какой портрет идеальной жертвы? 2. Как понять, что тебя обманывают? 2 группа: 1. Почему мошенники выбирают подростков? 2. Как избежать внимания преступников? | Учащиеся беседуют с учителем. Получают рекомендацию от учителя, что они должны охарактеризовать в своем пункте. | Прием:
Метод:
ФОПД: фронтальная |
|
| предметный |
Преобразование модели 10 мин. УВМ №8 | После того, как учащиеся представили свой пункт устно, получили рекомендации от учителя (что конкретно они должны охарактеризовать в своем материале), ученики должны систематизировать свою информацию и представить классу. | Ученики систематизируют свою информацию и разрабатывают свое выступление. | Прием:
Метод:
ФОПД: коллективная | познавательные | логические (умения заполнять таблицу и тд.) | предметный |
Отработка полученных знаний 5 мин. УВМ №9 | Учитель предлагает проверить работы. Учитель корректирует ответы учеников, если в этом есть необходимость. | Ученики с учителем проверяют свои работы. Ответы учащихся. 1 группа: 1. Стать жертвой мошенников могут люди с неадекватно высокой степенью доверчивости, верой в чудо, в доброго волшебника, в волшебную таблетку и доброго дядю, который однажды придет и решит все проблемы. Также могут попасться люди с низким уровнем жизни. Этим как правило пользуются создатели лотерей и мошенники, обещающие быстрый заработок. Часто попадаются одинокие люди - они всегда готовы общаться по телефону, даже с мошенниками. 2. Несколько критериев, по которым в ходе общения можно определить, что вас пытаются обмануть: 1. Вас активно вовлекают в разговор и пытаются удержать ваше внимание, предлагая отвечать на различные вопросы 2. Мошенник предлагает методы исполнения желания или решения любых проблем 3. Аферист рассказывает общедоступную информацию в качестве эксклюзивной 4. Мошенник предлагает информацию в той сфере, в которой у него нет и не было ранее никакой компетенции (перед принятием какого-либо решения обязательно проверяйте лицензии и сертификаты подтверждающие деятельность лица или организации, которые предоставляют вам услуги или товар) 5. Наличие яркой и широкой рекламы информационного продукта или услуги в общедоступных сервисах по общедоступным ценам, например, реклама в социальных сетях «марафона желаний» от какого-либо блогера. 2 группа: 1. Доверчивость и не до конца сформированная способность критически мыслить играют на руку злоумышленникам. У детей еще мало жизненного опыта, они не всегда до конца осознают последствия своих действий. Чаще всего мошенники поджидают несовершеннолетних в социальных сетях и онлайн-играх. Бывают и случаи, когда потенциальный мошенник только знакомится с подростком в социальных сетях, а обманывает уже на месте, когда понимает, что человек в силу возраста еще не может отстаивать свои права. Часто родители выступают катализатором, развивая чрезмерное доверие к взрослым и приучая ребенка к мысли, что старших нужно слушать, потому что они умнее и обо всем лучше знают. В отсутствии жизненного опыта и доверия ребенка к интернету, это чувство играет мошенникам на руку. 2. Избегать контакта с незнакомыми людьми. Если какой-то человек настойчиво хочет общаться или просит помощи, сразу сообщить родителям. Объясните, что добропорядочный взрослый в состоянии позаботиться о себе и не будет обращаться за помощью к ребенку. Если финансовой помощи просит кто-то из друзей или знакомых, об этом следует также сообщить родителям. Проходить только по разрешенным ссылкам, на защищенные сайты. Предупредить, чтобы без уведомления родителей он не вводил свои контакты, паспортные данные и номера карты. Установить приложение, которое будет отслеживать, какие сайты посещает ребенок, и блокировать нежелательные и потенциально опасные. Подключить у операторы мобильной связи услугу блокировки СМС на платные номера. Завести для платежей в интернете отдельную карту и пополнять баланс на небольшую сумму, чтобы в случае мошенничества, не так обидно было терять деньги. | Прием:
Метод:
ФОПД:
|
|
| предметный |
4. Рефлексивно-оценочная 5 мин УВЗ Ученик должен оценить свою работу, проверка знаний Самооценка Контроль | Учитель предлагает оценить свою работу на уроке по «5-бальной системе», таким образом, ученик сможет выяснить, где возникли проблемы. На этапе контроля ученики показывают свои результаты, насколько они усвоили новый материал. Учитель возвращается к проблеме: что же в первую очередь нужно делать, чтобы не попасться на уловку злоумышленников в Интернете? | Ученики оценивают свою работу на уроке. Ответ: Для собственной безопасности нужно не отвечать на подозрительные сообщения и ни с кем не делиться личными данными. | Прием:
Метод:
ФОПД:
|
|
| предметный личностный |
5. Домашние задание | Учитель задает д/з: Написать эссе на тему: «Что нужно сделать, чтобы мошенников больше никогда не было?» | Ученики записывают д/з в дневник | Прием:
Метод:
ФОПД: индивидуальная | познавательные | логические | предметный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока на тему: "Информационная безопасность подростков в сетях интернет"
В данной методической разработке представлен сценарий открытого урока для первокурсников всех специальностей. Цель урока - ознакомиться с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе ...
Разработка внеклассного часа на тему “Информационная безопасность детей в сети Интернет”.
Данная разработка ознакомливает детей с какими опасностями они могут сталкиваться при использовании сети Интернет. Также данная работа дает способы избежания этих опасностей....
Технологическая карта урока по теме"Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям"
laquo;Коммуникационные технологии» урок № 4 Глобальная компьютерная сеть Интернет. "Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям"....
Технологическая карта урока по теме: "Человек - личность", Обществознание, 6 класс
В ТК так же присутствует приложения - схема и кроссворд по теме....
Финансовая безопасность личности в сети интернет.
Каждый человек может столкнуться с мошенничеством при потреблении финансовых услуг, утечкой персональных данных при совершении онлайн- покупок. Большинство подобных инциндентов можно избежать, применя...
Технологическая карта урока по теме "Проценты" (финансовая грамотность)
Урок повторения, позволит повторить учебный материал в нестандартной форме:рассчитать бюджет семьи для отдыха...
Презентация для урока «Финансовая безопасность личности в сети Интернет»
Презентация для урока «Финансовая безопасность личности в сети Интернет», предназначенного для 8-11 классов....