ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ (ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Калейдоскоп»
рабочая программа

Ледовская Алла Анатольевна

  Вся система дополнительного образования представляет возможности по развитию различных способностей детей с особыми потребностями и предполагает развитие в ребенке способностей, позволяющих ему само реализовываться в различных видах и формах деятельности.

Во все времена актуальна и важна тема изучения родного края. Только благодаря знаниям об истории и традициях, природе и культуре своего края можно воспитать человека, любящего свой дом, город, край, страну.

Краеведческая деятельность занимает важное место в работе с воспитанниками интерната. Формируя умения и навыки такой деятельности, доступных к овладению, у детей развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация.

Краеведение расширяет кругозор и обогащает знания воспитанников, прививает им любовь и уважение к родному краю, воспитывает патриотизм, создаёт условия для проявления творческих способностей воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ПОДСОЛНУХ»

660130 г. Красноярск, ул. Сады 12, тел 222-48-04, E-mail: detdom4-kras@mail.ru _______________________________________________________

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол №______

от «_____» _____2023 г.

                       УТВЕРЖДАЮ:

                       директор КГБУ СО
                    «Психоневрологический интернат
                      для детей «Подсолнух»

                       ______________ Т.И.Черноусова

                         «___» _________ 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ (ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Калейдоскоп»

срок реализации: 1 год (82 часа)

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                          Автор-составитель:

Ледовская А.А.,

Педагог дополнительного образования


Пояснительная записка.                  


          Вся система дополнительного образования представляет возможности по развитию различных способностей детей с особыми потребностями и предполагает развитие в ребенке способностей, позволяющих ему само реализовываться в различных видах и формах деятельности.

Во все времена актуальна и важна тема изучения родного края. Только благодаря знаниям об истории и традициях, природе и культуре своего края можно воспитать человека, любящего свой дом, город, край, страну.

Краеведческая деятельность занимает важное место в работе с воспитанниками интерната. Формируя умения и навыки такой деятельности, доступных к овладению, у детей развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация.

Краеведение расширяет кругозор и обогащает знания воспитанников, прививает им любовь и уважение к родному краю, воспитывает патриотизм, создаёт условия для проявления творческих способностей воспитанников.

Направленность программы. По направлению деятельности дополнительная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» является туристско-краеведческой.

  Актуальность программы дополнительного образования «Калейдоскоп» в том, что обще развивающие занятия в рамках программы помогут обеспечить включение ребенка с особыми потребностями в доступные виды жизнедеятельности с учетом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации, самореализации и социализации.  

Знакомство детей с историей, традициями, природой и культурой родного края развивает умение ориентироваться в социальном окружении, осознание ценности собственной личности и других людей, выражать чувства к миру в соответствии с культурными традициями общества.

          Данная программа усиливает программу общего образования и развития т.к в содержании программы рассматриваются темы, которые есть и в общеобразовательных программах.

Адресат программы: воспитанники КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», испытывающие трудности в социальном пространстве.

Дети 6 – 12 лет и подростки 12 - 18 лет с умственной отсталостью, задержкой психического развития и двигательными нарушениями.

Особенности детей с умственной отсталостью.

Умственно отсталым детям свойственны быстрота забывания и неточность воспроизведения, забывчивость как проявление истощаемости и тормозимости коры головного мозга, зависимость воспроизведения от осмысления материала и преднамеренности запоминания, опосредствованное запоминание. 

Количество воспитанников в группе: от 2 до 4 человек.

Форма обучения: очная

Срок освоения программы: 1 учебный год (10 месяцев) в объеме 80 часов для групп 2,3,6,7 и 82 часа для групп 1,4,5,8.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного занятия - 45 минут, 15 минут – короткий перерыв, проветривание.

Структура проведения занятия определяется в соответствии детей с возрастом и требованиями СанПин:

- для детей 7 – 18 лет: 5 минут- организационный момент, 35 минут – занятие, 5 минут – рефлексия, подведение итогов.


Цели и задачи программы.

Цель программы: Формирование общих представлений о родном крае через изучение исторического, природного и культурного наследия малой Родины.

Задачи программы:

Обучающая:

- Расширить знания о родном крае, его достопримечательностях, окружающей природной среды, исторических событиях, художественной культуре и выдающихся людях родного края.

- Обучить первоначальным туристическим навыкам.

Развивающая:

- Развивать творческие способности и речь в устной форме детей через различные виды деятельности (слушание, пение, чтение, инсценировки, игры).

