Самоанализ педагогической деятельности
материал
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности
преподавателя по классу саксофона МГЛ им.Д.Аюшеева Шайдурова А.Е.
Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования – введение федеральных государственных требований, предпрофессиональных и общеразвивающих программ, нацелены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Отсюда возрастает роль педагога, требующая высокого уровня профессионализма, знания и умения применять психолого-педагогические методы воспитания и обучения.
Мой педагогический стаж – 41 год. В музыкально-гуманитарном лицее – 28 лет. За последние 5 лет (2019-2024) подготовил 13 выпускников. Качество государственных экзаменов составило 100%. В школу поступают дети с разным уровнем музыкальных способностей, но за 5-7 лет обучения они проходят путь от маленького «неумехи» до самостоятельной, понимающей ответственность, личности. Педагогу нужно распознать потенциал каждого ребенка и выстроить алгоритм его творческого развития, воспитать устойчивую мотивацию к познанию прекрасного, чем и является музыкальное искусство.
Цель моей педагогической деятельности – развитие творческих способностей учащихся, воспитание слушателя и исполнителя, развитие хорошего музыкального вкуса у учащихся. Достижение этой цели считаю возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение детей к участию в конкурсах и концертной деятельности. Как педагог – музыкант ставлю перед собой следующие задачи:
- научить самостоятельно работать над музыкальным произведением и учебно-вспомогательным материалом;
- совершенствовать эстетический вкус ученика, изучая лучшие образцы классической, эстрадной, джазовой музыки;
- формировать художественное мышление;
- развивать высокий профессиональный уровень игры на саксофоне в различных музыкальных стилях и направлениях;
- развивать навыки репетиционной и исполнительской работы; игры в оркестре, ансамбле;
- готовить и совершенствовать сольный, ансамблевый и оркестровый репертуар.
В обучении на духовых инструментах, в частности, на саксофоне первостепенной задачей является постановка амбушюра, исполнительского дыхания. Чтобы у учащегося появилось ощущение «опертости» дыхания, необходимо достаточно много времени уделять различным упражнениям на дыхание, поэтому на начальном этапе я привлекаю родителей на посещение уроков специальности в течение 2-3 месяцев. Ребенок не видит своих ошибок, а взрослый человек может проконтролировать как нужно держать инструмент, как брать дыхание. Показатель правильности всех действий – это ровный, продолжительный звук (7-10 секунд) в нюансе «mp». Обращаю внимание детей на качество звучания, т.е. чтобы ребенок контролировал звук от первой секунды и до последней, не менял позиции амбушюра и рационально распределял дыхание. Если же эти погрешности есть, то интонация будет неровной («плавающей»), тембр звука будет меняться, если мышцы губ будут «не в тонусе». Воспитание самоконтроля собственного звукоизвлечения – это основная задача на начальном этапе обучения игры на саксофоне. Важно, чтобы ученик был в хорошей физической форме, поэтому я рекомендую посещать спортивные секции. Особо приветствуются здесь занятия в бассейне. Плавание очень хорошо помогает формированию правильного исполнительского дыхания.
Применяя принцип последовательности и постепенности (от простого к сложному), выстраивается дальнейшая работа по освоению инструмента. Важен принцип наглядности обучения, т.е. я показываю на саксофоне как должна звучать та или иная фраза, мотив, если ребенок не понимает объяснения. Услышав, он сразу же копирует исполняемый материал. Особенно важно это в джазовой музыке, чтобы уловить манеру и стиль (свинг, фанк, джаз-рок и др.).
Начиная со 2-го класса учащиеся посещают младшую группу образцового ансамбля «Экспромт плюс». Детям очень нравится играть в ансамбле, участвовать в праздничных мероприятиях, концертах. (см.Приложение)ю
Игра в ансамбле очень стимулирует ребенка к самостоятельным занятиям, пробуждает интерес к коллективному музицированию. У учащегося развиваются навыки ансамблевой игры, возрастает ответственность, а также возникает дух соперничества – кто лучше сыграет «solo» в той или иной партии. «Экспромт Плюс» существует в 2-х составах: 1 - младшая группа (учащиеся 2-4 классов) и старшая (основная) – уч-ся 5-7 классов.
Таким образом состав ансамбля постоянно обновляется. На смену выпускникам приходят дети из младшей группы, уже имеющие опыт игры в ансамбле. За межаттестационный период ансамбль«Экспромт Плюс» участвовал в джазовых фестивалях, в Международных конкурсах (см. Приложение).
Благодаря достигнутым успехам, «Экспромт Плюс» является постоянным участником концертных программ городского и республиканского уровней. Кроме игры в ансамбле, учащиеся класса Лисун М., Петрова К., Рагулина А., Сафонов Е., Малошик М. принимают участие в международных и всероссийских конкурсах как солисты. (см. приложение).
Участие в конкурсах и фестивалях дает возможность общения с музыкантами более высокого уровня. Так в марте 2022 г (на фестивале«Джаз Олимп») в г.Ангарске участники ансамбля имели уникальную возможность пообщаться со звездой российского джаза, известным саксофонистом Игорем Бутманом и получили от него ценные советы и напутствия на будущее. В творческом общении с участницей телепроекта «Голос Дети» Марьяной Мостовяк и ее педагогом, джазовой певицей Ритой Солнцевой родились совместные номера, с которыми ансамбль стал обладателем Гран-При в Международном конкурсе «Единство России» в г.Москва.
Немаловажную роль в формировании эстетического вкуса музыканта-саксофониста играет посещение концертов мировых джазовых исполнителей на сцене Бурятской Государственной филармонии. Наш класс – постоянный слушатель и зритель таких концертов. Это определенным образом повышает мотивацию к занятиям, поднимает планку профессионального уровня ученика.
Каждый ребенок индивидуален и, соответственно, к каждому нужен свой подход. Стараюсь решать проблемы по мере их поступления. У одного страдает интонация – работаем над «опорой» в дыхании, исправляем недочеты в постановке мышц губ (амбушюра), постановке самого инструмента. Стоит ученику расслабиться или взять саксофон под другим углом, то сразу возникают проблемы с качеством звукоизвлечения. У некоторых учащихся существуют проблемы с ритмом, а в музыке, особенно в джазе, без этого компонента никак нельзя. Играем гаммы, ритмические упражнения с синкопами и различными группировками нот под ритмо-компьютер. Стараюсь, чтобы решение проблемы было доведено до положительного результата, тогда ребенок, видя его успешное решение, мотивирован на дальнейшую работу. Он поднимается еще на одну ступеньку в освоении профессиональных навыков, совершенствует свое умение музыканта-саксофониста.
В перспективе на ближайшие годы – новые концертные программы, подготовка к очередным международным и всероссийским конкурсам. На смену выпускникам приходят маленькие способные дети, которые хотят научиться играть на саксофоне. Обучая других – обучаешься сам и нет предела совершенству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
самоанализ педагогической деятельности 2011 г
Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...
самоанализ педагогической деятельности
данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...
Самоанализ педагогической деятельности учителя
СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя
САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...
Самоанализ педагогической деятельности
В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...