Рабочая программа "Патриот"
рабочая программа

Аалиев Бакытбек Белекович

    Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Патриот»  является то, что она совмещает общевоинскую, физическую, гуманитарную и специальную подготовку. Таким образом, реализация программы будет способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого через физическую подготовку детей и подростков в военно-прикладных видах спорта, психологических установок сильного, уверенного в себе человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_patriot_2023-24.docx339.92 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

муниципального образования городской округ «Охинский»

Сахалинская область

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

школа - интернат с. Некрасовка имени Героя Социалистического Труда

Пайтана Герасимовича Чайка

с. Некрасовка, ул. Парковая, 1, телефон / факс 8 (42437) 93 - 316, сайт mboshi.ru

  E-mail: int-nekrasovka@mail.ru 

 Принята на заседании ШМО Гармония»  

Протокол г. № 4 от «30» августа 2023 г.

Утверждаю

директор МБОУ

школа – интернат с. Некрасовка

 им. П.Г.Чайка

______________В.И.Перевалов

Приказ от «31» августа 2023 г.№235 - ОД

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Патриот»

Уровень программы:  базовый

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Возраст учащихся: 12-17 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев

Составитель программы:

Аалиев Бакытбек Белекович,

педагог дополнительного образования

                                                                       

Некрасовка-2023

Некрасовка 2023 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Организационно-педагогические условия

(нормативно-правовое обеспечение)

Нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  • Приказ Министерство  Просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Минтруда №652 от 27.07.2021 «Об утверждении профессионального стандарта ПДО »

•        Устав образовательной организации;

•        Локальные акты образовательной организации.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №        09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006         №        06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Минтруда России от 05.05.2018г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018г. №52016);
  • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации   от 28.09.2020 г. № 28.
  • Распоряжение Министерства образования Сахалинской области   от 16.09.2021г. № 3.12-1170–р «Об утверждении методических рекомендаций   по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106;
  • МР 2.4.0242-21. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021);
  • Письмо Минздрава России от 11.08.2022 N 15-2/И/1-13164 «О профилактике и раннему выявлению коронавирусной инфекции в образовательных учреждениях в новом учебном году»;
  • МР 2.4.0259-21. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.09.2021)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 21.03.2022, с изм. от 20.06.2022) "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...");
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (ред. от 25.05.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...");
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст. 4168);
  • Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Учебное занятие по данной программе состоит из теоретической и практической частей. Темы завершаются практическими работами, что способствует лучшему усвоению теоретического материала. Практические работы одновременно являются формой оценивания промежуточного результата реализации программы. В конце учебного года и по завершении освоения программы обучающиеся принимают участие в соревнованиях, турнирах, в презентации своих проектов.

В процессе обучения используются образовательные технологии: развивающего обучения, проектные, модульного обучения, информационные, личностно-ориентированного обучения, критического мышления, решения изобретательских задач (ТРИЗ), коллективной системы обучения, исследовательские методы обучения.

            Практические работы включают в себя проектную деятельность, самостоятельную работу, выполнения задач, упражнений, могут осуществляться индивидуально, в малых группах из 2-3 учащихся и общие групповые работы.

Направленность программы

Физкультурно-спортивная 

Уровень сложности

 базовый

Язык реализации программы

Государственный язык РФ - русский

Особенности реализации программы

модульный принцип

Актуальность

Историческая память важна и необходима во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. Некоторые из них рассматривают его как бережное отношение к природе, кто-то – только как уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории  нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом.

Отличительные особенности, педагогическая целесообразность,

новизна

    Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Патриот»  является то, что она совмещает общевоинскую, физическую, гуманитарную и специальную подготовку. Таким образом, реализация программы будет способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого через физическую подготовку детей и подростков в военно-прикладных видах спорта, психологических установок сильного, уверенного в себе человека.

Адресат программы,

Категории учащихся

Программа предназначена для детей, проявляющих интерес к служению Отечеству стремящимся, к выбору профессии военнослужащего.

Обязательное условие приёма обучающихся на

программы физкультурно-спортивной направленности - наличие

медицинской справки.

Возраст обучающихся: 12-17 лет

Наполняемость группы: 15 человек

Состав группы: разновозрастной.

Условия приема детей: зачисляются все желающие при наличии свободных мест

Объём программы

68 часов (всего за период реализации программы)

Срок реализации программы

9 месяцев

Описание модулей программы

Вводное занятие.

Знакомство. Требования к курсантам клуба. Знакомство с планом работы клуба, расписанием занятий, Уставом клуба кодексом чести курсантов. Правила поведения учащихся в образовательном учреждении. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, правил поведения в общественных местах и т.п.

Раздел 1. Военно-историческая подготовка. 4 часа.

Тема 1 Основы обороны и безопасности государства.

Вооружённые Силы России. История создания. Виды Вооружённых Сил РФ. Задачи Вооружённых Сил России. Рода войск и их назначение. Воинская обязанность. Дни воинской славы России.

Тема 2. Войны и боевые действия на территории Российского государства

Войны Древней Руси. Татаро-монгольское иго. Завоевание новых земель при Иване Грозном. Войны XVI-XVII веков. Реформы Петра Великого. Российская армия XVIII – начала XX веков. Крымская война. Отечественная война 1812 г.. Первая мировая война: участие России. Вторая мировая война. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Война в Афганистане. Современные локальные конфликты и войны. Участие в миротворческих операциях. Подвиги воинов-десантников в героических сражениях России.

Тема 3.  Воинские звания, знаки различия и форма одежды в Российской Армии.

История военной формы. Звания Российской Армии. Погоны и знаки различия. Форма одежды: парадно-выходная, повседневная и полевая. Эмблемы родов войск.

Тема 4. Уставы Вооружённых Сил РФ.

Устав внутренней службы ВС. Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания, знаки различия и форма одежды. Знамя части  -  символ воинской чести, доблести и славы. Военная присяга. Обязанности военнослужащего по соблюдению воинской дисциплины.  Порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих. Воинская дисциплина. Воинское приветствие.  Обращение военнослужащих друг другу, к начальникам и старшим.  Обращение военнослужащих во внеслужебное время и вне строя.

Раздел 2. Строевая подготовка. 12 часов

Тема 1. Обязанности военнослужащего перед построением и в строю

Строи и управление ими. Порядок проверки исправности оружия, вооружения и военной техники, боеприпасов, средств защиты, обмундирования и снаряжения. Заправка обмундирования, подгонка снаряжения, помощь товарищу в устранении замеченных недостатков. Место в строю, порядок его занятия и действия в движении.  Поведение в строю. Передача приказаний и команд.