- Развивать коммуникативные способности воспитанников, познавательной активности, любознательности;

Воспитательная:

- Сформировать уважительное отношение к коллективу, друг другу.

- Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю, патриотические качества и культуру поведения.


Планируемые результаты.

Для детей с особыми потребностями важен результат их деятельности, чтобы этот результат удовлетворял их самих, а также вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых, а это возможно при  условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения творческой деятельностью и развития их творчества.

Приобретаемые знания закрепляются практикой. Результатом является участие в общих, массовых мероприятиях, фестивалях.

Воспитанник должен знать:

  1. Символы родного края.
  2. Календарные праздники.
  3. Представителей животного и растительного мира родного края.

Воспитанник должен уметь:

  1. Самостоятельно составить рассказ о родном крае.
  2. Рассказать стихотворение.

Календарно - тематический план для групп 1,4,5,7

Дата

Наименование раздела,

темы

Форма    занятия

Коли
чество часов

Место проведения

Форма

контроля

1.

Введение в  

образовательную  программу.

1

Каб. №46

1.1

4.09

 


Вводный инструктаж по ТБ.
Знакомство с содержанием программы.

Презентация.
Игра - викторина

1

Каб. №46

Собеседование
Наблюдение
Диагностика

2

Мой край родной

15

Каб. №46

2.1

6.09

Красноярский край и город Красноярск.

Виртуальные экскурсии

1

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование

2.2

11.09       13.09

Символика Красноярского края и города Красноярска

Презентации

2

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование

2.3

18.0920.09

История происхождения названий городов края, рек, улиц

Презентации

2

Каб. №46

Практическое задание

2.4

25.0927.09

Произведения российских поэтов о Родине, Красноярском крае и городе Красноярске

Круглый стол

2

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование

2.5

02.10
04.1009.10
11.1016.10
18.1023.1025.15

Разучивание стихотворений российских поэтов.

Практическое занятие

8

Каб. №46

Опрос.
Концерты.
Фестивали.

3

Традиции родной земли

16

3.1

30.1001.11

Календарные праздники: народные., государственные, профессиональные.

Презентация.
Занятие - игра

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

3.2

13.1115.11

Народы и народности Красноярского края. Традиции. Творчество

Презентация.
Дискуссия

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

3.3

 20.11
22.11

Произведения российских поэтов о календарных праздниках. Произведения красноярских поэтов.

Круглый стол

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

3.4

27.11
29.1104.12
06.2111.12
13.1218.12
20.1225.1227.12

Разучивание стихотворений к календарным праздникам.

Практическое занятие

10

Каб. №46

Опрос.
Концерты.
Фестивали.

4

 Мир вокруг нас

23

4.1

10.0
15.01

Природа и экология Красноярского края. Уникальные природные объекты.

Видео – экскурсия

2

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование
Диагностика

4.2

17.01
 22.01

Растительный мир Красноярского края

Презентация

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

4.3

24.01
29.01

Животный мир Красноярского края.

Презентация

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

4.4

31.01
05.02

Произведения российских и сибирских поэтов о природе.

Круглый стол

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

4.5

 07.02
12.02
14.0219.02
21.0226.02
28.0204.03
06.0311.03
13.0318.03
20.0325.0327.03

Разучивание стихотворений российских и сибирских поэтов о природе.

Практическое занятие

15

Каб. №46

Опрос.
Концерты.
Фестивали.

5

Культура и таланты

25

5.1

01.0403.04

Художественная культура. Выдающиеся деятели искусства и литературы края.

Презентация

2

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование

5.2

08.0410.04

Изобразительное искусство.  Выдающиеся художники края.

Видео - экскурсия

2

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование

5.3

06.0508.05

Выдающиеся спортсмены края.

Презентация.

2

Каб. №46

Собеседование.
Наблюдение
Диагностика

5.4

13.05
15.05

Произведения российских и сибирских детских поэтов.

Круглый стол

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

5.5

20.05
22.0527.0529.05

Разучивание стихотворений российских и сибирских детских поэтов.

Практическое занятие

4

Каб. №46

Опрос.
Концерты.
Фестивали.

5.6

03.06
05.0610.06
29.07
31.0705.08
07.0812.08
14.0819.08
21.0826.08
28.08

Повторение стихотворений российских и сибирских авторов.

Практическое занятие

13

Каб. №46

Концерты.
Мероприятия.