Тема 2. Строи отделения, взвода и роты в пешем порядке.

Строи взвода. Развернутый и походный строй. Перестроение взвода из одношереножного в двухшереножный, из развернутого в походный и наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.  Строевой смотр ВПК. Выход ВПК на строевой смотр в походном строю. Перестроение в развернутый двухшереножный строй.  Встреча командира. Проверка наличия личного состава, внешнего вида курсантов.  Одиночная строевая подготовка. Строевая слаженность ВПК.  Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней.  

Тема 3. Строевые приёмы и движения без оружия.

Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику, возвращение в строй.  Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй.  Строевой шаг. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте.  Команды, подаваемые при движении, изменении скорости движения, для прекращения движения и перемещения одиночных военнослужащих. Движение строевым шагом. Движение бегом. Изменение скорости движения. Повороты в движении. Строи, команды и обязанности члена ВПК перед построением и в строю.Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться».

Тема 4. Строевые приемы с оружием.

Передвижение на поле боя при действиях в пешем порядке.  Выполнение команд «Ложись», «К бою», «Встать». Передвижение ускоренным шагом или бегом, перебежками и переползанием. Команды для передвижения и порядок выполнения различных способов и приемов передвижения.

Раздел 3. Общая медицинская подготовка. 12 часов.

Тема 1. Общие правила оказания первой медицинской помощи (ПМП).

Правила оказания ПМП. Определение признаков жизни и смерти.

Тема 2. ПМП при ранениях.

Виды ран: колотые, резаные, рубленые ушибленные, рваные, разможженные, укушенные, отравленные и огнестрельные. Проникающие ранения черепа, груди, живота. Обработка раны.

Тема 3. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Терминальное состояние: предагональное состояние, агония, клиническая смерть. Реанимация при остановке дыхания. Алгоритм действий. Реанимация при остановке кровообращения.

Тема 4. ПМП при обмороке и шоке.

Обморок: симптомы обморока, алгоритм действий. Шок: симптомы обморока, алгоритм действий.

Тема 5. ПМП при кровотечениях.

Кровотечение. Свёртывание крови. Кровоточивость. Последствия кровотечений. Виды кровотечений. Остановка кровотечения. Кровотечение из уха. Кровотечение из лёгких. Кровотечение в брюшную полость.

Тема 6. ПМП при вывихах, разрывов связок и растяжений.

Вывихи: симптомы, алгоритм действий. Разрыв связок:  симптомы, алгоритм действий. Растяжения: симптомы, алгоритм действий.

Тема 7. ПМП при переломах.

Виды переломов. Иммобилизация переломов.

Тема 8. ПМП при ожогах.

Виды ожогов. Симптомы ожогов. Алгоритм действий.

Тема 9. ПМП при отморожениях.

Виды отморожений. Первая помощь при отморожении. ПМП при общем замерзании. Алгоритм действий.

Тема 10. ПМП при поражении электрическим током и молнией.

Электрический ток. Симптомы поражения. Алгоритм действий.

Тема 11. ПМП при утоплении.

Утопление. Алгоритм действий.

Тема 12. ПМП при укусах змей и ядовитых насекомых.

Змеиный яд. Симптомы. Алгоритм действий.

Тема 13. ПМП при отравлении.

Виды отравлений. Симптомы. Алгоритм действий.

Тема 14. Транспортировка пострадавших.

Эвакуация раненных. Способы переноски. Способы переноски с использованием плащ-палатки, вспомогательных средств.

Раздел 4. Топографическая подготовка и ориентирование. 12 часов.

Тема 1. Базовые навыки ориентирования.

Топографическое и тактическое ориентирования. Способы определения сторон горизонта. Движения по азимутам. Приборы для ориентирования. Компасы: устройство, правила определения сторон света, типы компасов. Альтиметры (высотомеры): правила пользования. Шагомер. Другое оборудование: планшет, часы, курвиметр. Способы ориентирования по природным объектам без компаса. Ориентирование во времени по солнцу, солнцу и компасу, созвездиям.

Тема 2. Топографические и специальные карты.

Карта и план, их отличие. Определение карты. Типы карт. Понятие о масштабе: численный и линейный масштаб. Классификация и назначение топографических карт.  Условные знаки и обозначения на карте. Виды условных топографических знаков.

Тема 3. Выбор маршрута движения.

Подготовка карты к работе. Ознакомление с картой: изучение по карте рельефа местности. Чтение карты: изображение рельефа на карте, оценка местности, определение широты и долготы, Измерение по карте: масштаб карты, измерение расстояний. Географические координаты. Определение географических координат и точки стояния: широта, долгота. Определение на карте своего местонахождения.

Основы выживания.

Тема 1. Факторы выживания.

Задачи, стоящие перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования. Враги выживания: боль, холод, жара, жажда, голод, переутомление, одиночество и тоска, уныние, страх. Три задачи выживания: защита, вода, продовольствие.

Тема 2. Одежда и снаряжение

Правильный подбор одежды для ожидаемых условий. Выбор обуви. Носимый аварийный запас (НАЗ). Индивидуальная аптечка. Индивидуальное снаряжение. Групповое снаряжение.

Тема 3. Верёвки и узлы.

Верёвочная терминология. Узлы: рифовый, простой, «восьмерка», прямой, одиночная связка, двойная связка. Петли: одинарная, тройная, «на бухте». Обвязки: половинная, полная, комбинация, мёртвая, непроскальзывающая, рыбацкий штык. Связки: квадратная, диагональная, параллельная.

Тема 3. Водообеспечение.

Обезвоживание организма. Транспортировка воды. Поиск воды. Индикаторы наличия воды: скопления насекомых, птицы, густая и разнообразная буйная растительность, густая и сочная трава, следы животных, низины и долины. Методы добывания воды: сбор росы и дождевой воды, солнечный испаритель, конденсация. Обеззараживание воды: кипячение, дезинфекция. Фильтрация воды: три вида фильтрации воды.

Тема 4. Добывание огня.

Треугольник огня: воздух, сухость и топливо. Выбор место для очага. Трут, растопка, топливо. Способы разведение костра. Типы костров. Костры для обогрева: «колодец», «звездный», «охотничий», «очаг», «трапперский», пирамидка. Костры для приготовления пищи: траншейный, Т-образный, «типпи», «длинный». Отражатели огня.