          Всего:

80

Календарно - тематический план для групп 2,3,6,7

Дата

Наименование раздела,

темы

Форма    занятия

Количество часов

Место проведения

Форма

контроля

1.

Введение в  

образовательную  программу.

1

Каб. №46

1.1

 5.09


5

Вводный инструктаж по ТБ.
Знакомство с содержанием программы.

Презентация.
Игра - викторина

1

Каб. №46

Собеседование
Наблюдение
Диагностика

2

Мой край родной

15

Каб. №46

2.1

7.09

Красноярский край и город Красноярск.

Виртуальные экскурсии

1

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование

2.2

12.0914.09

Символика Красноярского края и города Красноярска

Презентации

2

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование

2.3

19.0921.09

История происхождения названий городов края, рек, улиц

Презентации

2

Каб. №46

Практическое задание

2.4

26.09
28.09

Произведения российских поэтов о Родине, Красноярском крае и городе Красноярске

Круглый стол

2

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование

2.5

03.14
05.1010.10
12.1017.10
19.1024.1026.10

Разучивание стихотворений российских поэтов.

Практическое занятие

8

Каб. №46

Опрос.
Концерты.
Фестивали.

3

Традиции родной земли

16

3.1

31.10  
02.11

Календарные праздники: народные., государственные, профессиональные.

Презентация.
Занятие - игра

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

3.2

14.11
16.11

Народы и народности Красноярского края. Традиции. Творчество

Презентация.
Дискуссия

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

3.3

21.1123.11

Произведения российских поэтов о календарных праздниках. Произведения красноярских поэтов.

Круглый стол

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

3.4

28.11
30.11  05.12
07.1212.11
14.1219.12
21.1226.1228.12

Разучивание стихотворений к календарным праздникам.

Практическое занятие

10

Каб. №46

Опрос.
Концерты.
Фестивали.

4

 Мир вокруг нас

24

4.1

9.01
11.01

Природа и экология Красноярского края. Уникальные природные объекты.

Видео – экскурсия

2

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование
Диагностика

4.2

16.01
18.01

Растительный мир Красноярского края

Презентация

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

4.3

23.0125.01

Животный мир Красноярского края.

Презентация

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

4.4

30.0101.02

Произведения российских и сибирских поэтов о природе.

Круглый стол

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

4.5

 06.02
08.0213.02
15.0220.02
22.0227.02
29.0205.03
07.0312.03
14.0319.03
21.03
26.0328.03

Разучивание стихотворений российских и сибирских поэтов о природе.

Практическое занятие

16

Каб. №46

Опрос.
Концерты.
Фестивали.

5

Культура и таланты

26

5.1

02.0404.04

Художественная культура. Выдающиеся деятели искусства и литературы края.

Презентация

2

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование

5.2

09.0411.04

Изобразительное искусство.  Выдающиеся художники края.

Видео - экскурсия

2

Каб. №46

Наблюдение
Собеседование

5.3

02.0507.05


Выдающиеся спортсмены края.

Презентация.

2

Каб. №46

Собеседование.
Наблюдение
Диагностика

5.4

14.0516.05

Произведения российских и сибирских детских поэтов.

Круглый стол

2

Каб. №46

Наблюдение
Практическое задание

5.5

21.05
23.0528.0530.05

Разучивание стихотворений российских и сибирских детских поэтов.

Практическое занятие

4

Каб. №46

Опрос.
Концерты.
Фестивали.

5.6

04.06
06.0611.06
13.0630.07
01.0806.08
08.0813.08
15.0820.08
22.0827.0829.08

Повторение стихотворений российских и сибирских авторов.

Практическое занятие

14

Каб. №46

Концерты.
Мероприятия.

          Всего:

82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»

        Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изодеятельность с элементами декоративно-прикладного искусства»

Данная программа разработана для дополнительного образования детей. Она расчитана для детей  7-14 лет. Срок реализации 2 года. Цель программы: создание условий для обучения детей основам изобрази...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (Гитара)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в о...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ДОМРА

I.  Пояснительная записка.- Аналитическое обоснование образовательной программы- Цели и задачи программы- Срок реализации образовательной программы- Описание  учебно-методических,  кадр...

Рабочая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Тропинка в информационную среду» Для детей и подростков от 7 – 18 лет

Пояснительная записка Развитие информатики связано с появлением ЭВМ, мощных универсальных устройств для хранения и переработки информации. Внедрение ЭВМ приводит к коренной перестройке технологии прои...