Тема 5. Обеспечение пищей.

Основы рационального питания. Требования к пище: калорийность, пищевые вещества (белки, углеводы, жиры, витамины минеральные вещества). Режимпитания. Добывание пищи: охота, рыбная ловля, сбор ягод, грибов, съедобных растений. Съедобное и несъедобное – способы определения. Приготовление еды: варка, жарка, обжаривание, печение, пропаривание. Сохранение пищи: сушка, вяление.

Тема 6. Сооружение укрытий и устройство лагеря.

Выбор места для лагеря. Типы укрытий: моментальные укрытия, укрытия из корней, естественные углубления, упавшие деревья, укрытия с тентом, вигвамы, северные укрытия. Гигиена в лагере. Организация лагеря.

Раздел 5. Огневая подготовка. 10  часов

Тема 1. Меры безопасности при обращении с оружием.

Общие положения. Проведение инструктажа под роспись.

Тема 2. Закон РФ «Об оружии».

Определение, виды, предназначение оружия. Гражданское оружие. Служебное оружие. Боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Порядок приобретения оружия и патронов к нему. Ответственность за незаконный оборот оружия.

Тема 3. Виды боевого огнестрельного оружия.

Выставка боевого огнестрельного оружия. Общая характеристика.

Тема 4. Боевой патрон. Явление выстрела. Внутренняя и внешняя баллистика.

Строение патрона. Явления, происходящие при выстреле из стрелкового оружия. Три периода выстрела. Отдача оружия. Траектория и её элементы. Прицеливание. Рассеивание. Определение средней точки попадания. Приведение оружия к нормальному бою.

Тема 8. Автомат. Общее устройство и работа частей автомата.

Назначения и боевые свойства автомата. Его виды. Общее устройство и работа частей. Разборка и сборка автомата.

Тема 9. Приёмы и правила стрельбы из автомата.

Изготовка к стрельбе: стоя, сидя, лёжа. Прицеливание. Спуск курка. Автоматический и одиночный огонь.

Тема 10. Пулемет. Общее устройство и работа частей пулемёта.

Назначения и боевые свойства пулемёта. Его виды. Общее устройство и работа частей. Разборка и сборка пулемёта.

Тема 11. Винтовка. Общее устройство и работа частей винтовки.

Назначения и боевые свойства винтовки. Её виды. Общее устройство и работа частей. Разборка и сборка винтовки.

Тема 12. Прицелы.

Назначение. Принцип действия. Характеристики.

Тема 13. Назначение и боевые свойства ручных гранат.

Устройство гранат и запалов к ним. Положение частей и механизмов до броска. Подготовка ручных гранат к броску. Требования безопасности при обращении с ручными гранатами. Работа частей и механизмов после броска. Выполнение упражнений по метанию учебных гранат.

Тема 14. Правила поведения и меры безопасности при проведении стрельб в тире.

Выполнение команд. Поведение на огневом рубеже. Инструктаж.

Тема 15. Практическое выполнение учебных стрельб.

Стрельба из различных видов оружия согласно Курса стрельб в тире и на войсковом стрельбище.

Тема 16. Уход за оружием, его хранение и сбережение.

Чистка и смазка оружия. Особенности чистки каждого вида оружия

Раздел 6. Физическая подготовка. 18 часов

Тема 1. Основы физической подготовки

Тема 6. Стойки и передвижения

Тема 3. ОФП, сгибания и разгибание рук в упоре лежа

Тема 4. ОФП, метание гранаты

Тема 5. ОФП, подтягивание на перекладине

Тема 6. ОФП, бег.

Режим занятий

Количество занятий в день для 1-ой группы

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

1

2

2

Продолжительность занятия

1 акад. час. = 45 минут +10 минут перерыв

Форма обучения: очная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемные, творческие, проектные.

Основные общедидактические методы являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский

Цель

     Развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, совершенствование знаний и навыков по основам воинской службы и специальной подготовке.    

Задачи занятий

Обучающие задачи: подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;

Воспитательные задачи : воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине; формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;

 воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;

 физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;

 Развивающие задачи:  совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;

содействие развитию активной гражданской позиции подростков;

Планируемые результаты

Предметные:

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.

Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: 

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников.
  • Строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в соответствии с возрастными нормами).
  • Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.
  • Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.
  • Готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых.

В результате освоения программы учащийся должен приобрести следующие знания, умения и навыки:

знать:

  • основы и способы стрельбы, строевой подготовки; военную присягу
  • ратные страницы истории Отечества;
  • содержание воинских Уставов;
  • основы военной службы;
  • основы современного общевойскового боя;
  • строй отделения и порядок управления им;
  • историю создания отечественного оружия и устройство автомата Калашникова;
  • технику пешеходного туризма;
  • правила оказания первой медицинской помощи-средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения

уметь:

выполнять строевые приемы на месте и в движении

выполнять неполную разборку и сборку автомата  Калашникова

ориентироваться на местности и двигаться по азимуту,

вязать узлы, пользоваться страховкой;

владеть техникой пешеходного туризма;

пользоваться средствами индивидуальной защиты

выполнять физические упражнения в объеме требований,

оказывать медицинскую помощь пострадавшему;

выполнять приемы самозащиты.

Воспитанник должен уметь решать жизненно-практические задачи:

-вести здоровый образ жизни;

  • проявлять психологическую и физическую готовность к прохождению военной службы;
  • противодействовать проявлениям  политического и  религиозного  экстремизма;
  • защитить себя в экстремальных ситуациях;
  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшему

ориентироваться на незнакомой местности

обладать навыками:

 правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях; 
у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного – отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.

общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы; 

основные составляющие здорового образа жизни;

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебный план

№ п/п

Название раздела программы

Количество часов по годам обучения

I год

Всего часов

Теория

Практика

1

Военно-историческая подготовка

4

4

-

2

Строевая подготовка

12

1

11

3

Общая медицинская подготовка  

12

4

8

4

Топографическая и туристская подготовка, ориентирование

12

6

6

5

Огневая подготовка

10

5

5

6

Физическая подготовка

18

1

17

Итого

68

21

47

  Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Форма контроля

Военно-историческая подготовка

4

4

1

Вводное занятие.

Опрос

2

Государственные символы России.

1

-

1

Опрос

3

Дни боевой славы.

1

-

1

Опрос

4

История создания ВС России. Зачет.

2

-

2

Зачет

Строевая подготовка

1

11

12

5

Строи, их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности  перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте.

1

1

2

Наблюдение

6

Строевой шаг.

2

2

Наблюдение

7

Повороты в движении направо и налево.

2

2

Наблюдение

8

Повороты кругом в движении

2

2

Наблюдение

9

Строевой шаг. Повороты на месте и в движении.

2

2

Наблюдение

10

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

2

2

Наблюдение

Общая медицинская подготовка

4

8

12

11

Общие правила оказания первой медицинской помощи

  Психологическая подготовка к службе в ВС

1

1

2

Опрос

12

Первая медицинская помощь при ранениях

1

3

4

Опрос

13

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

1

1

2

Опрос

14

Первая медицинская помощь при обмороке и шоке

1

1

Наблюдение

15

Первая медицинская помощь при кровотечениях

3

3

Наблюдение

Топографическая подготовка и ориентирование.

6

6

12

16

Базовые навыки ориентирования

Личное снаряжение туриста

2

-

2

Опрос

17

Способы движения группы на маршруте и сигнализация

1

1

2

Опрос

18

Узлы

1

3

4

Наблюдение

19

Костры

1

1

2

Наблюдение

20

Групповое снаряжение

1

1

2

Наблюдение

Огневая подготовка

5

5

10

21

Меры безопасности при обращении с оружием

1

-

1

Опрос

22

Закон РФ «Об оружии».

1

-

1

Опрос

23

Виды боевого огнестрельного оружия

1

-

1

Опрос

24

Боевой патрон. Явление выстрела. Внутренняя и внешняя баллистика

1

-

1

Опрос

25

Уход за оружием, его хранение и сбережение

1

-

1

Опрос

26

Выполнение упражнения из пневматической винтовки

3

3

Наблюдение

27

Стрельба по мишени №8 из трех положений:

  1. сидя за столом или лежа с упора;
  2. с колена;
  3. стоя

2

2

Наблюдение

Физическая  подготовка

1

17

18

28

Основы физической  подготовки

1

-

1

Наблюдение

29

Стойки и передвижения.

-

1

1

Наблюдение

30

ОФП,  сгибание и разгибание рук в упоре лежа

-

4

4

Наблюдение

31

ОФП, метание гранаты

-

4

4

Наблюдение

32

ОФП, подтягивание на перекладине

-

2

2

Наблюдение

33

ОФП, бег

-

2

2

Наблюдение

34

Полоса препятствий

-

4

4

Наблюдение

Итого

21

47

68

  1. Содержание учебного плана

Модуль 1:

Теория

Вводное занятие.

Знакомство. Требования к курсантам клуба. Знакомство с планом работы клуба, расписанием занятий, Уставом клуба кодексом чести курсантов. Правила поведения учащихся в образовательном учреждении. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, правил поведения в общественных местах и т.п.

Раздел 1. Военно-историческая подготовка. 4 часа.

Теория

Тема 1 Основы обороны и безопасности государства.

Вооружённые Силы России. История создания. Виды Вооружённых Сил РФ. Задачи Вооружённых Сил России. Рода войск и их назначение. Воинская обязанность.Дни воинской славы России.

Тема 2. Войны и боевые действия на территории Российского государства

Войны Древней Руси. Татаро-монгольское иго. Завоевание новых земель при Иване Грозном. Войны XVI-XVII веков. Реформы Петра Великого. Российская армия XVIII – начала

XX веков.Крымская война. Отечественная война 1812 г.. Первая мировая война: участие России. Вторая мировая война. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Война в Афганистане. Современные локальные конфликты и войны. Участие в миротворческих операциях. Подвиги воинов-десантников в героических сражениях России.

Тема 3.  Воинские звания, знаки различия и форма одежды в Российской Армии.

История военной формы. Звания Российской Армии. Погоны и знаки различия. Форма одежды: парадно-выходная, повседневная и полевая. Эмблемы родов войск.

Тема 4. Уставы Вооружённых Сил РФ.

Устав внутренней службы ВС. Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания, знаки различия и форма одежды. Знамя части  -  символ воинской чести, доблести и славы. Военная присяга. Обязанности военнослужащего по соблюдению воинской дисциплины.  Порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих.Воинская дисциплина. Воинское приветствие.  Обращение военнослужащих друг другу, к начальникам и старшим.  Обращение военнослужащих во внеслужебное время и вне строя.

Раздел 2. Строевая подготовка. 12 часов

Теория.

Тема 1. Обязанности военнослужащего перед построением и в строю

Строи и управление ими. Порядок проверки исправности оружия, вооружения и военной техники, боеприпасов, средств защиты, обмундирования и снаряжения. Заправка обмундирования, подгонка снаряжения, помощь товарищу в устранении замеченных недостатков. Место в строю, порядок его занятия и действия в движении.  Поведение в строю. Передача приказаний и команд.

Практика.

Тема 2. Строи отделения, взвода и роты в пешем порядке.

Строи взвода. Развернутый и походный строй. Перестроение взвода из одношереножного в двухшереножный, из развернутого в походный и наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.  Строевой смотр ВПК. Выход ВПК на строевой смотр в походном строю. Перестроение в развернутый двухшереножный строй.  Встреча командира. Проверка наличия личного состава, внешнего вида курсантов.  Одиночная строевая подготовка. Строевая слаженность ВПК.  Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней.  

Тема 3. Строевые приёмы и движения без оружия.

Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику, возвращение в строй.  Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй.  Строевой шаг. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте.  Команды, подаваемые при движении, изменении скорости движения, для прекращения движения и перемещения одиночных военнослужащих. Движение строевым шагом. Движение бегом. Изменение скорости движения. Повороты в движении. Строи, команды и обязанности члена ВПК перед построением и в строю.Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться».

Тема 4. Строевые приемы с оружием.

Передвижение на поле боя при действиях в пешем порядке.  Выполнение команд «Ложись», «К бою», «Встать». Передвижение ускоренным шагом или бегом, перебежками и переползанием. Команды для передвижения и порядок выполнения различных способов и приемов передвижения.

Раздел 3. Общая медицинская подготовка. 12 часов.

Теория. Практика.

Тема 1. Общие правила оказания первой медицинской помощи (ПМП).

Правила оказания ПМП. Определение признаков жизни и смерти.

Практика:

Тема 2. ПМП при ранениях.

Виды ран: колотые, резаные, рубленые ушибленные, рваные, разможженные, укушенные, отравленные и огнестрельные. Проникающие ранения черепа, груди, живота. Обработка раны.

Тема 3. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Терминальное состояние: предагональное состояние, агония, клиническая смерть. Реанимация при остановке дыхания. Алгоритм действий. Реанимация при остановке кровообращения.

Тема 4. ПМП при обмороке и шоке.

Обморок: симптомы обморока, алгоритм действий. Шок: симптомы обморока, алгоритм действий.

Тема 5. ПМП при кровотечениях.

Кровотечение. Свёртывание крови. Кровоточивость. Последствия кровотечений. Виды кровотечений. Остановка кровотечения. Кровотечение из уха. Кровотечение из лёгких. Кровотечение в брюшную полость.

Тема 6. ПМП при вывихах, разрывов связок и растяжений.

Вывихи: симптомы, алгоритм действий. Разрыв связок:  симптомы, алгоритм действий. Растяжения: симптомы, алгоритм действий.

Тема 7. ПМП при переломах.

Виды переломов. Иммобилизация переломов.

Тема 8. ПМП при ожогах.

Виды ожогов. Симптомы ожогов. Алгоритм действий.

Тема 9. ПМП при отморожениях.

Виды отморожений. Первая помощь при отморожении. ПМП при общем замерзании. Алгоритм действий.

Тема 10. ПМП при поражении электрическим током и молнией.

Электрический ток. Симптомы поражения. Алгоритм действий.

Тема 11. ПМП при утоплении.

Утопление. Алгоритм действий.

Тема 12. ПМП при укусах змей и ядовитых насекомых.

Змеиный яд. Симптомы. Алгоритм действий.

Тема 13. ПМП при отравлении.

Виды отравлений. Симптомы. Алгоритм действий.

Тема 14. Транспортировка пострадавших.

Эвакуация раненных. Способы переноски. Способы переноски с использованием плащ-палатки, вспомогательных средств.

Раздел 4. Топографическая подготовка и ориентирование. 12 часов.

Теория:

Тема 1. Базовые навыки ориентирования.

Топографическое и тактическое ориентирования. Способы определения сторон горизонта. Движения по азимутам. Приборы для ориентирования. Компасы: устройство, правила определения сторон света, типы компасов. Альтиметры (высотомеры): правила пользования. Шагомер. Другое оборудование: планшет, часы, курвиметр. Способы ориентирования по природным объектам без компаса. Ориентирование во времени по солнцу, солнцу и компасу, созвездиям.

Тема 2. Топографические и специальные карты.

Карта и план, их отличие. Определение карты. Типы карт. Понятие о масштабе: численный и линейный масштаб. Классификация и назначение топографических карт.  Условные знаки и обозначения на карте. Виды условных топографических знаков.

Тема 3. Выбор маршрута движения.

Подготовка карты к работе. Ознакомление с картой: изучение по карте рельефа местности. Чтение карты: изображение рельефа на карте, оценка местности, определение широты и долготы, Измерение по карте: масштаб карты, измерение расстояний. Географические координаты. Определение географических координат и точки стояния: широта, долгота. Определение на карте своего местонахождения.

Основы выживания.

Теория:

Тема 1. Факторы выживания.

Задачи, стоящие перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования. Враги выживания: боль, холод, жара, жажда, голод, переутомление, одиночество и тоска, уныние, страх. Три задачи выживания: защита, вода, продовольствие.

Практика

Тема 2. Одежда и снаряжение

Правильный подбор одежды для ожидаемых условий. Выбор обуви. Носимый аварийный запас (НАЗ). Индивидуальная аптечка. Индивидуальное снаряжение. Групповое снаряжение.

Тема 3. Верёвки и узлы.

Верёвочная терминология. Узлы: рифовый, простой, «восьмерка», прямой, одиночная связка, двойная связка. Петли: одинарная, тройная, «на бухте». Обвязки: половинная, полная, комбинация, мёртвая, непроскальзывающая, рыбацкий штык. Связки: квадратная, диагональная, параллельная.

Тема 3. Водообеспечение.

Обезвоживание организма. Транспортировка воды. Поиск воды. Индикаторы наличия воды: скопления насекомых, птицы, густая и разнообразная буйная растительность, густая и сочная трава, следы животных, низины и долины. Методы добывания воды: сбор росы и дождевой воды, солнечный испаритель, конденсация. Обеззараживание воды: кипячение, дезинфекция. Фильтрация воды: три вида фильтрации воды.

Тема 4. Добывание огня.

Треугольник огня: воздух, сухость и топливо. Выбор место для очага. Трут, растопка, топливо. Способы разведение костра. Типы костров. Костры для обогрева: «колодец», «звездный», «охотничий», «очаг», «трапперский», пирамидка. Костры для приготовления пищи: траншейный, Т-образный, «типпи», «длинный». Отражатели огня.

Тема 5. Обеспечение пищей.

Основы рационального питания. Требования к пище: калорийность, пищевые вещества (белки, углеводы, жиры, витамины минеральные вещества). Режим питания. Добывание пищи: охота, рыбная ловля, сбор ягод, грибов, съедобных растений. Съедобное и несъедобное – способы определения. Приготовление еды: варка, жарка, обжаривание, печение, пропаривание. Сохранение пищи: сушка, вяление.

Тема 6. Сооружение укрытий и устройство лагеря.

Выбор места для лагеря. Типы укрытий: моментальные укрытия, укрытия из корней, естественные углубления, упавшие деревья, укрытия с тентом, вигвамы, северные укрытия. Гигиена в лагере. Организация лагеря.

Раздел 5. Огневая подготовка. 10 часов

Теория.

Тема 1. Меры безопасности при обращении с оружием.

Общие положения. Проведение инструктажа под роспись.

Тема 2. Закон РФ «Об оружии».

Определение, виды, предназначение оружия. Гражданское оружие. Служебное оружие. Боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Порядок приобретения оружия и патронов к нему. Ответственность за незаконный оборот оружия.

Тема 3. Виды боевого огнестрельного оружия.

Выставка боевого огнестрельного оружия. Общая характеристика.

Тема 4. Боевой патрон. Явление выстрела. Внутренняя и внешняя баллистика.

Строение патрона. Явления, происходящие при выстреле из стрелкового оружия. Три периода выстрела. Отдача оружия. Траектория и её элементы. Прицеливание. Рассеивание. Определение средней точки попадания. Приведение оружия к нормальному бою.

Тема 8. Автомат. Общее устройство и работа частей автомата.

Назначения и боевые свойства автомата. Его виды. Общее устройство и работа частей. Разборка и сборка автомата.

Тема 9. Приёмы и правила стрельбы из автомата.

Изготовка к стрельбе: стоя, сидя, лёжа. Прицеливание. Спуск курка. Автоматический и одиночный огонь.

Тема 10. Пулемет. Общее устройство и работа частей пулемёта.

Назначения и боевые свойства пулемёта. Его виды. Общее устройство и работа частей. Разборка и сборка пулемёта.

Тема 11. Винтовка. Общее устройство и работа частей винтовки.

Назначения и боевые свойства винтовки. Её виды. Общее устройство и работа частей. Разборка и сборка винтовки.

Тема 12. Прицелы.

Назначение. Принцип действия. Характеристики.

Тема 13. Назначение и боевые свойства ручных гранат.

Устройство гранат и запалов к ним. Положение частей и механизмов до броска. Подготовка ручных гранат к броску. Требования безопасности при обращении с ручными гранатами. Работа частей и механизмов после броска. Выполнение упражнений по метанию учебных гранат.

Тема 14. Правила поведения и меры безопасности при проведении стрельб в тире.

Практика.

Выполнение команд. Поведение на огневом рубеже. Инструктаж.

Тема 15. Практическое выполнение учебных стрельб.

Стрельба из различных видов оружия согласно Курса стрельб в тире и на войсковом стрельбище.

Тема 16. Уход за оружием, его хранение и сбережение.

Чистка и смазка оружия. Особенности чистки каждого вида оружия.

Раздел 6. Физическая подготовка. 14 часов.

Тема 1. Основы физической подготовки

Тема 6. Стойки и передвижения

Тема 3. ОФП, сгибания и разгибание рук в упоре лежа

Тема 4. ОФП, метание гранаты

Тема 5. ОФП, подтягивание на перекладине

Тема 6. ОФП, бег.

Тема 7. Полоса препятствия

  1. . Система оценки достижения планируемых результатов

Контроль несёт проверочную, учащую, воспитательную, организующую функции.

Контроль осуществляется:

  • текущий;
  • тематический;
  • итоговый.

Задачами контроля являются оценка знаний, ориентации, мотивов, анализ уровня развитости качеств и способностей обучающегося, построение социально-психологического портрета для выбора эффективных средств и методов обучения с выходом на максимальную индивидуализацию работы с каждым обучающимся.

Текущий контроль – игровые викторины, зачётные занятия, контрольные работы, участие в соревнованиях, выставках, фестивалях, конкурсах, конференциях, промежуточная аттестация.

Тематический контроль – защита творческого проекта, участие в конкурсах, соревнованиях.

Итоговый контроль – аттестация согласно Положению об аттестации обучающихся.

Освоение программы сопровождается текущим контролем успеваемости учащихся. Текущий контроль проводится в течение всего периода обучения для отслеживания уровня усвоения теоретических знаний, практических умений и своевременной корректировки образовательного процесса в форме педагогического наблюдения.

Критерии оценки:

Оценка промежуточных результатов по темам и итоговые занятия проводятся в разных формах: тестирование, соревнования.

Оценочные материалы

        Уровень теоретической и практической подготовки проверяется по результатам промежуточной аттестации.

        Промежуточный контроль проводится в конце 1-го полугодия (декабрь), в конце 2-го полугодия (май).

Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля.

Текущий контроль: Контрольное занятие может быть проведено в форме беседы, тестирования, зачётного занятия, учитывая содержание модуля).

Промежуточная аттестация: зачет

Аттестация по итогам освоения программы: нет  

Календарно-учебный график

Содержание

Дата проведения

Военно-историческая подготовка-4 часа

1

Вводное занятие.

04.09

2

Государственные символы России.

06.09

3

Дни боевой славы.

11.09

4

История создания ВС России. Зачет.

13.09

Строевая подготовка-12 часов

5

Строи, их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности  перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте.

18.09

20.09

6

Строевой шаг.

25.09

27.09

7

Повороты в движении направо и налево.

02.10

04.10

8

Повороты кругом в движении

09.10

11.10

9

Строевой шаг. Повороты на месте и в движении.

16.10

18.10

10

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

23.10

25.10

Общая медицинская подготовка-12-часов

11

Общие правила оказания первой медицинской помощи

  Психологическая подготовка к службе в ВС

08.10

13.11

12

Первая медицинская помощь при ранениях

15.11

20.11

 22.11

27.11

13

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

29.11

04.12

14

Первая медицинская помощь при обмороке и шоке

06.12

15

Первая медицинская помощь при кровотечениях

11.12

13.12

18.12

Топографическая подготовка и ориентирование-12 часов

16

Базовые навыки ориентирования

Личное снаряжение туриста

20.12

25.12

17

Способы движения группы на маршруте и сигнализация

27.12

27.12

18

Узлы

10.01

15.01

17.01

22.01

19

Костры

24.01

29.01

20

Групповое снаряжение

31.01

05.02

Огневая подготовка-10 часов

21

Меры безопасности при обращении с оружием

07.02

22

Закон РФ «Об оружии».

12.02

23

Виды боевого огнестрельного оружия

14.02

24

Боевой патрон. Явление выстрела. Внутренняя и внешняя баллистика

19.02

25

Уход за оружием, его хранение и сбережение

21.02

26

Выполнение упражнения из пневматической винтовки

21.02

26.02

 28.03

27

Стрельба по мишени №8 из трех положений:

  1. сидя за столом или лежа с упора;
  2. с колена;
  3. стоя

04.03

06.03

Физическая  подготовка -18 часов

28

Основы физической  подготовки

11.03

29

Стойки и передвижения.

13.03

30

ОФП,  сгибание и разгибание рук в упоре лежа

18.03

 20.03

01.04

 03.04

31

ОФП, метание гранаты

08.04

 10.04

15.04

17.04

32

ОФП, подтягивание на перекладине

22.04

 24.04

33

ОФП, бег

29.04

06.05

34

Полоса препятствий

08.05

13.05

15.05

20.05

  1.  Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во

дней

Кол-во часов

Режим занятий

Учебный год

01.09.2023

28.05.2023

34

68

68

2 раза в неделю

по 1 часу

Адаптационный период

01.09.2023

01.10.2023

4

8

8

Промежуточная аттестация

19.12.2023

24.12.2023

1

2

2

Зимние каникулы

30.12.2023

08.01.2024

-

-

-

Промежуточная аттестация

14.05.2024

17.05.2023

1

4

4

Практика

нет

нет

-

-

-

-

Летние каникулы

01.06.2024

31.08.2024

-

-

-

-

2.5. Рабочая программа воспитания  

Цель воспитания: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания:

  • усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
  • формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
  • Обновление содержания воспитания, внедрение новых форм и методов, способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента;
  • Совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
  • Развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность;
  • Создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях воспитания и социализации детей;
  • Развитие познавательной и социальной активности, дисциплины, потребности в самосовершенствовании и самореализации;
  • Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • Формирование навыков и культуры безопасного поведения;
  • Ориентация обучающихся на здоровый образ жизни, привлечение к занятию спортом, воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам.

Целевые приоритеты на разных уровнях образования:

  1. В воспитании детей подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений и ценностных отношений.
  2. В воспитании детей юношеского возраста приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьникам и опыта осуществления социально значимых дел.

Особенности организуемого воспитательного процесса в объединении дополнительного образования

Задачи:

• Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше».

• Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности

(совести) — способности младшего и среднего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

• Способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости

определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

• Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

• Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

Формы и содержание деятельности

Направления деятельности:

  1. Гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
  2. Патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
  3. Духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
  4. Эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
  5. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
  6. Трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
  7. Экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
  8. Ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
  9. Работа с родителями – родительские собрания реализация проектов, направленных на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач; индивидуальная работа с родителями.

Формы и содержание деятельности для достижения поставленной цели:

  • Беседы;
  • Видеоуроки;
  • Праздники;
  • КТД;
  • Соревнования;
  • Выставочная деятельность;
  • Концертно-фестивальная деятельность;
  • Игровые и конкурсные программы;
  • Викторины, познавательные игры;
  • Проектирование;
  • Поощрение;
  • Метод воспитывающих ситуаций;
  • Метод соревнования.

Планируемые результаты:

1. Активное включение обучающихся в коллективную творческую деятельность, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности.

2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

3. Своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их.

4. Проявление самостоятельности, развитие творческой и гражданской активности.

5. Повышение культуры поведения, развитие личностных качеств обучающихся.

6. Создание условий, обеспечивающих обучающимся ситуацию успеха.  

7. Формирование благоприятного нравственно-психологического климата в образовательном учреждении.

        Перечень событий, мероприятий воспитательной направленности отражен в календарном плане воспитательной работы объединения дополнительного образования (Приложение №1).

  1. Организационный раздел

3.2. Методическое обеспечение

Организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется очно, в разновозрастных группах. Комплексные занятия проходят по комбинированному типу, так как включает в себя повторение пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов.

На занятиях используются следующие формы и методы реализации программы.

Различные формы учебной работы существенно повышают эффективность занятий и интерес обучающихся к ним. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы учащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащегося. При этом педагог оказывает учащемуся такую помощь, которая не подавляет его активности и способствует выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа деятельностного подхода. Групповые занятия позволяют выполнять сложные трудоемкие работы с наименьшими затратами материала и времени. При этом каждый обучающийся отрабатывает приемы на отдельном фрагменте, который является частью целого изделия.

Если говорить о формах учебных занятий, то основная масса учебного времени отводится на лекционно-практические занятия, где оптимально сочетаются теория и практические упражнения. Это обусловлено спецификой курса: чтобы эффективно овладеть навыками работы с бумагой и нитками, нужно вслед за теоретическим изучением приемов отработать их на практике. В чистом виде практические и лекционные занятия представлены в меньшей степени.

Помимо лекций и практических занятий программа предусматривает выставки, соревнования, турниры, тестирование.

Презентация своих проектов позволяют продемонстрировать результаты своих трудов за определенный период времени. Это позволяет учащимся критически оценивать свои работы, лучше понять их достоинства и недостатки, что является стимулом для дальнейшего творческого роста.

В программе предусмотрены контрольные часы после изучения каждого блока. На этих занятиях педагог проводит тесты, анкетирование, викторины, выставки с целью выявления качеств знаний, умений, навыков обучающихся.

Учитывая психологические возрастные особенности обучающихся, занятия строятся на постоянной смене деятельности. Подача практического и теоретического материала чередуется и комбинируется во время занятия. Обучающиеся могут свободно передвигаться на занятии по учебному кабинету, общаться между собой, соблюдая правила техники безопасности.

           Методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • репродуктивные;
  • инструктивно-практические;
  • продуктивно-практические;
  • объяснительно-побуждающие;
  • частично-поисковые;
  • проблемно-поисковые;
  • индуктивные (от частного к общему);
  • дедуктивные (от общего к частному);
  • объяснения и показ;
  • методическое разнообразие показа с предварительными вопросами к обучающимся;
  • объяснительные репродуктивные, основанные на восприятии и воспроизведении информации.

Учебные занятия имеют общий замысел, обладают характерными особенностями и отвечают дидактическим требованиям:

  • чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов;
  • связь с развивающими и воспитательными задачами;
  • определение места в общей системе занятий;
  • определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованиями образовательной программы и целями занятия, с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;
  • прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на занятии, так и на отдельных этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе занятия;
  • выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на занятии и максимальную самостоятельность в учении обучающихся;
  • реализация на занятии всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного обучения для детей.

   Педагогические принципы проведения занятий:

  • отношения взаимопонимания с обучающимся;
  • обучение без принуждения;
  • трудная цель;
  • опора на обучающегося;
  • оценка, как уважительное отношение не только к знанию, но и незнанию;
  • оценка в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента;
  • поощрение чувства долга и ответственности;
  • самоанализ соответствующей формы, интеллектуального фона группы и личностного подхода;
  • отказ от шаблона в организации занятия, от рутины и формализма в проведении;
  • максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятии;
  • не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия;
  • поддержка альтернативности, множественности мнений;
  • развитие функции общения как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
  • «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация обучающихся по возможностям, интересам, способностям и склонностям.

Типы занятий

Организационные формы

Описание

Занятие изучения нового

  • традиционное (комбинированное);

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Занятие закрепления знаний

  • практикум;
  • консультация

Выработка умений по применению знаний

Занятие комплексного применения знаний

  • практикум;

Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях

Занятие обобщения и систематизации знаний

  • семинар;
  • конференция;
  • круглый стол

Обобщение единичных знаний в систему

Занятия контроля, оценки и коррекции знаний

  • контрольная работа;
  • зачёт;
  • смотр знаний

Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками

Занятия с изменёнными способами организации

  • занятие-лекция;
  • занятие вдвоём;

Занятия, опирающиеся на фантазию

  • занятия творчества;
  • занятие - творческий отчёт;
  • комплексно-творческий отчёт;

Занятия, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации

  • занятие-зачёт;
  • защита оценки;
  • занятие-консультация;
  • занятие-практикум;
  • итоговое собеседование;

Занятия на основе исследовательской деятельности

  • практическое занятие

Индивидуальная работа

Занятия с использованием групповых форм работы

  • деятельность на занятии обучающихся-консультантов, референтов

Учитывают психологию обучающихся, потребность в милосердии, расширении и укреплении человеческих контактов.

Занятия, отражающие современные общественные тенденции

  • занятие - общественный смотр знаний;

Построены на инициативе обучающихся.

Занятия творчества

  • комплексно-творческое занятие;

Традиционные занятия с новыми аспектами

  • занятие-консультация,
  • занятие-зачёт

Структурные элементы занятия:

  1. Организация начала занятия. Подготовка обучающихся к работе на занятии. Полная готовность кабинета и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.
  2. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность обучающихся к активной образовательно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
  3. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
  4. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся.
  5. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.
  6. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности обучающихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных связей.
  7. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечения их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов обучения.
  8. Подведение итогов знаний. Установление правильности и осознанности выполнения задания обучающимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов.
  9. Рефлексия. Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
  10. Подведение итогов. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки обучающегося оценке педагога. Получение обучающимися информации о реальных результатах обучения.

  1.  Материально-техническое оснащение

        Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия:

Для изучения программы были предоставлены следующие условия:

  1. Помещения: Один  кабинет «Точка роста». Спортивный зал школы-интернат.
  2. Оборудование: Ноутбуки с установленным на них необходимым программным обеспечением.
  3. Оборудование: Пневматическая винтовка для проведения стрельбы. МР-512.
  4. Оборудование: Автомат Калашникова (учебный), противогазы: ГП-5.
  5. Тренажер-манекен для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей.
  6. Тренажер-манекен для отработки сердечно-легочной реанимации.

  1.  Кадровое обеспечение программы

        Реализацию программы в образовательной организации осуществляет педагог, имеющий  высшее образование и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартам.

 

        Обучение по программе ведёт педагог: Аалиев Бакытбек Белекович

Категория – 1 квалификационная

Образование –  высшее

Работа с родителями

Целью работы с родителями обучающихся является включение семьи в учебно-воспитательную деятельность объединения. Данная работа направлена на:

• Создание гуманистического стиля обучения и взаимодействия;

• Уважительное отношение семьи и педагога к ребёнку;

• Систематическое повышение психолого-педагогического уровня педагога и родителей;

• Умение конструктивно подходить к решению проблем.

В работе с родителями используются следующие методы работы:

• Индивидуальные беседы;

• Родительские собрания.

Формы работы с родителями:

• Участие родителей в мероприятиях;

• Открытые и совместные занятия;

• Участие родителей в конференциях, защитах проектов.

Результат совместной деятельности – удовлетворённость родителей и обучающихся деятельностью объединения.

Реализация здоровье формирующих, здоровье сберегающих образовательных технологий в образовательном процессе

      Реализация осуществляется через:

  • Создание обстановки и гигиенических условий в помещении, соответствующих норме: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных неприятных звуковых раздражителей;
  • Чередование в течение занятия различных видов деятельности (не менее трёх);
  • Использование педагогических технологий для повышения мотивации у обучающихся интереса к изучаемому материалу;
  • Формирование на занятии отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;
  • Психологический климат на занятии; наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.

Список литературы для педагогов:

  1. Дни воинской славы России/ А.П. Пашкович, Е.В. Шитов. – М.: Глобус, 2007. – 174 стр.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы»    
  3. Дисциплинарный устав ВС РФ-84 стр.
  4. Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2001 -2009 стр.
  5. Маргелов А.В., Маргелов В.В. Десантник № 1 генерал армии Маргелов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование – 2003, - 638 с.
  6. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников/ А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус,  2007. – 330 с.
  7. Патриотическое воспитание/ Л.И. Гайдина, В.А. Яровенко, О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2009. – 224 с.
  8. Строевой устав ВС РФ.-М. Военное Издательство -2006-78 стр.
  9. Устав внутренней службы ВС РФ.1 М. Военное Издательство-2000 -195 стр.
  10. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ М. Военное Издательство.2005-198 стр.

Список литературы для родителей и обучающихся:

                       

  1. Боевые традиции ВС. Символы воинской чести. - М.: Армпресс, 2005 М.120 стр
  2. Великая Отечественная война: 1941 – 1945: Энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА – ПРЕСС. 2001. – 447 с.
  3. Дни воинской славы России/ А.П. Пашкович, Е.В. Шитов. – М.: Глобус, 2007. – 174 с.
  4. Календарь памятных дат российской военной истории. – М.: Армпресс, 2005
  5. Курская битва. Решающий поворотный пункт Второй мировой войны/ Д.Гланц, Д. Хауз. – М., 2007-512 стр.
  6. Чиненный С.А. Основы подготовки к военной службе. М. Просвещение, 2003 12стр.

Календарный план воспитательной работы

на 2023-2024 учебный год

Наименование (название)

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственные

1

Ознакомительная неделя  

Ознакомительная беседа с педагогом, правилами поведения и традициями в учреждении

Сентябрь

Педагог дополнительного образования

2

Инструктаж по технике безопасности

Инструктаж

Сентябрь

Педагог дополнительного образования

3

Посвящение в юнармейцы

Мероприятие

ноябрь

Педагог дополнительного образования

4

Соревнование по стрельбе

Соревнование

Ноябрь-Декабрь

Педагог дополнительного образования, обучающиеся

5

Служить России

Подготовка к конкурсу

Декабрь

Педагог дополнительного образования

6

Аты-баты

Подготовка к конкурсу

Январь

Педагог дополнительного образования

7

Конкурс песни и строя

Подготовка к конкурсу

Февраль

Педагог дополнительного образования

8

Соревнование по стрельбе

Соревнование

Апрель

Педагог дополнительного образования

9

Акция Вахта памяти

Мероприятие

Май

Педагог дополнительного образования, обучающиеся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...